Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в единой транспортной системе СССР. На его долю приходится более 60% грузооборота на 40% пассажирооборота страны. Из общей суммы кредитных вложений Госбанка в транспорт и связь на железнодорожный транспорт приходится более 36%.
Кредитно-расчетные отношения с железнодорожным транспортом постоянно развиваются и совершенствуются, отражая экономические особенности и специфику организации управления хозяйственной деятельностью в этой отрасли народного хозяйства.
Основным предприятием железнодорожного транспорта, пользующимся кредитами Госбанка, является железная дорога, возглавляемая Управлением железной дороги. В стране таких хозрасчетных подразделений, осуществляющих деятельность в соответствии с Положением о социалистическом государственном производственном предприятии, насчитывается 32 единицы. Это крупные производственные подразделения, вступающие в хозяйственные связи с предприятиями других отраслей хозяйства и осуществляющие свою деятельность на основе полной окупаемости затрат за счет доходов от перевозок грузов и пассажиров. Железная дорога реализует специфическую продукцию транспорта — перевозки — и является органом управления по отношению к отделениям дороги, предприятиям и организациям общедорожного значения, не входящим в состав отделений.
Главным линейным предприятием дороги выступает отделение железной дороги. Оно планирует и финансирует деятельность станций, локомотивных и вагонных депо, промывочно-пропарочных станций, резервов проводников, дистанций пути, лесозащитных насаждений, сигнализации и связи, зданий и сооружений, погрузочно-разгрузочных работ, участков энергоснабжения, автобаз и других линейных организаций и предприятий, находящихся в его границах. Отделения дорог и линейные предприятия осуществляют перевозки грузов, пассажиров и багажа и связанную с этими перевозками эксплуатационную работу. В отличие от железной дороги отделение не вступает в хозяйственные отношения с предприятиями других отраслей народного хозяйства, пользующимися его услугами, так как реализация продукции, связанной с перевозками, является функцией железной дороги.
Линейные предприятия в отдельности не дают законченной транспортной продукции в виде тонно-километров и пассажиро-километров. Они как бы реализуют в процессе перевозок свои услуги отделению железной дороги.
Таким образом, хозрасчетная система управления производством и реализацией перевозок грузов и пассажиров на железнодорожном транспорте включает в себя три группы хозрасчетных подразделений: управления железных дорог, отделения железных дорог и линейные предприятия. Все подразделения железнодорожного транспорта имеют соответствующие формы хозрасчетной организации финансово-хозяйственной деятельности, за каждым хозрасчетным подразделением в установленном порядке закрепляются основные фонды и оборотные средства; в Госбанке им открываются расчетные счета и предоставляется право пользоваться кредитами в оборотные средства и в основные фонды.
Особенности кредитования предприятий и организаций железнодорожного транспорта определяются специфическим характером его производственной деятельности и хозрасчета. Одна из основных специфических черт хозяйственного расчета на железнодорожном транспорте заключается в значительной централизации денежных средств.
Средства за перевозки в местном и пригородном сообщении, совершаемые в границах дороги, принадлежит этой дороге. Однако более 75% перевозок осуществляется в прямом сообщении, т. е. по двум и более дорогам, и поэтому полученная провозная плата распределяется между дорогами, участвовавшими в перевозках, в соответствии с выполненным ими объемом работы. До распределения денежные средства централизуются в едином фонде сети дорог. Для учета платежей за перевозку и дополнительных сборов, связанных с перевозками грузов, а также выручки, поступающей в кассы станций наличными, открываются счета МПС. В учреждениях банка по месту нахождения станций железных дорог, расчетных товарных контор и узловых расчетных товарных контор открываются подсобные доходные счета; по месту нахождения управлений железных дорог — основные доходные счета; в управлении по кассовому исполнению государственного бюджета Правления Госбанка — централизованный доходно-распределительный счет.
