Денежная политика


вернуться в оглавление книги...

Проблеме регулирования денежной массы уделяется особое внимание со стороны итальянских правящих кругов, поскольку поддержание относительной стабильности денежного обращения необходимо для дальнейшей экспансии монополий и вместе с тем является сдерживающим фактором растущих социальных противоречий. Разбухание денежной массы в первые годы после второй мировой войны сопровождалось катастрофическим обесценением лиры, парализовавшим хозяйственную активность в стране. По сравнению с 1938 г. розничные цены выросли в 1946 г. в 28 раз, а в 1947 г.— в 49 раз. Только в конце 40-х годов в результате жесткой стабилизационной политики была приостановлена «галопирующая» инфляция и восстановлено доверие к покупательной способности лиры. Были введены новые нормы контроля над ценами и кредитом, усилены меры по «замораживанию» заработной платы.
Новое направление в экономической политике Италии (получило название «линии Эйнауди — Меникелла», по фамилиям министра казначейства и управляющего центральным банком) выражалось, с одной стороны, в ограничении личного потребления, в кредитных и валютных рестрикциях, с другой — в поддержке крупных предпринимателей посредством предоставления им налоговых льгот и бюджетных субсидий. Одновременно с дефляционными мерами общеэкономического характера была взята под особый контроль казначейства и центрального банка денежная масса. С 1948 г. Банк Италии начал публиковать ежегодный денежный баланс, отражающий темпы прироста денежного обращения. В годовом отчете центрального банка до 1967 г. фигурировал раздел «регулирование ликвидности», в котором одновременно со статистическим анализом изменения денежной массы давалась характеристика денежной политики, проводимой компетентными органами. При этом за основной показатель состояния денежного хозяйства принималась «ликвидность экономики», под которой понималась сумма платежных и покупательных средств, находящихся в руках потребителей, предприятий и банков. Общий объем ликвидных средств разделялся на «первичную ликвидность» (банкноты, казначейские деньги, текущие счета в кредитных и почтовых учреждениях, депозиты до востребования в казначействе) и вторичную ликвидность (сберегательные банковские и почтовые депозиты, казначейские векселя и другие краткосрочные обязательства казначейства).
При анализе ликвидности экономики использовался метод сопоставления темпов прироста денежного обращения и банковских депозитов с динамикой других показателей как монетарного, так и немонетарного характера. Одной из основных характеристик являлось соотношение первичной ликвидности и краткосрочной задолженности, образовавшейся у хозяйства и казначейства. Прирост первичной ликвидности, пропорциональный увеличению краткосрочной задолженности, отождествляемой с приростом деловой активности, рассматривался как показатель нормального развития конъюнктуры. Нарушение пропорциональности служило сигналом к принятию соответствующих мер по количественному регулированию денежной массы.
В 50-х годах розничные цены в Италии росли умеренными темпами, что послужило основанием считать денежную политику эффективным средством, обеспечивающим стабильные условия экономического роста. Однако первая половина 60-х годов принесла горькие разочарования итальянским монетаристам, т. е. сторонникам количественной концепции, возрожденной после второй мировой войны приверженцами «чикагской школы» (М. Фридмен). Чисто денежное регулирование, которое монетаристы расценивали как лекарство от всех экономических недугов, не смогло предотвратить резкой инфляционной вспышки и последовавшего вслед за ней глубокого экономического спада 1964—1965 гг.
После кризиса 1964—1965 гг. итальянские власти провели реорганизацию текущего наблюдения за динамикой денежного обращения. В частности, с 1966 г. основным ее показателем становится «денежная база», которая заменила используемую ранее ликвидность экономики. В денежную базу итальянская статистика включает теперь наличные деньги, выпущенные центральным банком и казначейством, а также некоторые активы, которые можно немедленно без каких-либо ограничений превратить в наличные деньги. Такими активами являются бессрочные вклады в центральном банке и казначействе, почтовые депозиты, казначейские векселя, неиспользованная квота гарантированного кредита Банка Италии коммерческим банком и некоторые другие. Все эти активы легко конвертируются в наличные деньги без сокращения массы уже выпущенных наличных денег.
Применение к наличным деньгам понятия «база» связано с тем, что именно они, создавая кратное число банковских депозитов, являются основой совокупного денежного обращения и тем фундаментом, на котором стоит кредитная надстройка. Банк Италии ежемесячно определяет изменения денежной базы, анализируются причины прироста наличных денег и его распределение между кредитными учреждениями, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами небанковской сферы — с другой.
Изменение денежной базы происходит в результате роста или сокращения потребности в наличных деньгах со стороны казначейства, кредитных учреждений и Валютного бюро. Казначейство является наиболее крупным агентом, предъявляющим постоянный спрос на наличные деньги, потребность в которых возникает в связи с дефицитом государственного бюджета.
Казначейство покрывает кассовый дефицит за счет кредита Банка Италии и в меньшей степени путем выпуска собственных денег — билетов и монет. Расширение масштабов дефицитного финансирования государственных расходов способствует тому, что вклады казначейства в прирост денежной базы достигают значительных сумм. В отличие от двух других институтов, воздействующих на динамику денежной базы (кредитные учреждения и Валютное бюро), казначейство создает только прирост ликвидных средств.
Кредитные учреждения расширяют или сокращают денежную базу через механизм кредита, предоставляемого Банком Италии коммерческим банкам в различных формах (переучет векселей, пролонгация задолженности, кредит по открытому счету и т. д.). Наряду с внутренними источниками, питающими денежную базу, большое влияние на ее динамику оказывают внешнеэкономические отношения, материальный итог которых концентрируется в сальдо платежного баланса. В случае положительного сальдо его владельцы конвертируют иностранную валюту в лиры, расширяя таким образом денежную базу; если же платежный баланс сведен с дефицитом, то на соответствующий эквивалент в лирах происходит сокращение денежной базы. Непосредственным основным генератором новых ликвидных средств является Банк Италии, который предоставляет наличные деньги казначейству, кредитным учреждениям и Валютному бюро для трансформации дефицита платежного баланса в лиры. Второстепенным источником служит само казначейство, осуществляющее эмиссию государственных денежных знаков и аккумулирующее почтовые сбережения.
Соотношение между объемом ликвидных средств, текущих в резервуар денежной базы по трем главным каналам (сальдо платежного баланса, казначейство, кредитные учреждения), подвергается существенным изменениям в зависимости от хозяйственной конъюнктуры и регулирующих мер итальянских властей. В табл. на с. 49 показано формирование и распределение прироста денежной базы в 60 и 70-х годах. После кризиса 1964—1965 гг. в течение 1966—1969 гг. ежегодный прирост денежной базы был стабильным, причем именно этот период характеризовался относительно устойчивыми темпами экономического развития. В последующие годы расширение денежной базы проходило большими скачками, поскольку экономика страны находилась в кризисном и депрессионном состоянии. Такая связь экономического положения с динамикой денежной базы могла бы служить иллюстрацией для сторонников «чикагской школы», рассматривающих постоянный прирост денежной массы как гарантию стабильного развития хозяйства в целом. В действительности динамика денежной базы являлась не причиной, а в значительной степени следствием развития немонетарных факторов, хотя и имело место некоторое воздействие денежного обращения на конъюнктуру по закону обратной связи.
