Крах кейнсианской концепции регулируемой инфляции привел к изменению отношения ряда буржуазных экономистов к антиинфляционной политике. Вместо борьбы с инфляцией прежними мерами они предлагают приспособиться к росту цен и добиться максимального ограничения инфляции путем применения индексации доходов и платежей, т. е. изменения их величины в соответствии с увеличением индекса стоимости жизни. Сторонники этой меры ссылаются, на опыт Бразилии, Израиля, Финляндии, Франции, Швейцарии, ФРГ. Индексные оговорки введены частично в Англии, Канаде, США и в некоторых других странах.
Полная индексация
Программы индексации разнообразных доходов и платежей выдвигали многие буржуазные экономисты, в том числе М. Фридмен1. Ряд экономистов предложил так называемую полную индексацию всех доходов, как государственных, так и частных. Согласно этим проектам различные формы денежных отчислений должны быть индексированы. Государственные займы гарантировали бы покупательную способность кредиторов,, страдающих от обесценения денег. В области налогообложения индексация применялась бы при определении базовой суммы, не облагаемой налогом, и в соответствии со шкалой налогообложения. Индексация применялась бы также для переоценки капиталов, для изменения норм амортизации. Кроме этого, были бы индексированы заработная плата, квартплата, проценты, стоимость погашения займов, ценных бумаг и т. д.
Фридмен, например, пишет: «...Мы обречены на инфляцию. Значит, нужно ввести в действие систему, которая оградила бы от инфляции страдающих из-за нее, в особенности малосведущих лиц, основных ее жертв... Одно из преимуществ индексации — уменьшение прибылей, приносимых инфляцией всем, кто знает, как из нее извлечь пользу, и среди этих последних в первую очередь — самим правительствам». Французский экономист Ж. Мериго считает, что с помощью индексации будет создана коллективная психология, «сокрушающая инфляцию» посредством роста «совокупного эффекта доверия». В той мере, в какой экономические агенты, т. е. частные лица, предприятия, банки, почувствуют, что их покупательная способность полностью защищена, они больше не станут испытывать потребности в расширении покупок, что увеличивает платежеспособный спрос и усиливает инфляционный процесс. А государство не будет пытаться поддерживать примиренческую позицию к росту цен, так как индексация якобы сведет на нет выгоды, которые имеет от инфляции правительство. Отсюда делается вывод: если исчезнет опасность обесценения денег и не будет заинтересованных в инфляции, наметится тенденция к стабилизации валюты.
Фридмен назвал индексацию составной частью политики регулирования экономического роста, главная роль в которой принадлежит «постепенному и организованному замедлению на несколько месяцев роста государственных расходов и увеличения денежной массы таким образом, чтобы не причинить серьезного вреда экономике». К этой политике глава современного монетаризма относит и си«тему социального обеспечения, которое должно действовать в пользу безработных и лиц, терпящих убытки от «выравнивания заработной платы».
Сдерживание правительственных расходов и темпа роста денежной массы, по мнению Фридмена, приведет к уменьшению расходов частных лиц. Он пишет: «.. .Нет никакого другого средства замедления инфляции, которое не предполагало бы как временное увеличение безработицы, так и временное сокращение производства»; неизбежный застой в производстве в период сокращения расходов может быть уменьшен административными мерами, включающими индексацию и социальные выплаты.
Предлагая индексацию заработной платы, Фридмен рассчитывает, что она позволит предпринимателям повышать заработную плату в меньшей степени, чем без индексации, поскольку предприниматель выплатит рабочим такую надбавку, которую он предусмотрел, т. е. соответствующую росту цен. При отсутствии индексации капиталист, будто бы идя на уступки профсоюзам, зачастую повышал заработную плату в большей степени, чем росли цены. Следовательно, и здесь индексация действует в пользу имущих. В индексации заработной платы Фридмен видит путь к замедлению инфляции, основываясь на псевдонаучной теории спирали «заработная плата — цены», в соответствии с которой причиной роста цен объявляется повышение заработной платы.
Выдвигая доводы в пользу индексации налогов, Фридмен считает, что она сдержит намерение правительства использовать инфляцию в своих интересах. При индексируемых налогах государство будет пользоваться доходом от скрытого налога — инфляции в меньшем размере, чем в отсутствие индексации. Индексация налогов должна также ослабить отрицательное воздействие налогообложения компаний в условиях инфляции на частные инвестиции и облегчить борьбу с повышением цен предпринимаемым под предлогом обеспечения достаточного уровня самофинансирования.
Применение индексных оговорок к заработной плате и налогам направлено на стимулирование накопления капитала за счет ограничения потребления населения; тем самым оно способствует углублению основного противоречия капитализма.
Индексация трудовых доходов требует точного выполнения коллективных договоров владельцами предприятий и администрацией учреждений, что зачастую не соблюдается. В то же время повышение квартплаты, составляющей основную долю расходов в бюджетах семей трудящихся, повышение налогов в связи с ростом цен и номинальным увеличением доходов ведет к снижению реальной заработной платы трудящихся. Поэтому неизбежны социальные конфликты, либо затрудняющие введение индексации, либо осложняющие ее применение.
Теории индексации — это разновидность теорий «государства всеобщего благоденствия», в которых государству отводится роль органа, действующего в интересах всех слоев населения и стремящегося добиться процветания граждан. Они не вскрывают подлинных причин инфляции, коренящихся в диспропорциях капиталистического воспроизводства и государственно-монополистическом регулировании экономики. Классовая сущность индексации состоит в затушевывании реальных причин инфляции, ее истинного виновника — системы государственно-монополистического капитализма, стремлении внушить трудящимся мысль о возможности достижения социального мира в условиях капитализма.
При полной индексации предполагается, что доходы, ценные бумаги, долги изменяются в соответствии со средним изменением цен по истечении определенного периода. Если принять уровень цен в начале периода за единицу и обозначить среднее изменение цен в течение этого периода через х, то в конце его индекс цен станет равным (1 + х). Именно тогда будет применена индексация. Можно рассматривать индексацию как немедленную, что позволяет считать, что начиная с выбранного периода t совокупность доходов, цепных бумаг и долгов изменится в отношении, равном (1 + х) , и что это изменение почти сразу отразится на ценах в виде их нового умножения на (1 + х). На практике индексация начинает действовать лишь через некоторое время и ее отражение на ценах не является немедленным.
Полная индексация может осложнить регулирование экономики. Увеличение денежных доходов и рост внутренних цен сдерживают экспорт товаров и создают благоприятные условия для расширения импорта, ухудшая тем самым платежный баланс и затрудняя осуществление внешнеэкономического равновесия.
С введением индексации обостряются классовые противоречия: трудящиеся требуют компенсации растущих цен; монополии, ссылаясь на увеличение заработной платы, в еще большей мере повышают цены.
Полная индексация усиливает рост цен за счет автоматического действия изменений величины доходов и платежей.
Если инфляция длится продолжительное время, 'jo осуществляется индексация все более растущего уровня цен, и инфляция, таким образом, усиливается. Воздействие полной индексации тем заметнее, чем меньше период t. По мнению ряда буржуазных специалистов, единственное средство замедлить темпы обесценения денег состоит в том, чтобы добиться в течение одного или нескольких периодов отрицательных коэффициентов х. Но практика свидетельствует о невозможности достижения в условиях государственно-монополистического капитализма стабильного снижения цен. Буржуазные экономисты не видят иного выхода в решении проблемы сдерживания инфляции, кроме сокращения доходов трудящихся, якобы ответственных за повышение цен.
Так, французский экономист Ж. Ривуар заявляет: «.. .В режиме обобщенной индексации можно выйти из адской спирали цен и доходов, только вызывая их фактическое снижение, что предполагает, в целом, сжатие реальных доходов».
Концепция полной индексации не выдерживает критики. Изменение предстоящих платежей и доходов в соответствии с движением индекса розничных цен приводит к результатам, противоположным поставленной цели: инфляция не замедляется, а, напротив, постоянно усиливается. Механизм индексации еще больше углубляет несоответствие внутреннего и внешнего экономического равновесия: если темпы внутреннего и внешнего обесценения валюты, в которой выражены индексируемые денежные инструменты (цены, доходы, ценные бумаги, долги), опережают падение ее внешней покупательной способности, ухудшится состояние платежного баланса страны, а это в свою очередь содействует (посредством расширения импорта, тенденции к сокращению экспорта, притока иностранных капиталов) усилению воздействия на инфляцию внешних факторов.
