Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Сны Тимура


1.

Лавы коней, бунчуки на древках.
Честь для них всё,- черепа на пирах.
Тысячи стрел пронзают Восток,
Правителям лживым давая урок.
Старые истины люди забыли,
Страницы истории кровью замыли.
Как оценить прошедший поток?
Это не кубик, не ниток моток.
Как отличить зло от добра,
Что нужнее: холм иль нора?
Где края света и что есть мрак,
Может ли смерть исправить наш брак?


Стук колес поезда отвлекал от мыслей. Институт, практика, каникулы, всё отошло на задний план. Осталось название городка, куда Тимур направлялся, смутные воспоминания без начала и конца, отдельные слова, фразы. - Нужно бы написать письмо матери или послать телеграмму, - подумал он, отложив мысль в ближайшие отсеки памяти.
В суматохе дорожных сборов юноша забыл об этом, хотя давно должен был отправить весточку. Он ведь один у матери, она переживает за сына, несмотря на то, что скоро госэкзамены и Тимур станет самостоятельным человеком, учителем истории. Правда, поначалу он мечтал о карьере чиновника, бизнесмена, на худой конец строителя; зарплата педагога его не прельщала. Мать работала в скромной районной библиотеке, отца не было уже давно, помощи ждать неоткуда. Но судьба распорядилась по-своему, и юноша смог поступить только в педагогический институт. Впрочем, ему нравилось копаться в старых книгах и журналах, исследовать различные предметы утвари и оружие людей, давно покинувших земную юдоль. Древние цивилизации, их взаимоотношения, всё интересовало Тимура. Тем более что мама юноши осталась довольна выбором, она верила, что знания и духовные ценности важнее материальных благ. Он хорошо помнил, как частенько засиживался в читальном зале, дожидаясь окончания рабочего дня своей родительницы. Она снабжала его интересными книгами, погрузившись в которые, мальчик забывал обо всём на свете. Тимур не замечал людей, которые сидели рядом, погруженный в мир, где царили справедливость и честь, короли и владыки церквей правили народами; кровь лилась рекой, сметая царства, на костях которых возникали новые государства.
Наконец объявили о подходе поезда к нужной станции, и юноша освободился из плена воспоминаний. Город, куда направили Тимура на дипломную практику, был небольшим, но аккуратным. Его не портили швейная фабрика и пара заводов. Из культурных объектов юноша обнаружил типовой кинотеатр, пару библиотек, музеев, несколько школ, стадион, дом культуры и тому подобное. Тимур решил еще немного оглядеть город,- кто знает, может, придется здесь поработать после окончания института. Как и другие студенты, он думал о том, чтобы попасть по распределению в большой город со многими тысячами жителей, с разветвленной инфраструктурой, где жизнь бурлит днем и ночью. Однако это не было самоцелью. Родившись в провинции, юноша научился ценить тишину и покой. В маленьком таежном городке Читинской области, где он провел детство, была своя прелесть. Почувствовав приближение голода, Тимур зашел в уютное кафе, располагавшееся неподалеку от дороги. Подкрепившись, он решил, что пора посетить отдел образования для выполнения необходимых формальностей. Там студенту выдали пропуск в местную гостиницу и рассказали, как найти школу, в которой будет проходить его практика.
Директриса уже ожидала Тимура. Она быстро ввела в курс дела, провела по классам, познакомила с учителями.
- Вашим руководителем будет Трошкин Семён Павлович,- указала она на среднего роста старичка с бородкой, небольшими усиками и поврежденной правой рукой. Тимур заметил, что кисть этой руки сформирована кончиками пальцев вместе и прижата к правому боку. Он представился наставнику и вышел за поманившей его директрисой.
- С завтрашнего дня вы приступаете к обязанностям практиканта. Я буду каждый день назначать преподавателей, на чьих занятиях вам нужно присутствовать. Однако непосредственным руководителем будет учитель истории Трошкин Семен Павлович, очень опытный и знающий специалист, но, к сожалению, старый и больной человек.
- Что делать, к нам в глубинку молодые учителя не слишком стремятся.
Очень скоро Тимур ознакомился с необходимой документацией, методиками, освоился в школе. Его рабочая папка быстро заполнялась; он часто бывал в библиотеке, беседовал с учителями, особенно ему нравилось общаться с Семеном Павловичем.
Это был интереснейший человек, несмотря на преклонный возраст, казался обаятельным и веселым собеседником. Из-за ранения на Великой Отечественной войне Трошкин остался инвалидом, но когда дело касалось его любимого предмета, то глаза учителя загорались. Он мог часами рассказывать об археологических находках, о завоеваниях Александра Македонского, Атиллы, Чингисхана, Хубилайхана, Тимура и других знаменитых полководцах древности. Вначале юношу интересовали сведения для дипломной работы ("Движущая сила монгольских завоеваний"), но постепенно огонь исследователя стал загораться в его душе. Семен Павлович не раз говорил Тимуру, что настоящие истоки деятельности людей лежат в духовной сфере. Именно там начинаются их поступки и речи. Поэтому он советовал изучать мифы, легенды, сказки, обряды и другие культурные пласты народов. Однажды Тимур спросил учителя: - Почему Чингисхан был таким жестоким, неужели он не верил в бога?
- Скорее наоборот,- получил парень ответ,- Тэнгрин Огюгсен Темучин, его родовое имя, был очень религиозным человеком. Другое дело, что тэнгризм, религия тюрко-монгольских народностей, ведущая свои истоки от шумеров, сейчас почти забыт. Я не буду рассказывать, сколько тысяч гугенотов было вырезано во Франции, убито в крестовых походах еретиков и сожжено на кострах, уничтожено аборигенов в Америке. Ты сам всё прекрасно знаешь, времена были такие. А расскажу лучше одну мудрую китайскую притчу.
