Коммунистическое общество в изображении Оуэна


В картине будущего общественного строя, которую рисует Оуэн, мы е найдем необузданного полета фантазии Фурье, но в смелости постановки проблемы Оуэн не уступал великому французскому утописту. В обществе будущего, по его мнению, не должно быть следа старых отношений. Поэтому задачу переустройства общества Оуэн не сводил только к перестройке экономики.
Важнейшее преимущество нового строя Оуэн видел в том, что освобожденные от угрозы голода и нищеты люди смогут развивать все свои лучшие черты. Но новый человек, свободный от всех пороков современности, сможет сложиться лишь при благоприятных для развития этих новых черт условиях существования. Поэтому общество будущего должно прежде всего обеспечить, материальное благосостояние для всех своих членов.
Основой будущего строя, с точки зрения Оуэна, должна стать, общественная собственность. Общество будет состоять из отдельных общин, связанных между собой обменом. Для решения общих задач общины будут объединяться. В новом обществе получат самое широкое применение машины, они должны заменить, ручной труд повсюду, включая и домашнее хозяйство.
Распространение машин избавит людей от тяжелого физического труда. В обществе будущего труд будет доставлять радость, превратится в удовольствие. В самых широких масштабах будут использованы новейшие достижения науки и техники. Отмечая правильное понимание Оуэном роли машинного производства, Маркс указывал, что Оуэн «не только фактически исходил в своих опытах из фабричной системы, но и теоретически провозгласил ее исходным пунктом социальной революции».
Защищая общины небольшого размера, Оуэн исходил из необходимости обеспечить людям возможность постоянного общения с природой. Такое общество Оуэн считал непременным условием здоровья и счастья людей. Сельскохозяйственный труд, с точки зрения Оуэна, больше всего соответствует «естественным склонностям» человека, является самым здоровым занятием. Оуэн хотел ликвидации противоположности между городом и деревней, считая необходимым гармоническое сочетание промышленности и сельского хозяйства.
Будучи горячим сторонником самого широкого применения наиболее совершенной техники, Оуэн прекрасно понимал роль самого человека в развитии производства. Он неоднократно подчеркивал, что развитие всех способностей человека — необходимое условие высокой производительности труда и изобилия материального богатства.
В будущем обществе, полагал Оуэн, каждый будет участвовать во всем разнообразии многосторонней деятельности общины. Старое, подавляющее всестороннее развитие человека разделение труда должно исчезнуть. Будет ликвидирована противоположность между умственным и физическим трудом. Неравноправное положение женщин будет уничтожено. Поскольку процесс труда станет источником удовольствия, никто не будет уклоняться от участия в общественном труде.
Характеризуя взгляды Оуэна на новый общественный строй, Энгельс указывал, что у Оуэна можно найти «не только прямую формулировку самого решительного коммунизма, с равной для всех обязанностью труда и равным правом на продукт, -- равным соответственно возрасту, как всегда прибавляет Оуэн, — но, нашел бы там и вполне разработанный проект здания для коммунистической общины будущего, с планом, фасадом и видом с высоты птичьего полета».
Как и французские утописты, Оуэн обращался к царствующим особам, сановникам, капиталистам, землевладельцам, убеждая их взять в свои руки осуществление его проектов и доказывая, что общественный переворот целиком соответствует также их подлинным интересам. Но больше всего, подчеркивал Оуэн, заинтересованы в новом общественном строе трудящиеся массы.
Противоположность богатства и бедности, чрезмерной роскоши и нищеты, знания и невежества не может дольше сохраняться, час полного преобразования общества настал. Откладывать, это преобразование нельзя. Угнетенные массы не потерпят сохранения существующего строя, «нации земли поднимутся в своей мощи и скажут — довольно». Но революция, в глазах Оуэна, — катастрофа, которая лишь отдалит осуществление его идеалов. И он всячески убеждал правящие крути принять его проекты, чтобы избежать революции.
Не понимая природы государства, Оуэн объяснял антинародную политику буржуазных правительств невежеством лиц, стоящих у власти. Относясь отрицательно к классовой борьбе, Оуэн считал ненужным создание классовых организаций пролетариата для отстаивания его политических интересов. Он не допускал возможности насилия для превращения старого общества, в новое. Единственным средством борьбы за новый строй он считал мирную пропаганду.
В. И. Ленин, характеризуя представления Оуэна о путях перехода к социалистическому обществу, писал: «В чем состоит фантастичность планов старых кооператоров, начиная с Роберта Оуэна? В том, что они мечтали о мирном преобразовании социализмом современного общества без учета такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров».
Жизнь Оуэна — жизнь борца, который, не считаясь со своим личным благополучием, все свои силы отдал борьбе за светлое будущее человечества. Испытывая различные средства для достижения своих целей, он добивался больших успехов и терпел жестокие поражения, но ничто не могло поколебать его убеждения, что им открыты основы разумного и справедливого строя.
Проекты нового общественного строя Оуэна существенно отличаются от представлений Сен-Симона и Фурье о будущем обществе. В общинах Оуэна нет частной собственности и имущественного неравенства, распределение производится по потребностям. В отличие от французских утопистов, Оуэн прекрасно понял, что только машинная техника может обеспечить высокую производительность труда и изобилие материальных благ.
Оуэн считал, что новый строй может быть осуществлен без классовой борьбы. Но хотя Оуэн и не понял исторической миссии рабочего класса, он единственный из великих социалистов-утопистов, который активно участвовал в рабочем движении. Отмечая выдающуюся роль Оуэна как общественного деятеля, Энгельс писал: «Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их действительные достижения связаны с именем Оуэна».

Курс лекций "История экономических учений",
издательство "Высшая школа", Москва, 1963 г.