В ходе выполнения производственных планов у государственных предприятий и организаций возникает необходимость в осуществлении капитальных вложений сверх установленных лимитов. Эти затраты капитального характера, как правило, связаны с мобилизацией резервов хозяйства и осуществляются за счет нецентрализованных источников финансирования и банковских кредитов.
В общем объеме государственных капитальных вложений, осуществленных сверх лимитов, установленных в плане экономического и социального развития СССР, на долю кредитов банков в настоящее время приходится более 50 %. При этом две трети кредитов, предоставляемых сверх лимитов государственных капитальных вложений, относятся к среднесрочным ссудам.
Кредит на капитальные затраты сверх установленного в плане лимита государственных капитальных вложений, предоставляется предприятиям и организациям, обеспечивающим максимальное увеличение производства продукции, нужной народному хозяйству, расширение производства товаров народного потребления и платных услуг населению, улучшение качества выпускаемых изделий, главным образом, за счет внедрения новой техники, механизации и улучшения технологии производства, автоматизации производственных процессов и других мероприятий, направленных на повышение эффективности производства.
Кредит, предоставленный на затраты сверх лимита государственных капитальных вложений, призван содействовать перевыполнению установленных хозрасчетным предприятиям и организациям плановых заданий по росту производства, повышению производительности труда и качества продукции и, прежде всего, развитию производства товаров и услуг для населения за счет мобилизации внутрихозяйственных резервов. Для оценки мероприятий, намечаемых предприятиями к кредитованию, используются показатели абсолютной и относительной экономической эффективности и другие данные, характеризующие отдельные стороны получаемого эффекта — производительность труда, фондоотдача, себестоимость, качество продукции и другие, предусмотренные утвержденной Госпланом СССР и Госстроем СССР в 1980 г. Типовой методикой определения экономической эффективности капитальных вложений, а также разработанными на ее основе отраслевыми инструкциями, учитывающими особенности расчетов эффективности капитальных вложений в отраслях и подотраслях народного хозяйства. Что касается экономической эффективности кредита, то она характеризуется дополнительной прибылью (снижением себестоимости) или дополнительным выпуском продукции (услуг) на 1 руб. кредита, полученного предприятием на проведение соответствующего мероприятия и использованного в установленные сроки.
Основными объектами кредитования сверх лимита государственных капитальных вложений выступают затраты предприятий по строительству новых, расширению, реконструкции и техническому перевооружению действующих предприятий. Мероприятия, кредитование которых может осуществляться сверх лимита государственных капитальных вложений, условия их реализации, сроки и источники погашения кредита в каждом конкретном случае определяются на основании соответствующих законодательных актов.
Перечень мероприятий, кредитуемых банком сверх лимита государственных капитальных вложений, насчитывает в настоящее время более 50 групп и охватывает все отрасли народного хозяйства. На основании такого перечня, изложенного в нормативных указаниях Госбанка, определяются мероприятия и условия их кредитования.
При рассмотрении ходатайств министерств, ведомств и предприятий о кредитовании соответствующих затрат преимущество при отборе предоставляется объектам реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий. Для осуществления кредитуемых мероприятий должны использоваться типовые проекты, разработанные в соответствии с действующими строительными нормами и правилами. Строительство новых и расширение действующих предприятий должно производиться в установленные сроки.
Кредит на затраты сверх лимита государственных капитальных вложений на конкретные мероприятия, отобранные на основании действующих законодательных актов, предоставляется при условии их окупаемости в установленные сроки, определяемые со дня выдачи первой ссуды, если иной порядок не предусмотрен в специальных решениях.
За пользование кредитом на затраты сверх лимита государственных капитальных вложений предприятия и организации уплачивают банку при завершении кредитуемого мероприятия в плановый срок 2 %, при досрочном его завершении—1, при нарушении планового срока — 4 и при наличии просроченной задолженности — 8 % годовых.
Кредитуя сверхлимитные затраты, учреждения банка не должны допускать выдачу ссуд на вновь начинаемые мероприятия в случаях:
если затраты, на которые испрашивается кредит, были начаты в пределах лимита государственных капитальных вложений или являются частью затрат, включенных в план государственных капитальных вложений;
нарушения ссудозаемщиком плановых сроков проведения и завершения работ по ранее начатым мероприятиям за счет кредита;
наличия просроченной задолженности по ссудам, ранее полученным в соответствии с настоящей инструкцией (кроме случаев, когда работы по кредитуемому мероприятию осуществляются подрядным способом);
когда мероприятие начато за счет других источников до решения банком вопроса о выдаче ссуды;
неполного использования действующих мощностей предприятия по производству продукции, дополнительный выпуск которой намечается осуществить за счет кредита.
Для получения ссуды на кредитуемые затраты по новому строительству, расширению и реконструкции действующих предприятий заемщик представляет в банк: проектно-сметную документацию на полный объем работ, составленную в соответствии с указаниями Госстроя СССР; расчеты сроков погашения кредита; справку о наличии документов, предусмотренных правилами землепользования и водопользования; календарный план (график) производства работ; договор подряда (при подрядном способе ведения работ). Учреждение банка, обслуживающее ссудозаемщика, проверяет в предварительном порядке, независимо от сметной стоимости объекта кредитования, состав и содержание указанной документации и направляет ее вместе с заключением о целесообразности выдачи ссуды в адрес того учреждения банка, которое наделено правом разрешать кредит в испрашиваемой сумме.
Средства на погашение ссуд, подлежащих возврату в предстоящем календарном году, должны предусматриваться в финансовых планах предприятий и их вышестоящих организаций. В случаях утверждения финансовых планов, не предусматривающих в полной мере источники погашения срочных в данном году ссуд, руководитель учреждения банка, в котором предприятиям открыты ссудные счета, информирует об этом учреждение банка, разрешившее кредит. Если в месячный срок после этого в финансовые планы не будут внесены необходимые изменения, задолженность по ссудам предъявляется к досрочному взысканию. В день наступления сроков платежа задолженность по ссудам погашается с расчетных счетов предприятий, а при отсутствии средств перечисляется на счет просроченных ссуд. Направляемые в установленных случаях на погашение кредита средства фонда развития производства зачитываются предприятиями при очередных перечислениях средств этого фонда на отдельные счета, открытые в Госбанке или Стройбанке.