"У Конфуция был друг, судья Цзи. А младший брат судьи был знаменитый разбойник Чжи. Во главе девяти тысяч удальцов бесчинствовал в Поднебесной. Правителей они убивали, стены и двери взламывали, угоняли буйволов и коней, уводили жен и дочерей. Весь народ страдал. Конфуций решил усовестить разбойника, но Цзи отговаривал его, советуя не рисковать. Конфуций не послушался и отбыл на повозке с возничим и слугой. Разбойник Чжи, тем временем, вольготно расположившись в своем стане, резал человеческую печенку и угощал ватагу. Узнав о приезде Конфуция, сильно разгневался:
- Это что, Кун Цю, болтун из княжества Лу? Тот, что выдумал сыновнее почтение, братское повиновение? Губами шлепает, языком молотит, решает сам, где правда, где ложь, заискивает перед владыками, перед богатыми и знатными, не пашет, а ест, не ткет, а одежду носит! Пусть убирается, не то его печенку я добавлю к нашей трапезе.
Однако Конфуций настаивал на встрече. Чжи согласился допустить. Конфуций поклонился разбойнику и стал уговаривать: - Вы великий военачальник, обладающий многими добродетелями. Высокий, красивый, сильный, а прозываетесь Разбойник Чжи.
Ничтожному Цю стыдно за вас. Прошу разрешения посетить послом царства У и Юэ на юге, на севере Ци и Лу, на востоке Сунн и Вэй, Цзинь и Чу на западе. Склонить их построить стену в несколько сот ли, основать город в сотни тысяч дворов и объявить вас правителем. Разбойник Чжи зарычал и схватился за меч.
- Если ныне я красив и высок ростом,- так это от отца с матерью. А если бы ты меня не прославил, я и не знал бы, что красив! Царство? Нет царства больше Поднебесной. Зовешь сам себя мудрым мужем. А не тебя ли дважды изгоняли из Лу, не ты ли заметал следы в Вэй, терпел бедствие в Ци, был осажден между Чэнь и Цай? Так стоит ли ценить твое учение? Как ценили, как возвышали Желтого предка, а он залил равнину кровью. Высочайший не пожалел сына, Ограждающий не уважил отца, юный Дракон иссушил своё тело, Испытующий изгнал своего государя, Воинственный убил губителя, Прекрасный попал в плен в Юли. Не стыдно ли так искажать свою природу? А их все почитали! А прочие добродетельные?.. Чем они лучше поросенка, смытого потоком? - Чем же ты убедишь? Загробными делами? Я их не знаю. Людскими? Я их все знаю.
А вот тебя я наставлю с помощью простых чувств. Глаза хотят красоты, слух - музыки, уста - вкусного, а весь человек - своей воли. Время промелькнет, словно скакун за окном, и все, кто не насладился мыслями и желаниями, кто не продлил свою жизнь на долгие годы, просто не понял Дао. Всё, что ты говоришь, я отвергаю. Уходи, твоё учение лживо, стоит ли его обсуждать! Конфуций дважды поклонился и вышел за ворота. Поднялся на повозку, но трижды ронял вожжи. Еле дышал, ничего не видел. Возвращаясь в Лу, встретил Цзи под Ивой. Тот сказал: - Несколько дней вас не было видно, верно, были в пути? Ездили повидаться с моим братом?
Конфуций вздохнул. - Неужели осмелился пойти против вашей воли, как я предупреждал?
- Увы,- сказал Конфуций,- Цю сделал себе припарку, не будучи больным".
- Смысл этой притчи хорошо понятен людям знакомым с даосизмом,- продолжил Трошкин беседу,- И, кроме того, может служить ответом на твой вопрос о Чингисхане.
- А разве монголы исповедовали даосизм,- поинтересовался Тимур.
- Фактически нет,- ответил учитель,- но многие ученые утверждают, что корни даосизма из шаманизма и между ними осталось много общего. Религия монголов также близка шаманизму. Утверждают, что сын Чингисхана Чагатай был шаманом, его мать Оэлун вышла второй раз замуж за отца главного шамана степняков - Мунлика, да и сам Великий завоеватель был шаманом. Помнишь, как написано у Мирча Элиаде: "Шаманизм…является одной из архаических техник экстаза, а одновременно мистикой, магией и "религией" в широком значении этого слова". Не зря же на старости лет Чингисхан обратился к одному из патриархов даосизма Цю Чан Чуню, умершему, кстати, в одном с ним 1227-ом году.
- То есть, шаманизм - это не религия, а особый вид искусства,- уточнил юноша.
- Получается так, - ответил Семен Павлович.
Иногда по вечерам Тимур засиживался у компьютера, расположенного в учительской. Директриса разрешала ему выходить в Интернет в поисках необходимых для дипломной работы сведений, заодно выполняя её задания. В результате исследований у юноши сложилась довольно пестрая картина, он понимал, что ему не хватает эмоциональных ощущений. Одних сведений хронологического порядка было не достаточно.
Некоторые ученые указывали, что накануне объединения монгольских племен под руководством Чингисхана, их традиционные воззрения и мифология относились к шаманизму. Сам культовый титул Чингисхана был присвоен предводителю по инициативе верховного жреца-бэки, старца Усуня, имевшего звание Тэб-Тэнгри. Хотя народы, образовавшие Монгольский Улус исповедовали различные религии, основой всё же был тэнгризм. Так кереиты, помогшие в своё время Темучину добиться независимости, приняли ещё в 1109 году христианство несторианского толка. Тангуты с уйгурами исповедовали буддизм, у найманов в ходу были обе религии, татары и чжурчжени относились к шаманистам.
И, несмотря на то, что Чингисхан запрещал в Монголии возвещать учение Будды, даже изгонял со службы монахов, завоеватели относились к различным представителям духовенства очень почтительно. Освобождали от налогов, предоставляли различные льготы; свободу вероисповедания монголы даже законодательно закрепили в "Ясе", знаменитом сборнике приказов, положений, поучений.

