Основная мысль сводилась к тому, что государство считает необходимым вмешаться в самую обработку земли, проводить плановое хозяйство в земледелии, требуя расширения площади засева, постепенно вводя новые способы обработки земли и замены плохих сортов злаков и трав новыми, более выгодными.
Через посевкомы и селькомы, втягивая крестьян в плановую работу, заставляя их самих организовываться и улучшать свое производство, государство регулирует (направляет) развитие сельского хозяйства сверху донизу подобно тому, как это было в области промышленности.
„Строительство совхозов и коллективов не есть главный фактор социалистического переустройства русского сельского хозяйства. Главным фактором будет принудительное государственное регулирование сельско-хозяйственного производства в целом, регулирование, которое будет проникать все глубже и перейдет в государственную организацию этого производства" *,— вот что ставится во главу угла сельскохозяйственной и земельной политики. И дальше тов. Осинский, слова которого мы только что приводили, дает общий план государственного регулирования сельского хозяйства.
„Центр работы социалистического строительства в массовом принудительном вмешательстве государства. Оно начинается с борьбы против недосева. Предъявляются требования засеять обязательно весь яровой или озимый „клин" своими семенами.... Производственного плана здесь нет, начатки его касаются толко полевого хозяйства. На будущий год к этому первому пласту может уже добавиться следующий: примитивные указания, чем именно засевать и как обрабатывать землю. Следующий пласт — взятие на учет и мобилизация людей, лошадей, инвентаря, как для организованного выполнения предшествующих требований, так и для переброски туда, где не хватает рабочих рук и средств производства. Далее идет полное регулирование севооборота, затем превращение индивидуальных полос в общественное поле с общественной запашкой. При этом присвоение полученного продукта (за исключением семенного фонда) долго может оставаться индивидуальным, с применением системы премий за наилучшую работу. В личной собственности остаются
*) Н. Осинский. — „Государственное регулирование сельского хозяйства." М. 1920 г.
также скот, инвентарь и пр., — они только находятся на учете и подлежат мобилизации на государственную повинность".
В условиях „военного коммунизма" государственное вмешательство-в крестьянское хозяйство носило характер внеэкономического воздействия административного давления. Других средств в напряженный период гражданской войны не было, а острота продовольственного вопроса требовала от государства напряжения всех сил. И сельское хозяйство постепенно разрушалось, производительность его падала, посевная площадь неуклонно сокращалась.
Влияние продразверстки на понижение производительности
В числе причин, которые способствовали развалу нашего сельского хозяйства, наряду с общими хозяйственными, т. е., сокращением количества скота, отсутствием орудий, нехватки людей и т. д., нужно считать еще одну немаловажную причину : это незаинтересованность крестьян в улучшении производства. Хлебная разверстка, по которой крестьянин должен был сдавать все продукты сверх необходимых ему для питания семьи, не способствовала развитию у крестьян желания расширить запашку, добиться большего урожая. Крестьянин знал, что у него будет взято все, что составляет излишек сверх нормы его питания, и у него не было никаких побудительных причин к расширению своего хозяйства. Тяжесть продовольственной разверстки была велика и терпима была только потому, что другого выхода не было: государство вело войну, ему необходимо было питать армию и рабочих, деревня должна была хлебом поддерживать Советскую власть. В речах тов. Ленина неоднократно проводилась и подчеркивалась мысль о том, что рабочие берут у крестьян взаймы хлеб, что государственная власть — должник крестьян. Эти заявления подтверждают, что крестьянин все годы революции, в течение всей гражданской войны, отдавал гораздо-больше, чем получал, отдавал столько, что не в силах был справиться с хозяйством.
Никакие мероприятия по улучшению производства не могут вызвать среди массы крестьянства желания применить их, пока эти массы не станут материально заинтересованы в этих улучшениях, не говоря уже о том, что эти мероприятия не могут быть фактически проведены, если: нет необходимых средств, а большая продовольственная разверстка фактически у крестьянина излишков не оставляла.
Отмена разверстки. - Продналог.
