Процесс перевозок грузов и пассажиров на водном транспорте осуществляется функционирующими на основе полного хозяйственного расчета морскими и речными пароходствами. Пароходство является основным конечным звеном водного транспорта. Оно представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс, в состав которого входят: районные управления флотом, порты, пристани, заводы, ремонтно-эксплуатационные базы, судостроительные верфи, узлы и радиолокации, конструкторские и другие предприятия и организации речного транспорта.
Пароходство, используя закрепленные за ним основные и оборотные фонды, осуществляет свою деятельность силами своего коллектива и коллективов входящих в его состав транспортных предприятий в соответствии с народнохозяйственным планом, на основе хозрасчета. На транспортные предприятия, входящие в состав пароходства, не распространяется Положение о социалистическом государственном производственном предприятии. Однако они остаются юридически самостоятельными и им сохранены расчетные счета в Госбанке. Все расчеты с поставщиками и покупателями, подрядчиками и вышестоящей организацией, кредитные отношения с Госбанком, а также контроль со стороны банков за расходованием фонда заработной платы и хозяйственно-финансовой деятельностью ведутся отдельно по каждому транспортному предприятию, имеющему расчетный счет.
Хозрасчет эксплуатационных подразделений водного транспорта по сравнению с хозрасчетом, получившим развитие внутри железных дорог, выступает в более полной форме, в отличие от единой железнодорожной сети звенья водного транспорта имеют больше хозяйственной обособленности. Перевозки в пределах одного бассейна или реки мало зависят от перевозок в других бассейнах. В хозяйстве водного транспорта значительно меньше централизованных расчетов по доходам и расходам, здесь нет такой концентрации выручки от перевозок грузов и пассажиров и связанной с ней системы финансирования линейных хозрасчетных подразделений, какая имеется на железных дорогах. Пароходство сосредоточивает на своем расчетном счете доходы от транзитных перевозок грузов и пассажиров и ведет в общем порядке через Госбанк расчеты с другими пароходствами, а также со своими линейными организациями за выполненные ими работы, связанные с эксплуатацией и обслуживанием флота.
Для сосредоточения доходов пароходства в учреждениях Госбанка по месту нахождения речных хозрасчетных портов, пристаней и эксплуатационных участков на имя соответствующих управлений пароходств открываются расчетные субсчета для зачисления причитающейся им выручки. По месту нахождения морских портов в банке открывается распределительный счет, на который вносится вся выручка, полученная портом за перевозку и переработку грузов. С этого счета по поручениям портов выручка ежедневно перечисляется на расчетные счета соответствующих морских пароходств.
Характер производственной деятельности транспортных организаций морского и речного флота определяет особенности их кредитования. Удельный вес кредитов в оборотных средствах морского транспорта составляет около 30 %, а в оборотных средствах речного транспорта — более 50 %.
Условия финансово-хозяйственной деятельности морского и речного транспорта определяют особенности их кредитования. У предприятий речного транспорта, работа которых носит ярко выраженный сезонный характер, главными объектами кредитования выступают сезонные затраты по эксплуатации и ссуды на сезонный разрыв амортизационных отчислений на капитальный ремонт. В период максимальной задолженности на это приходится около 2/з всех кредитных вложений в хозяйство речного флота.
Кроме того, у предприятий речного флота кредитуются сверхнормативные запасы топлива, канатов, троса, брезентов, запасных частей и других навигационных материалов.
Необходимость в кредитовании затрат по эксплуатации возникает в межнавигационный период и в начале навигации, в IV, I и II кварталах, когда доходы транспортных организаций не покрывают расходов по ремонту и содержанию флота, портов, пристаней и берегового хозяйства. К числу кредитуемых элементов относятся затраты на текущий и средний ремонт судов, плавучих кранов, портово-пристанного хозяйства и механизмов, а также прочие затраты, связанные с содержанием аппарата управления, зимним отстоем флота, начислением амортизации и др. В IV квартале кредитуются в счет плана будущего года только затраты по ремонту судов, берегового хозяйства и погрузочно-разгрузочной техники. Кредиты на прочие затраты в IV квартале не выдаются,
поскольку они относятся на себестоимость услуг года и должны обеспечиваться собственными средствами предприятий речного флота.
Предоставление кредитов производится в пределах лимитов, устанавливаемых раздельно по видам затрат на основе годовых (с поквартальной разбивкой) балансов доходов и расходов предприятий речного транспорта. Ссуды погашаются во II и III кварталах за счет доходов, поступающих от эксплуатации флота после открытия навигации.