2.

Незаметно пролетел месяц, начался другой. В свободное время Тимур ходил заниматься в спортивный зал или в рощу на окраине городка. Ещё в институте юноша приобщился к изучению ушу и сейчас с удовольствием практиковал тао-лу и тайцзи-цюань стиля Ян. Это помогало ему чувствовать себя бодрым и уверенным. Но однажды Тимур был выбит из колеи. До конца практики оставалось несколько дней, как вдруг, придя в школу, он узнал, что учитель истории умер. Трошкин и раньше часто болел, но быстро вставал на ноги. И вот эта ужасная новость. Вся школа находилась в трауре, уроки отменили. На следующий день были назначены похороны. Директриса просила студента также придти. Тимур не мог отказаться, ведь Семен Павлович многому его научил.
Придя на следующий день, он узнал, что Трошкин оставил записку, где просил передать ему книгу Торчинова Е.А. "Даосизм: опыт историко-религиозного описания".
До этого момента парень не ощущал реальности произошедшего, тут вдруг понял, что учитель действительно прощается с ним. Он никогда, практически, не видел смерть так близко. И вот. Ведь только недавно разговаривал с ним, наслаждаясь мудростью и жизненным опытом. Тимур понял, почему люди плачут, прощаясь с близкими. Он подошел к гробу, всматриваясь в такое знакомое и такое далекое лицо. - Простите, - тихо прошептал юноша.
Через два дня Тимур покинул город. Уезжая, он понял, что оставляет какую-то частицу себя. При расставании с преподавателями, директриса пожелала ему успехов и просила не забывать, сообщать о своих планах. - Если надумаешь, мы тебя будем ждать,- сказала она. Тимур внезапно увидел, что с ним прощается уже немолодая уставшая женщина. - Спасибо, - только и смог он вымолвить.
Теперь предстоял путь домой. Наступили каникулы, и Тимур максимально хотел использовать это время для окончания дипломной работы. Ему не хватало некоторых деталей, да смущала путаница в датах и событиях. В поезде он принялся за изучение книги профессора Торчинова. Из нее Тимур почерпнул немало сведений, в частности узнал о борьбе различных религиозных школ за влияние на разрастающуюся империю Чингисхана. Так, в 1221 году, во время похода в Индию, великого полководца посетил Чан Чунь, руководитель даосской школы "цюань чжэнь".
Чингисхану посоветовал его вызвать Елюй Чу-Цай, поистине легендарная личность, служивший северокитайскому государству Цзинь, а впоследствии самому "покорителю Вселенной". Ещё одна из даосских школ, "тай и цзяо", пользовалась покровительством правительства (Цзиньской и Юаньской династии). Её патриархи неоднократно призывались ко двору и имели возможность проповедовать свое учение.
Школа " чжэнь да дао цзяо" (Учение истинного Великого Дао), основанная Лю Дэжэнем, также пользовалась благосклонностью властей, особенно монгольским императором Мункэ (Сянь-цзуном). В 1255-1256 годах в эту борьбу включились буддисты, которые окончательно победили даосов в диспуте в 1281 году. После этого Хубилайхан (юаньский Ши-цзу) подверг даосизм гонениям и издал эдикт о сожжении всех книг Дао цзана, за исключением "Дао-дэ цзина".
Из других источников Тимур знал, что посланцы европейских монархов и пап неоднократно посещали руководство монголов в различное время. Любопытно, что в 1248 году командующий монголами на Переднем Востоке Алджигирей направлял эмиссаров к Людовику 9-му на Кипр для координации действий во время седьмого крестового похода. Вообще с крестоносцами у завоевателей были интересные отношения. Известно, что еще во время вторжения Чингисхана в Персию, его посетил папский легат Пелагий. Наверняка и агенты монголов посещали руководство Рима. Если об этом мало известно, это ещё ничего не значит, интересы двух влиятельных организаций во многом совпадали. Вот что писал французский историк 13 века Жуанвиль: "…Он действительно установил мир во вселенной, мир, продолжавшийся около 2 веков, ценою войн, которые в общей сложности не продолжались и двух десятилетий. Чингисхан искал союза с христианством".
Известно также, что идеалом полководца являлось создание Единого Царства человеческого, прекращение войн и получение условий для его процветания.