Поскольку гражданская война, оборона революции требовала жертв — постольку крестьяне наряду с рабочими несли жертвы, зная, что замена Советской власти какой-либо другой влечет за собой изменение земельных отношений и не в пользу крестьянства. Но с окончанием войны, когда армия начала сокращаться, когда перед нами встали мирные хозяйственные задачи и одновременно обнаружилось, что сельское хозяйство продолжает падать, производство хлеба все сокращается — встал вопрос о новой политике по отношению к крестьянству и сельскому хозяйству и прежде всего о замене разверстки продовольственным налогом, по величине своей меньшим, чем разверстка. Важно еще было и то, что размер налога должен был объявляться до начала весенних работ, чтобы крестьяне могли заранее знать, сколько с них причитается налога. Налог устанавливался на каждого хозяина отдельно, в зависимости от его надела, урожая, числа едоков, и сам хозяин отвечал за себя при уплате налога, тогда как при разверстке отвечало все село, т. е., аккуратные в уплате крестьяне полностью зависели от поведения неаккуратных.
Замена разверстки продовольственным налогом была принята X съездом РКП и затем проведена постановлением ВЦИК с весны 1921 года, причем сразу был установлен размер налога и порядок взноса его. Это постановление ВЦИК надо считать началом новой экономической политики, так как там устанавливалрсь, что крестьянин получает право распоряжаться излишками хлеба и других продуктов, оставшихся у него после взноса налога, т. е., имеет право их продавать и покупать взамен другие товары. Декрет о налоге фактически разрешал свободную торговлю и служил основой для всех законов о частной промышенности и торговле.
Но самый текст декрета говорит, что основная цель замены разверстки налогом заключалась прежде всего в развитии производительных сил сельского хозяйства и укреплении его: параграф первый декрета, а затем параграф восьмой подчеркивает это с достаточной ясностью:
„1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, — как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом".
„8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев, после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельско - хозяйственного производства".
Сельское хозяйство, разрушенное сначала империалистической, а затем гражданской войной, нужно было поставить в такие условия, которые дали бы ему возможность развиваться. Государственного регулирования для этого было мало, так как государство не в состоянии было обеспечить крестьян всем необходимым: и хотя еще в середине 1920 г. вопрос об изменении сельско - хозяйственной политики не ставился, в конце этого же года он созрел, а в начале марта 1921 г. стало необходимо, помимо государственной помощи крестьянству, дать возможность ему самостоятельно взяться за восстановление хозяйства, заинтересовать его, заставить самого принять меры к улучшению своего производства. Окончание войны, сокращение армии, возможность сокращения едоков, содержимых государством, — все это позволило быстро перейти; к новой политике, раскрепостив крестьянство от тяжести разверстки. Эта мера подготовлялась самой жизнью постепенно — уже на VIII Съезде Советов вопрос об изменении нашей политики по отношению к крестьянству висел в воздухе. Это положение и легло в основу закона о продовольственном налоге, поставив во всей широте вопрос о материальной заинтересованности крестьянства в своем хозяйстве.
На первый взгляд казалось, что переход к новой политике и отказ от принудительного регулирования крестьянского хозяйства есть отступление назад и что закон 1919 г. об организации земледелия теперь отменяется, так как единоличное хозяйство крестьянина становится; самостоятельным и независимым. Но противоречия здесь нет, так как новый закон о налоге и новые отношения к крестьянскому хозяйству не отменяют всех тех мероприятий, которые намечены в законе 1919 года,—и совхозы, и коллективы остаются точно так же, как поддержка среднего и бедного крестьянства, объединение бедноты, оказание ей материальной помощи, поднятие производительности труда путем пропаганды культурных методов обработки земли, объединения мелких участков и т. д. Все эти постановления и пути к развитию сельского хозяйства декрет о налоге не отменяет, но, в связи с ним, многое приобретает новый характер и новое содержание.
Меры к укреплению крестьянского хозяйства
Одновременно с декретом о продовольственном налоге принято ВЦИК'ом и постановление „ об обеспечении за крестьянским населением правильного и устойчивого пользования землей", где подтверждались прежние постановления об ограничении земельных переделов, о праве крестьян вести единоличное хозяйство и недопустимости урезывать земельные участки крестьян в пользу коллективов. Ничего нового в этом декрете; не было, но подчеркивались прежние декреты, которые теперь были важны для крестьян, снова заинтересованных в своем участке земли и стремящихся его укрепить за собой. Крестьяне заинтересованы теперь землей, и им предоставляется полное право самостоятельно устанавливать форму пользования землей и ее обработки. Правда, никакого регулирования в этой области не было предусмотрено и раньше, но, тем не менее, на практике всегда отдавалось предпочтение коллективам, и споры решались в их пользу.