Во II квартале предприятиям речного транспорта открываются внутриквартальные лимиты кредитов на сезонные затраты по эксплуатации. Эти кредиты могут быть использованы в межнавигационный период и в течение 10—15 дней после открытия навигации. Максимальная задолженность по ссудам внутри II квартала допускается в пределах установленного выходного лимита кредитов на I квартал и внутриквартального лимита, открываемого на II квартал.
Сезонные затраты по эксплуатации кредитуются по простому ссудному счету. Заемные средства направляются на оплату расчетных документов судоремонтных предприятий на производственный текущий и средний ремонт судов, на возмещение фактических (но не выше плановых) затрат по текущему и среднему ремонту судов, берегового хозяйства и механизмов, произведенному хозяйственным способом, и на прочие сезонные затраты по эксплуатации. Ссуды на прочие сезонные затраты выдаются по заявлениям предприятий два раза в месяц в размере 15-дневной плановой потребности текущего месяца, но не выше установленного на эту цель лимита кредитования.
При получении в IV, I и II кварталах лимитов по ссудам на сезонные затраты по эксплуатации учреждения банка отбирают у соответствующих хозрасчетных подразделений речного транспорта одно срочное обязательство на всю сумму открытого лимита со сроком погашения во II квартале, т. е. после открытия навигации. После прекращения кредитования во II квартале вся задолженность по ссудам оформляется обязательствами с конкретными сроками погашения во II и III кварталах в соответствии с запланированным превышением доходов над расходами.
При осуществлении контроля за деятельностью организаций речного транспорта, учреждения банка проверяют соответствие установленных лимитов кредитования на сезонные затраты данным балансов доходов и расходов, а также суммам затрат, предусмотренным этим организациям в сметах расходов по эксплуатации. В межнавигационный период по отчетным балансам организаций проверяется соответствие задолженности по выданным ссудам на сезонные затраты размеру фактического превышения расходов над доходами и в тех случаях, когда эта сумма окажется меньше выданных кредитов, разница взыскивается досрочно или удерживается при очередной выдаче ссуд.
Морской транспорт менее подвержен влиянию сезонности в работе. Благодаря использованию современных ледоколов навигация в северных и восточных бассейнах страны продолжается до нового года. Морской флот обеспечивает эксплуатацию транспортных судов без кредитов Госбанка на сезонные затраты по эксплуатации. Основным объектом кредитования у предприятий морского транспорта являются сверхнормативные запасы материалов и топлива, которые образуются на складах портов и служб материально-технического обеспечения, организованных при каждом пароходстве, для снабжения и бункеровки судов не только своего пароходства, но и транспорта других пароходств, а также иностранных судов, заходящих в советские порты.
Госбанк предоставляет морским пароходствам кредиты под запасы топлива и продовольствия на судах, уходящих в заграничное плавание. Ссуды выдаются под гарантию Министерства морского флота СССР на основании сведений об остатках запасов, составленных по радиосообщениям капитанов судов и предоставляемых банку не позднее 24-го числа следующего за отчетным месяца. Кредитование производится на общих основаниях по простому ссудному счету в пределах устанавливаемых на каждый квартал выходных лимитов с направлением заемных средств на расчетный счет для оплаты поступающих материальных ценностей.
Кредиты для предприятий Министерства морского флота планируются централизованно с учетом планов движения материальных ценностей и установленных нормативов собственных оборотных средств, а также балансов доходов и расходов, представляемых Госбанку министерством, и распределяются по предприятиям после утверждения кредитного плана на основе их заявок. По речному транспорту кредиты планируются по данным республиканских контор Госбанка.
В связи с тем, что расчеты пароходств и портов с грузоотправителями и грузополучателями за перевозки грузов и погрузочно-разгрузочные работы в прямом смешанном железнодорожно-вод-ном или прямом водном сообщении, расчеты с внешнеторговыми организациями, а также расчеты портов, пристаней и агентств за отпущенные материалы и оказанные услуги судам других пароходств осуществляются в акцептной форме, на водном транспорте важное значение имеют кредиты под расчетные документы в пути. Эти кредиты у предприятий морского транспорта занимают до 67 % всех кредитных вложений, у речного транспорта — до 30 %.
Кредитование под расчетные документы в пути организаций водного транспорта происходит на общих основаниях по отдельному ссудному счету без ограничения лимитом. Особенность выдачи этих ссуд заключается в том, что морские и речные пароходства и порты кредитуются под расчетные документы в пути за перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные и другие работы, связанные с эксплуатацией флота, без скидки на плановые накопления. Это обусловлено рядом причин, и прежде всего тем, что планирование, учет доходов и платежи из прибыли в бюджет, а также финансирование капитальных вложений и другие плановые затраты на водном транспорте производятся из расчета объема перевозок и уровня доходных ставок независимо от получения причитающихся пароходствам и портам провозных платежей.