"Этот Завоеватель Мира был, прежде всего, его непреклонным возродителем. Железом и огнем он открывал древние мировые пути для шествия будущей цивилизации",- писал французский подполковник Рэнк.
Тут Тимур задумался. Действительно, монгольская аристократия была сильно заинтересована в возрождении торговых путей, которые из-за постоянных войн изменились и находились, в основном, в руках мусульманских государств. Это не могло не тревожить крупных торговцев Запада и Дальнего Востока. В конце 11 - начале 12 веков на земле создалось сильное государство с мощной и опытной армией, во главе с талантливейшим военачальником. Разумеется, купцы и дальневосточная знать не могли не обратить на это внимание. Некоторые дальновидные представители арабов также были заинтересованы в более демократичной государственной власти. Они засылали своих представителей в ставку монголов.
Что же касательно крестоносцев, то тут Тимур обнаружил странную закономерность. Начиная с 1237 года, монголы начали завоевывать русские княжества, закончив в 1240 году захватом Киева и дальнейшим вторжением в Польшу и Силезию. Практически в тоже время в устье Невы высаживается шведская армия.
После разгрома поляков в 1241 году близ Легницы, монголы поворачивают на венгров, разбив тех у слияния рек Тисы и Солоны. В этом же году Ливонский орден захватывает Псков. Далее монголы вторгаются в Хорватию и Словению на виду всего рыцарского Запада. Говорят, что подвергнутые нападению не дождались помощи из-за вражды Римского папы и Фридриха-2. Возможно, однако, в тоже время Тевтонский орден организует поход на Новгород. Интересное развитие событий. В 1243 году армия монголов разбивает армию султана сельджуков, а крестоносцы захватывают в 1244 году Иерусалим.
Крестоносцы и их духовные лидеры тоже целились построить единое Царство на земле, причем значительно раньше монголов. Они действовали в трех направлениях: на Пиренейском полуострове - Реконкиста, в Прибалтике (ещё в 1086 году была учреждена должность епископа Восточной Прибалтики), в Малой Азии. Их настоящей целью был, несомненно, выход к морским и океанским просторам. Именно это давало наибольшую власть и богатство, что и показала дальнейшая история человечества.
А пока Европа нуждалась в союзе с молодой, сильной империей монголов. Только он мог отвлечь внимание мусульманских и прибалтийских стран от запада. Что и случилось, к 15 веку Пиренейский полуостров был полностью очищен от мавров, границы Великого княжества Литовского расположились неподалеку от Москвы. Территории, захваченные во время крестовых походов в Малой Азии, были арабами отобраны назад, но это уже было не важно. Как пишет Вернандский Г.В.: "Первые монгольские армии, которые создали своими походами мировую монгольскую империю, состояли преимущественно из буддистов и христиан. Как раз во времена князей Даниила и Александра монгольские армии нанесли страшный удар по мусульманству…"
Тимур закончил анализ материалов, решив, что на сегодня достаточно. В принципе работу можно считать оконченной, осталось ей придать надлежащую форму. Да и отдохнуть немного не мешает перед приездом домой. Юноша убрал сумку с книгами и тетрадями, прикрыл глаза. Вскоре его дыхание выровнялось, сознание отключилось. Он хорошо запомнил, что ему приснился крепкий старик в простом стеганом халате, в странных сапогах с острыми носками, с бородой и характерным азиатским разрезом глаз. Он ему что-то пытался сказать, бросая короткие гортанные фразы на неизвестном языке. Потом стал показывать рукой куда-то в сторону, где клубились облака. Парень смог разглядеть что-то наподобие горных пиков. Затем всё исчезло. Видение хорошо запомнилось Тимуру, оно не было похоже на обычный сон. Тем не менее, внутренний голос подсказывал, что этот человек жил на земле давно. Он видел его изображение, причем неоднократно, но где? Оставив анализ впечатлений на потом, юноша направил поток мыслей домой, к матери. В это время поезд уже подходил к знакомой станции.

