Госбанк СССР выполняет функции долгосрочного кредитования затрат по расширенному воспроизводству основных фондов, разрабатывает и представляет на утверждение Совета Министров СССР годовой план долгосрочного кредитования, который составляется по всему кругу предприятий, пользующихся кредитом в основные фонды. К составлению проекта этого плана привлекаются министерства и ведомства СССР, союзные республики, промышленные, транспортные, торговые и другие хозяйственные звенья (хозорганы) в областях, краях и автономных республиках, которые дают соответствующим учреждениям Госбанка СССР кредитные заявки.
Основой кредитных заявок хозорганов служат плановые расчеты по объему средств, необходимых для проведения капитальных вложений предприятий, совхозов, колхозов, межхозяйственных организаций, организаций потребительской кооперации и других заемщиков.
Учреждения Госбанка при составлении кредитного плана должны:
обеспечивать повышение роли долгосрочного кредита в ускорении технического прогресса в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и связи и в организации производства по выпуску товаров народного потребления, воздействовать на выбор наиболее эффективных объектов строительства и технического перевооружения производства;
систематически изучать эффективность затрат на мероприятия по совершенствованию производственных процессов, а также на организацию производства товаров народного потребления;
содействовать кредитом дальнейшему росту сельскохозяйственного производства на базе интенсификации, специализации его отраслей и межхозяйственной кооперации, повышению эффективности капитальных вложений;
изучать технико-экономические показатели объектов строительства, осуществляемого с участием кредита банка, выявлять возможности сокращения сроков строительства, ускорения ввода в действие строящихся объектов, добиваться быстрейшего освоения проектных мощностей, достижения технико-экономических показателей, заложенных в проектно-сметной документации;
принимать меры по концентрации капитальных вложений на пусковых стройках и объектах, сокращению числа одновременно строящихся объектов, разрабатывать предложения по значительному сокращению объемов незавершенного строительства, снижению запасов неустановленного и излишнего оборудования, выявлять возможности увеличения ресурсов за счет вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых запасов оборудования и товарно-материальных ценностей, восстановления средств, отвлеченных на цели, не предусмотренные планом;
проводить мероприятия по максимальной мобилизации собственных ресурсов, направляемых на капитальные вложения, а также по эффективному их использованию;
обеспечивать проведение расчетов между заказчиками и подрядными строительными организациями за полностью законченные строительством объекты или этапы работ без промежуточных платежей;
контролировать своевременность проведения расчетов за выполненные работы и материальные ценности по кредитуемым объектам, а также возврат, кредитов в установленные сроки, осуществлять совместно с хозорганами мероприятия по предотвращению образования неплатежей поставщикам, подрядчикам и Госбанку по ссудам.
Учреждениям банка необходимо систематически повышать уровень экономического обоснования планов долгосрочного кредитования капитальных вложений и других затрат капитального характера.
Важная роль в разработке проектов плана долгосрочного кредитования принадлежит республиканским (союзных республик) конторам Госбанка. Они составляют проекты планов по хозяйству республики и представляют их на рассмотрение Советам Министров союзных республик, которые затем после одобрения проектировок вносят их на рассмотрение Правления Госбанка СССР. Степень участия предприятий и низовых учреждений банка (отделений) в составлении кредитных заявок определяется их вышестоящими органами.
На республиканские конторы Госбанка и отраслевые управления (отделы) Правления Госбанка возлагаются: проверка правильности, размеров заявленной потребности в кредитах, соответствие ее действительным нуждам предприятий; увязка их с народнохозяйственным планом капитальных вложений, материально-технического снабжения и финансирования; технико-экономическое обоснование хозяйственной целесообразности и экономической эффективности нового строительства, реконструкции действующих объектов и сооружений, модернизации оборудования и других затрат капитального характера; определение размера собственных средств, используемых при реализации данного мероприятия; контроль за обоснованностью планирования кредитов на вновь начинаемые мероприятия.
Кроме того, республиканские конторы и отраслевые управления (отделы) Правления Госбанка разрабатывают предложения по более экономному использованию ресурсов, ликвидации недостатков, выявленных в процессе кредитования и осуществления контроля за ходом строительства, внедрения новой техники, расширения производства товаров народного потребления.
Составной частью плана долгосрочного кредитования является планирование ресурсов. Источниками для долгосрочного кредитования служат средства:
фонда долгосрочного кредитования, поступающие от возврата долгосрочных ссуд;
фонда развития производства предприятий, на счетах неделимых фондов колхозов и других фондов кредитуемых предприятий в размере их прироста за данный год;
союзного бюджета на пополнение фонда долгосрочного кредитования;
бюджетов союзных республик, выделяемых на частичную оплату стоимости домов, передаваемых переселенцам.
