Шарль Фурье (1772—1837 гг.) был сыном купца. По окончании школы Фурье по воле родителей, вопреки своему желанию, стал торговым служащим. Он неоднократно менял место своего жительства, много путешествовал. Получив наследство, Фурье решил открыть собственную торговлю, но в связи с контрреволюционным мятежом в Лионе потерял свое состояние и снова поступил на службу. Литературной деятельностью Фурье начал заниматься с 1800 г.; в 1803 г. он впервые опубликовал основы своего учения в небольшой статье, а в 1808 г. вышла в свет первая книга Фурье «Теория четырех движений и всеобщих судеб». В 1822 г. появилась его двухтомная работа «Трактат о домашней и земледельческой ассоциации». В 1829 г. был издав «Новый хозяйственный и социетарный мир», а в 1835—1836 гг.. вышла в свет последняя книга Фурье «Ложная промышленность, раздробленная, отталкивающая, лживая и противоядие — промышленность естественная, согласная, привлекательная, истинная, дающая учетверенный продукт». Характеризуя значение Фурье, Энгельс подчеркивает прежде всего его исключительно острую критику капиталистического строя. Фурье, по словам Энгельса, «беспощадно вскрывает все - материальное и моральное убожество буржуазного мира... разоблачает пустоту напыщенной фразы современных ему буржуазных идеологов, показывая, какая жалкая действительность соответствует их громким словам, и осыпает едкими сарказмами полнейший провал этой фразеологии». Фурье признавал три не зависимых друг от друга начала вселенной — бога, материю, математику. Бог — это движущая сила. Все, что происходит, совершается по его предначертаниям, а само движение подчинено законам математики. Задача науки — открыть установленные богом законы. Фурье утверждал, что подобно Ньютону, который открыл закон притяжения материального мира, ему удалось открыть закон общественной жизни — «притяжение по страсти». Считая, что законы общества можно познать лишь на основе изучения человеческих страстей, Фурье фактически выводил социальные законы из природы человека. В этом отношении он разделял взгляды французских материалистов XVIII в. В философских воззрениях Фурье идеализм и мистицизм сочетаются, таким образом, с элементами материализма. Энгельс исключительно высоко оценивал взгляды Фурье на историю. Фурье, указывает Энгельс, «так же мастерски владеет диалектикой, как и его современник Гегель». В отличие от буржуазных теоретиков, твердивших о вечности капитализма, Фурье рассматривал капитализм как преходящую ступень в развитии общества. Общество, по Фурье, непрерывно развивается в силу присущих ему противоречий, на каждой ступени развития создаются предпосылки для перехода к следующей фазе. Основными стадиями в развитии общества Фурье считал дикость, патриархат, варварство и цивилизацию. Важнейшим фактором исторического прогресса Фурье считал развитие производительных сил. Одновременно он пытался уподобить историю общества развитию организма, рисовал совершенно фантастические картины изменений природы, которые будут сопутствовать, по его мнению, общественному развитию.