Общая характеристика экономических взглядов И. Т. Посошкова


Иван Тихонович Посошков -- современник Петра I (1652— 1726 гг.) Вышел он из среды ремесленников подмосковного села Покровского. Дед и отец его были серебряных дел мастерами. Сам он тоже занимался ремеслом и был разносторонним мастером. В официальных бумагах он именовал себя купцом. Посошков не получил систематического образования и был самоучкой. Он написал много работ: «Письмо о денежном деле» «О ратном поведении», «Зерцало очевидное», «Завещание отеческое к сыну своему», «Книга о скудости и богатстве». Крупнейшей из них является «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.). В 1725 г., уже после смерти Петра I, Посошков был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В крепости он находился около полугода и здесь же умер в 1726 г. Причина его ареста неизвестна.
Посошков был крупнейшим русским экономистом начала XVIII в. Для экономических взглядов Посошкова характерна оригинальность и самостоятельность мысли. У него нет свойственного представителям «классического» меркантилизма Западной Европы отождествления богатства с деньгами. Он различает два вида богатства: вещественное и невещественное. Под вещественным богатством он разумеет вещественные материальные блага и деньги, а под невещественным — «правду», т. е. хорошее управление страной, хорошие законы и правильный суд. Посошков различал также богатство государства (доходы казны) и богатство народа (народное хозяйство). Предпочтение он отдавал богатству народа, заявляя, что «...в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем царстве будут люди убоги, то и царству тому не можно слыть богатому».
Источником вещественного богатства Посошков считал труд, занятый как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Хотя об этом он прямо и не говорит, но этот вывод вытекает из его рассуждений, в которых он заявляет, что никто не имеет права жить без работы и даром есть хлеб. Всякий человек должен трудом производить нужное для своего существования и давать, кроме того, «прибыток».
Посошков устанавливал связь между ростом вещественного богатства и уровнем производительности труда. В качестве обязательного принципа он выставлял требование не только трудиться всем, но и трудиться с «избытком» — с излишком против того, что нужно для существования работающего, т. е. каждый должен производить еще и прибавочный продукт.
Свободный труд, по мнению Посошкова, является более производительным, чем подневольный труд на помещика. Прибыль Посошков рассматривал как разницу между установленной ценой и издержками производства, а величину прибыли, в отличие от меркантилистов, он ставит в зависимость не от неэквивалентного обмена, а от уровня заработной платы, считая, что чем выше заработная плата, тем ниже прибыль, и наоборот.
Посошков явился выразителем интересов зарождающегося в России класса купечества. Это определило прогрессивность в целом его социально-экономических взглядов, поскольку купечество в тот период было носителем передовых капиталистических форм хозяйства. Поскольку же русская буржуазия была еще слаба, только зарождалась в недрах феодализма, постольку в мировоззрении Посошкова мирно уживались прогрессивные взгляды с отсталыми.
Эта отсталость сказалась в религиозности Посошкова, в его проповеди смирения, покорности. Посошков почитал дворянство высшим сословием и вообще не подвергал сомнению разумность абсолютистских порядков в России. Конкретные же его предложения объективно были направлены против дворянства и их привилегий, подрывали основу феодальных отношений. В этом заключалась противоречивость социально-экономических взглядов Посошкова.

Курс лекций "История экономических учений",
издательство "Высшая школа", Москва, 1963 г.