Меркантилизм как первая школа буржуазной политической экономии
По характеристике Маркса, меркантилизм — это первая теоретическая разработка капиталистического способа производства. Меркантилистская система «выбалтывает в грубо-наивной форме тайну буржуазного производства, его полное подчинение меновой стоимости». Меркантилизм относится к эпохе, когда капиталистическое производство делало свои первые шаги и не определяло еще развитие всего народного хозяйства. Преимущественной сферой деятельности капитала было товарное обращение, в производстве господствовали еще феодальные отношения. Это преобладание торгового капитала наложило свой отпечаток на теоретические воззрения меркантилистов. Выводы меркантилистов покоятся на обобщении явлений в сфере обращения. Меркантилистская система «исходила из поверхностных явлений процесса обращения в том виде, как они обособились в движении торгового капитала, и потому она улавливала только внешнюю видимость явлений». Процесс обращения является особой формой обмена, порождаемой особенностями товарного производства. Лишь на первых его ступенях имел место обмен товара на товар. С развитием общественного разделения труда обмен товаров осуществляется при посредстве денег, принимает форму товарного обращения. Характер и формы обмена определяются способом производства, поэтому понять природу и законы товарного обращения можно лишь на основе анализа экономических отношений в сфере производства. Ограничиваясь изучением явлений в сфере обращения в отрыве от производства, меркантилисты неизбежно ограничивались поверхностными обобщениями и не могли понять тонкости экономических процессов. Период позднего феодализма характеризуется ростом товарного обращения. Все возрастающее значение приобретает производство на рынок. Не потребление, а обогащение становится целью хозяйственной деятельности. Отражением этих процессов развития товарно-денежных отношений была монетарная система. Она отождествляла богатство с деньгами, объявляла накопление золота и серебра главной задачей. Это—точка зрения собирателя сокровищ, который стремится извлечь деньги из об ращения, чтобы удержать их у себя. В отличие от монетарной системы, развитый меркантилизм считал, что деньги нужно пускать в оборот с тем, чтобы они возвращались обратно с приростом. Это —точка зрения капиталиста. Представители развитого меркантилизма были сторонниками развития мануфактур, но в их глазах мануфактурное производство не было источником нового богатства. Значение мануфактур меркантилисты видели в том, что их продукция, выступающая в товарной форме, может быть превращена в деньги. Монетарная система, по словам Маркса, «определяет богатство еще совершенно объективно, как вещь, существующую в деньгах». А мануфактурная система «перенесла источник богатства из предмета в субъективную деятельность, в коммерческий и мануфактурный труд, однако сама эта деятельность все еще понималась ограниченно, как деятельность, производящая деньги».
Меркантилисты хорошо понимали, что стремление к наживе является движущей силой капиталистического хозяйства. Стаффорд считал доказанным, что «каждый естественно берется за то дело, где у него есть надежда на барыш». Но исходя из практики торгового капитала, функционирующего в сфере обращения, меркантилисты не могли понять природы стоимости и прибавочной стоимости, создаваемых в процессе производства, не могли понять, что законом товарного обмена является обмен по стоимости, т. е. обмен эквивалентов. С их точки зрения, прибыль образуется в результате продажи товаров выше их стоимости. Такое понимание прибавочной стоимости, указывает Энгельс, «было пониманием, вытекавшим из непосредственной купеческой практики: прибавочная стоимость образуется из надбавки к стоимости продукта». Точка зрения меркантилистов на прибавочную стоимость как прибыль от отчуждения была глубоко ошибочной, так как выигрыш одного является проигрышем другого. На самом деле прибавочная стоимость только реализуется, принимает денежную форму в процессе обращения, создается же она в процессе производства. Ограничиваясь обобщением явлений сферы обращения, меркантилисты фактически не давали ответа на вопрос, каким образом возрастает общая сумма богатства и возникает прибыль. Эту свою слабость смутно понимали сами меркантилисты; об этом свидетельствовало то, что подлинным источником прибыли они считали внешнюю торговлю. Маркс отмечает, что даже монетарная система видела источник прибыли в обмене с другими странами. На тех же позициях стояли и представители развитого меркантилизма. «Меркантилистская система,— по словам Маркса,— не видит дальше того, что эта стоимость представлена в деньгах (золоте и серебре) и что прибавочная стоимость находит поэтому свое выражение в торговом балансе, сальдируемом деньгами». Преобладание натурального хозяйства делало в ту эпоху внутренний рынок очень узким, тогда как внешняя торговля росла чрезвычайно быстро. Расширение товарооборота внутри страны не могло способствовать увеличению количества благородных металлов в стране, а внешняя торговля, особенно с колониями, была основным источником приумножения запасов золота и серебра. Исходя из этого меркантилизм считал источникои богатства внешнюю торговлю; а поскольку материал для экспорта поставляется ремеслами, меркантилисты приходили к выводу, что процветание ремесла является условием обширной торговли, а следовательно, богатства страны. Если не будут развиваться ремесла, доказывал Мен, государство пойдет к упадку, будет беднеть.
