Кредитование предприятий связи


вернуться в оглавление книги...

Связь, как и транспорт, играет важную роль в народном хозяйстве СССР. К началу одиннадцатой пятилетки в стране насчитывалось 91 тыс. предприятий почты, телеграфа, телефона и телевидения. Годовой объем продукции связи в денежном выражении достиг к этому времени почти 6,5 млрд. руб.
Специфика эксплуатационной деятельности предприятий связи определила особенности кредитно-расчетных отношений банка с этой отраслью народного хозяйства. В системе связи функционируют два типа предприятий: предприятия связи, имеющие законченный цикл операций, например городские телефонные сети, телевизионные центры и радиотрансляционные сети (они самостоятельно осуществляют весь процесс обслуживания потребителей); предприятия, не имеющие законченного цикла операций. Такими предприятиями являются почтамты, междугородные телефонные станции, телеграфы, объединенные городские предприятия, узлы связи, предприятия радиосвязи и радиовещания.
В общей стоимости производственных фондов предприятий связи на долю основных фондов приходится 95 %, на долю оборотных средств — 5 %. Подавляющая часть кредитов, предоставляемых банком предприятиям связи, направляется на образование и расширение основных фондов, их доля в общей сумме кредитных вложений в отрасль достигает 80 %; на долю кредитов в оборотные фонды приходится в настоящее время 20 %.
Кругооборот оборотных средств предприятий связи характеризуется относительной равномерностью. Около 22 % оборотных средств предприятий связи создается за счет собственных источников, за счет кредита — 5,5%, а за счет кредиторской задолженности и других источников — свыше 72 %. Большая доля кредиторской задолженности в структуре оборотных средств объясняется широким применением в расчетах за услуги связи авансовых платежей. Авансы как форма расчетов максимально учитывают особенности этой отрасли.
Министерствам связи и их органам на местах в соответствии с их уставом предоставлено право получать авансы с клиентов в размерах месячной стоимости потреблямых услуг. Предприятия связи заключают с потребителями их услуг соглашения, в которых предусматриваются обязанности сторон, размер авансовых взносов, сроки перечисления денег и представления счетов.Деньги переводятся со счета предприятия, организации или учреждения по их платежному поручению на счет предприятия связи, которое периодически представляет счета в погашение аванса. Абонементная плата за телефон и за услуги радиотрансляционных узлов также представляет собой авансовую форму расчетов.
В отличие от процесса производства в промышленности в процессе производства услуг связи нет незавершенного производства и нет необходимости в создании запасов сырья и готовой продукции, но зато этот процесс требует запасов эксплуатационных материалов, запасных частей, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и топлива. Минимальная потребность предприятий связи в указанных товарно-материальных ценностях покрывается за счет собственных оборотных средств. Потребность предприятий связи в образовании запасов производственных материалов в размерах, превышающих нормативы собственных оборотных средств, покрывается за счет заемных средств.
У предприятий связи кредитуются в основном сверхнормативные запасы эксплуатационных и ремонтных материалов, вызванные сезонностью ремонтных работ. Кроме того, ссуды выдаются для покрытия стоимости заготовляемой тары для посылок, запасов летней и зимней форменной одежды для работников связи, топлива. Часто пользуются кредитом при досрочном поступлении товарно-материальных ценностей предприятия связи, расположенные в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.