Методологическая порочность взглядов Прудона нашла свое концентрированное выражение в его теории конституированной стоимости, составлявшей стержень всего его экономического учения и теоретическую основу предлагаемых им реформ в сфере обмена и кредита. Он сам называл ее «краеугольным камнем» всей своей экономической системы. Как и все категории, Прудон рассматривал стоимость как вечную абстрактную категорию, взятую вне всяких конкретных исторических условий. В ней, в этой категории, заложено, по его мнению, основное экономическое противоречие, к разрешению которого сводится вся суть социальных преобразований. Стоимость, по его мнению, - это понятие, включающее две противоположные идеи: идею потребительной стоимости и идею меновой стоимости. Таким образом, потребительная стоимость и меновая стоимость — это «различие внутри стоимости». Примирением этих противоречивых сторон, синтезом потребительной стоимости и меновой стоимости является, по мнению Прудона, конституированная, или синтетическая стоимость. Она возникает в результате превращения потребительной стоимости в меновую стоимость, в результате взаимопроникновения этих противоположностей. Осуществляется это примирение сторон, по мнению Прудона, в обмене, в котором происходит установление конституированной стоимости. Уподобляя общественное богатство химическому соединению, Прудон утверждал, что обмен объединяет различные элементы богатства, созданные отдельными отраслями промышленности, в единое целое. Таким образом, именно обмен превращает их (эти элементы) в конституированные стоимости. Те продукты, которые «не захватываются обменом», не реализуются и не включаются, стало быть, в состав социального богатства, не являются стоимостями.
Конституированная стоимость — это, следовательно, согласно Прудону, такая стоимость, которая возникает в обмене, обязательно реализуется на рынке и погашает все противоречия экономической системы. Вместе с тем Прудон утверждал, что творческой причиной всего этого процесса является труд. Труд производит все элементы богатства и комбинирует эти элементы богатства, согласно «закону пропорциональности стоимостей». Учитывая, что труд определяет пропорцию, в которой комбинируются элементы богатства, Прудон называл конституированную (синтетическую) стоимость еще пропорциональной. Итак, стоимость, по Прудону, является конституированной, ибо предполагает слияние, комбинирование отдельных элементов богатства в единое целое; синтетической, ибо в ней погашаются противоположность потребительной стоимости и меновой стоимости, примиряются эти две «враждующие» стороны; пропорциональной, ибо она возникает в результате установления трудом пропорций, в которых происходит комбинирование элементов богатства. Таким образом, теория стоимости Прудона концентрировала в себе все методологические пороки его экономического учения, а именно: Во-первых, для нее характерно непонимание исторического процесса развития товарного производства, товарно-денежных отношений. В противоположность мнению Прудона, в действительности происходит не превращение потребительной стоимости в меновую, а превращение продукта труда в товар. Товар представляет собой единство противоположностей потребительной стоимости и стоимости. Таким образом, противоречие, имманентно присущее товару, Прудон превращает в противоречие, характеризующее стоимость. Прудон приписывал себе открытие противоположности между потребительной и меновой стоимостями. В действительности, уже до него Сисмонди указал на эту противоположность и сделал это в значительно более удовлетворительной форме. Он рассматривал ее как противоречие, характеризующее не категорию стоимости, а капиталистическую систему хозяйства. Во-вторых, для теории стоимости Прудона характерно, что источник стоимости он видел в обмене, т. е. стоял на позиции меновой концепции. Стоимость он путал с ценой. Обмен определяет не стоимость товара, а колебания цен вокруг стоимости. Спрос и предложение — это факторы ценообразования, а не стоимости. В-третьих, как и всякий вульгарный экономист, Прудон пытался сочетать несочетаемые теоретические принципы. Так, в своей теории стоимости он пытался сочетать меновую концепцию стоимости с трудовой теорией стоимости, признавая два источника стоимости — обмен и труд. Он не отличал сферу обращения от сферы производства. Маркс показал, что Прудон тем самым извращал, вульгаризировал трудовую теорию стоимости, изложенную в трудах классиков буржуазной политической экономии, в частности, Рикардо. И, наконец, в-четвертых, рассматривая стоимость как идеальную абстрактную категорию, он безосновательно видел в ней центр притяжения всех противоречий хозяйственной жизни и одновременно способ разрешения этих противоречий. Как идеальная категория мышления она не имеет никакой связи с реальной экономической жизнью общества и в качестве таковой не может быть предметом экономической теории вообще. Прудоновская стоимость — это одна из многих бессодержательных абстракций, свойственных идеалистической философии.