Как уже отмечалось, главную задачу политической экономии Рикардо видел в том, чтобы определить законы, управляющие распределением доходов. Поскольку он исходил из стоимости, как из данной величины, а не составлял ее, как это делал Смит, из доходов, он пришел к чрезвычайно важному выводу о противоположности заработной платы и прибыли, прибыли и ренты. Под заработной платой Рикардо всегда понимал доход наемного рабочего, которому противостоят собственники капитала и земли. Но, рассматривая рабочего как продавца труда, а заработную плату как плату за труд, Рикардо воспроизводил ошибочные взгляды Смита на сущность заработной платы. Величину заработной платы Рикардо хотел определить на основе трудовой теории стоимости. Но так как определение стоимости труда затратами труда бессмысленно, то он фактически говорит не о стоимости труда, а о стоимости заработной платы, в конечном счете, о стоимости необходимых средств существования рабочего. «Естественной ценой труда является та,— пишет Рикардо,— которая необходима, чтобы рабочие имели возможность существовать и продолжать свой род без увеличения или уменьшения их числа». Маркс отмечал, что, хотя Рикардо и смешивал труд и рабочую силу, он правильно определил заработную плату, или стоимость труда. Но объяснить, почему заработная плата, в конечном счете, сводится к стоимости необходимых средств существования, Рикардо не мог. Доводы, которые он приводит по этому вопросу, совершенно несостоятельны. Центральное место в его аргументации занимает утверждение, что движение заработной платы зависит от движения народонаселения. Цена труда, доказывает Рикардо, как и цена других товаров, колеблется в зависимости от спроса и предложения на рабочие руки. При быстром росте населения спрос на рабочих отстает от предложения, и заработная плата падает; наоборот, заработная плата повышается, когда вследствие замедления прироста населения на рынке не достает свободных рабочих рук. Таким образом, полагает Рикардо, несмотря на постоянные колебания заработной платы, она под воздействием движения населения неизменно возвращается к «естественной» норме, к стоимости необходимых средств существования. Сама постановка вопроса у Рикардо ошибочна. Он повторяет реакционные вымыслы Мальтуса, который хотел возложить ответственность за безработицу и вызванные ею бедствия на природу и изображал закон народонаселения как вечный, биологический закон. На самом деле положение на. рынке труда определяется не «законом» размножения, а движением капиталистического производства. Безработица порождается не быстрыми темпами прироста населения, а законами капиталистического воспроизводства. Придерживаясь вымышленного мальтусовского «закона народонаселения», Рикардо утверждал далее, что сколько-нибудь длительное повышение жизненного уровня рабочего класса невозможно, так как улучшение положения рабочих ускорит прирост народонаселения, а за этим неизбежно последует падение заработной платы. Меры, направленные на улучшение участи трудящихся масс, Рикардо считал бесплодными: пока в результате замедления темпов прироста населения не установится равновесия между спросом и предложением на труд, заработная плата неизбежно должна быть ниже «естественной цены» труда. Под названием «железного закона заработной платы» эти ошибочные взгляды Рикардо пропагандировал оппортунист Лассаль. Внушая рабочим мысль, что их бедствия обусловлены законом природы, лассальянцы отвлекали рабочий класс от борьбы против капитализма. Уничтожающая критика этих взглядов дана Марксом. В противоположность Смиту, Рикардо придерживался взгляда, что положение рабочих с развитием общества будет ухудшаться. С его точки зрения, это неизбежный результат того, что с ростом населения и увеличением потребности в продуктах сельского хозяйства стоимость их будет возрастать. Денежная заработная плата, доказывал Рикардо, будет отставать от роста цен на продовольственные продукты, поэтому реальная заработная плата будет понижаться. Правда, рабочий, писал Рикардо, будет получать большую денежную заработную плату, но его
