Внешняя торговля


В. Смушков. "Экономическая политика СССР"
Изд-во "Пролетарий", 1925 г.
OCR www.biografia.ru
Публикуется с сокращениями

Вернуться в оглавление книги

Если национализация всей промышленности и хлебная разверстка должны были ликвидировать вовсе внутреннюю торговлю, то в вопросе о внешней торговле в условиях капиталистического окружения решение должно было быть иное: здесь наша торговая политика заключалась в стремлении вступить в торговые сношения с развитыми капиталистическими странами, в целях покупки машин, орудий, паровозов, а затем и продовольствия.
Покупки эти производились, как за наличный расчет, так и путем обмена и продажи сырья.
Для нас все время было крайне важно приобрести те товары, которые нужны были для восстановления промышленности страны. Но все наши торговые операции носили совершенно случайный характер и ничем не регламентировались. Совершенно правильно говорит по данному вопросу автор единственной книги по нашей торговой политике:
„Состояние, в котором пребывала Советская Россия на мировом рынке до заключения торговых договоров, нельзя называть иначе, как полным бесправием. Ни одна торговая сделка или даже общегражданская не могла быть заключена ее представителями без риска лишиться всех результатов этой сделки. Без юридического признания правительства РСФСР законным обладателем и распределителем всех ценностей и благ, находящихся в его распоряжении, невозможна была никакая защита на суде, а значит, невозможно было и ограждение от каких бы то ни было злоупотреблений. И практика внешней торговли без торговых договоров, до их заключения, дает богатый материал для характеристики, как этих злоупотреблений, так и полного правового бессилия Советской России в борьбе с ними".
Понятно, что поскольку у нас не существовало свободной внутренней торговли — все, что приобреталось за границей, поступало в распоряжение государственных органов, т. е. внешняя торговля была национализирована. Выражалась эта торговля в период блокады только в случайных покупках, и только с момента заключения торгового договора с Англией устанавливаются правильные торговые сношения с заграницей как по ввозу, так и по вывозу товаров. Декретом 11 июня 1920 года исключительное право проводить все сделки с иностранцами предоставлено Народному Комиссариату Внешней Торговли, который имеет право разрешать отдельным ведомствам, учреждениям и организациям производить закупки, но под контролем Комиссариата Внешней Торговли. Таким образом, этот Комиссариат являлся исключительным посредником в торговле с заграницей и высшим контрольным аппаратом.