3.

Постиг ли Бога на земле?
Ты говоришь: - Я знаю.
Забыв об ушке, что в игле,
И что ученье вслух подобно лаю.
От сердца к сердцу истина идет,
Её не передашь словами.
А потому дорога нас ведет,
Делясь ухабами и прочими дарами.
Но чем же манит тоненькая нить,
Связующая будущее с прошлым.
А впереди - нам некого винить,
И позади - не кажется так сложным.


Когда эмоции от встречи с матерью улеглись, юноша решил прогуляться по родным местам. Его тянуло пройтись по улицам городка, посмотреть, что изменилось, зайти к бывшим друзьям, в надежде, что кто-нибудь окажется дома. Удалось встретиться только с двумя знакомыми, остальные разъехались кто куда. Солнце начало понемногу уходить к зеленой таёжной линии, и Тимур решил вернуться домой. Завтра ещё будет время.
Быстро поужинав, юноша отпросился у матери посмотреть закат у реки, где в детстве частенько ловил рыбу. Конечно, он мог никому ничего не докладывать, но Тимур считал, что это не совсем правильно. Он не забыл время, когда уходил с отцом гулять в лес, предварительно предупредив её. Это было так давно, отец пропал где-то в Китае, но Тимур запомнил его уважительное отношение к жене. Он часто указывал сыну на то, что отношение к старикам и близким многое говорит о человеке. Сейчас, получив небольшой жизненный опыт, юноша не совсем разделял эти устаревшие понятия. Тем не менее, на подсознательном уровне Тимур настолько впитал эти этические нормы, что однажды чуть не стал их жертвой. Так ещё во время прохождения практики он стал свидетелем безобразной сцены.
Возле их школы пьяный мужчина в возрасте начал приставать к молодой учительнице. Поначалу парень хотел пройти мимо, увидев седину в волосах хулигана.
Уже обернувшись, он услышал, как тот поливает женщину отборным матом и грозит ей кулаком. Тимур опешил, он развернулся и решил подождать развития событий. Та, увидев, что парень наблюдает за ситуацией, попросила вызвать милицию. Разъяренный мужик ударил её в этот момент. Тимур кинулся поднимать коллегу, пытаясь словами остановить агрессора. Однако тот не реагировал на обращение к совести, он громко кричал, кого-то подзывая. Юноша понял, что события развиваются не в лучшую сторону, но ещё надеялся на спокойное их завершение.
Из-за угла выскочили двое субъектов с угрожающим видом. Тимур подтолкнул женщину в сторону школы со словами: - Уходите. Быстро!
Он понял, что ему сейчас не поздоровится, и не хотел, чтобы она мешала. Однако учительница осталась стоять на месте, находясь в ступоре. Увидев подкрепление, зачинщик кинулся к юноше, схватив за отвороты пиджака на груди. Автоматически накрыв его руки своей левой рукой; правую Тимур расположил возле нижней части живота, стараясь расслабиться. - Папаша, что с тобой?- попробовал он успокоить противника.
- Ах ты, сморчок!- взвыл тот. - Раздеру на части!
Пытаясь вывести парня из равновесия, он начал дергать его из стороны в сторону. Однако повисший на нем Тимур с силой прижал руки хулигана со стажем к своему телу, и усилия агрессора пропадали напрасно. Тогда нападавший с силой попытался ударить парня ногой, но Тимуру удалось правой рукой подхватить его конечность. Подшагнув вперед, он толкнул противника всем телом. Мужик отлетел в сторону, громко крякнув. Но юноше легче не стало, потому что на него обрушилось четыре кулака и ноги. Вот тут и пригодилось всё его знание боевых искусств. Тимуру удалось отразить первый натиск и откатиться в сторону. Краем глаза он заметил, что женщина убегает, а первый из шайки основательно устроился на земле, видимо потеряв сознание. Тимур встал в позицию "монах держит чашу", держа одну руку перед собой, а другую у бедра. Тот из нападающих, который был ближе, попытался схватить юношу за переднюю руку, но получил короткий удар ладони, мгновенно преобразованной в кулак. От этого встречного удара противник потерял ориентацию, чем воспользовался Тимур, подсекая его ноги.
Третий не рискнул нападать, и юноша спокойно отправился по своим делам, тем более что уже послышался в отдалении вой милицейской сирены. Только в гостинице, рассматривая ссадины и синяки, он понял, что дело могло закончиться очень плохо. Сидя на берегу реки, Тимур вспомнил этот случай. Тогда все произошло стремительно и неожиданно, увы, многое в жизни происходит независимо от нашего желания. Постепенно он рассмотрел высокий холм, заросший кустарником, расположенный немного левей.
- Странно, что я не видел его раньше,- подумал парень.
Ему захотелось подняться повыше и понаблюдать за закатом. Дальний край неба уже окрасился яркими переливами оранжевого цвета. С верхушки холма открывалась величественная картина. Тимур забыл обо всем на свете.
Вот уже другой человек стоит на холме. Он понимал, что это его тело, но почему в рваной одежде, сбитых, остроносых сапогах?
- Кажется, я сплю,- мелькнула мысль.
Закат также окрашивал горизонт, река несла тяжелые воды. Вот только возвышенность казалось немного другой, чем-то неуловимым стала отличаться от прежней.
Тимур решил понаблюдать за развитием событий, он уже понял, что перенесся каким-то образом в другое время. В его сознании неожиданно возник вопрос и он начал разговаривать на незнакомом языке, с удивлением следя за смыслом выражений.
- Почему мы должны жить, как звери?
- О чем речь?- удивленно спросил юноша себя.
- Темучин!- раздался вдруг детский крик. - Тебя мама зовет кушать!
Тимур обернулся и увидел мальчика, похожего на китайца, с характерным разрезом глаз.
Он, почему-то решил, что это его младший брат, стоящий у подножия холма и машущий ему руками. "У меня нет брата",- подумал юноша, но все же пошел за ним по лесной тропе.
Он вспомнил, что его мать зовут Оэлун-экэ, что значит Мать-Облако. Вместе с братьями они уже три года скрываются в лесу, прячась от тайджиутов, ранее находившихся у них в подчинении. После отравления татарами их отца, багадура Есугея, новый вождь Таргултай решил уничтожить конкурента. Кроме того, они опасались мести меркитов, не забывших, что Есугей, внук знаменитого Хабул-хана, украл у них невесту.
Оэлун встречала сыновей около юрты, из отверстия которой, в центре, тянул дым.
- Темучин, где ты был, дорогой?- спросила она его.
- На горе матушка,- ответил Тимур после небольшой паузы.
- Опять. Не переживай, сынок, все еще изменится. Мы встанем на ноги, и проклятые враги за все ответят. А сейчас пора ужинать, нам нужно быть сильными. Хасару удалось сегодня подстрелить белку, я нашла съедобные корешки.
Голодные братья дружно взялись за деревянные ложки, рассевшись вокруг котелка. Во время трапезы мать увлеченно рассказывала им про Хабул-хана, про Хутул-хана, дядю их отца. Эти люди вдохновляли Оэлун, она была убежденна, что если бы не интриги коварных цзиньцев, монгольские племена давно достигли могущества. Им не было бы нужды воевать друг с другом за лучшие пастбища и красть скот.
Тимур с интересом слушал рассказы необычной женщины в стареньком халате, оставив насыщение пищей на долю Темучина. Во время занятий в институте им давали информацию о северокитайском "Золотом царстве", образованном чжурчжэнями в 1115 году, но он никак не мог сориентироваться во временном отрезке, в который попал сейчас по воле случая.
Лишь, когда Оэлун начала рассказывать о войне с татарами, после которой ему дали имя Те-му-чэн, у юноши появилось ощущение знания судьбы этого паренька, в которого он воплотился во сне или еще каким-то необычным образом.
Но вот наваждение прошло. Тимур понял, что сидит на вершине холма со скрещенными ногами, созерцая уходящий закат.

