Руководители вышестоящих хозяйственных органов обязаны осуществлять систематический контроль за работой предприятий и организаций, переведенных на особый режим кредитования. В отношении этих предприятий они должны разрабатывать конкретные мероприятия, направленные на выполнение планов производства и поставки продукции по договорам, повышение производительности труда, снижение себестоимости, выполнение планов накоплений, уделяя особое внимание ликвидации сверхнормативных или ненужных запасов материальных ценностей, а также ликвидации излишеств в расходовании средств и других причин, вызвавших убытки или невыполнение плана накоплений.
В оперативной работе банка по текущему наблюдению за деятельностью предприятий большое значение имеет своевременное принятие предупредительных мер, устраняющих необходимость применения особого режима к плохо работающему предприятию. Особый режим кредитования, как правило, вводится после того, как учреждение банка рассмотрит итоги деятельности за квартал, а иногда за более длительный период. Выводы по результатам анализа, а также предложения по устранению выявленных недостатков банк направляет руководителям предприятий и вышестоящих органов.
Практика показывает, что обычно дело не доходит до применения санкций в тех случаях, когда руководители хозяйственных организаций внимательно рассматривают выводы и предложения банков о работе предприятий, не выполняющих количественных и качественных показателей плана. Своевременное принятие оперативных мер создает в большинстве случаев благоприятные условия для улучшения работы предприятий.
Вопросы о неудовлетворительной работе отдельных предприятий учреждения банка выносят на рассмотрение партийно-хозяйственных активов, общих собраний первичных партийных организаций, постоянно действующих производственных комиссий, бюро экономического анализа и т. д. Значение особого режима кредитования нельзя сводить только к мерам банковского воздействия. Это — определенная система отношений банка с хозяйством, требующая проведения ряда экономических и организационно-технических мероприятий, направленных на улучшение всей работы предприятий.
Учреждения банка наряду с выполнением основных показателей плана следят и за состоянием запасов товарно-материальных ценностей.
В отношении предприятий, систематически накапливающих сверхплановые производственные запасы, учреждения банка имеют право:
прекратить выдачу ссуд под сверхнормативные неиспользуемые длительное время производственные запасы, а также продукцию, образовавшуюся в результате выпуска недоброкачественных, неходовых изделий;
приостановить кредитование сельскохозяйственной продукции или продукции ее переработки, не вывезенной из глубинных пунктов в установленные планом сроки;
прекратить кредитование предприятия, не обеспечившего снижения сверхплановых запасов;
применить принудительную продажу товарно-материальных ценностей.
Контроль за состоянием запасов товарно-материальных ценностей в отдельных отраслях народного хозяйства имеет свои особенности. Например, у предприятий пищевой и легкой промышленности, кредитующихся под сезонную продукцию, из обеспечения исключаются запасы, образовавшиеся из-за невыполнения планов реализации (отгрузки). У торфяных предприятий банк не принимает в обеспечение кредита торф в незавершенном производстве, если он находится в местах выработки после установленного предельного срока, у лесозаготовительных и сплавных организаций— ту часть древесины, которая накопилась в связи с невыполнением планов ее продвижения от мест заготовок до мест потребления.
Важную роль играет анализ превышения контрольных цифр при кредитовании промышленных предприятий несезонных отраслей по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату. В случае превышения задолженности над установленной контрольной цифрой из-за завоза материальных ценностей без учета фактической потребности в них или по другим причинам, связанным с недостатками в работе предприятия, банк может взыскать кредит в размере превышения контрольной цифры.
Специфические меры контроля за состоянием запасов применяются при кредитовании торговых организаций. Как известно, торгующим организациям запрещено принимать от предприятий товары, которые по качеству и внешнему оформлению не отвечают принятым промышленностью условиям изготовления заказов. В процессе кредитования учреждения банка проверяют соблюдение торгующими организациями этих условий.
Банк следит за тем, чтобы поставщик переводил неисправного иногороднего плательщика на аккредитивную форму расчетов, а одногороднего плательщика — на предварительную оплату продукции.
