Критика крепостничества в работах Радищева


Основным вопросом во всех работах Радищева был вопрос о ликвидации крепостного права. Став на путь борьбы с крепостничеством, Радищев связал ее с борьбой за революционное уничтожение самодержавия и за установление народной власти, так как в самодержавии он видел политическую форму господства крепостников-помещиков.
Выступая с резкой критикой самодержавия, Радищев заявлял, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние... Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками».
Для своего времени он дал глубокую и всестороннюю критику крепостничества и обосновал необходимость народной революции для его уничтожения. Он понимал, что причина возникновения крепостничества кроется в феодальной земельной собственности. Захват земли немногими людьми, говорил он, породил нищету и крепостнические отношения.
Порабощение человека человеком Радищев клеймил как зверский обычай, потому что крестьяне такие же люди, как и дворяне. «Они имеют одинаковые с ними органы и чувства, а тоэтому и право на использование их у них должно быть одинаковым». Нельзя назвать благополучным то государство, писал Радищев, где две трети населения в «законе мертвы», лишены гражданских прав. Бичуя помещиков за чрезмерную эксплуатацию крестьян, Радищев говорил: «Звери алчные, пиявицы ненасытные что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем,— воздух. Да, один воздух. Отьемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет. Закон запрещает отъяти у него жизнь. Но разве мгновенно. Сколько способов отъяти ее у него постепенно».
Анализируя крепостническое производство, Радищев с большой убежденностью приводил экономические доводы против крепостного права. Крестьяне на барской запашке работают без всякого прилежания, писал Радищев, работа их идет через пень-колоду, в то время как на своем надельном участке они преодолевают любые препятствия и готовы работать и дни и ночи, лишь только потому, что здесь они работают на себя. Таким образом, производительность труда барщинных крестьян низка, и в этом экономический вред крепостного права. В крепостном праве Радищев видел причину упадка сельского хозяйства и отсталости всего народного хозяйства России.
Будучи убежден в том, что царь и помещики добровольно ничего не уступят из своей власти и не освободят крестьян по своей инициативе, Радищев обосновывал необходимость народной революции. Он доказывал, что не от советов вотчинника следует ожидать свободы, а от самой тяжести порабощения, которая неизбежно вынудит крестьян стать на путь революции.
Рассматривая богатство помещиков как результат ограбления крестьян, Радищев оправдывал революцию. Он в ней видел вполне законный и справедливый акт, целью которого является вернуть богатства помещиков по принадлежности, т. е. крестьянам. Радищев был уверен, что чрезмерное угнетение народа самодержавием неминуемо приведет к народной революции, которая свергнет самодержавие, учинит народный суд над царем-тираном, предаст его смертной казни и установит народную республику. Республика должна будет ввести новые законы на основе свободы и равенства всех людей.
Необходимость уничтожения самодержавно-крепостнического строя, Радищев обосновывает не только экономически, но и исторически, юридически, этически и антропологически.
Говоря о будущем государственном устройстве России, Радищев предвидел, что Российская империя после революции в силу многонациональности может распасться на части, а потом произойдет объединение всех свободных народов в добровольный союз.
Выдвигая положение, что земля должна принадлежать только тем, кто ее обрабатывает, Радищев считал, что народная революция уничтожит в России в основном помещичье землевладение и передаст землю крестьянам на основе частной собственности крестьян на землю. Радищев допускал в ограниченных размерах сохранение и помещичьих земель, которые должны обрабатываться слугами, свободными от крепостного права.
Объективным результатом осуществления аграрной программы Радищева явилось бы капиталистическое развитие на основе освобожденного от крепостнического гнета крестьянского хозяйства.

Курс лекций "История экономических учений",
издательство "Высшая школа", Москва, 1963 г.