4.

Ночью юноше приснился еще один сюжет. Он прячется в камышах, освещаемых слабым светом луны. Слышны выкрики на незнакомом языке, плеск протекающей где-то рядом реки, ржание лошадей. Холод и страх начинают сковывать Тимура, он понимает, что вырвался из рук тайджиутов, убив охранника. Что-то мешает ему двигать головой, руками. Юноша, наконец, разглядел, что это деревянные колодки, в вырезы которых помещены его предплечья и шея. - Я раб,- озарила мысль.
- Если мы его не найдем, Таргултай сдерет с нас шкуру!- слышится неподалеку крик.
- В воду,- пришло спасительное решение.
Тимур, стараясь не шуметь, вошел в черноту протекающей сзади реки.
Проснувшись утром, он отчетливо представил все, что было с ним во сне. Правда, дальнейшие события остались в тени, как ни старался Тимур вспомнить.
- Кто этот парень? Почему наши судьбы так переплелись?- мучили его вопросы.
Он умылся, сделал зарядку, прошел на кухню. Мать готовила завтрак, расставляла на столе кружки, блюдца, ложечки. Тимур по-новому взглянул на неё: этот чуть заметный разрез глаз, черные блестящие волосы, скулы. С детства знакомый облик, он не обращал на него особого внимания. Это, как воздух, которым дышишь, как вода, которую пьешь.
- Мама, ты не знаешь историю монголов?- спросил он.
- Немного, родной, ведь сведений о них мало. А что тебя интересует?
- Кто такой Темучин, отцом, которого был Есугей, а мать Оэлун.
- Наверное, ты имеешь в виду Темучина из рода Борджигинов. У него были братья?
- Да, несколько братьев. Хасар, Бельгутей, других я не помню.
- По всей вероятности речь идет о знаменитом Чингисхане.
Все встало на свои места, смутная догадка, терзавшая Тимура, воплотилась в знание.
Он также вспомнил, кто был тот старик, привидевшийся ему в поезде.
Однако у него остался еще один вопрос, который он не преминул задать:
- Мы не имеем с ним никакого родства?
Пожилая женщина с удивлением взглянула на сына.
- Не знаю Тимур. Я помню своих предков почти до седьмого колена, но что было до этого трудно сказать. Почему тебя это интересует?
- Мне приснился странный сон, - ответил он.
Родительница посоветовала сыну сходить в библиотеку поискать сведения о Чингисхане и его империи.
Весь день Тимур просидел в местной библиотеке, перебирая карточки с перечнем литературы, перелистывая книги и журналы. Ему не многое удалось добавить к данным, которые у него уже имелись. Племена кочевников, располагающиеся к северу от Великой стены, издавна воевали с Поднебесной империей. Задолго до монголов их называли сюнну или хунну. Это они, объединив различные народы, в 4-м веке во главе с Атиллой хлынули в Европу и подвергли Римскую империю серьезным испытаниям.
К 12-му веку эти северные племена были известны под общим названием мэнгу или монгу-ли. Отцом будущего императора Монголии был Есугей, под началом которого находилось 40 000 кибиток. Однако татары в 1168 году отравили его, отомстив за поражение в войне. После этого соратники бросили его семью на произвол судьбы, умыкнув почти все имущество. Детство и юность будущего Владыки Мира прошли в лишениях и борьбе, но все-таки Темучину Огюгсену удалось объединить монголов и получить титул императора. В 1206 году знать степняков провозгласила его Божественным (Суту-Богдо Чингисханом) на всеобщем собрании (курултае).
"Создание Великой империи, которая бы объединяла народы, живущие за войлочными стенами, было главной целью Чингиз-хана и его потомков. Мир во всем мире во имя спокойного существования без ночных набегов, угонов скота, свободных кочевок, взимания прибыли с торговых караванов, которые могут также спокойно передвигаться вплоть до последнего моря,- мечта воплощена",- писал в связи с этим Кычанов Е.И.
К концу рабочего дня мать оторвала Тимура от стопы книг: - Пора домой, сынок. Завтра продолжишь.
Ночью ему привиделся странный сон. Тимур на коне без седла, в правой руке сжимая плеть. Рядом с ним скачет молодой монгол по имени Боорчу. Откуда он его знает?
Они стараются передвигаться тихо, скрываясь от света луны в тени деревьев и кустов. Иногда останавливаются, прислушиваясь и осматривая следы лошадей, прошедших ранее.
Вот и стойбище. Они дождались, пока всё затихнет, и подползли к коням, привязанным к столбу возле юрт. Одинокий часовой сидел возле животных, склонив голову. Тимур подполз к нему сзади, в то время как напарник держал стойбище под прицелом лука. Глухой удар и тело сторожа заваливается на бок. Тимур скользит к лошадям, они радостно фыркают, узнав хозяина. Юноша успокаивает животных, отвязывая от привязи. В это время из одной юрты выходит старый монгол и направляется к ближайшим кустам. Неожиданно он останавливается, что-то почуяв. Окрикивает дозорного и, не услышав ответа, бежит к юрте. Однако на полпути спотыкается и падает, в его теле торчит оперенье стрелы. Тимур каким-то образом оказывается на спине одного из аргамаков, держа в поводу остальных. Боорчу успевает вскочить на последнего, и они несутся к месту, где оставили коней, на которых прибыли. Сзади раздаются крики, видны всполохи огней. Но юноши уже далеко, обвязав копыта тряпками, они скрываются в неведомом направлении. Тимур запомнил, как прохладный ночной ветер дул навстречу, развевая его волосы и гривы коней.