Обобщенная индексация ведет к обострению социальных противоречий, так как, с одной стороны, неизбежны существенные различия в уровнях получаемых отдельными группами населения доходов, а с другой стороны, также неизбежна борьба за определение срока индексации. Даже многие буржуазные экономисты признают, что широкая индексация финансовых инструментов не способна остановить инфляцию. В то же время они отмечают, что нужно использовать отдельные формы индексации.
Ограниченная индексация
Эта форма индексации практически относится к части экономических показателей. Например, увеличиваются в соответствии с ростом цен заработная плата, процентные ставки по ссудам. В то же время могут быть «не привязанными» к повышению цен размеры амортизацнонных отчислений, предназначенных для возмещения основного капитала и для расширения производства. Поэтому издержки производства, а соответственно и продажные цены должны при ограниченной индексации увеличиваться в меньшей степени, чем общин уровень цен. Результатом такой индексации могут быть искажение соотношений статей балансов предприятий и затруднения в осуществлении капиталовложений.
Хотя номинальное увеличение цен при ограниченной индексации меньше, чем в условиях полной индексации, возникает риск нарушения некоторых экономических соотношений: например, держатели неиндексированных ценных бумаг окажутся в неблагоприятном положении по сравнению с получателями индексированных доходов, что может вызвать застой и упадок в операциях рынка долгосрочных капиталов в пользу краткосрочных вложений, что в свою очередь будет сдерживать расширение инвестиций. Кроме того, возникает возможность разорения лиц, получающих фиксированные доходы (пенсионеров, рантье и т. п.), и уменьшения реальной величины социальных выплат и пособий. Таким образом, воздействие ограниченной индексации на экономические и социальные отношения противоречиво.
Сторонники индексации предлагают выбрать те ее формы, которые в наибольшей степени отвечают задаче сохранения капиталистического строя. К ним относятся две основные формы: индексация трудовых доходов и индексация накопления.
Индексация трудовых доходов
Необходимость индексации трудовых доходов для сохранения их покупательной способности в условиях инфляции признается многими буржуазными экономистами, понимающими опасные социальные последствия снижения доходов трудящихся. В то же время их предложения о применении индексации половинчаты и осторожны.
Буржуазные идеологи утверждают, что индексация трудовых доходов увеличивает издержки производства и тем самым содействует росту цен. Отсюда их стремление сдерживать увеличение трудовых доходов и ограничивать сферу применения индексации. Причем они утверждают, что в определенный момент индексация трудовых доходов становится несовместимой с применяемыми средствами регулирования экономики. Например, Ривуар пишет: «Так как некоторые категории трудящихся будут в более выгодном положении от применения индексации, чем другие, можно быть уверенным, чта величина средней заработной платы станет повышаться быстрее среднего уровня цен. Это приемлемо только в период быстрого экономического подъема, роста производительности труда, оправдывающего в таких условиях увеличение реальной заработной платы. Такое средство будут применять не далее-того момента, когда экономический подъем станет ослабевать: индексация будет препятствовать всякой серьезной акции, направленной на сдерживание доходов. За исключением благоприятного стечения обстоятельств, нет иной возможности уменьшить инфляцию, как только .. .соглашаясь на безработицу».
Использование средних величин искажает реальную экономическую картину: во-первых, потому, что рост среднего уровня цен значительно ниже повышения цен на ряд товаров и услуг, необходимых для воспроизводства рабочей силы (продовольствие, одежда, обувь, медицинские услуги и т. д.); во-вторых, вследствие включения, официальной буржуазной статистикой в термин «оплата труда» доходов не только наемных рабочих, но и высокооплачиваемых управляющих, директоров, администраторов компаний, хотя по существу их оклады — разновидность прибыли, что искусственно завышает средний размер заработной платы трудящихся.
Кроме того, совсем не обязательно, чтобы среднее увеличение заработной платы опережало рост среднего уровня цен, значительно повышающихся в период подъема. При замедлении роста экономики уровень заработной платы может отставать и от темпов расширения производства товаров — объектов потребительского спроса, и от темпов увеличения розничных цен, не снижающихся даже во время спада. Для реализации возросшей массы предметов народного потребления и услуг потребуется прирост платежеспособного спроса, одним из источников которого и является повышение доходов трудящихся, например посредством их индексации.
