Возникновение утопического социализма


Утопический социализм возник в период позднего феодализма. В недрах феодализма зарождалось новое капиталистическое общество. Меркантилисты, как мы видели, игнорировали интересы народных масс, для которых первоначальное накопление капитала стало источником невиданных бедствий. Отражением протеста эксплуатируемых масс против угнетения и бесправия и были утопические системы. Материальных и социальных предпосылок для перехода к социализму еще не было, поэтому социалистические идеи того времени были лишь выражением мечты трудящихся о ликвидации эксплуатации и нищеты.
Родоначальником утопического социализма был Томас Мор — автор знаменитой «Утопии» (полное название этой вышедшей в 1516 г. книги «Золотая книга, столь же полезная, кащ забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»). От названия произведения Мора происходит термин «утопический социализм».
В своей книге Мор подверг резкой критике методы первоначального накопления капитала. Его выражение—«овцы пожирают людей»— вошло в историю как классическая характеристика последствий огораживаний. Рисуя яркие картины бедствий трудящихся масс, страдающих от непосильного труда и тяжелых условий жизни, Мор выступает как убежденный противник частной собственности. Мор верит, что люди могут избавиться от страданий, на которые их обрекает существующий строй.
Противопоставляя этому строю жизнь утопийцев, Мор подчеркивал, что она строится на совершенно иных началах. На острове «Утопии» нет частной собственности, нет паразитов, живущих за счет чужого труда. Все участвуют в общественном труде. «У всех мужчин и женщин есть одно общее занятие — земледелие, от которого никто не избавлен». Кроме того, каждый овладевает еще каким-нибудь ремеслом. К сельскохозяйственным работам привлекаются и дети.
Всеобщему участию в труде Мор придавал большое значение и видел в нем одно из важнейших преимуществ общественного строя утопийцев. У других народов, говорится в «Утопии», в производстве не участвуют почти все женщины, а там, где они работают, «храпят мужчины». Огромную и праздную толпу представляют священники и монахи. К ним надо прибавить «всех богачей, особенно владельцев поместий», их челядь, «весь этот сброд ливрейных бездельников», а также крепких и сильных нищих. К тому же, отмечал Мор, много лиц занято производством предметов роскоши, удовлетворяющих нездоровые прихоти.
Преимущества нового общественного строя дают возможность утопийцам легко производить с избытком не только все необходимое, но и средства для получения удовольствия, «только» естественного». Рабочий день у утопийцев продолжается всего 6 часов, они имеют много свободного времени. Поскольку все имеется в изобилии, глава каждой семьи получает все, что ему нужно, без денег.
Выдающимся представителем раннего утопического социализма был Томаззо Кампанелла. В работе «Город Солнца», критикуя социальный строй Италии того времени, Кампанелла противопоставляет непосильный труд и беспросветную нужду трудящихся богатству и паразитизму господствующих классов. Крайняя нищета, как и богатство, подчеркивает он, порождает пороки.
У членов нового общества, которое изображает Кампанелла, противоположность между богатством и бедностью ликвидирована. У них есть все, но нет никакой собственности. Не они служат вещам, а вещи — им.
Идеальный строй Кампанеллы — коммунистическое общество, в котором частная собственность ликвидирована и каждый получает по потребности. Люди «Города Солнца» всесторонне развиты, пользуются наиболее совершенными орудиями. «Всего у них изобилие, потому что всякий стремится быть первым в работе, которая и невелика и плодотворна, а сами они очень способны».
Меркантилисты — идеологи нарождавшейся буржуазии, провозвестники капиталистического способа производства. Они оправдывали кровавые методы первоначального накопления капитала, колониальный грабеж, работорговлю. Интересы народных масс они игнорировали и считали естественным, что рост богатства буржуазии достигается за счет ухудшения положения трудящихся, ограбления колоний и более слабых стран.
На смену меркантилизму пришла классическая школа буржуазной политической экономии. Ее представители сделали предметом своего исследования сферу производства и положили начало научному анализу капитализма.
Разложение феодализма и зарождение капитализма создало предпосылки и для появления социалистических утопий. Такие люди, как Мор и Кампанелла, в своих произведениях выразили мечты трудящихся об избавлении от всех форм эксплуатации, о возможности счастливой жизни.

Курс лекций "История экономических учений",
издательство "Высшая школа", Москва, 1963 г.