Кредитование автомобильного транспорта


вернуться в оглавление книги...

Основными хозяйственными подразделениями автомобильного транспорта, функционирующими в условиях полного хозяйственного расчета и пользующимися ссудами Госбанка, являются автобазы, автоколонны и автопарки. В стране насчитывается свыше четырех тысяч крупных грузовых, автобусных, таксомоторных и смешанных автохозяйств общего пользования. Каждое хозрасчетное автохозяйство наделяется собственными оборотными средствами в размерах, обеспечивающих бесперебойную работу закрепленного за ним парка автомашин, оборудования и других основных фондов. Особенности автотранспортного производства находят выражение в соотношении затрат живого и овеществленного труда, основных и оборотных фондов. В автотранспортном производстве нет сырья и велики затраты живого труда на осуществление перевозок, ремонт и управление. Удельный вес заработной платы достигает 50 % всех расходов производства, а затраты, связанные с амортизацией подвижного состава, составляют более 16 % себестоимости перевозок. Такая доля амортизационных отчислений в общих затратах объясняется тем, что здесь около 60 % основных производственных фондов эксплуатационных предприятий приходится на подвижной состав. Доля производственных запасов в оборотных средствах автотранспортных предприятий намного ниже, чем в промышленности; это обусловлено относительно высокой величиной денежных средств в обороте автохозяйств, что в свою очередь является следствием предварительной оплаты заказчиками предстоящих перевозок. Предварительная оплата перевозок на автомобильном транспорте может осуществляться в порядке акцепта — путем выставления автопредприятием в банк на инкассо платежного требования на заказчика. В наибольшей мере максимальному приближению платежа к моменту перевозки отвечает применение в расчетах за грузовые перевозки чеков из лимитированных и нелимитированных книжек и платежных поручений заказчиков. В порядке этих форм расчетов заказчикам разрешено предварительно оплачивать грузовые перевозки автотранспортом. Гарантия платежа за перевозку и экономичность затрат по оформлению расчетных операций обусловили широкое развитие на автомобильном транспорте таких расчетов.
В целях дальнейшего развития и совершенствования хозрасчета на автомобильном транспорте начиная с 1972 г. стали внедряться расчеты сводными требованиями. В отличие от расчетов заказчиков за перевозки грузов в порядке предварительной оплаты, которая в ряде случаев превращается в простое авансирование, расчеты сводными требованиями ведутся за фактически оказанные автотранспортом услуги. Госбанк при этом гарантирует оплату заказчиками оказанных услуг по перевозке грузов. Круг автопредприятий, переводимых на эту форму расчетов, определяется исходя из условий их работы, возможности ускорения обработки товарно-транспортных накладных и расчетных документов на базе применения вычислительной техники.
При расчетах сводными требованиями сумма платежа зачисляется на расчетный счет автотранспортного предприятия при сдаче им сводного требования в банк и списывается со счетов плательщиков, за которыми сохраняется право заявить последующий отказ от акцепта в течение трех дней после поступления сводного требования в банк плательщика. Расчеты сводными требованиями сочетают в себе положительные стороны как чековой, так и акцептной формы расчетов. При этой форме обеспечиваются немедленное поступление платежа, контроль плательщика за поставщиком, а также за поставщиком сохраняется инициатива выписки расчетного документа.
Кругооборот оборотных средств в автохозяйствах в основном равномерен. Только в отдельные периоды возникает потребность в накоплении запасов горючего, запасных частей и смазочных материалов. Это связано с подготовкой подвижного состава к интенсивной работе в период уборки урожая.
В последние годы наблюдается процесс выравнивания объемов работ, выполняемых автомобильным транспортом в различные периоды года, что достигается путем совершенствования автомобильного парка, развития дорожной сети и повышения ритмичности работы всех отраслей народного хозяйства.
Специфика производства автотранспортных предприятий является объективной основой использования ссуд банка как источника формирования оборотных средств. Кредит позволяет своевременно приводить величину оборотных средств автохозяйств в полное соответствие с потребностью в них.
В источниках оборотных средств автомобильного транспорта удельный вес кредитов банка превышает 15 %. Основными объектами кредитования автохозяйств выступают сверхнормативные сезонные запасы горючего, запасных частей, смазочных и эксплуатационных материалов, а также расчетные документы в пути. На них приходится более 40 % всех кредитных вложений Госбанка в автомобильный транспорт.
Кредиты под сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей и под расчетные документы в пути предоставляются автохозяйствам в общем порядке. Особенность кредитования автохозяйств в период уборки урожая и заготовок сельскохозяйственных продуктов заключается в установлении для них льготных условий, которые состоят в том, что до 1 декабря хозрасчетным автохозяйствам без ограничения лимитом предоставляется расчетный кредит сроком до 30 дней для оплаты расходов, связанных с перевозкой автомобилей и обслуживающего персонала на уборку урожая, а также для оплаты приобретаемого горючего, смазочных материалов, автомобильных шин и запасных частей независимо от наличия просроченной задолженности по ссудам. Погашение кредита производится в очередности, установленной для платежей за материальные ценности. Автохозяйствам предоставляется также кредит на выплату заработной платы водителям автомобилей и обслуживающему персоналу, что особенно важно в период уборки урожая.