Государственный банк СССР за предоставляемый кредит взимает плату, именуемую ссудным процентом.
Банковский процент представляет собой экономическую категорию, отражающую не только отношения ссудозаемщика и банка по уплате ссудного процента, но и перераспределительные отношения финансового характера.
В условиях социалистического общества банковский процент не является регулятором движения ссудного фонда государства, не выступает атрибутом возможных колебаний потребности в кредите. Он выступает плановым элементом хозяйственного расчета и призван отвечать требованиям рационального и бережного отношения к заемным средствам исходя из необходимости повышения эффективности использования основных и оборотных фондов. Получаемый банком процент за кредит выступает также источником содержания аппарата системы Госбанка СССР. По мере совершенствования планирования и управления хозяйством, усиления экономического стимулирования процентная политика стала занимать более важное место в плановой организации кредитных отношений.
21 апреля 1980 г. Совет Министров СССР принял постановление «О процентных ставках за пользование банковским кредитом», охватывающее все виды ссуд, выдаваемые Госбанком СССР, Стройбанком СССР, Внешторгбанком СССР.
Новые процентные ставки утверждены в целях улучшения использования банковского кредита, усиления его воздействия на рост эффективности общественного производства, выполнение планов производства и реализации продукции и оказания услуг, а также повышение материальной ответственности объединений, предприятий и организаций за своевременность расчетов в народном хозяйстве.
Новое направление в процентной политике состоит в следующем.
Во-первых, несколько повысился общий уровень процентных ставок. По отдельным отраслям хозяйства ставки подняты до уровня ставок в тех отраслях, где они ранее были более высокими, в частности, по кредитам, связанным с осуществлением расчетных операций по аккредитивам, чекам., завершению зачетов взаимной задолженности. Ранее по этим кредитам взималось от 1 до 4%, теперь — 5 % (за исключением сельского хозяйства).
Во-вторых, усиливается дифференциация процентных ставок в зависимости от характера кредита. Процентные ставки увеличены по кредитам, предоставляемым на нужды хозяйства, возникающие, как правило, вследствие недостатков в работе объединений и предприятий (нарушения плановых заданий,-утраты собственных оборотных средств) по отсроченным необеспеченным кредитам, просроченным ссудам. Так, по ссудам на временное восполнение оборотных средств ставка повышена с 7 до 8 % в промышленности, с 2 до 6 % в строительстве, с 2 до 4 % по торговым организациям.
В-третьих, сохраняется известная дифференциация процентных ставок в зависимости от отраслевой принадлежности объединений и предприятий (по сельскому хозяйству, строительству, торговле). Сохранение отраслевой дифференциации связано, главным, образом, с уровнем рентабельности отдельных отраслей народного хозяйства и необходимостью соблюдения пропорций между доходами и издержками производства и обращения.
В-четвертых, введен, а там, где он действовал, то усилен принцип дифференциации процентных ставок в зависимости от срока предоставления кредита. Так, по ссудам на оплату счетов поставщиков при наличии задолженности длительностью до 60 дней взимается 5 %. годовых, а длительностью свыше 60 дней — 10 %. Этот принцип особенно выражен по кредитам, предоставляемым в сфере капитальных вложений. Так, кредиты на затраты подрядных организаций по незавершенному производству строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ предоставляются:
до планового срока сдачи проектов, законченных строительством предприятий, пусковых комплексов, очередей и объектов — из 0,5 % годовых;
по истечении планового срока сдачи указанных объектов — 4 % годовых.
Кредиты на плановые затраты капитального характера предоставляются при завершении мероприятий в плановый срок с уплатой по ним 1 %, при досрочном завершении — 0,5, при нарушении планового срока — 2, при просроченной задолженности—5 % годовых.
Необходимо подчеркнуть еще, что процентные ставки по кредитам, функционирующим в сфере непосредственного производства и строительства, установлены в меньшем размере, чем по кредитам, функционирующим в сфере обращения (не считая снабженческо-сбытовые и торговые предприятия). Так, кредиты под запасы сырья, материалов и затрат производства у большинства отраслей промышленности, под запасы товарно-материальных ценностей, корма и затраты растениеводства и животноводства в сельском хозяйстве предоставляются по минимальным ставкам — от 1 до 3 %.
Кредиты, связанные с расчетами, с перераспределительными процессами, покрытием временных разрывов между затратами и формированием источников средств, предоставляются, как правило, по более повышенным ставкам. Это отражает необходимость повышения стимулирующей роли процента в соответствующих сферах. В сфере производства банки заинтересованы в более эффективном использовании кредита на расширенное воспроизводство материальных благ, в сфере обращения — в более экономном использовании средств за затраты, опосредствующие процесс обращения.
В порядке экономического эксперимента предоставлено право учреждениям Госбанка повышать или понижать ссудные ставки на 20 % в зависимости от результатов деятельности предприятий, выполнения или невыполнения ими основных показателей плана.
Госбанк также со своей стороны уплачивает проценты по средствам, хранящимся на счетах отдельных предприятий и организаций. Так, колхозам, организациям потребительской кооперации, межхозяйственным предприятиям и организациям банковские учреждения начисляют 0,5 %. По вкладам населения до востребования уплачивается 2 % и по срочным вкладам — 3 %.
Несмотря на повышение роли процента в организации кредитных отношений, в перспективе остается еще ряд проблем, требующих своего решения со стороны усиления его влияния на экономное использование кредитных ресурсов. В частности, необходимо, видимо, теснее связать источники уплаты процентов с фондами экономического стимулирования — производить в такой доле расходы по уплате процентов по ссудам, выдача которых связана с недостатками в производственной и финансовой деятельности предприятий за счет средств фондов материального поощрения.