5.

Следующий день он также посвятил библиотеке, с утра явившись туда вместе с матерью. Тимур узнал, что Боорчу со временем стал одним из первых полководцев в армии Чингисхана. Великий император, кстати, обладал удивительной способностью приближать к себе талантливых людей. Представители различных народностей помогали ему строить Единое Царство справедливости и порядка.
Вскоре, после вступления Темучина в брак, на его стойбище внезапно напали три рода северного племени меркитов, сородичей вождя, у которого 18 лет тому назад была похищена Есугеем Оэлун. Ему удалось скрыться и добраться до Тогрул-хана, предводителя кереитов и названного отца Темучина. Тот помог освободить любимую жену, похищенную мстителями, и впоследствии принял участие в войне против татар, под влиянием будущего Чингисхана, нажившего в этом походе военный и политический капитал. Вскоре, правда, им пришлось сражаться уже друг с другом. Кереиты были разбиты в 1196 году, их руководители бежали к найманам. Через некоторое время Чингисхану удалось с 13 подвластными куренями (около 13 тысяч человек) разгромить внезапно напавших тайджиутов в количестве 40 куреней. Слава его продолжала расти. В 1202 году он победил выступивших против него меркитов, а через два года покорил найманов.
Не зря потом Чингисхан твердил своим сыновьям: "Достоинство каждого дела заключается в том, чтобы оно было доведено до конца".
Приближался вечер, Тимур почувствовал какую-то странную усталость. Тело было в прекрасной форме, однако сознание налилось тяжестью. Не хотелось ничего делать, он решил прогуляться. Сообщив об уходе, Тимур неторопливо направился к лесу через весь городок. Свежий воздух принес облегчение, но непонятная сила тянула его к холму у реки. Юноша не стал сопротивляться и направился к знакомому месту. Вскоре он стоял на возвышенности, обозревая волны тайги, освещенные начинающимся закатом. Тимур уселся на траву, поджав под себя ноги. Его дыхание постепенно выровнялось, сознание успокоилось. Он старался ни о чем определенном не думать, плавный поток мыслей иссяк, незаметно он очутился в другом времени.
Тимур стоял на холме, обратив взор к небесам. - Вечно Синее Небо (Менкэ-Кеке-Тенгри) и ты, Мать Земля! О, моя несравненная, моя Бортэ, в чем её вина?!
- Помогите моей любимой жене, защитите от злобных коршунов, научите, как справиться с врагами! Я вас никогда не забуду, сделаю все, что смогу.
Над холмом появилась большая белая птица, постепенно сужающая круги над ним. Внезапно юношу ослепила вспышка света, и раздался голос: - Согласен ли ты, помочь своему народу?
Его ноги подкосились, он услышал свой голос лихорадочно повторяющий: - Да, да, да.
- Ты должен создать Царство справедливости на земле,- продолжил неизвестный собеседник.
- Я сделаю, я все сделаю.
- Тогда дух Сульдэ поможет тебе. Он будет жить в белом девяти бунчуковом знамени.
Найди людей "длинной воли", они прячутся в недоступных местах, занимаются разбоем и воровством. Позови их за собой ради великого дела. Дерзай.
Видение исчезло. Тимур сидел на прежнем месте; последние, солнечные лучи окрашивали край неба. - Кажется, я начинаю понимать, кто такой Чингисхан,- подумал он,- но почему его дух выбрал меня? Придется искать ответ.
Самочувствие юноши значительно улучшилось, он почувствовал необыкновенный прилив сил. - Ну что ж, может быть завтрашний день поможет узнать истину.
Тимур бодро направился домой.
Ночью ему привиделся следующий сон. В юрте горит огонь, возле которого сидит он и Оэлун, его мать. Младшие братья уже улеглись спать.
- Почему так несправедливо устроен мир?- спрашивает он у пожилой женщины.
- Всё зависит от людей. Духи создали этот мир для счастливой жизни, остальное зависит от нас самих. Мои родственники мстят умершему Есугею, поэтому ты должен обратиться к Тогрул-хану, своему названному отцу. Он должен помочь вызволить Бортэ из неволи.
- Действуй, Темучин, тебе дана возможность для возрождения нашего рода. Ты должен всё сделать для этого. Давным-давно, чтобы объединить гуннов, предков монгол, Атилла, сын Мунчука, убил старшего брата и завладел мечом бога войны. После этого ему удалось создать могучее царство от Германии до Волги и Урала, от Балтского моря до Кавказа.
Можно использовать кражу жены для объединения племен и расправы с врагами. Ведь не зря же ты родился с куском крови в кулачке. Шаманы говорят, что с помощью большого кровопролития, ты построишь сильное государство, и весь мир будет трепетать перед ним. Пришло твое время, сынок.
Рано утром Тимур проснулся и выскочил на улицу сделать пробежку, привести мысли в порядок. - Нужно записать свои сны,- решил он, делая зарядку. - В них содержится какая-то важная информация, ведь в основном все подтверждается. В библиотеке уже ничего интересного для меня не осталось. Что же делать? А может позвонить тому товарищу, который, как и я приехал домой на каникулы.
Юноша вернулся домой немного уставший, но довольный. Пока родительница готовила завтрак любимому сыну, он позвонил другу и договорился об использовании его компьютера в наступающую субботу.

6.

Слова - бумага, скрывающая суть.
Простаком, их почитающим, не будь.
Познать тончайшее, глубинное стремись;
За духа своего свободу, борись.
Высотных знаний на земле хватает;
Со временем их ценность тает.
Что остается: фундамент, его расположение,
Да пяти сил исконное движение.

