Государственные финансы, бюджет и денежное обращение при НЭПе
Как мы указывали выше, переход к новой экономической политике означал укрепление экономических связей между рабочим классом и крестьянством путём развития товарооборота между городом и деревней. Это потребовало коренной реорганизации финансовой системы Советского государства. Уже X съезд партии поручил ЦК «пересмотреть в основе всю нашу финансовую политику и систему тарифов и провести в советском порядке нужные реформы». Тогда же декретом ВЦИК от 10 октября 1921 г. «О мерах упорядочения финансового хозяйства» были подробно намечены мероприятия в области финансовой политики, вытекающие из новой экономической политики. На Народный комиссариат финансов возлагались важнейшие государственные народнохозяйственные задачи — систематическое изыскание способов увеличения доходов казны, правильное и бережливое расходование средств, регулирование расстроенной денежной системы, прекращение чрезмерных эмиссий и полная стабилизация рубля.
Как указывалось выше, начало нэпа застало денежное обращение в состоянии крайнего расстройства и инфляции. Денежная масса в обращении на 1921 г. в совзнаках исчислялась в 1 169 млрд. руб. Бюджетный индекс на тот же год определялся, по статистике отдела труда (принимая индекс 1913 г. за единицу), в 19 200. Реальная ценность денежной массы в обращении при таком индексе была всего в 69,6 млн. руб. против 1 630 млн. руб. в обращении на 1 июля 1914 г.
Увеличение рыночного товарооборота требовало наличия устойчивой денежной массы в обращении. Но когда была разрешена свободная купля-продажа продуктов крестьянского хозяйства и ремесленно-кустарной промышленности, товарные государственные фонды еще некоторое время реализовались не продажей, а путем непосредственного товарообмена на нужные для государства продукты (декрет «Об обмене» от 24 мая 1921 г.). Были установлены различные для отдельных местностей и разных товаров товарообменные «эквиваленты» (например, 1 аршин ситца = 20 фунтам зерна, 1.пуд мыла = 13,5 пуда зерна и т. д.).
Такая организация товарообмена не могла регулировать рынок и смягчить инфляцию. Для развития товарооборота требовался переход к денежному обращению. Особенно остро это подчеркнул Ленин в октябре 1921 г., на VII Московской губпартконференции. «Товарообмен сорвался: сорвался,— говорил Ленин,— в том смысле, что он вылился в куплю-продажу... С товарообменом ничего не вышло, частный рынок оказался сильнее нас и вместо товарообмена получилась обыкновенная купля-продажа, торговля.
Потрудитесь приспособиться к ней, иначе стихия купли-продажи, денежного обращения захлестнет вас!»
На XI партконференции в декабре 1921 г. и на XI съезде партии в марте 1922 г. (и особенно решительно на IV конгрессе Коминтерна в ноябре 1922 г. В. И. Ленин в своих выступлениях проводил мысль о решающем значении в восстановлении нашего хозяйства стабилизации рубля и введения устойчивой валюты. XI съезд подчеркивал, что «прекращение обесценения денежных знаков и стабилизация цен возможны лишь на основе упорядочения всей финансовой системы государства, в частности — установления реального бюджета, сведения последнего без дефицита и увеличения товарообмена в стране».
В соответствии с этими указаниями партии и в развитие общих принципов новой экономической политики был проведен ряд мероприятий по переходу к денежным формам обращения. Вместо прежнего бесплатного отпуска товаров в порядке госснабжения была введена плата за отпускаемые государственными органами для частного хозяйства предметы (декрет от 5 августа 1921 г.). Тогда же был создан Комитет цен, устанавливавший оптовые и розничные отпускные цены на товары, накидки по товаропроводящей сети и твердые заготовительные цены на продукты, заготовляемые государством. Августовский «Наказ» СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики подтверждал необходимость развития товарообмена на основе денежного обращения и перехода, «где это возможно и выгодно, к денежной форме обмена». Государственные предприятия получали право выхода на рынок для денежных сделок по купле-продаже.
