История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период
Издательство "Наука", М., 1967 г. OCR Biografia.Ru
Широким фронтом в послевоенные годы велись работы по дальнейшему комплексному развитию городского хозяйства Москвы.
Особенно бурно развивался общественный транспорт. За сравнительно короткое время в Москве было построено несколько новых линий метро. В 1954 г. закончилось строительство кольцевой 19-километровой подземной дороги, которая соединила все радиальные линии метрополитена и семь железнодорожных вокзалов: Ленинградский, Казанский, Ярославский, Курский, Павелецкий, Киевский и Белорусский. В 1957 г. коллектив Метростроя сдал в эксплуатацию линию Фрунзенского радиуса от Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького до Спортивной. В январе 1959 г. в строй действующих вступила линия от Спортивной до Университета на Ленинских горах. Построены также линии метрополитена от Ботанического сада до ВДНХ (1958 г.), от Киевской до Пионерской (1961 г.), от Октябрьской до Новых Черемушек (1962 г.), от Университета до Юго-Западной (1963 г.), от Первомайской до Щелковской (1963 г.), от Новых Черемушек до Калужской, от Сокола до Речного вокзала (1964 г.), от Пионерской до Кунцева (1965 г.), от Сокольников до Преображенской (1965 г.) К концу 1965 г. длина линий московского метрополитена достигла 110 км двойного пути, увеличившись по сравнению с 1940 г. более чем в 4 раза. К этому же времени число станций возросло до 75. Резко выросли перевозки пассажиров. В 1950 г. они составляли в среднем 1,7 млн. человек в сутки, а к 1965 г. достигли уже 4 млн. человек. Значительное развитие в послевоенный период получило троллейбусное и автобусное движение. За 1951—1965 гг. в Москве построено 644 км новых линий троллейбуса; парк подвижного состава увеличился более чем на тысячу машин. В 1965 г. по 55 маршрутам троллейбуса курсировало около 1800 машин. Услугами троллейбуса ежедневно пользовалось свыше 2 млн. пассажиров. Новые линии троллейбуса связали между собой все важнейшие районы города.
Ежегодно увеличивается автобусный парк столицы. С 1950 по 1965 г. он вырос более чем вдвое и насчитывал свыше 4 тыс. машин. К 1965 г. протяженность внутригородских автобусных линий достигла 2500 км. Для улучшения обслуживания пассажиров автобусами организовано 200 автобусных маршрутов. Кроме того, автобусные линии связали столицу со многими крупными городами страны. В связи с массовым развитием троллейбусного и автобусного движения трамвайные линии из центральных районов города переносились на окраины. С 1946 по 1965 г. с центральных улиц снято более 100 км трамвайных путей. Одновременно около 200 км трамвайных путей было построено на окраинах Москвы. К 1965 г. в Москве имелось 43 трамвайных маршрута, ежедневно перевозивших свыше 2 млн. пассажиров. Для улучшения организации движения автобусов, троллейбусов и трамваев и усиления координации в их работе Мосгорисполком в 1958 г. объединил трамвайное, автобусное и троллейбусное хозяйства в едином Управлении пассажирского транспорта. Принимались также меры по обновлению подвижного состава, оснащению транспорта столицы новой техникой. После войны заново создано таксомоторное хозяйство столицы. К концу 1961 г. таксомоторный парк насчитывал 6906 автомашин, т. е. в 2 раза больше, чем до войны. В 1951 г. в Москве было положено начало коренной перестройке работы грузового автомобильного транспорта. Ликвидированы мелкие, нерентабельные автомобильные хозяйства и созданы более крупные, организованы централизованные перевозки грузов. К 1954 г. Управление автогрузового транспорта выросло в крупнейшее автохозяйство и было реорганизовано в Главное управление автогрузового транспорта исполкома Моссовета. Объем централизованных перевозок, выполненных Главмосавтотрансом, уже к 1961 г. составил 100 млн. т — в 35 раз больше, чем в 1951 г. Развитие централизованных перевозок и рост автотранспорта общего пользования позволили значительно увеличить грузооборот городского транспорта при одновременном сокращении числа грузовых автомобилей в столице и ликвидации около 2 тыс. мелких ведомственных автохозяйств, располагавшихся большей частью во дворах жилых домов. С 1955 г. организованы централизованные перевозки грузов со станций и на станции железных дорог Московского узла. В результате освободилось значительное число автомобилей, грузчиков и