Поскольку средства, поступающие от возврата ссуд, являются одним из основных источников предоставления новых кредитов,. Госбанк придает большое значение работе по обеспечению своевременного возврата ранее выданных ссуд. Средства, поступающие в погашение ссуд, планируются по имеющимся у банка срочным обязательствам заемщиков. Учреждения банка ежегодно не позднее 10 января извещают ссудополучателей о сроках и размерах платежей, подлежащих возврату в данном году. При определении суммы погашения ссуд конторы Госбанка должны учитывать предоставленную хозяйству отсрочку платежей по ссудам в части, относящейся к планируемому году.
О запланированных объемах возврата ссуд на капитальные вложения, осуществляемые как по плану, так и сверх государственного плана, конторы Госбанка сообщают финансовым органам для учета при распределении прибыли предприятия по соответствующим направлениям с тем, чтобы прибыль, подлежащая использованию для погашения ссуд банка, получила отражение в расходной части финансового плана. Эта информация направляется министерствам финансов союзных республик и Министерству финансов СССР заблаговременно перед началом составления Государственного бюджета СССР.
По материалам республиканских контор Госбанка и отраслевых, управлений Правления Госбанка, а также по проектировкам народнохозяйственного плана и Государственного бюджета СССР составляется сводный план долгосрочного кредитования.
Правительство СССР утверждает план долгосрочного кредитования в целом по СССР, по союзным республикам, а по некоторым видам кредита — по министерствам и ведомствам СССР. Одновременно утверждается план возврата ссуд Госбанка.
По линии Госбанка исполнение плана в виде первоначального-его доведения до мест осуществляется в следующем порядке:
до республиканских (союзных республик) контор план кредитования предприятий и организаций республиканского и местного-подчинения доводится в форме сводного плана (совхозы и другие государственные предприятия, колхозы, межхозяйственные предприятия и организации, переселенцы и сельское население);
разассигнование лимитов по предприятиям и организациям союзного и союзно-республиканского подчинения производится в форме лимитных извещений, направляемых непосредственно учреждениям банка, кредитующим эти предприятия.
Республиканские (в союзных республиках) конторы Госбанка по получении от Правления Госбанка сводного плана кредитования должны в десятидневный срок совместно с плановыми, сельскохозяйственными и другими органами составить планы долгосрочного кредитования и возврата ссуд и представить их на утверждение Советов Министров союзных республик по затратам на капитальные вложения:
совхозов и других государственных предприятий, с распределением кредитов по министерствам (ведомствам) для хозяйства республиканского и местного подчинения и по управлениям исполкомов местных Советов народных депутатов (для хозяйств, подчиненных только исполкомам местных Советов);
колхозов, межхозяйственных предприятий и организаций, переселенцев, сельского населения и капитальный ремонт коммунальных предприятий с распределением кредитов по автономным республикам, краям и областям, в республиках, не имеющих областного деления, — по районам, при этом колхозам кредиты выделяются на строительство высокоэффективных крупных объектов и проведение других мероприятий, обеспечивающих в короткий срок увеличение производства и продажи государству сельскохозяйственной продукции и сырья.
По межхозяйственным предприятиям кредиты распределяются; в республиках, не имеющих областного деления, по конкретным предприятиям и организациям с указанием кредитуемых мероприятий, строек и объектов, строящихся по отдельным (технора-бочим) проектам и сводным сметам.
Республиканские конторы Госбанка в союзных республиках, имеющих областное деление, сообщают кредиты, утвержденные по плану, расположенным на территории республики областным (краевым, республиканским АССР) конторам, а конторы, не имеющие областного деления, — отделениям и агентствам в форме лимитных извещений по предприятиям и организациям республиканского подчинения и в форме сводного плана — по колхозам, межхозяйственным предприятиям и организациям, переселенцам, сельскому населению, коммунальным предприятиям и по хозяйству, непосредственно подчиненному исполкомам местных Советов.
Для направления кредитных планов на места республиканские министерства и ведомства представляют конторе распределение кредитов по предприятиям и организациям республиканского подчинения, по объединениям, трестам, а последние — по подчиненным предприятиям и организациям.
Республиканские (в автономных республиках), краевые, областные, окружные конторы с участием плановых, сельскохозяйственных органов и межхозяйственных объединений составляют проекты планов долгосрочного кредитования и возврата ссуд по районам для колхозов, межхозяйственных предприятий и организаций (кроме того, по объектам строительства и мероприятиям), переселенцев, сельского населения коммунальных предприятий и хозяйств непосредственно подчиненных исполкомам местных Советов, и представляют их на утверждение соответственно Советам. Министров автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов. При этом выделяются целевые-кредиты колхозам на строительство высокоэффективных комплексов и другие мероприятия, на которые ссуды предусматриваются: в первоочередном порядке.
Отделения и агентства Госбанка с участием плановых, сельскохозяйственных и других органов составляют проекты плана-долгосрочного кредитования и погашения заемных средств и представляют их на утверждение исполкомов районных Советов народных депутатов.
В рассмотрении планов долгосрочного кредитования и в подготовке их к исполнению активное участие принимают агропромышленные объединения.