Следовательно, не индексация служит тормозом регулирования, а циклический характер капиталистической экономики. Влияние регулирующих мероприятий на сферу обращения (спрос и предложение) не в состоянии избавить капитализм от диспропорций воспроизводства, связанных с цикличностью развития экономики, вызываемой несоответствием общественного характера производства частнокапиталистической форме присвоения. К. Маркс писал: «Противоречие в капиталистическом способе производства: рабочие, как покупатели товара, важны для рынка. Но капиталистическое общество имеет тенденцию ограничивать рабочих минимумом цены как продавцов своего товара — рабочей силы». Поэтому, чтобы избежать кризисов, необходимо ликвидировать носитель противоречий — капиталистический способ производства.
Таким образом, доводы о несовместимости индексации трудовых доходов с государственно-монополистическим регулированием экономики представляются неубедительными. В них проявляется классовая сущность буржуазных концепций регулирования социально-экономических отношений, выражающаяся в стремлении обосновать наступление на права трудящихся, обвинить рабочих в усилении инфляции.
В ряде капиталистических стран введена индексация некоторых форм трудовых доходов. Применение индексации требует установления подвижной шкалы цен и заработной платы. Так, во Франции в 1952 г. под давлением рабочего класса был принят закон о подвижной шкале заработной платы и цен, предусматривавший автоматическое повышение не реальной оплаты труда, а «гарантированного межпрофессионального минимума заработной платы».
Поэтому прирост СМИГ быстро «съедался» увеличением цен. Кроме того, доля СМИГ в общей величине заработка в результате использования различных премиальных систем оплаты труда падала. Упомянутый закон применялся в интересах монополистической буржуазии, чьи представители в правительстве старались избежать ввода в действие подвижной шкалы: занижали СМИГ, манипулировали базовыми индексами цен и стоимости жизни. В 1970 г. была введена «минимальная межпрофессиональная заработная плата роста» (СМИК — Salaire minimum interprofessionnel de croissance), которая должна отражать не только изменение индекса цен, но и динамику роста производства. По оценкам профсоюзов уровень СМИК должен был составлять весной 1978 г. 2400 фр. в месяц.
По существующему законодательству СМИК индексируется автоматически, когда базовый индекс потребительских цен увеличивается по крайней мере на 2%. Повышение этого минимума прямо затронуло в конце 1976 г. 5% лиц наемного труда (600 тыс. человек), получающих заработную плату на уровне СМИК, и 10% трудящихся с более высоким заработком2. По официальным данным, покупательная способность СМИК растет, на основе чего буржуазные идеологи рисуют радужную картину улучшения материального благосостояния трудящихся. Однако при этом они упускают ряд моментов.
Во-первых, правительство задерживает увеличение СМИК, что в условиях «галопирующей» инфляции означает снижение покупательной способности СМИК.
Во-вторых, средняя почасовая оплата растет значительно медленнее, чем СМИК.
В-третьих, увеличивающаяся интенсификация труда, равнозначная удлинению рабочего дня, ведет к реальному уменьшению ставки почасовой оплаты.
В-четвертых, правящие круги манипулируют официальным базовым индексом потребительских цен. Этот индекс занижает реальную стоимость жизни и существенно меньше индекса, рассчитываемого Всеобщей конфедерацией труда, заниженный официальный индекс розничных цен ведет и к заниженному повышению СМИК, что означает потерю его покупательной способности уже в момент индексации.
Таким образом, индексация не компенсирует рост стоимости жизни даже относительно небольшого числа лиц наемного труда, получающих СМИКГ что расходится с предвыборными обещаниями президента Франции В. Жискар д'Эстена быстро повысить доходы малоимущих и уменьшить социальные неравенства.
В системе социального обеспечения использование индексации пособий еще более затруднено. Под давлением профсоюзов, требовавших привести размер социальных пособий в соответствие с динамикой заработной платы и стоимости жизни, во Франции в начале 70-х годов был создан механизм приспособления социальных пособий к динамике заработной платы. Пособия исчисляются в соответствии с изменением так называемой базовой заработной платы, определяемой государством и существенно отстающей от фактической заработной платы. Размеры социальных пособий пересматриваются всего два раза в год. Величина семейных пособий и пенсий значительно ниже уровня СМИК. По данным ВКТ, половина безработных лишена пособий; в основном это касается окончившую школу молодежь.
