Петти — родоначальник английской классической школы
Наиболее выдающимся теоретиком-экономистом эпохи буржуазной революции в Англии был Вильям Петти (1623 — 1687). Петти был чрезвычайно разносторонним и хорошо образованным человеком. Он рано начал трудовую жизнь, переменил ряд профессий. В качестве врача Петти принимал участие в карательной экспедиции англичан против Ирландии. Подавив восстание ирландцев, английские колонизаторы провели массовую конфискацию земли в Ирландии. Петти принял активное участие в этой операции и умело использовал свое служебное положение в целях личного обогащения. После реставрации Стюартов Петти сумел расположить в свою пользу короля Карла II. Маркс характеризует Петти следующим образом: «Смелый мыслитель, но совершенно фривольный армейский хирург, который одинаково был способен грабить Ирландию под эгидой Кромвеля, как и, пресмыкаясь, вымаливать у Карла II титул баронета за этот грабеж...». Петти — автор целого ряда экономических работ. Впервые как экономист он выступил в 1662 г. с работой «Трактат о налогах и сборах». В 1664 г. вышла работа «Слово мудрым», в 1672 г. — «Политическая анатомия Ирландии», в 1676 г. — «Политическая арифметика», в 1682 г. — «Разное о деньгах». Петти был выразителем интересов промышленной буржуазии и положил начало новому направлению в политической экономии — классической школе. По характеристике Маркса, к Петти надо относиться как «к гениальнейшему и оригинальнейшему исследователю-экономисту». Однако в начале своей деятельности он разделял меркантилистские взгляды и отходил от них постепенно. Так, он не сразу порвал с меркантилистской идеей, что золото и серебро являются преимущественной формой богатства. В работе «Слово мудрым» он доказывал целесообразность применения труда
"на производство таких товаров, которые доставят нам и привлекут из-за границы деньги". Одновременно он требовал ограничения ввоза иностранных товаров и прежде всего предметов роскоши. Противопоставляя благородные металлы и драгоценные камни другим товарам, Петти подчеркивал в «Политической арифметике», что они не портятся и не изменяются, являются богатством везде и во всякое время. «Поэтому,— указывает Петти,— производство таких товаров и ведение такой торговли, которые способствуют накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т. п., являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли». В то же самое время Петти решительно отвергал взгляд, что страна во что бы то ни стало должна стремиться к накоплению максимального количества золота и серебра. Деньги, по характеристике Петти,— «жир политического тела», избыток денег так же вреден, как и их недостаток. Характеризуя работу Петти «Разное о деньгах», Маркс писал: «Последние следы меркантилистских воззрений, встречающихся в других сочинениях Петти, здесь совершенно исчезли. Эта небольшая работа — настоящий шедевр по содержанию и по форме...». В этой работе Петти прямо отвергает взгляд, что богатство страны определяется количеством денег. Отдельное лицо, указывает Петти, держит при себе мало денег или совсем не держит наличных денег, а постоянно пускает их в оборот с большой выгодой для себя. Стране в целом также нецелесообразно иметь большой запас денег, не находящихся в обороте. На вопрос, может ли Англия иметь слишком много денег, Петти решительно отвечает: «Да. Подобно тому как отдельный купец может держать при себе слишком много денег». Петти, таким образом, решительно порвал с представлениями меркантилистов, что только деньги богатство. Но как идеолог буржуазии, для которой смысл хозяйства только в том и состоит, чтобы «делать деньги», Петти изображал погоню за деньгами как нечто естественное, соответствующее природе человека. Петти, по словам Маркса, «прославляет алчность к золоту как могучий стимул, побуждающий народ к промышленному развитию и завоеванию мирового рынка...». Государство, доказывал Петти, должно своим вмешательством содействовать развитию производства. Ради этой целиной требовал законодательного ограничения заработной платы. Заработок рабочего, утверждал Петти, должен обеспечивать ему лишь минимум средств существования, иначе его нельзя будет побудить к труду. Обосновывая разработанный им проект переселения жителей Ирландии и горной Шотландии в Англию, Петти доказывал, что проведение этой меры приведет к повышению производительности труда и росту богатства страны. Считая целесообразным вмешательство государства в экономическую жизнь, Петти доказывал, что полезными могут быть, только такие меры экономической политики, которые учитывают природу, сущность хозяйственных явлений. «Подобно тому,— указывает Петти,— как благоразумные врачи не пичкают чрезмерно своего больного лекарствами, скорее учитывая и сообразуясь с процессами природы, чем противодействуя им своими собственными насильственными действиями, так и в политике и экономике необходимо поступать подобным же образом». Очень ярко классовая сущность и историческая обусловленность взглядов Петти проявляется в его отношении к вопросам имущественного неравенства. Он выступает против излишней роскоши, но делает это потому, что контраст между голодом и роскошью легко может, по его мнению, привести к гражданской войне. Вместе с тем он убежден, что бедные и богатые всегда были и всегда будут. Но обнищание масс он не считает неизбежным, доказывая, что в Англии достаточно земли, чтобы обеспечить продуктами питания все население. Как и меркантилисты, Петти еще стремился прежде всего к решению конкретных, практических задач, поэтому большое место в его работах отведено описанию. Но, изучая экономическую жизнь, он пытался вскрыть сущность экономических явлений, установить внутреннюю связь между ними. Петти подчеркивал, что его метод не является традиционным. Он понимал необходимость абстракции, но отмежевывался от чисто умозрительных рассуждений. Петти заявлял, что употребляет только аргументы, «идущие от чувственного опыта», и рассматривает только причины , «имеющие видимые основания в природе». Свои выводы он считал необходимым выразить на языке чисел, весов и мер. Ссылаясь на параллель, которую Бэкон провел между физическим и политическим телом (т. е. обществом), Петти доказывал, что найти правильные средства для решения вопроса, как обеспечить здоровье «политического животного», можно только, изучив его анатомию. «Петти чувствует себя основателем новой науки», — констатирует Маркс. Петти понимал, что экономическое исследование нельзя сводить к обобщению явлений в сфере обращения, как это делали меркантилисты. Основой хозяйства он считал процесс производства и ясно понимал, что богатство общества создается в процессе материального производства. Купцов он относил к непроизводительным профессиям, они, по его словам, «не доставляют никакого продукта и только распределяют по разным направлениям, подобно венам и артериям, кровь и питательные соки общественного тела, т. е. продукцию сельского хозяйства и промышленности». Изучая производство как основу хозяйства, он стремился выяснить природу цены, найти причины, от которых зависит уровень заработной платы и земельной ренты, цена земли и т. д. Тем самым Петти встал на путь научного анализа экономической жизни.