хлебная заработная плата сократится. И он не только будет распоряжаться теперь меньшим количеством хлеба. Ухудшится также и его общее положение...». Абсолютная величина заработной платы еще не характеризует положения рабочего класса по отношению к другим классам, относительная же заработная плата, т. е. заработная плата в ее отношении к прибавочной стоимости, выражает собой общественное отношение между трудом и капиталом. Маркс считал поэтому большой заслугой Рикардо, что он ввел понятие относительной заработной платы. Рикардо подчеркивал, что количество потребительных стоимостей, которые может купить рабочий, не определяет еще его положения в обществе. Даже при увеличении количества продуктов, получаемого рабочим, его положение ухудшится, если уменьшится относительная доля рабочего в стоимости продукта. Рикардо, следовательно, понимал, что при всем значении для рабочего количества потребительных стоимостей, которые он получит за свою заработную плату, не менее важно для него отношение заработной платы к прибыли, которым характеризуется его положение в обществе. Прибыль Рикардо рассматривал как избыток стоимости над заработной платой (рента, по Рикардо,— обособившаяся часть прибыли). Категории прибавочного труда Рикардо не знал, но последовательно придерживался взгляда, что стоимость, созданная рабочим, больше его заработной платы. Тем самым прибыль выступает как продукт неоплаченного труда рабочего. Так же, как и Смит, Рикардо не знал прибавочной стоимости как общей, категории в отличие от ее особых форм. Но так как, рассматривая прибыль, он отвлекается от постоянного капитала, в его теории прибыли фактически речь идет о прибавочной стоимости. Совершенно необоснованно принимая величину рабочего дня за постоянную величину, Рикардо признавал только один способ увеличения прибавочной стоимости (по его терминологии — прибыли) -- повышение производительности труда и уменьшение в результате этого той части стоимости, которую получает рабочий в форме заработной платы. Рикардо знал, следовательно, только относительную прибавочную стоимость. Крупнейшая заслуга Рикардо состоит в том, что он совершенно четко и последовательно проводил мысль о противоположности между заработной платой и прибылью. Как уже отмечалось, он совершенно правильно считал, что изменения заработной платы влияют не на стоимость товара, а на распределение стоимости между рабочими и капиталистами. На этом основании Рикардо доказывал, что чем выше заработная плата, тем ниже прибыль, и наоборот. «Заработная плата,— писал он,— всегда повышается за счет прибыли, а когда она падает, прибыль всегда поднимается». Тем самым Рикардо прямо сформулировал противоположность интересов рабочих и капиталистов в сфере распределения. Очень большое внимание Рикардо уделял падению нормы прибыли. По словам Маркса, «Закон падения нормы прибыли — один из важнейших пунктов в системе Рикардо». Поскольку прибыль у Рикардо фактически совпадает с прибавочной стоимостью, у него, собственно говоря, речь идет о норме прибавочной стоимости, об отношении между прибавочной стоимостью и заработной платой. Так как абсолютной прибавочной стоимости Рикардо не знал, это отношение, с его точки зрения, может изменяться лишь в результате изменения производительности труда, влекущего за собой соответствующее изменение заработной платы. Ошибочно полагая, что производительность труда в сельском хозяйстве падает, Рикардо считал неизбежным повышение цен на продукты питания и рост номинальной заработной платы. На этом основании Рикардо делал вывод, что с развитием общества все большая часть стоимости должна идти на заработную плату, а, как следствие норма прибыли будет падать. Закона падения нормы прибыли в том виде, в каком его излагал Рикардо, не существует. Норма прибавочной стоимости, о которой фактически говорит Рикардо, с развитием капитализма не падает, а повышается. В капиталистическом хозяйстве действует закон тенденции нормы прибыли к понижению. Этот закон ярко демонстрирует историческую ограниченность капиталистического способа производства. В беспокойстве Рикардо по поводу падения нормы прибыли обнаруживается смутная догадка, что капиталистический способ производства не является абсолютным способом производства.