Собственные оборотные средства формируются за счет разных источников (размер и виды их устанавливаются в балансах доходов и расходов предприятий). К ним относятся накопления данного предприятия или накопления других предприятий того же министерства (ведомства), средства бюджета.
Развитие социалистической экономики в новых условиях хозяйствования характеризуется увеличением доли собственных накоплений в формировании средств предприятий и сокращением доли бюджетных средств. Это служит показателем роста социалистических накоплений в хозяйстве, повышения рентабельности предприятий и роли прибыли как экономического стимула развития производства.
Для того чтобы определить, какие источники должны формировать оборотные средства предприятия в данном планируемом, периоде, устанавливаются общий размер потребных предприятию средств, фактическое-наличие собственных средств и устойчивых пассивов, приравненных к собственным средствам (переходящая задолженность рабочим и служащим по заработной плате; авансы, получаемые по закону, и т. д.). Затем рассчитывается сумма собственных накоплений, обращаемая на покрытие потребности в оборотных средствах, учитываются размер прироста устойчивых пассивов и накопления других предприятий своей системы, которые могут поступать в порядке перераспределения. В случае недостатка указанных источников в финансовом плане предусматривается пополнение за счет средств бюджета.
Практически в финансовых планах предприятий, в свое время наделенных оборотными средствами, допускается лишь изменение
на планируемый период собственных оборотных средств и источников их образования (прирост или снижение).
Важную роль в правильном и своевременном наделении предприятий оборотными средствами играет система управления этими средствами и маневрирования ими. Управление оборотными средствами основано на принципе полной самостоятельности и ответственности хозяйственных организаций за состояние выделенных государством в их распоряжение оборотных средств и возможности в определенных (установленных законом) границах маневрирования ими внутри данного структурного подразделения хозяйства (министерства, ведомства, управления, объединения).
Министерства и ведомства имеют право: устанавливать размер оборотных средств в целом и по укрупненным нормативам; изменять нормативы в соответствии с измеменениями хозяйственных планов (в пределах нормативов данного хозяйственного подразделения) ; перераспределять между предприятиями излишки собственных оборотных средств, выявившиеся после утверждения годовых отчетов; перераспределять между предприятиями и организациями собственные оборотные средства, предусмотренные планом на прирост оборотных средств, покрытие плановых убытков и на другие цели с учетом хода выполнения плана накоплений. Министерства и ведомства могут создавать резервы для оказания предприятиям и организациям финансовой помощи в размере, не превышающем 3% общей суммы норматива собственных оборотных средств данной хозяйственной системы и 50% сверхплановой прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.
По ряду министерств и отраслей хозяйства введены предельные нормы отчислений от прибыли в резерв министерств и ведомств. По предприятиям машиностроения эта норма составляет 1,7%, легкой промышленности — 3, пищевой, мясной и молочной — 2, по предприятиям транспорта и связи— 1%.
Министерства и ведомства могут давать банкам поручения на бесспорное взыскание с расчетных счетов предприятий и организаций средств, предусмотренных к изъятию в порядке перераспределения по финансовым планам, излишков собственных оборотных средств по годовым отчетам, а также средств, полученных ими в порядке временной финансовой помощи и не возвращенных в установленный срок. В случае необходимости по согласованию с конторами Государственного банка министерства и ведомства разрешают, перевод средств на цели, предусмотренные решениями правительства, и, кроме того, могут выдавать учреждениям банка гарантийные обязательства о погашении в установленные сроки ссуд, полученных подведомственными предприятиями и организациями.