Однако общеэкономические условия в первые годы нэпа складывались так, что развитие товарооборота, стабилизация товарных цен на основе прекращения инфляции и введения устойчивой валюты, встречали непреодолимые препятствия. Крупнейший неурожай и голод 1921—1922 гг. со всеми его тяжелыми последствиями, связанный с этим громадный бюджетный дефицит, слабая работа промышленности, недостаточное развитие товарооборота в связи с натурализацией крестьянского хозяйства — всё это затрудняло немедленное проведение денежной реформы. Печатание бумажных денежных знаков неизменно продолжалось во все возрастающих размерах. На 1 октября 1921 г. в обращении было 4 534 млрд. руб. бумажных денег, на 1 мая 1922 г.— 127 856 млрд., на 1 сентября — 696 142 млрд. руб. На 1 января 1923 г. в обращении было 1994464 млрд. руб., а бюджетный индекс был 24065 тыс. В октябре 1922 г. наиболее крупной купюрой денежных знаков было 100 тыс. руб., по индексу равной одной довоенной копейке.
Всякий счет на такие астрономические цифры денежных знаков становился невозможным. Для упрощения расчетов были проведены две деноминации: одна — в виде выпуска новых денежных знаков образца 1922 г., 1 рубль которых был приравнен к 10 тыс. руб. прежних выпусков, и другая — в виде выпуска денежных знаков образца 1923 г. с приравниванием одного рубля 1 млн. руб. прежних знаков и 100 руб. образца 1922 г. Всё это, однако, не могло стабилизовать валюту, хотя развитие товарооборота в новых условиях настоятельно этого требовало. Наркомфин для государственной отчетности и хозяйственные органы для своих расчетов стали прибегать к различного рода условным денежным исчислениям. Постановлениями СНК была установлена обязательность исчисления разного рода платежей государству в «довоенных» золотых рублях, курс которых ежемесячно устанавливался Наркомфином, а затем Госбанком и особой контрольной комиссией. В хозяйственном обороте исчисления производились по «товарным» (по индексу оптовых цен Госплана), по «бюджетным» (по индексу розничных цен статистики Отдела труда), по «хлебным» рублям и пр. Решительным шагом к стабилизации валюты и в осуществление денежной реформы было учреждение Госбанка постановлением ВЦИК, опубликованным 12 октября 1921 г. Первоначально на Госбанк были возложены лишь кредитно-банковские операции и кассовые функции Наркомфина. Декретом 11 октября 1922 г. Госбанку было предоставлено право выпуска банковских билетов (червонцев), разменных на золото, принимаемых по нарицательной цене в сделках на золото и, следовательно, обладающих полной валютной устойчивостью. Госбанк стал центральным эмиссионным учреждением. Первоначально выпуск государством бумажных денег продолжался, но банковский червонец, обладавший постоянным курсом, постепенно вытеснял всё более обесценивавшиеся бумажные деньги. После ряда переходных мероприятий (выпуск казначейских билетов мелких купюр, внедрение в обращение серебряной и медной монеты) постановлением ВЦИК и СНК от 14 февраля 1924 г. эмиссия совзнаков была прекращена, а постановлением от 7 марта 1924 г. был установлен порядок выкупа советских денежных знаков, который и был закончен к июню 1924 г. Этим и была завершена реформа денежного обращения, введена устойчивая валюта. Денежная реформа оздоровила хозяйственное положение и явилась крупнейшим шагом по пути хозяйственного возрождения страны. Успешное завершение денежной реформы (притом без всякого содействия иностранного капитала, как этого добивались иностранные финансисты и их приспешники — троцкисты) являлось громадным успехом в деле укрепления социалистической хозяйственной системы. Денежная реформа и стабилизация валюты открывала возможность государственного воздействия на народное хозяйство через государственную кредитную систему. Организацией Госбанка был создан не имеющий себе равных мощный аппарат краткосрочного кредитования.
