В своем описании нового общества Фурье предвосхитил отдельные черты социалистического общества, но немало в его проектах и элементов фантастики. Уделяя много внимания деталям жизни в новом обществе, Фурье стремился изобразить условия труда и жизни при новом строе в наиболее привлекательном виде. Новый общественный строй, доказывал он, должен, обеспечить всем членам общества счастливую жизнь. Для этого люди должны получить возможность свободно следовать своим страстям. Будущее общество Фурье представлял себе как совокупность небольших общин, которые он называл фалангами. Идеальным он считал случай, когда фаланга насчитывает 1620 чел. В новом обществе противоположность между городом и деревней ликвидируется, фаланга будет заниматься одновременно и сельским хозяйством и промышленным производством. Основной отраслью хозяйства фаланги Фурье считал сельское хозяйство, а промышленности отводил вспомогательную роль. Он характеризует промышленное производство как «дополнение к земледелию, средство отвлекать от затишья страстей, какое разразилось бы во время долгого зимнего безделья и проливных дождей». Не ограничиваясь этими соображениями, Фурье «подкрепляет» свою аргументацию ссылкой на теорию «притяжения», заявляя: «Бог определил для промышленного труда лишь меру притяжения, соответствующую четверти времени, какое социетарный человек может отдавать работе». Признавая преимущества крупного производства над мелким, Фурье доказывал, что объединенный труд членов фаланги будет производительнее, чем труд разрозненных мелких производителей. Фаланга сможет широко внедрять механизацию, она будет иметь большую экономию, создавая общественные средства производства, жилые дома и т. д. В целях преобразования природы, для создания судоходных каналов и решения других задач фаланги объединяются, образуя из своих членов многочисленные армии. Между отдельными фалангами происходит обмен продуктами их труда и опытом, устанавливаются разнообразные культурные связи. Важнейшим фактором высокой производительности труда и создания материальных благ в будущем обществе Фурье считал новое отношение к труду. Оно сложится в результате коренной реорганизации условий труда. Никакого принуждения к труду в ассоциации не будет, все будут трудиться добровольно. Все члены фаланги распределяются между отдельными группами-«сериями», но состав этих групп будет постоянно меняться. Каждый выбирает себе работу в соответствии со своими склонностями, переходя в течение дня несколько раз из одной «серии» в другую. Этой смене различных видов работы Фурье придавал огромное значение. Чтобы труд был источником удовольствия, доказывал он, работник будет заниматься одним видом труда лишь короткое время. Важным средством повышения производительности труда станет соревнование между членами ассоциации, трудовой энтузиазм. В ассоциации Фурье сохраняются частная собственность, капитал, капиталисты и рабочие. Владельцам капитала Фурье обещает высокий доход на капитал. В то же время он утверждал, что владельцы капитала наряду с другими будут принимать активное участие в процессе труда. Трудятся все, независимо от своего имущественного положения, так как всем членам ассоциации присуще влечение к труду. Весь доход ассоциации делится на три части: 4/12 получают собственники капитала, 5/12 распределяется по труду, 3/12 идет на вознаграждение талантов. Фурье, однако, утверждает, что вопросы распределения не могут стать причиной для конфликтов. Члены ассоциаций заинтересованы в том, чтобы капитал и талант должным образом вознаграждались. Ассоциация будет чрезвычайно богатой, и труд будет оплачиваться настолько высоко, что каждый сможет сделать сбережения. Поэтому пропасть, разделяющая в капиталистическом обществе богатых и бедных, исчезнет, не будет почвы для социальных конфликтов. Наоборот, грани между богатыми и бедными будут сглаживаться, капиталисты превратятся в тружеников, а рабочие станут собственниками капитала. Все члены фаланги будут жить вместе в больших дворцах — фаланстерах, питаться они будут также совместно. Индивидуального домашнего хозяйства в фаланге не будет. Общественное потребление станет для членов ассоциации источником новых наслаждений. Сравнивая воззрения Фурье и сен-симонистов, Энгельс отдавал предпочтение Фурье. Оба направления не свободны от мистицизма, но произведения Фурье отличаются тем, что в них есть «научное изыскание, трезвое, свободное от предрассудков, систематическое мышление». Никто из социалистов-утопистов не подверг капиталистический строй такой уничтожающей критике, как Фурье. Его произведения проникнуты страстной ненавистью к строю, при котором ради обогащения немногих массы обречены на нечеловеческие страдания. Противопоставляя порокам капитализма справедливый общественный строй, Фурье предвидел многие черты социалистического общества. Представления Фурье о путях осуществления нового строя были наивны, его воззрения на социалистическое общество отличались непоследовательностью. Следуя Фурье, нельзя было покончить с капиталистическим гнетом, но ею деятельность сыграла большую роль в распространении социалистических идей.