Основным недостатком семейных пособий и пенсий является разница во времени между моментом изменения уровня заработной платы, являющегося базовым для повышения размера пособий, и моментом выплаты пособий. Это означает обесценение социальных выплат трудящимся и падение их покупательной способности, что усиливает перераспределение национального дохода в пользу крупной буржуазии.
Единственный вид пособий — единовременное пособие по безработице — должен ежегодно пересматриваться с учетом роста СМИК. Кроме того, согласно подписанному между профсоюзами и предпринимателями в июне 1975 г. соглашению должен пересматриваться в соответствии с увеличением СМИК размер пособия по частичной безработице. Профсоюзы требуют, чтобы величина этого минимального гарантированного пособия равнялась почасовой ставке СМИК, но патронат (Национальный совет французских предпринимателей) настаивает на меньшем размере.
Индексация трудовых доходов во Франции имеет урезанную форму и не обеспечивает прожиточный минимум даже для тех категорий трудящихся, которые ею пользуются, что является еще одним доказательством относительного ухудшения положения рабочего класса. В то же время монополии постоянно повышают цены и получают возрастающие из года в год прибыли, зачастую не выполняя условия коллективных договоров о повышении заработной платы. Буржуазное государство не защищает интересы всего населения, а содействует перераспределению национального дохода в пользу монополий за счет трудящихся. Попытки идеологов буржуазии доказать, что в условиях государственно-монополистического капитализма возможны уменьшение общественного неравенства и достижение гармонии социальных интересов, несостоятельны ни теоретически, ни практически.
Индексация накопления
Индексация одних только трудовых доходов рискует, по мнению ряда буржуазных экономистов, нарушить соотношение между двумя частями вновь созданной стоимости: прибавочной стоимостью и заработной платой, образующей фонд потребления. Особенно важно для «политики роста» поддержание определенных пропорций между фондом потребления и фондом накопления, служащим для инвестиций, стимулирование которых обязано осуществлять государство с целью обеспечения расширенного воспроизводства.
Многие представители крупной буржуазии предлагают ввести в тех или иных формах индексацию накопления, что должно якооы поддерживать пли даже повысить норму капиталистического накопления. Однако, как, например, пишет французский экономист Ж. Девизе, «общественные сопротивления идее индексации, распространяющейся на накопление, являются значительными», поскольку такая индексация противоречит устоявшимся принципам фиксации денежных размеров обязательств, роли денег как эталона и т. д. Противоречивые оценки последствий введения индексации накопления отражают диалектическую противоречивость отдельных форм индексации накопления и возможные неодинаковые результаты их практического применения.
Проблема стимулирования накопления для расширения инвестиций в условиях «галопирующей» инфляции настолько важна, что стала предметом исследования экспертов Комитета финансовых рынков Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), подготовивших доклад об индексации ценных бумаг с фиксированным доходом в ряде капиталистических стран (Финляндия, Бразилия, Франция, Израиль, Швейцария, ФРГ).
В этом исследовании отмечалось, что последствия введения индексации облигаций для стимулирования частного накопления и частных инвестиций отчетливо не выявляются. С одной стороны, индексация уменьшила бы неуверенность вкладчика относительно реальной будущей стоимости накопления, обесценивающегося под влиянием инфляции, и побуждала бы его предпочесть потреблению долгосрочные размещения средств. Гораздо большая ликвидность индексированных облигаций по сравнению с реальными благами и устранение риска, присущего вложениям в акции или в иностранные валюты, позволили 4бы им успешно конкурировать с вложениями в недвижимость, золото, драгоценности и другие формы непроизводительного размещения денежных средств. С другой стороны, индексация вызвала бы увеличение доходов по облигациям, что учитывалось бы вкладчиком, рассчитывавшим на рост величины его денежных ценностей при повышении выплачиваемых по ним процентов.
Следует отметить, что введение индексации облигаций, значительная часть которых выпускается государством, способствует увеличению размеров фиктивного капитала, представленного ценными бумагами. Это означает все большее отвлечение получаемых от продажи облигаций государственных займов денежных средств на непроизводительные цели, в первую очередь на милитаризацию, что ведет к относительному сокращению темпов роста национального дохода и валового общественного продукта и тем самым к замедлению прироста и фонда потребления трудящихся. Индексация облигаций может содействовать увеличению капитала-собственности и усилению паразитизма империализма, а осуществляемая с помощью займов милитаризация экономики, означающая огромное расточительство производительных сил, является ярким проявлением загнивания капитализма.