Внешняя торговля при НЭПе

С новой экономической политикой положение Комиссариата Внешней Торговли изменяется в том направлении, что он получает свой фонд для торговли, т. е. перестает быть песредником, а становится хозяйственным закупочным и торговым аппаратом. Этот фонд сначала образуется из вывозимых за границу ценностей, а затем образуется фонд сырьевой (с августа 1921 года).
Одновременно с ростом потребностей на ввоз товаров из за границы, в связи с возрождением промышленности и укреплением торговых сношений растет фонд Внешторга, который пополняется золотом, сначала в сумме 10 миллионов рублей, а затем 50 миллионов. Таким образом, возможность связи с внешним миром увеличивается. Внешняя торговля остается попрежнему монополией государства, и закупки идут исключительно через Внешторг и под его контролем. Декрет ВЦИК от 13 марта 1922 г. говорит: „1. Внешняя торговля РСФСР является государственной монополией. Государственная монополия внешней торговли осуществляется Наркомвнешторгом", и далее идет подробное изложение порядка ввоза и вывоза товаров. Вместе с тем в постановлении 13 марта Центросоюзу предоставляется право самостоятельно производить продажу своих заготовок за границей кооперативным организациям под контролем Наркомвнешторга; одновременно предоставляется право Наркомвнешторгу давать разрешения отдельным учреждениям на закупку товаров, но при условии утверждения договоров Внешторгом. Таким образом, расширяется инициатива хозяйственных и кооперативных органов, их право участвовать в закупке и продаже на иностранных рынках. Последующие постановления еще больше расширяют права отдельных учреждений. Так, Совет Труда и Обороны разрешает закупку товаров за границей отдельным учреждениям по планам, утвержденным Государственной Плановой Комиссией, а затем постановление от 16 октября 1922 года устанавливает ряд учреждений, которые имеют право непосредственно вести торговые операции с заграницей, уведомляя только об этом Наркомвнешторг. Все это, однако, вовсе не ослабляет государственной монополии на внешнюю торговлю, делая лишь торговлю гибкой и более приспособленной к требованиям отдельных хозяйственных органов. Наконец, постановление ВЦИК и СНК от 12 апреля 1923 г. дает полную и твердую формулировку прав отдельных органов в их торговой политике. Приводим это постановление полностью:
„1. Основными торговыми органами РСФСР за границей являются торговые представительства РСФСР.
2. Производственные государственные предприятия и их объединения, перешедшие на коммерческий расчет, получающие право совершения, торговых операций на внешних рынках на основании декрета от 16 октября 1922 г., могут продавать за границей только предметы •своего производства и покупать лишь предметы, необходимые для собственного производства. Перепродажа этими предприятиями купленных за границей товаров, а равно и продажа ими за границей купленных в России товаров воспрещается.
Примечание 1. Под предметами, необходимыми для производства разумеются также и предметы снабжения рабочих.
Примечание 2. В отдельных случаях, при невозможности получения валюты иным путем, НКВТ может быть предоставляемо указанным производственным государственным предприятиям и их объединениям право вывоза экспортных товаров не их производства.
3. Отдельным производственным государственным предприятиям и их объединениям, являющимся исключительно потребителями определенных импортных товаров, может быть предоставлено, с соблюдением действующих постановлений о внешней торговле, монопольное право закупки этих товаров за границей и ввоза их в пределы РСФСР. Такое .право может быть предоставлено только по особому постановлению СТО в каждом отдельном случае.
4. Совершение в порядке декрета от 16 октября 1922 года самостоятельных импортных операций чисто торговыми госорганами; не допускается.
Примечание. Изъятие из правила, установленного в настоящей статье, может быть в исключительных случаях допущено СТО.
5. Экономическим совещаниям союзных республик в соответствии с положением о Народном Комиссариате Внешней Торговли, а также экономическим совещаниям областей, наркоматам и другим центральным учреждениям РСФСР может быть, по постановлению СТО, предоставляемо право иметь своих агентов или специальных представителей в составе торговых представительств РСФСР, действующих в порядке, устанавливаемом инструкцией СТО к настоящему постановлению (см. ст. 7).
6. Список производственных государственных предприятий и их объединений, имеющих право самостоятельного совершения торговых операций на внешних рынках, устанавливается Советом Труда и Обороны.
7. Порядок взаимоотношений между торговыми представительствами: РСФСР и совершающими торговые операции на внешних рынках представителями производственных госпредприятий и их объединений определяется особой инструкцией, издаваемой СТО.
8. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров предписывают Народному Комиссариату Юстиции и его органам усилить репрессии в отношении нарушителей интересов государства в области монополии внешней торговли и возлагают на НКВТ, его местные органы и торговые представительства за границей обязанность, под персональной ответственностью руководителей этих учреждений, возбуждать уголовные преследования против российских граждан, как частных, так и должностных лиц, за нарушение узаконений о внешней торговле. Обязать Народный Комиссариат Внешней Торговли представлять ежемесячно в Совет Народных Комиссаров доклад о констатированных нарушениях монополии внешней торговли и принятых мерах.
9. Действие настоящего постановления распространяется на всю территорию РСФСР и союзных с нею Советских Республик".
Приведенное постановление не допускает никаких кривотолков и „разъяснений", подрывающих основы монополии внешней торговли, несмотря на все попытки в этом направлении, как русской, так и иностранной буржуазии.
Здесь очень своевременно применить слова Ленина о внешней торговле и ее удельном весе в общей хозяйственной жизни СССР.
„...Все такие рассуждения о таможенной политике на практике означают не что иное, как полнейшую беззащитность русской промышленности и прикрытие самой легкой вуалью перехода к системе свободной торговли. Против этого мы должны бороться изо всех сил и бороться вплоть до партийного съезда, ибо ни о какой серьезной таможенной политике сейчас, в эпоху империализма, не может быть и речи, кроме системы монополии внешней торговли". И дальше: „... А на практике сторонники свободной торговли становятся на защиту спекулянта, мелкого буржуа и верхушек крестьянства против промышленного пролетариата, который абсолютно не в состоянии воссоздать своей промышленности, сделать Россию промышленной страной, без охраны ее никоим образом не таможенной политикой, а только исключительно монополией внешней торговли. Всякий иной протекционизм в условиях современной России есть совершенно фиктивный бумажный протекционизм, который ничего пролетариату не дает. Поэтому, с точки зрения пролетариата и его промышленности, данная борьба имеет самое коренное, принципиальное значение.
„Добавляю еще, что частичное открытие границ несет с собою серьезнейшие опасности в отношении валюты, ибо мы попадем практически в положение Германии, несет с собою серьезнейшие опасности в смысле проникновения в Россию без малейшей возможности контроля для нас, мелкой буржуазии и всяческих агентов заграничных эмигрантов".
Монополия внешней торговли важна для государства так же, как и крупная промышленность, потому что при этом условии государственная власть может регулировать ввоз и вывоз товаров, экономно расходуя сырьевые запасы и ввозя в обмен на них те фабричные товары, которые будут способствовать укреплению и развитию государственной промышленности и сельского хозяйства. Внешняя торговля в руках Советского государства является могучим орудием борьбы с частным капиталом.

Продолжение книги