Обосновывая значение промышленного производства, Мен высказывал мысль о том, что производство готовых изделий приносит больше дохода, чем добыча того или иного сырья. Мен фактически признавал подлинным источником богатства человеческий труд. Но значения этого вывода, к которому он пришел, Мен не понимал. В соответствии с своим взглядом на значение различных отраслей народного хозяйства в обогащении страны меркантилисты различали производительный и непроизводительный труд. «В основе воззрений меркантилистов лежало представление о том что труд производителен лишь в тех отраслях производства продукты которых, будучи отправлены за границу, приносят стране больше денег, чем они стоили,— которые, следовательно, дают стране возможность в усиленной мере участвовать в присвоении продуктов недавно открытых золотых и серебряных рудников». Это представление меркантилистов покоилось на явлениях, сопровождавших «революцию цен». Приток в страну больших масс дешевого золота и серебра привел к повышению цен товаров. Так как рост заработной платы всегда отстает от роста цен, то повышение цен вело к понижению реальной заработной платы рабочих, к увеличению степени эксплуатации и росту относительной прибавочной стоимости. Обогащая капиталистов, «революция цен» ухудшала положение рабочих. Понижение стоимости благородных металлов не отражалось сразу же на ценах всех товаров. В первую очередь оно вело к повышению цен товаров, экспортировавшихся за границу. В отраслях, производящих на внутренний рынок, повышение цен наступало позже. Поэтому за счет низкой заработной платы выигрывали прежде всего те предприятия, продукция которых вывозилась за границу. Отсюда утверждение меркантилистов, что производительным является только труд, занятый в отраслях, работающих на экспорт. Меркантилисты были убеждены во всемогуществе денег. В качестве характерного образца подобных взглядов Маркс приводит выдержку из письма Колумба, в котором тот пишет, что владелец золота — господин всего, что золото даже может душам открыть дорогу в рай. Подчеркивая власть денег, меркантилисты были правы — владелец денег держит в своих руках общественную силу. Но, не поняв сущности денег, они не могли объяснить, почему деньги как всеобщая форма богатства противостоят всем другим товарам. Деньги — товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, выступающий в качестве всеобщего и непосредственного воплощения стоимости. По своим природным свойствам золото и серебро наиболее пригодны для роли денег, но они становятся деньгами лишь в определенных исторических условиях. Этого меркантилисты не понимали, они считали, что золото и серебро сами по себе, как вещи, по своей природе — деньги. «Все иллюзии монетарной системы произошли оттого, что не видели, что деньги представляют общественное производственное отношение, но в форме естественной вещи с определенными свойствами». Отождествляя деньги с благородными металлами, меркантилисты вели борьбу против номиналистических идей. Стаффорд подверг развернутой критике взгляд, что монета только знак, обращение которого обеспечивается королевским клеймом. Он доказывал, что государь не может по своему желанию определять стоимость монеты. «Кто так думает, тот видит только названия, а не вещи, которые ими обозначаются». Ошибочно мнение, что безразлично, из какого материала сделана монета, что ее с одинаковым успехом можно изготовить не из металла, а из кожи или бумаги. Золото и серебро, с точки зрения автора, обладают специфическими качествами, которые делают их пригодными выступать в роли денег. Даже названия монет происходят от весовых единиц, клеймо на монете лишь удостоверение того, что она содержит определенное количество металла. Подобных же взглядов придерживался Мен. Он указывал: «Ведь не названия наших фунтов, шиллингов и пенсов принимаются во внимание, но истинная ценность нашей монеты». Меркантилисты, по словам Маркса, «придерживались массивной, осязательной и блестящей формы меновой стоимости». Их внимание привлекали прежде всего функции сокровища и мировых денег, в которых деньги выступают как всеобщее воплощение общественного богатства. Подчеркивая, что деньги постоянно выпадают из обращения, что существует стремление удержать их от обращения, сохранить как сокровище, меркантилисты правильно отмечали важную особенность денежного обращения. Но эта рациональная сторона взглядов меркантилизма на деньги не получила признания со стороны буржуазной политической экономии. Однако сама капиталистическая действительность постоянно напоминает о том, что в противоположность всем другим товарам золото и серебро —всеобщая форма богатства. Характеризуя взгляды собирателя сокровищ, Маркс указывает: «Много продавать, мало покупать — в этом вся его политическая экономия». Меркантилисты распространили это положение на государство в целом. Меркантилизм — буржуазное учение, сложившееся в период разложения феодализма, когда капитализм делал свои первые шаги. Преобладающей формой капитала в эту эпоху был торговый капитал, и торговля являлась главным источником обогащения буржуазии. Обобщением этой практики и была меркантилистская теория.
Меркантилисты открыто провозгласили, что движущей силой капитала является погоня за прибылью. Капитал в их понимании — деньги, которые приносят новые деньги, возвращаются к их владельцу с приростом. «Д—Д, деньги, порождающие деньги,—money which begets money,—таково описание капитала в устах его первых истолкователей, меркантилистов». Но, ограничив свой анализ сферой обращения, они не могли объяснить, как возникает прибавочная стоимость. Сущности денег они также не поняли, хотя и сделали некоторые правильные выводы в теории денег и денежного обращения. Меркантилизм, по характеристике Маркса, был предысторией политической экономии. «Действительная наука современной экономии начинается лишь с того времени, когда теоретическое исследование переходит от процесса обращения к процессу производства». Экономическая политика, которую теоретически обосновывали меркантилисты, сыграла в период зарождения капитализма прогрессивную роль, способствовала развитию производительных сил, победе капитализма над феодализмом.