Прирост денежной базы регулируется путем вмешательства в процесс образования новых ликвидных средств каждым из трех автономных источников. Например, кассовая потребность казначейства в 1965 г. составила 1543 млрд. лир, однако прирост денежной базы за счет казначейства был равен 919 млрд. лир: 625 млрд. лир были получены посредством размещения долгосрочного займа среди населения и кредитных учреждений. В 1971 г. кассовый дефицит достиг 4757 млрд. лир, а увеличение денежной базы составило 3353 млрд. лир, поскольку в результате вмешательства казначейства было размещено государственных бумаг на 1404 млрд. лир. В определенных пределах возможно регулирование прироста денежной базы, являющегося эквивалентом сальдо платежного баланса, за счет увеличения задолженности коммерческих банков своим иностранным корреспондентам. Вместе с тем следует отметить, что возможности корректировки прироста или сокращения ликвидности казначейством или через внешнеэкономические связи являются ограниченными. Огромные дефициты государственного бюджета и платежного баланса делают эти источники ликвидности трудноуправляемыми, так как их активность зависит от стихийных сил внутреннего и внешнего рынков и диктуется в большинстве случаев крайней необходимостью, вызванной состоянием конъюнктуры. В распоряжении органов, регулирующих денежную базу, практически остается только один управляемый агент — кредитные учреждения.
Распределение прироста денежной базы происходит в двух направлениях. Одна часть попадает в руки населения, другая — оседает в кредитных учреждениях. Средства, находящиеся у населения, используются различным образом. Наличные деньги, составляющие доходную часть семейных бюджетов, расходуются на покупки потребительских товаров; существенная часть прироста денежной базы, попавшей в руки населения, помещается в почтовые вклады, находящиеся под опекой казначейства. В конечном итоге прослеживается связь: прирост денежной базы — увеличение покупательных средств в руках потребителей — рост потребительского спроса.
Другая часть прироста денежной базы оседает в кредитных учреждениях, распределяясь между обязательными резервами и ликвидными ресурсами. Обязательные резервы и свободные ликвидные средства образуют денежную базу кредитных учреждений, которая является основой кредитной деятельности коммерческих банков. Таким образом, устанавливается кредитная цепочка: прирост общей денежной базы — соответствующее увеличение денежной базы кредитных учреждений— дополнительные возможности кредитной экспансии.
Два направления в распределении прироста денежной базы составляют важный исходный пункт денежной и кредитной политики. Задача регулирующих органов состоит в том, чтобы не допустить чрезмерного оседания новых ликвидных средств у населения и обеспечить кредитные учреждения необходимыми ресурсами для активных операций. В противном случае возможен «перегрев» конъюнктуры в сфере потребительского спроса и ускорение инфляционного роста цен. В руках властей имеется практически только одна мера косвенного воздействия на распределение прироста денежной базы—изменение процентных ставок по банковским вкладам. В 1973 г. и в особенности в 1974 г. отмечалось заметное повышение этих ставок, вызванное стремлежем усилить приток депозитов (в середине 1974 г. уровень процентов, выплачиваемых по банковским вкладам, был вдвое выше по сравнению с уровнем декабря 1971 г.).
Политика в области денежного обращения, проводимая в 60—70-е годы, входила в комплекс мероприятий ,по регулированию экономики. Поэтому трудно провести Драницу между использованием денежных, кредитных, I бюджетных и других инструментов вмешательства. С начала 1962 г. по июнь 1963 г. проводилась экспансионистская денежная политика, целью которой было поддержать темпы роста экономики, начавшие замедляться. В январе 1962 г. был снижен уровень обязательных резервов кредитных учреждений, в ноябре этого же года коммерческие банки получили разрешение финансировать импорт за счет роста задолженности иностранным кредиторам, что привело к расширению использования иностранного кредита коммерческими банками. В связи с этим сократилась расходная часть официального платежного баланса и возросло его положительное сальдо с соответствующим увеличением денежной базы.
Дефицит платежного баланса, ускоренный рост розничных и оптовых цен в 1963 г. вынудили итальянские власти перейти к дефляционной политике (вторая половина 1963 г. — I квартал 1964 г.). В сентябре 1963 г. было введено ограничение кредитования коммерческих банков у иностранных финансовых партнеров, что увеличило официальный дефицит платежного баланса и привело к сокращению денежной базы. Общий уровень денежной базы в этот период практически не менялся, поскольку сокращение, связанное с отрицательным сальдо по текущим операциям, компенсировалось приростом по линии казначейства и кредитных учреждений. Одновременно с рестрикционными мерами, касающимися денежной базы, в этот период были использованы и другие инструменты дефляционной политики, в частности ограничения продаж в рассрочку, увеличение налога с оборота и др.