экспедиторов. Такие же перевозки грузов организованы в речных портах и аэропортах. К концу 1957 г. вся транспортировка грузов, в том числе и контейнеров, отправляемых и прибывающих железнодорожным, речным и воздушным транспортом, стала осуществляться только централизованно автотранспортом общего пользования. Бурный рост города потребовал более быстрого развития водоснабжения и канализации. Только в годы пятой пятилетки на базе волжской воды была сооружена новая, Северная, станция на 450 тыс. куб. м воды в сутки, построено около 18 км новых водоводов и 310 км уличных магистралей и сетей. Это позволило не только обеспечить водопроводной водой все новостройки города, нужды промышленности, транспорта и других организаций, но и оборудовать водопроводом (а также канализацией) десятки тысяч квартир в домах старого жилого фонда. Во много раз увеличилось поступление воды в Москву после расширения Рублевской, Восточной, Череповской и Северной водопроводных станций и строительства в 1956—1965 гг. новых водопроводных магистралей и сетей. Уже в 1961 г. подача воды в столицу по сравнению с 1913 г. увеличилась в 25 раз, а по сравнению с 1940 г.— почти в 3 раза. По потреблению воды на каждого жителя Москва давно уже обогнала многие крупнейшие города мира, такие, как Париж, Лондон, Вена, Берлин и др. В 1958 г. на каждого москвича приходилось 400 л воды в сутки. В 1965 г. эта цифра возросла до 620 л. Большое место в реконструкции города продолжали занимать работы по газификации жилых домов, культурно-бытовых учреждений, промышленных предприятий и электростанций. В 1951 г. закончилось сооружение подмосковного коксогазового завода и газопровода Дашава — Киев — Брянск — Москва, в 1955г.— Щекинского газового завода, в 1956 г.— первой очереди газопровода Ставрополь—Москва. В эти же годы было построено несколько газгольдерных станций.
Большие работы проведены по газификации теплоэлектроцентралей, а также котельных жилых домов, коммунальных и промышленных предприятий, школ, медицинских учреждений. Газификация освободила миллионы москвичей от тяжелой работы по завозу угля, дров, покупки керосина, облегчила бытовые условия. Перевод котельных на «голубое топливо» позволил значительно очистить воздух Москвы от пыли, копоти и дыма. По сравнению с 1940 г. число газифицированных квартир к концу семилетки выросло в 20,2 раза, а поступление газа в городскую сеть увеличилось соответственно в 66,8 раза. Наряду с газификацией быстрыми темпами шла теплофикация жилого фонда, предприятий и учреждений. Прирост тепловых мощностей ТЭЦ только в годы пятой пятилетки составил 506 мегакалорий-час. За это же время построено 143 км магистральных и разводящих тепловых сетей, теплофицировано более 2400 жилых, промышленных и общественных зданий. Газификация и теплофикация произвели полный переворот в топливном балансе города. Газ и тепло ТЭЦ почти совершенно вытеснили из Москвы дрова и подмосковный уголь, сэкономили государству для других нужд народного хозяйства значительные денежные средства, сотни тысяч вагонов, автомашин и большое количество рабочей силы. Для централизованного теплоснабжения новых районов, которые в силу их отдаленности не могли быть присоединены к существующим ТЭЦ, в Москве в 1959 г. началось строительство районных котельных мощностью 150—200 тыс. калорий каждая. В десятки раз увеличилось поступление электроэнергии в Москву. В 1961 г. столица получила свыше 15 млрд. квт-ч электроэнергии, что позволило полностью обеспечить потребности столицы в электроэнергии. Значительно улучшилось наружное освещение Москвы. Протяженность освещенных улиц и проездов достигла к 1965 г. 2 тыс. км. В городе появились новые, более экономичные и красивые светильники. Москву — столицу Советского государства, центр мировой культуры и науки — ежегодно посещают сотни тысяч человек, в том числе тысячи из других стран. Поэтому значительные средства вкладываются в развитие гостиничного хозяйства столицы. В 1951—1965 гг. в Москве вступили в строй такие крупные гостиницы, как «Золотой колос», «Ярославская», «Украина», «Ленинградская», «Пекин», «Варшава», «Южная», «Спорт», «Юность», «Минск». Только во второй половине 50-х годов Мосгорисполком построил 60 домов гостиничного типа в районе ВДНХ. Гостиничный фонд Москвы к концу 1965 г. составил 13,5 тыс. номеров на 34,1 тыс. мест, увеличившись по сравнению с довоенным почти в 2 раза.
В широких масштабах велись работы по озеленению улиц и парков города, строительству новых скверов, асфальтированию и озеленению дворовых территорий. Крупные городские парки и скверы возникли на территории, прилегающей к новому зданию МГУ (300 га), на территории ВДНХ и подходах к ней (250 га), а также на площади Восстания, на Песчаных и Хорошевских улицах, у стадиона «Динамо». Озеленялись территории школ, больниц, детских учреждений, заводов и фабрик. В цветущие сады превращены территории заводов им. С. Орджоникидзе, шлифовальных станков, малолитражных автомобилей, «Фрезер», «Каучук», «Прожектор» и многих других. К 1958 г. в Москве было полностью или частично озеленено 1677 улиц и проездов. В 1958—1961 гг. в зеленый наряд оделись проспекты Вернадского, Ленинский, Комсомольский, Кутузовский, Мичуринский, Большой и Центральный скверы в Кремле. За эти же годы были заложены парки им. XXII съезда КПСС, «Дружбы», скверы у завода им. Владимира Ильича, на Миусской площади, на улицах Подбельского, Обуха, Руставели, бульвары на улицах Гарибальди, Зелинского и многих других. В 1958—1965 гг. на улицах Москвы посажено 2607 тыс. деревьев и 18509 тыс. кустарников. Особое место в комплексе мероприятий по оздоровлению Москвы имеет окружающий город лесопарковый защитный пояс или, как его образно называют, «легкие города». Лесопарковый защитный пояс все время расширяется. К 1948 г. он имел 46 тыс. га. В 1951 г. в зеленую зону вокруг города были включены все леса, окружающие Москву в радиусе 50 км. В результате этого общая площадь лесов и парков вокруг столицы сразу увеличилась до 640 тыс. га. В зеленом поясе большое развитие получили питомники, которые стали основными поставщиками деревьев и кустарников для посадок в Москве. В озеленении своего родного города активно участвуют сами москвичи. 11 мая 1958 г., например, в праздник «День леса» в районах города на озеленение своих дворов, площадок, улиц, закладку скверов вышло свыше 500 тыс. жителей столицы. За один этот день было посажено более 40 тыс. деревьев и 200 тыс. кустарников. Зеленые массивы и насаждения общего пользования в Москве, составлявшие в 1940 г. 4271 га, выросли в 1965 г. до 16 179 га. Большое внимание уделяется в Москве чистоте города: на уборке улиц, площадей и тротуаров занято более 2370 машин и механизмов; они ежедневно убирают 32 млн. кв. м городской площади. Если бы уборка такой территории производилась вручную, потребовалось бы более 100 тыс. рабочих. Москва сегодня — это не только красивый, благоустроенный социалистический город, это город передового, вооруженного новейшей техникой хозяйства. Здесь все делается для улучшения жизни советского человека, во имя счастья людей, строящих коммунизм. Путь развития городского хозяйства, который крупнейшие капиталистические города проделали за 100 лет, Москве надо было пройти за два-три десятилетия. При этом, если за первую половину XX в. население таких городов, как Париж, Берлин, Лондон, Вена (в муниципальных границах), оставалось в основном стабильным, а в Лондоне даже уменьшилось, то в Москве население значительно увеличилось. Коммунистической партии и Советскому правительству в процессе социалистической реконструкции Москвы пришлось решать одновременно две важные задачи: во-первых, преодоление технико-экономической отсталости городского хозяйства столицы по сравнению с уровнем развития других крупнейших городов мира; во-вторых, обеспечение таких темпов его развития, которые соответствовали бы росту промышленности и населения, росту Москвы как столицы Советского государства. Успехи социалистической экономики создали все необходимые условия для планомерной реконструкции Москвы, а также для такого роста материально-технической базы городского хозяйства, который обеспечил коренное улучшение культурно-бытового обслуживания населения. Советскому государству практически пришлось создавать совершенно новое, оснащенное современной техникой городское хозяйство, способное поднять жизненные условия населения столицы и общую культуру Москвы. Удельный вес новой материально-технической базы городского хозяйства (зданий и сооружений), созданной за годы социалистической реконструкции Москвы, к 1965 г. составил в жилом фонде более 80%, школьном фонде — свыше 95, по больницам — 90, детским садам и яслям — 100, водопроводу — 97, очистным станциям аэрации — 100, городским набережным — около 100, усовершенствованным покрытиям улиц и площадей — около 100, дальним газопроводам и газовым заводам — 100, по теплоэлектроцентралям — 100, метрополитену, троллейбусному и автобусному хозяйству — 100% и т. д. Всего за годы Советской власти на реконструкцию Москвы и строительство новых зданий и сооружений городского хозяйства израсходовано 12,5 млрд. руб. История крупнейших городов мира не знает еще столь смелых планов и таких блестящих результатов кардинальной перестройки веками сложившегося многомиллионного города, коренным образом изменившей условия жизни, труда, быта и отдыха людей. Москва строится и развивается как город коммунистического типа и является ярким примером торжества теории и практики социалистического градостроительства. Центральный Комитет КПСС и Советское правительство повседневно руководят практической деятельностью Московской партийной организации и Московского Совета по осуществлению великих планов строительства новой Москвы. Нет ни одного крупного и принципиального вопроса развития и реконструкции Москвы, который бы не привлек внимания Центрального Комитета партии и Советского правительства. В июле 1960 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о расширении границ Москвы. В соответствии с этим постановлением территория Москвы в пределах кольцевой автомобильной дороги увеличилась с 35,6 тыс. до 88,5 тыс. га.
Перед московскими организациями встали новые большие задачи: в кратчайший исторический срок создать еще более мощную материально-техническую базу городского хозяйства, которая обеспечила бы полное и всестороннее удовлетворение материальных, бытовых и культурных потребностей населения столицы. Эти задачи подробно обсуждались на состоявшемся в декабре 1960 г. пленуме МГК КПСС, который наметил меры по их осуществлению. Пленум определил основные направления дальнейшего развития города, по которым Москва будет развиваться как столица грядущего коммунистического общества, как крупнейший центр передовой промышленности, науки и культуры страны. В нашей стране в условиях социалистического общества с его плановым хозяйством, отсутствием частной собственности на землю и средства производства градостроителям предоставляются широкие возможности для научного комплексного решения проблемы построения городов на основе всестороннего учета потребностей населения. Создание наилучших условий труда, быта и отдыха для трудящихся — главная задача советского градостроительства.
Переход в широком масштабе к индустриальным методам строительства на основе достижений современной техники, применения эффективных конструкций и материалов послужил стимулом к перестройке творческой деятельности архитекторов.
В Москве давно исчезло понятие окраины в старом, дореволюционном смысле. За прошедшие годы, особенно после XX съезда партии, на бывших окраинах столицы возникли благоустроенные жилые кварталы и районы. Здесь сооружены в большом числе культурно-бытовые и коммунальные учреждения, школы, детские сады и ясли, кинотеатры и больницы. Там, где до революции тянулись ряды окраинных лачуг, вырос Пролетарский район столицы с вновь проложенными магистралями и кварталами благоустроенных многоэтажных домов. И так во многих районах города. Вновь строящиеся жилые районы Москвы — Юго-Западный, Новые Черемушки, Волхонка — ЗИЛ, Хорошево — Мневники, Фили — Мазилово, Новые Кузьминки, Измайлово и др.— вытеснили былые окраины, органически вошли в радиально-кольцевую систему городской планировки. Особенность происходящего процесса реконструкции и строительства Москвы заключается в том, что он охватывает одновременно всю территорию города и обеспечивает, таким образом, целостное и плановое развитие всей его структуры. В этом проявляются характерные черты социалистического градостроительства, идейной основой которого является развитие города в интересах широких масс населения. Крупнейшие районы новостроек Москвы, создание которых совсем недавно казалось делом далекой перспективы, теперь не только сложились, но и постепенно сливаются в единое целое, формируя новый облик города. Именно развитие планировочной структуры города в соответствии с генеральным планом характеризует прогрессивность советского градостроительства. Один из примеров — строительство Юго-Западного района с его развитой сетью проспектов и бульваров, благоустроенными кварталами и крупными общественными зданиями. Датой рождения Юго-Западного района можно считать 1947 г., когда в день празднования 800-летия Москвы здесь был заложен комплекс зданий Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Юго-Западный район — грандиозная градостроительная композиция. В этом ансамбле объединены набережные Москвы-реки, зеленые массивы Нескучного сада и Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького с комплексом Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и парком Центрального стадиона им. В. И. Ленина в Лужниках, с новыми крупными жилыми районами — Фрунзенской набережной и Комсомольским проспектом. Если проанализировать изменения, происходящие в планировочной структуре Москвы в связи с интенсивным развитием в послевоенные годы Юго-Западного района, то станет очевидной тенденция к постепенному композиционному слиянию исторического центра Москвы — Кремля — с новым городским центром в Юго-Западном районе. Центр Москвы, еще недавно определявшийся полукольцом площадей, окаймлявших Кремль, а несколько позднее — Бульварным кольцом, давно вышел за эти границы. Более того, и Садовое кольцо является по существу лишь условной границей центра. Эта тенденция получила дальнейшее развитие в связи с предстоящим созданием в Юго-Западном районе крупнейших общественных центров и намечающимся новым, еще более значительным по масштабам строительством жилых районов, микрорайонов и учреждений для обслуживания миллионного населения. Даже некоторые досадные ошибки, отчасти объясняемые недостаточным опытом в решении задач подобного масштаба, выразившиеся в излишней жесткости планировочных схем, а также в неудачной застройке отдельных участков, не могут принизить значения Юго-Западного района как крупнейшего прогрессивного явления в создании архитектурного облика и организация жизни новой Москвы. На примерах планировки и застройки Юго-Западного района можно проследить решительные изменения в градостроительной практике. Так, в застройке квартала №18 — центральной части Юго-Западного района — были чрезмерно преувеличены масштаб и размер квартала, применена жесткая планировочная структура, не до конца продумана система обслуживания населения. В последующих кварталах, особенно № 32—33 и 34—35, проекты которых основаны на принципах свободной планировки, в значительной мере были учтены недостатки прошлого опыта. Тот же процесс можно наблюдать в застройке Новых Черемушек, Текстильщиков, Новых Кузьминок. От мелких кварталов с периметральной застройкой и полузамкнутыми дворами архитекторы сначала перешли к проектированию укрупненных кварталов с частично периметральной, но более открытой застройкой, а в дальнейшем — к свободной застройке, организованной по принципу жилого микрорайона. Многие из сооружений, построенные в послевоенный петшод в Юго-Западном районе, войдут в историю архитектуры Москвы. Первое место среди них займет комплекс зданий Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (авторы проекта Л. В. Руднев, С. Е. Чернышев, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, В. Н. Насонов). Сооружение этого и других высотных зданий связывалось с идеей создания ряда крупных архитектурных ансамблей, которые формировались бы вокруг высотных композиций с характерным для них силуэтом. При этом проблема пространственной композиции застройки и ее силуэта решалась с учетом ландшафтных особенностей всего города и его отдельных районов. Главное здание Московского государственного университета на Ленинских горах хорошо просматривается с дальних точек, в том числе и подъездов к городу, и служит своеобразным, характерным по силуэту, организующим центром Юго-Запада. В развитии новых архитектурных тенденций не меньшее значение имеет Центральный стадион им. В. И. Ленина в Лужниках, связанный с университетом единством композиции. Комплекс Центрального стадиона был важным вкладом в общественную и культурную жизнь столицы. Генеральный план стадиона и окружающего его парка решен с учетом реконструкции окружающего района города. Главной композиционной осью являются: новое здание Московского государственного университета, излучина Москвы-реки с амфитеатром Ленинских гор и двумя мостами на направлениях «восточного» и «западного» лучей — проектируемых магистралей, соединяющихся в центре города у Кремля. В 1959 г. создана восточная магистраль — нынешний Комсомольский проспект, а годом раньше построен мост через Москву-реку, соединивший центр с Юго-Западным районом. Внешняя отделка фасадов спортивных сооружений, облицованных светлой керамикой, создает строгую и современную архитектурную композицию всего комплекса и придает зданиям легкость и привлекательность. Авторы проекта архитекторы А. В. Власов, А. Ф. Хряков, И. Рожин, Н. Уллас, В. Н. Насонов, В. Поликарпов, Н. Резников удостоены за архитектуру стадиона в 1959 г. Ленинской премии. Последующее развитие новых прогрессивных архитектурных тенденций можно проследить по некоторым более поздним сооружениям, построенным в Юго-Западном районе, в частности комплексу зданий Московского городского Дворца пионеров. Дворец пионеров на Ленинских горах занимает территорию площадью почти 55 га. Он окаймлен Воробьевским шоссе, Университетским проспектом и проспектом Вернадского. Авторы проекта Дворца пионеров В. С. Еге-рев, В. С. Кубасов, Ф. А. Новиков, Б. Палуй, И. Покровский, М. Н. Хажакян, Ю. Ионов. Главное здание Дворца пионеров состоит из семи корпусов. Центральный предназначен для массовой работы со школьниками и пионерами. Перпендикулярно ему расположены корпуса занимательной науки, массовой кружковой работы, научной работы и техники. В комплекс главного здания входят также пионерский театр и концертный зал, замыкающий перспективу площади перед главным зданием. Предусмотрены места для строительства спортивного манежа, плавательного бассейна, автоклуба и др. Значительная часть территории отводится под зону отдыха и развлечений с аттракционами, игровыми площадками и зону натуралистической работы. Архитектура главного здания, привлекательная и современная по облику, свидетельствует о серьезной творческой работе, проделанной авторами. Интересно по замыслу и включение в архитектуру главного здания монументальной живописи и скульптуры. Становление нового архитектурного направления, решительно порвавшего с излишествами, помпезностью форм и украшательством, видно и в архитектуре таких новых сооружений, как станция метро «Ленинские горы», расположенная на нижнем ярусе моста, соединяющего Комсомольский проспект с проспектом Вернадского, как гостиница «Юность», построенная в 1961 г. близ Центрального стадиона им. В. И. Ленина на Фрунзенском валу. Это здание крупнопанельной конструкции привлекает внимание логичностью архитектуры, отвечающей назначению сооружения, современностью, особенностями конструкций и материалов, простотой и ясностью композиции.
Совершенствование планировочной структуры и архитектурного облика Москвы можно проследить не только на примере Юго-Западного, но и других районов. Так, если в недалеком прошлом реконструкция западной зоны города по существу сводилась к застройке узкой полосы Можайского шоссе, то теперь она охватила весь район старого Дорогомилова и способствовала коренному изменению внешнего вида и уровня благоустройства этой некогда наиболее отсталой городской территории. Благодаря соединению Кутузовского проспекта с Садовым кольцом через вновь построенный Новоарбатский мост и завершению строительства транспортного и пешеходного пересечения существенно улучшена и обеспечена безопасность движения пешеходов и транспорта. Строительство магистрали Новый Арбат — между Садовым кольцом и улицей Калинина (ныне проспект Калинина) — является завершающей фазой этого сложного реконструктивного процесса. Новая широкая магистраль — Ломоносовский проспект — связывает новый жилой район Фили — Мазилово с центром Юго-Запада и далее — Новыми Черемушками и Варшавским шоссе.
Крупный жилой район — Новые Черемушки, так же как и многие другие, построен в послевоенный период. История строительства этого своеобразного района наглядно отражена в планировочной структуре жилых кварталов, в примененных конструкциях и архитектуре зданий. На примере Новых Черемушек в значительной мере можно судить о послевоенной истории развития строительства в Москве. Если первые послевоенные годы оставили след в виде малоэтажных кирпичных домов с оштукатуренными стенами и декоративными украшениями, то более поздний период характеризуется использованием типовых. проектов кирпичных зданий. Начиная же с 1958 г., здесь был осуществлен последовательный переход к широкой индустриализации строительства, внедрению прогрессивных методов полносборного домостроения. Характерной особенностью строительства в последние годы был постепенный переход от застройки по фронту магистралей и улиц, что особенно широко практиковалось до войны, к реконструкции обширных территорий, прилегающих к основным магистралям. Новые принципы советского градостроительства вернули архитектуре возможность и способность иметь дело с реальным пространством, с объемными композициями в застройке города. Комплексная застройка исключает расстановку зданий только по периметру улиц. В то же время она помогла охватывать единым замыслом глубину кварталов, микрорайонов, решать социальные задачи организации жизни населения, включать в пространственную композицию открытые площадки, зелень и обслуживающие учреждения. Уже не только фасады домов, но и все пространство города, его районов и микрорайонов стало содержанием архитектурного ансамбля. Таким образом, композиция города и всех его составляющих частей слагается не из суммы фасадов, а из всей совокупности объемов отдельных зданий с открытыми пространствами. В этом основа современной градостроительной практики Москвы. Речь идет не только о
формальном изменении характера застройки; имеется в виду забота о школьных и детских площадках, о зелени и отдыхе для взрослых, о пешеходных и прогулочных аллеях, освобожденных от пересечений с транспортными магистралями, о размещении всего комплекса обслуживающих учреждений. Из всего этого слагаются ансамбли новых жилых районов, и в связи с этим творчество архитектора получило совершенно новые композиционные возможности и такую свободу действий, какие немыслимы при строительстве отдельных домов. Жизнь, прогресс техники, общий прогресс всей культуры советского народа потребовали от архитектора-градостроителя отказа от устаревших приемов, овладения новыми методами, в том числе новыми композиционными приемами, органически связанными с изменившимися условиями строительной техники, новыми типами зданий и комплексным характером застройки. Так, реконструкция проспекта Мира привела в итоге к переустройству всего прилегающего района, к решительному изменению архитектурного ансамбля этой части города. Начатая в свое время периметральная застройка магистрали получила в дальнейшем пространственное развитие, примером чему могут служить реконструированные подходы к Выставке достижений народного хозяйства СССР, архитектура которой хорошо сочетается с окружающим ландшафтом. Крупное градостроительное событие в реконструкции Москвы — создание в послевоенное время Главного ботанического сада Академии наук СССР. Ботанический сад, открытый в июле 1959 г.,— это не только научное учреждение всесоюзного значения, но и одно из лучших мест отдыха москвичей. Многими крупными сооружениями украсились за послевоенные годы Ленинградский проспект и примыкающие к нему кварталы. Здесь наряду с жилыми домами возводятся здания общественного назначения, научные и учебные заведения. Одно из крупнейших сооружений — комплекс аэровокзала с гостиницей и посадочными площадками для вертолетов.
Как своеобразную лабораторию массового строительства того периода можно рассматривать застройку в 1946—1955 гг. жилыми домами Песчаных улиц. Архитектор имел здесь дело не только с «главными» и «дворовыми» фасадами, а с реальным пространством квартала, с объемами зданий. Архитектура жилых домов в этом районе отражает последовательные и быстрые смены материалов, конструкций, планировочных решений зданий и кварталов. При этом общей чертой застройки является применение типовых проектов и деталей. От четырехэтажных кирпичных домов со стандартными архитектурными деталями из бетона к шести- и восьмиэтажным домам, облицованным керамикой, и, наконец, к сборным многоэтажным зданиям каркасно-панельной и крупноблочной конструкции на 1-й Хорошевской улице — таков широкий диапазон архитектурных особенностей застройки этого района, где впервые в широком масштабе архитекторы и строители отрабатывали методику типизации. Освоение новых районов и создание в них крупного жилого фонда позволят одновременно с массовым жилищным строительством более интенсивно продолжать реконструкцию основных магистралей, площадей и набережных Москвы и переустройство старых частей города со сносом ветхой застройки. Рост Москвы сопровождается увеличением протяженности уличной сети. Уже реально проступают контуры общегородских кольцевых магистралей в Останкине, Сокольниках, Бутырском хуторе, на Ленинградском проспекте, Соколиной горе, в Юго-Западном районе, на трассе нового Автозаводского моста и т. д. Отчетливо складывается часть Бульварного кольца среди застройки Замоскворечья.
Новые магистрали и улицы Москвы имеют развитый поперечный профиль: широкие тротуары и полосы защитного и декоративного озеленения в виде бульваров, газонов и посадок, изолирующие дома от проезжей части. Значительные работы проведены по реконструкции старых и образованию новых площадей. Начатые еще до войны, они были продолжены в значительных масштабах в послевоенное время. Реконструкции подверглись площади Дзержинского, Пушкинская, Арбатская и ряд других площадей Бульварного кольца, площади на Садовом кольце — Смоленская, Восстания, Октябрьская, Крдс-ных ворот (ныне Лермонтовская), площади на развилке Ленинградского проспекта и Волоколамского шоссе, у гостиницы «Украина» на берегу Москвы-реки и др. Большое градостроительное значение представляют вновь созданные площади перед зданием Московского государственного университета, у Центрального стадиона в Лужниках, у главного входа Выставки достижений народного хозяйства СССР на проспекте Мира. Эти площади рассчитаны на большие потоки транспорта и пешеходов, имеют оборудованные стоянки автомобилей. В Москве построено много общественных, административных, учебных, культурных, коммунальных, спортивных зданий и сооружений. Полностью завершено, например, строительство здания Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина — крупнейшего в стране хранилища книг. Выдающимся событием в жизни Москвы было строительство монументального здания Кремлевского Дворца съездов. Свой вдохновенный труд строители посвятили XXII съезду Коммунистической партии Советского Союза. Перед создателями Кремлевского Дворца съездов — коллективом проектировщиков под руководством М. В. Посохина в составе архитекторов А. А. Мндоянца, Е. Н. Стамо, П. П. Штеллера, инженеров Г. Львова, А. Кондратьева, удостоенных Ленинской премии,— стояли сложные задачи. Возведение нового дворца в окружении всемирноизвестных памятников древнего зодчества налагало на проектировщиков и строителей большую ответственность. Нужно было правильно определить масштаб сооружения, чтобы оно не нарушало гармонии находящихся поблизости уникальных памятников старины. Трудность планировочного решения заключалась в том, что здание имеет универсальное назначение и сложное современное оборудование. В огромном зрительном зале проводятся не только съезды и конгрессы, но и ставятся оперные, балетные спектакли и концерты, а также демонстрируются фильмы. Особый интерес представляет архитектурное решение зрительного зала, состоящего из партера, амфитеатра, балкона и огромной сцены, какой не имеет ни один театр нашей страны. 7 тыс. репродукторов, скрытых от зрителя, обеспечивают хорошую слышимость звука со сцены во всех уголках зала. Сцена оснащена самым совершенным оборудованием. В наши дни, когда проблема ликвидации недостатка жилищ находится на пути реального разрешения, когда программы и перспективы развития массового жилищного строительства уже ясно определены, партия и правительство выдвинули как одну из важнейших задач — организацию культурного отдыха трудящихся. Это особенно важно в связи с сокращением рабочего дня. Организация отдыха трудящихся состоит из многообразных элементов — начиная с зеленых насаждений, спортивных площадок и других устройств во вновь образованных и реконструированных жилых кварталах и микрорайонах, в районных и общегородских парках и кончая крупными стадионами, загородными лесопарками и крупнейшими зонами отдыха. Все это включается в единую систему и обеспечивает наиболее благоприятные условия для повседневного, кратковременного и продолжительного отдыха населения, независимо от времени года и с учетом удовлетворения потребностей всех возрастных групп. Очень важно, что московские организации приняли решение о создании зон отдыха на Московском море, Истринском, Можайском и Клязьминском водохранилищах. Успешное решение проблемы отдыха во многом зависит от наличия крупных водоемов. Благодаря строительству канала им. Москвы северная часть лесопарковой защитной зоны обогатилась развитой системой водохранилищ, которые с каждым годом становятся все благоустроеннее. Намечаемые на ближайшие годы грандиозные планы строительства выдвинули перед градостроителями-планировщиками новые проблемы, которые получат отражение в новом генеральном плане развития и реконструкции Москвы на более широких и прогрессивных принципах, основанных на создаваемой материально-технической базе коммунизма. Творческие проблемы, стоящие перед московскими архитекторами, могут быть правильно решены только при массовом строительстве, осуществляемом индустриальной техникой с применением передовых градостроительных принципов. Это общее положение — основа основ всей архитектурной деятельности в наши дни. Массовость и индустриальность, быстрота, удобство, экономичность, новые градостроительные принципы и красота становятся основой творческой деятельности архитекторов и строителей столицы. Важнейшее значение в становлении советской архитектуры, организации удобной жизни населения, решении крупных градостроительных задач и архитектурных композиций, несомненно, имеет мастерство типового проектирования. В связи с этим особое внимание было уделено разработке экспериментального квартала в Юго-Западном районе, по которому был успешно проведен международный конкурс. По существу это проектирование должно было определить завтрашний день архитектуры в строительстве Москвы. В результате разработки проекта экспериментального квартала выявлены новые типовые проекты жилых домов, а также зданий культурно-бытового назначения, необходимых для наилучшей организации быта в жилых кварталах и микрорайонах. Опыт конкурса на экспериментальный район показал, что советская градостроительная мысль и мастерство советских архитекторов непрерывно совершенствуются. Выдвигаются прогрессивные системы планировки и застройки жилых районов, предусматривающие оптимальные условия для организации жизни населения. В основе советской архитектуры лежит всесторонняя забота о человеке. В период строительства коммунизма ведущий лозунг партии — «Все во имя человека, для блага человека» — находит одно из своих ярких воплощений в созидательной архитектурно-строительной деятельности. Все области советской архитектуры приобретают черты, которые уже сейчас отличают, а чем далее, тем больше будут отличать советскую архитектуру от архитектуры капиталистического общества. В истории градостроительства нельзя найти другого примера столь смелой реконструкции города, как Москва. Широко известны, например, работы, проведенные в Париже по плану Османа. Однако выполненные в интересах господствующего класса, без учета перспектив развития Парижа и роста техники, они удовлетворяли нужды города и отвечали требованиям уличного движения всего несколько десятков лет. Оглядываясь на пройденный путь, трудящиеся столицы ясно представляют себе контуры Москвы завтрашнего дня. И это не мечта о каком-то несбыточном городе будущего, а реальная перспектива. За сравнительно короткий исторический срок предстоит проделать огромные работы по строительству коммунистической Москвы.