Некоторые буржуазные экономисты выдвигают немаловажные аргументы против индексации накопления. Они полагают, что склонность к долгосрочным вложениям возрастет, лишь если доля индексированных ценных бумаг в общем их объеме будет значительной. Следует также принять во внимание и то обстоятельство, что двойной рынок ценных бумаг (индексируемых и неиндексируемых) может иметь отрицательные последствия для спроса на неиндексируемые ценные бумаги, т. е. предполагается возможная переориентация вложений из акций в облигации. Это грозит затруднениями в краткосрочном кредитовании экономики из-за недостатка реального денежного накопления, что в свою очередь может привести к расширению эмиссии бумажных денег и подхлестнуть инфляцию.
Эксперты ОЭСР отмечают, что ожидаемое увеличение дохода на единицу сбережений будет побуждать некоторых вкладчиков сберегать меньше и за счет этого увеличивать свое потребление. Тем самым могут резко снизиться размеры инвестиций, одним из источников которых являются долгосрочные размещения принадлежащих населению денежных средств, что приведет к замедлению темпов экономического роста. Снова возникает опасность усиления инфляции за счет возможного увеличения государственных расходов, основанных на займах или на выпуске бумажных денег, а также за счет расширения потребительского спроса.
Ввиду указанного выше возможного противоречивого воздействия индексации ценных бумаг с фиксированным доходом на частное накопление в докладе ОЭСР делается неопределенное заключение: «. . .представляется. . ., что прямое потенциальное влияние индексации облигаций на общий уровень накопления было бы довольно скромным, разве что ожидается сильный рост цен и предполагается широкое использование индексных оговорок. Тем не менее наличие такого инструмента "накопления, защищающего от инфляции, могло бы в долгосрочном плане оказывать благотворное воздействие на поведение потенциальных вкладчиков».
В подтверждение доводов относительно опасности широкого применения индексации авторы доклада приводят пример Финляндии, где использование системы индексных оговорок, распространявшейся на банковские вклады и другие формы ликвидных (легко реализуемых) вложений денежных средств, было отменено в 1968 г. после девальвации национальной валюты и в связи с программой стабилизации цен, вызванной их быстрым ростом.
Сторонники применения индексации облигаций полагают, что увеличение инвестиций за счет сокращения потребления семей (а население развитых капиталистических стран — основной кредитор монополий и государства) помогло бы косвенно обуздать инфляцию: центральному банку было бы легче контролировать денежную массу, поскольку рост ожидаемого накопления ослабил бы тенденцию к расширению банковского кредита. Кроме того, была бы уменьшена программа государственных капиталовложений, если часть требующихся новых денежных средств предоставят частные инвесторы. Однако стимулирование инвестиций может усилить рост цен, особенно в период подъема, за счет расширения как инвестиционного, так и потребительского спроса, растущего в связи с увеличением занятости.
Приверженцы индексации накопления ограничиваются денежно-кредитными мерами ослабления инфляции. Они не вскрывают подлинных причин инфляции и предлагают бороться с ней за счет сокращения потребления главным образом трудящихся. В концепциях индексации накопления четко проявляется их классовая сущность: переложить на плечи рабочего класса тяготы по регулированию хозяйственной деятельности, осуществляемому в интересах крупной буржуазии.
Индексация накопления, которая может временно сгладить противоречия факторов экономического роста (между стимулированием инвестиций и увеличением потребительского спроса), неизбежно ведет к усилению инфляции и к обострению указанного противоречия, так как в погоне за прибылью капиталисты расширяют размеры производства, выходящего за пределы платежеспособного спроса населения. Таким образом, индексация накопления не способна выполнить возлагаемых на нее задач. Государственно-монополистическое регулирование экономики, паллиативные социальные реформы не могут отменить действие стихийных законов капитализма. Антиинфляционная политика не затрагивает истинных причин инфляции, практически не препятствует монополиям повышать цены. Само государственно-монополистическое регулирование экономики усиливает обесценение денег. Поэтому государственно-монополистический капитализм не может избавиться от инфляции, являющейся, с одной стороны, его порождением, а с другой стороны, обостряющей его кризис.