Со II квартала 1964 г. направление денежной политики изменилось: рестрикционные инструменты усугубляли конъюнктурные трудности и дальнейшее их применение могло нанести ущерб экономическому росту. Новая фаза монетарной политики продолжалась до июля 1966 г. и характеризовалась экспансионистскими мерами. Денежная база увеличивалась нарастающими темпами до середины 1965 г., после чего рост ее замедлился. С июля 1966 г. по июнь 1969 г. регулирование денежной базы проходило в условиях стабильных курсов долгосрочных облигаций, поддержку которых ; осуществлял Банк Италии. Власти приняли решение финансировать дефицит государственного бюджета, масштабы которого достигли значительных размеров и продолжали расширяться за счет эмиссии долгосрочных государственных ценных бумаг и прироста денежной базы. Установлением фиксированных квот эмиссий государственных облигаций облегчалась задача поддержки их курсов центральным банком, в то время как регулирование прироста новой ликвидности преследовало цель избежать новой вспышки инфляции. Денежная база в этот период увеличивалась ежегодно приблизительно на 8%. В экономической литературе этот период денежной политики получил название «фазы приспособления, или фазы сопровождения», что подчеркивает нейтральность денежных компетентных органов. Вместе с тем некоторые экономисты считали, что рационирование прироста денежной базы тормозило развитие хозяйства и денежная политика этого периода была в своей сущности дефляционной.
Рост цен в 1969 и 1970 гг. вынудил итальянское правительство принять ограничительные меры, в частности дважды повысить официальную учетную ставку (в августе 1969 г. и в марте 1970 г.). Тем не менее темпы прироста денежной базы не сократились в связи с продолжающимся ростом бюджетного дефицита. С конца 1970 г. началось осуществление мероприятий по стимулированию деловой активности. Учетная ставка была снижена в апреле, а затем в октябре 1971 г. Во второй половине 1972 г. дефицит платежного баланса вызвал замедление роста денежной базы, в то время как спрос на кредит повысился в связи с оживлением конъюнктуры и активизацией инвестиционной деятельности. Валютные власти разрешили коммерческим банкам увеличить свою задолженность по отношению к загранице; в 1973 г. был введен «плавающий» курс лиры.
В 1973 и 1974 гг. экономическая политика Италии проводилась в условиях возросших трудностей, обусловленных как внешними причинами, так и усугублением внутренних хозяйственных противоречий. Наиболее серьезным внешним фактором, отрицательно повлиявшим на развитие конъюнктуры, явилось повышение мировых цен на топливо и промышленное сырье, что, учитывая значительные масштабы импорта, привело к резкому росту отрицательного сальдо платежного баланса. В мае 1974 г. правительство Италии ввело импортные ограничения в форме обязательства импортеров ряда товаров вносить на беспроцентный счет центрального банка сроком на 6 месяцев 50% стоимости ввозимой из-за границы продукции, что соответственно сокращало денежную базу. Регулирующие меры были, с одной стороны, направлены на сдерживание кредитной экспансии, поскольку росло использование предоставленных кредитов в спекулятивных целях (незаконный вывоз за границу банкнот, скупка сырья), а с другой — на поощрение инвестиционной деятельности предприятий. В создавшихся условиях были расширены масштабы селективного контроля за распределением кредита.
Резкое ускорение роста цен в 1973—1974 гг. определило общую линию на некоторое сдерживание роста денежной базы. Однако в конце 1974 г. экономика Италии вступила в фазу кризиса, который продолжал разворачиваться в 1975 г. Поэтому, несмотря на непрекращающееся повышение цен, денежная политика имела экспансионистскую ориентацию. Учитывая, что введение в 1974 г. системы импортных депозитов замедлило темпы роста банковских вкладов, Комитет по кредитам и сбережениям отменил в начале 1975 г. эту систему, высвободив блокированные 1200 млрд. лир.