Из - за дорог, даже из - за права постройки их разгорались войны и ведется непрерывная борьба между капиталистическими странами, стремящимися к захвату путей сообщения, так как через власть над дорогами они открывают путь к захвату хозяйства остальных стран, подчинению их себе черезвывоз сырья и ввоз различных товаров.
Отдельные капиталистические тресты, борясь друг с другом, используют железные дороги, как орудие борьбы, втягивая их в схватку, привлекая на свою сторону, для того, чтобы поставить конкурента в худшие условия при перевозке товаров и т. д.
У нас в России железные дороги начали строиться в последние десятилетия с огромной быстротой, но все же их было мало для такой огромной страны, с разнообразными богатствами, разбросанными во всех концах. Хотя по величине всей линии дорог Россия занимала одно из первых мест, — сравнительно с величиной нашей территории эта линия была ничтожна. Война заставила мобилизовать железные дороги для нужд армии, причем одновременно прекратился ремонт в необходимом масштабе как паровозов и вагонов, так и самих линий. Разрушение транспорта шло с огромной быстротой,— паровозы замерзали, ломались, теряли части, которые нечем было заменить, образовывались целые „железнодорожные кладбища". Нехватка топлива, необходимость (в связи с разрушением работ по добыче угля) перехода на дровяное отопление, негодность дров, недостаточность заготовки их,— все это способствовало все большей и большей разрухе транспорта, сокращая подвижной состав и перевозку грузов.
Если железные дороги, в условиях капиталистического хозяйства и власти буржуазии, являются средством борьбы и орудием укрепления и господства капиталистов, то в условиях власти рабочего класса и хозяйственной борьбы его за социализм — железные дороги должны служить средством укрепления этой хозяйственной борьбы.
Обладая железными дорогами, правительство получает возможность влиять на рынок, так как при помощи железных дорог отдельные части всего рынка связаны между собой. Дальше железные дороги снабжают фабрики сырьем, топливом, т. е. от них зависит развитие производительных сил, укрепление промышленности. Поэтому вопрос о восстановлении транспорта является одним из наиболее важных в нашей хозяйственной жизни и самым тесным образом связан с вопросом о восстановлении промышленности.
Прежде всего железные дороги должны являться собственностью государства и одним из средств государства в борьбе с частным капиталом, как в производстве, так и на рынке. Никакие частные дороги, которые могли бы стать средством борьбы частного с государственным плановым хозяйством, не должны быть разрешаемы.
Государственная сеть дорог должна быть восстановлена, оборудована необходимым подвижным составом и всем техническим оборудованием и инвентарем. Только при этом условии мы сможем связать городское хозяйство с деревней, регулировать обмен, заставить крестьян стремиться к развитию земледелия для обмена с городом. Сеть дорог, по мере восстановления хозяйства, должна расширяться и захватывать, вовлекать в общую хозяйственную связь все отдельные части страны.
Одним из средств поднятия производительности железных дорог является электрификация их, которая удешевит транспорт, уменьшит сроки перевозок, даст возможность проложить новые ветки и целые магистрали с меньшей затратой материальных средств, чем при постройке паровых дорог.
Рост сети железных дорог и других средств связи (телефон, телеграф, радио и т. д.) имеет непосредственную связь с вопросом о развитии производительных сил и планового хозяйства. Современное капиталистическое мировое хозяйство, — по мере того, как оно захватывает новые и новые районы и объединяет самые отдаленные пространства мира в едином рынке, — окутывает весь земной шар нитями железных дорог и проволокой телеграфа. Можно точно проследить рост мирового хозяйства и объединение его частей между собой по цифрам, характеризующим рост сети железных дорог и других средств сообщения *).
*) Полную картину этого явления дает тов. Н. И. Бухарин в книге «Мировое хозяйство и империализм"
И то, что стихийно развивается в капиталистическом хозяйстве, то у нас должно быть одной из основных задач планового государственного хозяйства. Ни районирование, ни рост промышленности и сельского хозяйства не дадут полного результата, не могут быть полностью использованы без системы железных дорог, выстроенных по плану и на основе учета действительных интересов хозяйства.