Подсобные доходные счета и основные доходные счета открываются для каждой железной дороги отдельно. С доходных счетов расходные операции не производятся. Сосредоточенная на подсобных доходных счетах выручка перечисляется в полных тысячах рублей в начале каждого рабочего дня по телеграфу МПС на основной доходный счет соответствующей железной дороги.
С основных доходных счетов каждые понедельник, среду и пятницу переводятся на расчетные счета управлений дороги или по поручениям управлений на расчетные счета отделений суммы доходов от перевозок в пределах лимитов, устанавливаемых финансовым управлением МПС, которые ежеквартально сообщаются управлением кредитования транспорта и связи Правления Госбанка учреждениям банка по месту нахождения управлений железных дорог.
Из доходов, причитающихся дорогам по плану, удерживаются отчисления в распоряжение МПС (плата за производственные фонды, взносы свободного остатка прибыли, амортизации, централизованные расходы и другие взносы). Остатки средств с основных доходных счетов перечисляются в начале каждого рабочего дня в полных тысячах рублей в управление по кассовому исполнению государственного бюджета Правления Госбанка на централизованный доходно-распределительный счет МПС. Средства централизованного доходно-распределительного счета используются для централизованных взносов Министерства путей сообщения: на капитальные вложения, взносы в государственный бюджет и другие цели.
Исходя из изложенной системы централизации денежных средств на железнодорожном транспорте построены кредитные взаимоотношения Госбанка с этой отраслью народного хозяйства. Одна из особенностей кредитных отношений заключается в том, что до 70% всех кредитов предоставляется в централизованном порядке управлениям железных дорог и большая часть этих средств идет на осуществление расчетов, вытекающих из хозрасчетных отношений внутри системы железнодорожного транспорта.
Управлениям железных дорог централизованно с простого ссудного счета предоставляются кредиты под сверхнормативные запасы материалов верхнего строения пути, топлива и смазочных материалов. Такое явление обусловлено централизованной оплатой управлениями дорог счетов поставщиков, а необходимость централизации расчетов с поставщиками вытекает из особенностей планирования, завоза, хранения и расходования этих ценностей в процессе производства. Материалы верхнего строения пути завозятся, как правило, к началу капитального ремонта путевого хозяйства. Поэтому к 1 апреля, а на некоторых дорогах к 1 июля накапливаются наибольшие запасы материалов верхнего строения пути. Топливо в течение года также завозится неравномерно. Его максимальные запасы на железных дорогах накапливаются к началу IV квартала.
Ссуды под сверхнормативные запасы материалов верхнего строения пути при отсутствии необеспеченной, просроченной задолженности по ссудам банка, а также срочной на данный день задолженности зачисляются на особый счет управления железной дороги по капитальному ремонту. С указанного счета погашаются и кредиты. В случае отсутствия средств на особых счетах по капитальному ремонту задолженность взыскивается с расчетных счетов дорог.
Ссуды под сверхнормативные остатки топлива и смазочных материалов, минуя расчетный счет, направляются на погашение необеспеченной задолженности по другим ссудным счетам, просроченной и срочной на данный день задолженности по ссудам, а в остальной части — на расчетный счет управления дороги.
Обеспечение кредита по ссудам, выданным централизованно управлениям дорог, проверяется один раз в месяц по сведениям о наличии кредитуемых ценностей, составляемым по данным месячных бухгалтерских отчетов линейных предприятий железных дорог на 1-е число каждого месяца и представляемым не позднее 20-го числа следующего месяца.
В случае временных финансовых затруднений и в связи с этим недостатка средств на счетах управлений железных дорог учреждения банка могут предоставлять им платежный кредит на срок до 30 дней на оплату требований поставщиков за поставленные материалы верхнего строения пути, топливо и смазочные материалы. Такой кредит железные дороги могут получать также и на оплату работ по капитальному ремонту, выполненных эксплуатационными предприятиями.
Для обеспечения своевременного погашения платежного кредита отделения и управления железной дороги выдают кредитующим их учреждениям банка гарантийные письма, которые предоставляют право списывать с их расчетных счетов средства в погашение не оплаченной в срок задолженности хозяйственных единиц данной дороги по данному кредиту.
