Указанные нами налоги носят общесоюзный характер, и поступающие с них доходы идут в распоряжение центральных органов власти, которые распределяют эти доходы.
Но наряду с такими общегосударственными доходами, поступающими в виде налогов, должны быть и местные, которые идут на содержание местных органов. Такие налоги необходимы, так как общесоюзные налоги не могут охватить все возможные объекты обложения, равно как невозможно и бюджет всех местных учреждений страны ставить в исключительную зависимость от центрального бюджета. По постановлению ЦИК Союза от 12 ноября 1923 года, введено „Положение о местных финансах", которое вносит порядок в эту часть налоговой политики, в то время, как до самого последнего времени в различных губерниях и областях взимание местных налогов не было упорядочено, часто ставки различных налогов были чрезмерно высоки, часто население было подавлено бременем налогов.
Согласно „Положения о местных финансах", на местные средства относятся следующие расходы:
Ст. 23. На местные средства относятся расходы: а) по содержанию местных советских учреждений; б) по квартирному довольствию войсковых частей Красной армии и флота, а также войск ОГПУ, пограничных (сухопутных и морских) и конвойных и предусмотренных особым законоположением учреждений, управлений и заведений военведа, морда и войск ОГПУ и по участию в мобилизационных расходах; в) по коммунальному хозяйству; г) по народному образованию; д) по народному здравоохранению; е)по социальному обеспечению; ж) по сельскому хозяйству; з) по местному транспорту; и) по промышленности местного значения и к) по органам труда".
И в следующих статьях подробно перечислены все расходы по каждой отрасли (просвещение и здравохронение и т. д.). На эти расходы местные исполкомы могут получать доходы от следующих предприятий и налогов:
Ст. 35. В местные средства подлежащих исполкомов обращаются доходы от нижеследующих источников:
а) от коммунальных предприятий общего использования;
б) от учреждений, заведений и мероприятий, содержание и осуществление коих отнесено на местные средства;
в) от эксплоатации или сдачи в аренду промышленных, комиссионных транспортных, сельско - хозяйственных и т. п. предприятий, содержание коих не отнесено на общегосударственный бюджет и которые не входят в систему общегосударственных объединений, переведенных на хозяйственный расчет;
г) от городских земель, а равно от земель, поступивших в заведы-вание и распоряжение местных Советов на основании как общих, так и особых законоположений;
д) от прочих местных имуществ и доходных статей;
е) от обращаемых в местные средства на основании специальных законоположений других поступлений;
ж) от дополнительного рентного обложения городских земель на основании особого о том декрета".
Одновременно исполкомы получают часть и общегосударственных доходов (ст. 36):
а) от единого сельско - хозяйственного налога в размере ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров Союза ССР:
б) от государственного промыслового налога в размере 50 % поступлений этого налога. Общая сумма отчислений от государственного промыслового налога должна быть распределена между губерниями для внесения в доходную часть бюджетов этих губерний пропорционально нуждам каждой губернии Совнаркомами союзных республик по представлениям Губисполкомов и заключениям Союзных Наркомфинов;
Примечание. Совнаркомам союзных республик предоставляется бронировать часть этой суммы, не более 15% ее, в дотационный фонд для оказания помощи отдельным губерниям в исключительных случаях.
в) от лесных доходов в размере 30% поступлений этого дохода по каждой губернии (области);
г) от наследственных пошлин в размере 50% всех поступлений от каждой губернии (области);
д) от эксплуатации государственных земельных имуществ в размере 50% поступлений доходов от эксплуатации имуществ общегосударственного значения;
е) от продукции государственного рыбного хозяйства — не свыше 2% от улова рыбы в водах, эксплуатируемых местными органами Главрыбы;
ж) от эксплуатации рыбпромысловых угодий общегосударственного значения в размере 50% поступлений доходов от сдачи в аренду этих угодий.
Наконец, в местные средства поступают и надбавки к некоторым налогам общесоюзного характера (по рентам, судебным сборам и т. д.), а равно налоги на местные недвижимые имущества, сады, выезды, экипажи, зрелища, объявления и т. д. (статья 40).
Дальнейшие статьи „Положения" (41 —100) устанавливают основные положения для взимания всех налогов, которые мы перечислили, точно определяют их высоту и категорию.
Это же „Положение" устанавливает и порядок составления местных бюджетов. Бюджеты установлены волостные, уездные и губернские с указанием расходных и доходных статей по каждому бюджету, с точным перечислением порядка составления их, утверждения и исполнения.
Мы уже указывали на то, что введение местного бюджета, децентрализация финансирования должны помочь местным органам быстрее налаживать хозяйство. Если в период „военного коммунизма", все финансирование хозяйства было централизовано, то это объясняется упущением целого ряда объектов обложения, национализацией промышленности, уничтожением торговли. Централизация всего управления хозяйством требовала и концентрации средств, натуральная форма хозяйства требовала того же.
В новых условиях задачи планового хозяйства не противоречат организации местного бюджета, так как в распоряжении центрального правительства останется и управление всем финансовым и налоговым аппаратом и самые крупные налоговые средства; местные же органы получают средства для местного хозяйства, которым управляют местные же органы. Введение местного бюджета делает наше хозяйство более гибким, раскрепощает отдельные части от излишних пут.