Исторические условия возникновения утопического социализма в Западной Европе начала XIX в.
Французская буржуазная революция ликвидировала феодальные порядки и расчистила путь для капиталистического развития страны. После революции и во Франции, вслед за Англией, начинает распространяться крупное машинное производство. Буржуазные идеологи французской революции изображали капиталистическое общество как царство разума, справедливости и свободы. В действительности, торжество капитализма над феодализмом означало для трудящихся масс лишь замену одной формы эксплуатации другой. Внедрение машин стало основой распространения новых изощренных методов эксплуатации, резкого ухудшения условий труда, снижения жизненного уровня рабочих. Сама капиталистическая действительность толкала рабочий класс к протесту против капиталистического рабства. Все большее распространение среди трудящихся получала мысль о возможности иного, справедливого строя. Однако материальные предпосылки для перехода к социалистическому способу производства в начале XIX в. еще не были созданы. Поэтому представления о будущем строе и о путях перехода к нему неизбежно были фантастическими. «Утописты, как мы видели, -- пишет Энгельс, -- были утопистами потому, что они не могли быть ничем иным в такое время, когда капиталистическое производство было еще так слабо развито. Они были вынуждены конструировать элементы нового общества из своей головы, ибо в самом старом обществе эти элементы еще не выступали так, чтобы быть для всех очевидными; набрасывая свой общий план нового здания, они вынуждены были ограничиваться апелляцией к разуму именно потому, что не могли еще апеллировать к современной им истории». Классовая противоположность и классовая борьба между рабочим классом и буржуазией не получили в это время еще полного развития. Рабочее движение делало свои первые шаги. Характеризуя этот начальный этап борьбы пролетариата против капиталистической эксплуатации, Маркс и Энгельс писали: «Сначала борьбу ведут отдельные рабочие, потом рабочие одной фабрики, затем рабочие одной отрасли труда в одной местности против отдельного буржуа, который их непосредственно эксплуатирует. Рабочие направляют свои удары не только против буржуазных производственных отношений, но и против самих орудий производства; они уничтожают конкурирующие иностранные товары, разбивают машины, поджигают фабрики, силой пытаются восстановить потерянное положение средневекового рабочего». Хотя в начале XIX в. крупная машинная промышленность уже заняла ведущее место в народном хозяйстве Англии и Франции, но большинство рабочих работало еще на мелких предприятиях, связь между отдельными отрядами рабочего класса была еще слабой. Рабочие были плохо организованы, их выступления носили стихийный характер и легко подавлялись. Пролетариат выступал лишь как наиболее обездоленная часть всей массы трудящихся, он не созрел еще для того, чтобы взять в свои руки переустройство общества на социалистических началах. В этой исторической обстановке, в первые десятилетия XIX в. возникли утопические системы Сен-Симона, Фурье и Оуэна. Свою главную задачу утописты видели в том, чтобы найти основы нового разумного общественного строя. Им казалось, что достаточно понять их планы, чтобы они получили всеобщее признание. «Это фантастическое описание будущего общества, - говорится в Манифесте Коммунистической партии, — возникает в то время, когда пролетариат еще находится в очень неразвитом состоянии и представляет себе поэтому свое собственное положение еще фантастически, оно возникает из первого исполненного предчувствий порыва пролетариата к всеобщему преобразованию общества». Но в утопических системах содержался и чрезвычайно ценный материал. Авторы социалистических систем подвергли беспощадной критике язвы капиталистического общества, с замечательной проницательностью предугадывали черты будущего социалистического строя. Буржуазным утверждениям о вечности капитализма социалисты-утописты противопоставили идею о возможности и необходимости замены капиталистического строя социалистическим. Социалисты-утописты не понимали сущности капиталистической эксплуатации, законов развития капиталистического хозяйства. Они не могли указать реальных путей освобождения трудящихся от гнета капитала. Не видя в пролетариате силы, способной осуществить социалистическое переустройство общества, социалисты-утописты обращались к господствующему классу, стремились самих капиталистов убедить в неразумности капиталистического строя. В статье «Три источника и три составных части марксизма» В. И. Ленин характеризует утопический социализм следующим образом: «Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества».