Банковское дело в СССР является государственной монополией — все кредитные учреждения принадлежат государству. Государственный банк СССР со всеми своими учреждениями представляет единую централизованную систему. Это означает, что все «предписания» сверху должны строго выполняться, а решение конкретных вопросов кредитования, финансирования и расчетов базироваться на предоставлении широких прав учреждениям банка на местах.
Система Государственного банка СССР состоит (на 1 января 1983 г.) из 4449 банковских учреждений, из них 184 конторы, 4230 отделений и 35 агентств. Госбанк СССР осуществляет также общее руководство Гострудсберкассами СССР, сеть которых насчитывает около 80 тыс. сберегательных касс всех видов.
Государственный банк СССР является центральным ведомством, приравненным к министерству, и подчиняется непосредственно Совету Министров СССР. Основные звенья банковской системы— отделения, конторы — выполняют самые разнообразные функции по кредитованию, финансированию, расчетам и осуществляют все денежные (наличные и безналичные) операции.
Государственный банк СССР выполняет функции эмиссионного, коммерческого, инвестиционных и депозитных банков. По состоянию на 1 января 1983 г. он обслуживал около 1596 тыс. клиентов — промышленных, торговых, сельскохозяйственных государственных и кооперативных предприятий и организаций, которым открыто свыше 4 млн. расчетных, текущих, ссудных и других счетов. Количество счетов вкладчиков в сберегательных кассах достигло 152 млн. Выдача краткосрочных ссуд в 1982 г. составила 1 трлн. 873 млрд. руб.
Основное звено Государственного банка СССР — отделение банка. Управляющий отделением и экономист (ст. экономист, начальник кредитного отдела) выступают организаторами процесса кредитования, безналичных расчетов и наличноденежного оборота: определяют возможность и целесообразность выдачи ссуд, осуществляют проверки обеспечения кредита, контроль экономическими методами за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий и организаций, за ходом исполнения кредитного плана и эффективностью кредитования. Они несут полную ответственность за совершение кредитных и расчетных операций, состояние расчетов данного предприятия с банком, поставщиками, бюджетом, с вышестоящей хозяйственной организацией.
Некоторые учреждения банка выполняют функции, выходящие за рамки обычного отделения или конторы. Это связано с тем, что они находятся в экономических районах или административных центрах, где сосредоточивается руководство целой отраслью хозяйства, что расширяет их обязанности (например, ряд главных управлений Министерства рыбного хозяйства СССР находится во Владивостоке, Хабаровске, Астрахани, Южно-Сахалинске, Петропавловске-на-Камчатке и др., т. е. в местах расположения водных бассейнов).
Аппарат контор Государственного банке построен по отраслевому принципу, но с соблюдением одновременно и территориального распределения обязанностей по наблюдению за работой учреждений банка. Структура кредитного аппарата в конторах зависит от экономики данной республики, области и края, степени развития отдельных отраслей хозяйства, от объема кредитных операций.
Так, в состав Украинской республиканской конторы Госбанка входят: планово-экономическое управление и управления кредитования тяжелой, пищевой и легкой промышленности, кредитования сельского хозяйства, колхозов, торговли и заготовок; отдел кредитования транспорта и связи; отдел долгосрочного кредитования индивидуального жилищного строительства.
В наиболее крупных автономных республиках, областных и краевых центрах (в Казани, Уфе, Горьком, Ростове-на-Дону, Свердловске, Саратове и т. д.) конторы банка имеют отделы: планово-экономический, кредитования промышленности, финансирования капитальных вложений и кредитования сельского хозяйства, кредитования колхозов, кредитования торговли и заготовок.
Правление Государственного банка руководит кредитной работой контор и отделений банка непосредственно и через отраслевые кредитные управления. В Правлении имеются планово-экономическое управление, занимающее важное место в организации кредитной и экономической работы, управления по кредитованию отдельных отраслей промышленности (машиностроительной, металлургической и химической, топливной и энергетической, легкой, пищевой промышленности и др.), управление по кредитованию сельского хозяйства (совхозов и предприятий Госкомсель-хозтехники), управления кредитования колхозов, торговли, транспорта и связи, управления финансирования и кредитования сельскохозяйственного строительства, кредитования и финансирования межхозяйственных предприятий и организаций. Внутри перечисленных управлений соблюдается территориальный принцип распределения функций.
В системе сберегательных касс, подчиненной Государственному банку СССР, для оперативного руководства сетью своих учреждений образовано Правление Государственных трудовых сберегательных касс СССР, председатель этого Правления является членом Правления Госбанка СССР.
В основе организации работы по кредитованию народного хозяйства лежит принцип демократического централизма. Этот ленинский принцип советского государственного управления применительно к банку выражается в сочетании строго централизованного управления кредитом в стране с широкими правами учреждений банка на местах, в области оперативной деятельности по кредитованию предприятий и хозяйственных организаций и осуществлению расчетов. Он означает централизацию руководства плажированнем кредита и контроля за проведением кредитной политики на местах, строгое подчинение нижестоящих учреждений Госбанка вышестоящим, соблюдение единых правил и норм банковской работы в соответствии с его Уставом и «Основными положениями о банковском кредите».
Важнейшая часть работы Госбанка — планирование денежного обращения, кредитное и валютное планирование, неразрывно связанные с народнохозяйственным планированием.
Правление Госбанка составляет сводные кредитные планы по краткосрочным и долгосрочным кредитам. В этой работе принимают участие и конторы банка. Широкие права предоставлены местным учреждениям Госбанке по исполнению кредитных планов, маневрированию лимитами, применению мер банковского поощрения и воздействия.
Важную роль в развитии экономики и осуществлении социальных мероприятий сыграло постановление ЦК КПСС «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности и качества работы», принятое 12 июля 1979 г. и внесшее ряд существенных изменений в банковскую деятельность. В результате расширена сфера кредитных вложений, главным образом в строительство, а также на проведение высокоэффективных мероприятий по выпуску новых видов продукции, повышению ее качества, расширение производства товаров народного потребления. Появились новые объекты кредитования, способствующие ускорению научно-технического прогресса. Осуществлены меры по разработке научно обоснованных нормативов, где в качестве источника их образования выступает и банковский кредит.
Усилилась роль заемных средств в своевременном обеспечении платежей за товары и услуги. Введены новые дифференцированные процентные ставки за кредит наряду с повышением пени, взимаемой с покупателей за просрочку платежа поставщику, приняты меры по дальнейшему улучшению планирования и регулирования денежного обращения и кредита, а также по контролю за расходованием фондов заработной платы.
В современных условиях развития советской экономики основными направлениями дальнейшего совершенствования кредитно-расчетных и денежных отношений в соответствии с решениями XXVI съезда КПСС и последующих Пленумов ЦК КПСС являются:
повышение роли и эффективности кредита в рациональном использовании производственных ресурсов, в ускорении роста производительности труда, снижении себестоимости, в мобилизации и использовании резервов производства;
активное содействие через кредитно-расчетные отношения улучшению пропорций общественного производства, повышению эффективности базовых отраслей неродного хозяйства (добывающая промышленность, энергетика, металлургия), сельского хозяйства, всех отраслей, производящих товары народного потребления; решению задач, вытекающих из Продовольственной программы СССР на период до 1990 года;
более широкое использование финансового и кредитно-реачетного механизмов в целях ускорения научно-технического прогресса;
усиление банковского воздействия на повышение эффективности капитальных вложений, расширение кредитных отношений в сфере строительства. Банк должен способствовать выбору наиболее эффективных объектов строительства, технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий и обеспечивать предоставление преимуществ в кредитовании в рамках общегосударственных народнохозяйственных и кредитных планов объектам, обеспечивающим быструю окупаемость затрачиваемых средств и удовлетворение первоочередных нужд хозяйства;
дальнейшее совершенствование банковского кредитно-расчетного механизма как важнейшего элемента хозяйствования и управления экономикой, усиление его действенности в достижении высоких качественных показателей работы хозяйства;
повышение эффективности контроля банка за качеством выпускаемой продукции и услуг, предоставляемых населению;
улучшение организации расчетов и платежной дисциплины, ускорение расчетов, использование форм расчетов применительно-к особенностям экономики и финансов каждого предприятия, способствующих укреплению плановой, договорной дисциплины, внедрению большей планомерности и ритмичности в платежах, ликвидации необоснованных отказов от акцепта, укрупнению платежей, улучшению и сокращению сроков документооборота;
совершенствование принципов и условий дифференциации кредитных отношений с учетом изменений в показателях оценки деятельности предприятий, а также большей увязки стоимостных к натуральных показателей плана;
повышение научного уровня планирования кредита, денежного - обращения и безналичного платежного оборота с целью усиления внимания разработке годовых и пятилетних планов, прогнозирование кредитных, денежных, расчетных и других операций на базе новейшей электронной вычислительной техники.
Решение перечисленных задач потребует дальнейшего совершенствования структуры кредитной системы, расширения ее сети, улучшения стиля и методов работы, воспитания, подготовки и расстановки кадров и постоянного повышения профессиональных знаний.