Экономические взгляды и экономическая программа Посошкова изложены главным образом в его «Книге о скудости и богатстве». В ней Посошков высказал свое отношение ко всем общественно-экономическим проблемам России того времени. Об этом говорит уже наименование глав книги: 1. О духовности. 2. О воинских делах. 3. О правосудии. 4. О купечестве. 5. О художестве. 6. О разбойниках. 7. О крестьянстве. 8. О земельных делах. 9. О царском интересе. Книге Посошков предпослал «Доношение о «Книге о скудости и богатстве», обращенное к царю Петру I. В нем автор ставил себе задачу изложить царю свое мнение о причинах скудости русского государства и наметить конкретные пути к устранению бедности, существующей несправедливости и к превращению России в богатое, экономически мощное государство. Главное средство для достижения поставленной цели заключается, по мысли Посошкова, в том, чтобы уничтожить праздность во всех ее видах, заставить всех людей работать, причем работать прилежно и производительно, и решительно бороться с непроизводительными затратами, с роскошью, с излишеством в жизни людей и осуществлять во всем строжайшую экономию. Формулируя эти положения, Посошков дает развернутую экономическую программу превращения России в богатую и могущественную державу. Основной линией этой программы является всемерное развитие производительных сил страны, развитие отечественной торговли промышленности, сельского хозяйства, укрепление экономической мощи родины и ее независимости от других, более развитых государств. Из всех видов хозяйственной деятельности Посошков придает наибольшее значение торговле, а из общественных классов (сословий) -- купечеству. «Торг, — говорит он, — дело великое! Купечеством всякое царство богатитца, а без купечества никакое и малое государство быть не может». В соответствии с этой оценкой купечества он требовал, чтобы купеческому сословию было предоставлено монопольное право на торговлю и чтобы оно окружено было особой заботой со стороны царя и царских чиновников. Представители других сословий могут заниматься торговлей лишь при условии, если они войдут в купеческое сословие.
В числе других мер в отношении внутренней торговли Посошков считал необходимым установление одинаковой цены на один и тот же товар.
Большое внимание уделял Посошков и внешней торговле. Он предлагал такую систему организации внешней торговли, которая могла бы обеспечить русскому купечеству господствующее положение. С этой целью он рекомендовал создание купеческих компаний, или товариществ, которым предоставлялось бы монопольное право вести торговлю с другими государствами. Эти товарищества должны были предотвратить конкуренцию и обеспечить продажу товаров иностранцам по цене, установленной купеческим правлением. Посошков считал, что, в случае отказа иностранцев покупать русские товары по «установленной цене», следует воздержаться и от покупки товаров у них. Если же они вновь приедут на следующий год, то цену следует увеличить. Посошков был сторонником активного торгового баланса. Об этом говорят его рассуждения о внешней торговле и промышленности. Заботился он также и о сохранении и увеличении количества денег в стране. Поэтому он считал, что ввозить из-за границы надо только то, что не производится в России и без чего обойтись совершенно невозможно. Он был решительно против ввоза из-за границы предметов роскоши, объявляя его ненужной затратой денег. Важной причиной скудости государства и необеспеченности его казны Посошков считал недостаточное развитие промышленности. Заботясь об усилении экономической мощи Русского государства, он призывал государя развивать отечественную промышленность, рекомендовал строить промышленные предприятия на средства казны и частных лиц, привлекая к этому делу купечество путем предоставления ему льготных условий. Для извлечения большой прибыли он предлагал строить заводы там, «...где хлеб и харч дешевле, в заоцких местех...», а также поближе к месторождению сырья. Чтобы обеспечить промышленность рабочей силой, Посошков предлагал записывать всех «гулящих» людей в приказ и отдавать их тем, кто потребует. Принимая во внимание большую выгодность наемного труда, он считал необходимым отправлять крестьян на время между сезонными работами, а «маломочных» из них и на круглый год работать по найму. Много внимания уделял Посошков вопросу обучения рабочих мастерству, рекомендуя приглашать для этой цели из-за границы хороших мастеров. Видное место в его рассуждении занимал и вопрос о ремесле. Он предлагал создать в России цеховую организацию ремесла. Большое значение Посошков придавал и крестьянскому вопросу. Он считал главной причиной скудости государства низкий уровень развития сельского хозяйства, а причину последнего усматривал в крайней бедности крестьянства. Бичом для крестьян являлся, по его мнению, полный произвол помещиков. Помещики налагают на крестьян непосильное бремя барщины и оброка, в результате чего крестьянское хозяйство приходит к полному разорению. В своих действиях по отношению к крестьянству помещики следуют правилу: «Крестьянину-де не давай обрости, но стриги ево яко овцу до гола». Такую жестокую