Петти — родоначальник трудовой теории стоимости


В своем учении о естественной цене Петти заложил основы трудовой теории стоимости. Естественные цены он противопоставлял постоянно колеблющимся под воздействием различных временных и случайных факторов рыночным ценам (Петти называет их политическими).
Естественной ценой хлеба Петти считает количество серебра, на которое затрачено такое же количество труда, как и на производство хлеба. «Если одну унцию серебра,— пишет Петти,— можно добыть и доставить в Лондон из перуанских рудников с такой же затратой времени, какая необходима для производства одного бушеля хлеба, то первый из этих продуктов будет составлять естественную цену второго».
Если производительность труда по добыче серебра, указывает Петти, повысится вдвое, то при прочих равных условиях за то же количество хлеба можно будет получить в два раза больше серебра, чем раньше.
Петти, следовательно, рассматривает труд как источник стоимости, а величину стоимости определяет затратой рабочего времени. Это был теоретический вывод громадного значения, означавший преодоление меркантилистского представления о том, что источником стоимости и прибавочной стоимости является сфера обращения, Петти, указывает Маркс, «дает вполне ясный и правильный анализ величины стоимости товаров».
Петти, однако, не представлял себе стоимости вне денежной формы ее выражения. Он знал лишь относительную форму стоимости, поскольку она выражается в деньгах. Он не различает стоимости от формы ее проявления — меновой стоимости, не видит того, что денежная форма не единственная форма меновой стоимости, что любой товар может стать средством выражения стоимости другого товара. Обнаружив замечательную проницательность в понимании того, что основой товарных цен являются затраты человеческого труда, Петти оказался не в состоянии разграничить стоимость, меновую стоимость и цену. Вопроса, что такое стоимость, для Петти вообще не существует, он ограничивается тем, что определяет затратами труда величину меновой стоимости, которую он отождествляет с ценой, т. е. выражением стоимости в денежной форме.
В понимании Петти лишь труд, затрачиваемый в производстве денежного материала, т. е. в добыче благородных металлов, является трудом, непосредственно создающим стоимость. Все остальные виды труда создают, с его точки зрения, стоимость лишь постольку, поскольку продукт труда превращается в деньги. Следовательно, товары сами по себе не представляют стоимости, а обладают ею лишь постольку, поскольку они равны определенному количеству денег.
«Опутанный представлениями монетарной системы,— писал Маркс о Петти, - он объявляет тот особенный вид реального труда, которым добывается золото и серебро, трудом, создающим меновую стоимость».
Петти не понимал, что труд по добыче золота и серебра так же, как и труд по производству других товаров, имеет двойственный характер. Конкретный труд по добыче благородных металлов отличается от других видов конкретного труда, но он так же не создает стоимости, как и конкретный труд в других отраслях. Стоимость золота и серебра, как и стоимость всех товаров, образуется затратами абстрактного труда.
Как и всякий конкретный труд, труд по добыче золота и серебра происходит при использовании сил природы. Своей известной формулой «Труд есть отец богатства, земля — его мать» Петти правильно охарактеризовал создание потребительной стоимости. Последняя создается трудом при содействии природы, но в создании стоимости природа не участвует. Для Петти это было неясно. Смешивая потребительную стоимость и стоимость, конкретный труд, создающий потребительную стоимость, с абстрактным трудом, создающим стоимость, Петти рассматривал землю наряду с трудом как источник стоимости. Вследствие этого перед Петти встал вопрос, которому он сам придавал громадное значение, а именно: как найти «естественное уравнение между землей и трудом», чтобы выражать стоимость при помощи одного из этих факторов.
Решая эту задачу, Петти утверждал, что общей мерой стоимости является среднее дневное питание взрослого человека, а не его дневной труд. Это положение представляет собой переход от определения стоимости затратами труда к определению ее заработной платой. Впрочем, при рассмотрении других проблем Петти вновь возвращается к трудовой теории стоимости. На ее основе он развивает свои взгляды на заработную плату и земельную ренту.

Курс лекций "История экономических учений",
издательство "Высшая школа", Москва, 1963 г.