Но для восстановления и коренной переделки всего народного хозяйства этого было недостаточно. Требовалась организация долгосрочного кредита. Это было необходимо для восстановления промышленности и сельского хозяйства, подъёма индивидуального крестьянского и ремесленного хозяйства, развития коммунального хозяйства, строительства и пр. Хотя осуществление части мероприятий, направленных на эти цели, по времени выходит за рамки рассматриваемого нами периода, однако основы их были заложены в период 1922— 1925 гг.
Уже XI Всероссийский съезд Советов признал необходимым приступить к организации долгосрочного сельскохозяйственного кредита. Начало организации системы сельскохозяйственного кредита (в виде кредитных и ссудосберегательных товариществ) было положено декретом от 24 января 1922 г. «О кредитной кооперации». Создание кредитных кооперативов в деревне стало важнейшим условием для освобождения бедняцких и середняцких хозяйств от ростовщического кредита. Тогда же было прикуплено к созданию местных обществ сельскохозяйственного кредита, местных (областных п республиканских) сельскохозяйственных банков, система которых была завершена созданием в 1924 г. Центрального сельскохозяйственного банка. Эта система сельскохозяйственного кредита сыграла большую роль в деле скорейшего восстановления сельского хозяйства.
Одновременно с этим на очередь встала необходимость создания кредитной системы потребительской и промысловой кооперации. Деятельность органов потребительской кооперации по аккумуляции ресурсов и средств населения была укреплена и завершена созданием в феврале 1922 г. Банка потребительской кооперации (Покобанк) в форме первого кооперативного кредитного объединения потребительских кооперативов с участием Госбанка. Через год Покобанк превращён был во Всекобанк — Всероссийский кооперативный банк — с участием кооперативных организаций всех видов.
Вместе с организацией кредитной системы для обслуживания мелкого сельского и ремесленного хозяйства была расширена и организована особая система кредитования промышленности с передачей ей функций Госбанка по краткосрочному кредитованию. В конце 1922 г. для финансирования промышленности был создан Торгово-промышленный банк (Промбанк), а вслед за ним Электробанк с сосредоточением в нём финансирования всей электрификации. Для кредитования внешней торговли в 1922 г. был организован Российский коммерческий банк, преобразованный в 1924 г. во Внешторгбанк. Для обслуживания системы коммунального кредита был организован Цекомбанк. И, наконец, вся система советского государственного кредита была в качестве центрального и руководящего органа возглавлена Комитетом по делам банков.
Наряду с денежной реформой и государственной организацией кредита были проведены тесно связанные с этим бюджетные и налоговые реформы, способствующие устойчивости валюты и строгости построения госбюджета. Была поставлена задача построения бездефицитного бюджета и такой налоговой системы и неналоговых поступлений, которые были бы достаточны для восстановления промышленности, сельского хозяйства и пр. и в то же время являлись бы орудием экономической смычки между пролетариатом и средним крестьянством. Как мы упоминали выше, это в первую очередь достигалось отменой продразвёрстки и введением продналога. Далее следовали реформы по введению платности услуг и товаров, отпускаемых государством, натуральные и денежные займы и пр.
В результате указанных мероприятий выросли доходы государственного бюджета. Это дало возможность правительству всё большие средства направлять на финансирование народного хозяйства и социально-культурных мероприятий. Доходы и расходы единого государственного бюджета возросли следующим образом: в 1922/23 г. доходы составляли 1 460 млн. руб., расходы —
1 463,5 млн. руб.; в 1925/26 г. доходы —4027,9, расходы — 4060,6 млн. руб.
Так была создана прочная система государственных финансов, подготовившая почву для важнейших реформ последующих лет.
Источник: П. И. Лященко, ИСТОРИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР, т. III , Госполитиздат, 1956 г