Одной из мер банковского воздействия на работу торгующих организаций является выдача им ссуд при систематическом накоплении запасов товаров, не пользующихся спросом населения или имеющих ограниченный спрос с повышением процентной ставки до 5 % годовых. Такие ссуды учреждения банка предоставляют только при условии, что торгующие организации принимают необходимые меры к ликвидации указанных запасов. Учреждения банка периодически анализируют причины образования сверхплановых запасов, а также запасов излишних и ненужных материалов, сырья, полуфабрикатов, тары и других материальных ценностей.
Министерства и ведомства обязаны следить за материально-техническим снабжением и реализацией продукции. Им предоставлено право распределять и в необходимых случаях перераспределять между предприятиями сырье, материалы, топливо, оборудование, машины и транспортные средства. Оперативное использование указанных прав обеспечивает оказание помощи предприятиям в ликвидации или снижении сверхплановых запасов. Директора производственных объединений (комбинатов) и предприятий могут также предъявлять для (реализации соответствующим органам сбыта материальные ценности, оказавшиеся излишними для данного предприятия.
Хозорган имеет право реализовать самостоятельно другим государственным и кооперативным предприятиям и организациям, включая колхозы, продукцию, которая не находит сбыта по нарядам.
Учреждения банков в процессе своей контрольной деятельности оказывают также и кредитную поддержку предприятиям в решении задач экономии расходования материальных ценностей. Так, банк предоставляет кредит под запасы материальных ценностей, накопление которых является следствием экономии сырья, материалов, топлива, электроэнергии. Ссуды предоставляются по ходатайству объединения или предприятия исходя из общих сверхнормативных остатков ценностей при условии, что ссудоза-емщик действительно сэкономил материальные ресурсы, подтвердив это соответствующими расчетами.
Когда объединение, предприятие выявило излишние и ненужные для его производства материальные ценности и реализует их через снабженческую организацию, последней может быть предоставлен кредит для оплаты приобретаемых ценностей.
Учреждения банка имеют право предоставлять объединениям и предприятиям кредит под сверхплановые запасы товарно-материальных ценностей на основании заключенного с объединением (предприятием) соглашения о том, что эти ценности будут в определенный срок реализованы.
Контроль за расходованием фондов заработной платы — один из важнейших видов контроля за деятельностью хозяйств со стороны банка. Этот контроль осуществляется как в предварительном порядке — в процессе выдачи средств на заработную плату, так и на основе экономического анализа результатов деятельности предприятия, израсходовавшего полученные средства.
Предварительный контроль состоит в том, что учреждения банка выдают промышленным предприятиям средства на заработную плату в зависимости от выполнения производственной программы или плана реализации продукции. Он возложен на кредитный аппарат, а также на специально выделенных инспекторов. В процессе контроля придается большое значение изучению причин и проведению мер по предотвращению перерасходов в использовании средств на заработную плату. Анализ состояния расходования фондов заработной платы — важнейшая часть экономической работы в учреждениях банка, поскольку он сопровождается рассмотрением многих сторон деятельности предприятия по выполнению количественных и качественных показателей плана, анализом соблюдения пропорций между темпами роста производительности труда и средней заработной платы, структуры издержек производства и обращения, соблюдения лимита численности рабочих и служащих, доли живого и овеществленного труда в общих затратах производства.
В настоящее время особое внимание придается соотношению темпов роста производительности труда и темпов роста заработной платы.
Нормативными указаниями о проведении в 1983—1985 гг. экономического эксперимента по предприятиям отдельных союзных и республиканских министерств установлено, что в случае опережения темпов роста средней заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда соответствующая часть фондов материального поощрения резервируется для использования ее в следующем году на стимулирование дальнейшего роста производительности труда и повышение эффективности производства или направляется в текущем году в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Таковы основные направления и формы банковского контроля рублем и принципы дифференцированного подхода при кредитовании и расчетах.
Для выполнения задач, стоящих перед Госбанком в условиях развитого социализма, важную роль играет экономическая работа. Важнейшие направления экономической работы банка — составление и исполнение кредитного и кассового планов, организация и анализ состояния кредитования, финансирования, расчетов, анализ хозяйственной и финансовой деятельности объединений, предприятий, министерств и ведомств, а также контроль за соблюдением кредитной и платежной дисциплины.