При образовании у предприятия просроченной задолженности по платежному кредиту учреждение банка в тот же день обязано
телеграммой сообщить сумму просроченной задолженности тому учреждению банка, где открыт расчетный счет отделения или управления дороги. На основании такого сообщения необходимая сумма списывается с расчетного счета отделения (управления) дороги и перечисляется затем целевым переводом на погашение просроченной задолженности хозяйственной единицы по данному виду кредита. Если из-за отсутствия средств на расчетном счете отделения железной дороги просроченная задолженность не будет погашена в течение двух дней, то сумма непогашенной просроченной задолженности сообщается тому учреждению банка, в котором открыт расчетный счет управления железной дороги, для списания с его счета. При отсутствии средств на расчетном счете управления дороги непогашенная задолженность взыскивается с его доходного счета.
Линейным предприятиям и отделениям железных дорог ссуды выдаются на следующие потребности, не покрываемые собственными оборотными средствами:
под сезонные запасы сырья, фуража, антисептиков, льда, песка, материалов снего- и водоборьбы, спецодежды; под незавершенное производство; на сезонные затраты и расходы будущих периодов; под лесопродукцию у лесопредприятий, готовую продукцию и другие цели.
Сроки погашения ссуд под сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей устанавливаются исходя из плана движения остатков кредитуемых ценностей по месяцам, составленного на основании производственного плана. Календарные сроки погашения ссуд внутри каждого месяца определяются банком по договоренности с транспортным предприятием, как правило, не реже двух раз в месяц.
Ремонтным предприятиям отделений железных дорог в связи с сезонностью работ по ремонту пути в I квартале выдаются ссуды на расходы по содержанию и ремонту машин и механизмов, используемых на ремонте. Погашаются эти кредиты во II и III кварталах по мере выполнения плана ремонта путевого хозяйства.
Лесопитомники железных дорог могут получить ссуды на затраты по выращиванию саженцев для защитных лесонасаждений на срок до реализации посадочного материала, но не позднее I квартала следующего года. Общий срок кредита на затраты по выращиванию саженцев не должен превышать 12 месяцев.
Линейные предприятия, отделения и управления железных дорог пользуются ссудами Госбанка при условии выполнения обязательств по соблюдению кредитной дисциплины и при отсутствии у них просроченной задолженности по ранее выданным банковским ссудам.
В связи с тем, что отделение железной дороги является главной линейной хозяйственной организацией на железнодорожном транспорте, которая руководит непосредственно производственной и финансовой деятельностью хозединиц, находящихся в его границах, начиная с 1973 г. стало постепенно развиваться их централизованное кредитно-расчетное обслуживание. Это способствовало концентрации денежных ресурсов отделений железных дорог, повышению маневренности их использования и уровня эффективности использования собственных и заемных оборотных средств. В настоящее время все отделения железных дорог переведены на централизованное кредитование.
Централизованное кредитование отделений осуществляется под гарантию управлений дорог. Кредиты предоставляются на те же цели, что и промышленным объединениям и предприятиям.
Централизованное кредитование отделений железных дорог осуществляется с простых ссудных счетов. Обеспечение задолженности проверяется по сведениям и сводному балансу отделения дороги. При определении обеспечения ссуд из общего остатка кредитуемых ценностей по балансу отделений дорог исключаются, кроме норматива, фактические остатки материалов верхнего строения пути, топлива и смазочных материалов, кредит под которые выдается управлениям железных дорог.
С переходом отделения железной дороги на централизованное кредитно-расчетное обслуживание расчетные счета производственных единиц закрываются. Если они расположены вне места нахождения отделения дороги, то им открываются текущие счета. По усмотрению руководителей отделения железной дороги и обслуживающего его учреждений. Госбанка текущие счета могут открываться и одногородним с отделением дороги производственным единицам.