эксплуатацию крестьян Посошков квалифицировал как антигосударственную практику и подчеркивал, что «крестьянинское богатство — богатство царственное». Он доказывал, что царь должен взять под свою защиту крестьянство, оградить его от произвола помещиков, ибо «крестьянам помещики не вековые владельцы, того ради они не весьма их и берегут, а прямой им владетель — всероссийский самодержец, они владеют временно. И того ради не надлежит их помещикам разорять, но надлежит их царским указом охранять». Право помещика на крестьян и на землю Посошков связывал с обязанностью помещика служить своему государству. В его понимании право помещика не является священным, безусловно неотьемлемым, а носит условный, временный характер, вытекая из обязанности помещика служить государству. Исходя из этих соображений Посошков предлагал ограничить право помещиков на труд и на продукт труда крепостных крестьян. Размер крестьянских повинностей помещику, по его мысли должен быть установлен специально созванным для этой цели съездом дворян и утвержден царем. Установленные повинности по размерам должны быть такими, чтобы они не были тягостными для крестьян. Помещикам следует строго запретить требовать от крестьян сверх того, что будет определено царским указом. У помещика, требующего со своих крестьян больше, чем положено указом, отбирать и крестьян, и землю. Крестьянские земли Посошков предлагал отделить от помещичьей с тем, чтобы и не считать их за помещиками, Он советовал также значительно понизить размер государственных податей с крестьянства. К числу мер по улучшению положения крестьян относится и его предложение обучать в обязательном порядке крестьянских детей до 10-летнего возраста грамоте. В то же время Посошков доказывал, что крестьяне должны находиться под постоянным контролем, надзором помещика. Он требовал от царя издания указа, обязывающего помещиков строго следить за тем, чтобы их крестьяне всегда работали, не были бы в праздности. Тем не менее его предложения по крестьянскому вопросу имели для того времени прогрессивный характер. Они значительно ослабили бы помещичий гнет и налоговый пресс государства. Посошков не посягал на основы феодального строя. Он не выступал против крепостного права, а, исходя из тяжелого положения крестьян, предлагал законодательным путем определить отношения крестьян к помещикам, помещиков к крестьянам «по чему им с крестьян оброку и иного чего имать и по колику дней в неделе на помещика своего работать и иного какого изделья делать, чтобы им сносно было государеву подать и помещику заплатить и себя прокормить без нужды». В связи с тем, что финансовые мероприятия государства задевали интересы населения, особенно трудящихся масс, Посошков уделял большое внимание вопросу о деньгах и финансах государства. Взгляд Посошкова на деньги противоречив. С одной стороны он выступает как представитель номинализма, поскольку он утверждает, что ценность денег в России зависит от воли, от установления самого царя: «У нас, — говорит он в «Книге о скудости и богатстве», — толь сильно его пресветлаго величества слово, аще б повелел на медной золотниковой цате положить, рублевое начертание, то бы она за рубль и ходить в торгах стала во веки веков неизменно». Установленная царем ценность денег имеет силу только внутри государства, за границей же русские деньги оцениваются тамошними купцами по весу содержащегося в них металла.
Применительно к западноевропейским странам Посошков, придерживается товарно-металлистической точки зрения, утверждая, что там покупательная сила денег определяется весом содержащегося в них металла. Много внимания уделено в «Книге» и налогам. В своем проекте финансовой реформы Посошков предлагал обязать к уплате налогов все население страны, кроме духовенства. Основным объектом обложения, по мнению Посошкова, должна быть земля. Поземельный налог обязаны платить все дворяне, крестьяне, купцы и всякие другие люди, «...дабы на земле его царскаго величества никто даром не жил...». Подушную подать, при которой не проводилось различия и имущественном положении крестьян-плательщиков, Посошком предлагал заменить поземельным налогом, положив в основу его исчисления земельный надел, т. е. посев и сенокосные угодья надела. В целях облегчения тяжелого положения трудящихся масс, он предлагал резко сократить косвенные налоги и отменить государственную монополию на торговлю солью. Таким образом, в экономической программе Посошкова имеются меркантилистские идеи. Он подчеркивал значение купечества и торговли, необходимость активного торгового баланса во внешней торговле и развития отечественной промышленности для вывоза товаров. Хотя в основном его программа и совпадала с преобразовательной деятельностью Петра I, но была значительно шире последней. Посошков правильно, в пределах своей эпохи, понял основные задачи России и боролся за осуществление этих задач. Он глубоко верил в то, что Русское государство в результате осуществления его программы станет богатым и сильным. Но он не понимал, что этого нельзя было достигнуть в условиях крепостничества. Поэтому его программа носила на себе печать исторической ограниченности.