Тимур с матерью сидели на кухне. Они обсуждали его планы на будущее, ведь до конца каникул осталось несколько дней. - Надеюсь, тебя направят работать учителем в красивый, большой город?- выразила надежду женщина. - Ведь ты так старался. Немного подумав, юноша ответил: - Нет, мама, я вернусь в ту школу. Там меня ждут.
- Надеюсь, ты не станешь, как твой отец, заниматься археологическими раскопками?
- Что ты имеешь в виду?
- Он тоже был историком, много времени уделял поискам захоронения Чингисхана и его потомков. Потом уехал в Монголию и там пропал.
- Нет, мама, я никогда тебя не брошу. Просто необходимо вернуть долг. Столько людей мне помогали, я чувствую, что должен туда вернуться.
- Ладно, дорогой, тебе видней. Какой смысл гоняться за призраком, если ты нужен в конкретном месте. Твой отец наслушался легенд и сказок, где он теперь?
- О каких сказках ты говоришь?
- Утверждают, что Чингисхана похоронили в трех гробах: железном, серебряном и золотом. Вместе с ним положили огромное богатство и две тысячи людей. Все, кто участвовал в похоронах, умерли, а поверх этого места пустили реку.
- Нечто подобное, я уже где-то слышал,- проговорил Тимур,- а что ещё?
- Говорят, что через восемьсот лет, после захоронения, Чингисхан должен возродиться.
Да много всего, не стоит в это верить.
Они еще немного поговорили, и юноша направился к товарищу, с которым договорился о сотрудничестве. Вспомнили общих знакомых, попутно включая компьютер и подсоединяя его к линии. Попутешествовав по историческим сайтам и электронным библиотекам, Тимур выбрал интересующую его информацию и отключился от Интернета.
Приятель пообещал все вывести к завтрашнему дню на бумагу и занести Тимуру домой. Уже по дороге юноша начал анализировать полученные данные. Он сообразил, что легенды о захоронениях знаменитых полководцев очень похожи. Атиллу также уложили в три гроба, вместе с рабами и сокровищами, пустив поверху реку; все свидетели оказались уничтожены. Вот только дело происходило в Венгрии. Не потому ли отряд монголов во главе с Субудаем и Джэбе был послан Чингисханом к Днепру, по пути разбивая всех, кто пытался мешать. Не было ли среди бежавших в Венгрию половцев, агентов монгол. Половцы ведь не раз помогали им,- и при столкновении с аланами, и при битве на реке Калке, ударив русским в спину. Возможно, тогда у завоевателей ничего не вышло, но ведь вторая попытка в 1240 году увенчалась успехом. Под руководством Бату-хана Венгрия была прочесана монгольскими войсками, как гребенкой. Может быть, они искали захоронение Атиллы. Ведь меч бога войны существовал, как, например, легендарное копье судьбы. Нашли его завоеватели или нет - неизвестно. Впрочем, это не одна загадка истории, их еще много. Тимур решил зайти на знакомую гору, может природа сможет чем-нибудь помочь. Однако сегодня закат на него никак не повлиял, все было тихо и обыденно. Выполнив несколько раз комплекс тайцзи-цюань, он направился домой.
Однако ночью Тимуру приснился сон. Сидя на небольшом, но крепком коне, он возвращался из победного похода. Равномерно качаются железные шлемы и меховые шапки воинов, их глаза то закрываются, то открываются. Кажется, он засыпает. Вдруг появляется образ Оэлун-экэ, что-то говорящей ему. Тимур ничего не понимает, но чувствует, что это очень важно. Он пытается проникнуть в сознание полководца.
- Сын, тебя ждет засада; нойон Бюрке-Чилгир приготовил волчью яму вместо пира,- наконец слышит юноша.
- Хорошо, мать, я понял. Он хочет смерти, так пусть получит ее.
- Позвать ко мне братьев,- приказал Чингисхан.
Пока армия подъехала к стану, был составлен подробный план встречи. Вскоре показались дымы. Встретившие их нукеры предложили проводить полководца к пиршественному столу. Чингисхан с несколькими орлекенами прошел к главной юрте. Триста воинов, стараясь не шуметь, оттеснили всех и окружили место встречи.
- Заходи, хан,- открыл полог один из людей князя.
Вперед прошли Ютсекен и Хасар, за ними Чингисхан, следом девять телохранителей.
Бюрке-Чилгир, неторопливо поднялся с подушек и, улыбаясь, направился к предводителю. - Сколько лет, сколько зим? Проходи, дорогой, присаживайся на самое почетное место.
Хасар остался у входа, Ютсекен, как бы нечаянно, оттеснил двоих нукеров идущих за своим нойоном. Остальные вошедшие воины Чингисхана окружили двух предводителей, уже обнимающих друг друга и хлопающих по спине. Неожиданно Темучин зашел за спину оппоненту, захватив его шею в кольцо своих рук. Хасар в тоже время выхватил стрелу из колчана, висевшего за спиной, и воткнул ее в горло стоящего рядом нукера. Здоровяк Ютсекен схватил двух людей князя, пытающихся выхватить ножи из-за поясов.
Он с размаху ударил их друг об друга и бросил, как тряпичные куклы, в сторону, приготовленную для гостей. Еще двое, вскочившие с пола, на помощь своему господину, захрипели, пытаясь вытащить из груди стрелы, посланные Хасаром. - Ну что скажешь, собака?!- прогремел голос хана, направляющего лицо заговорщика в сторону ямы, образованной в коврах отброшенными телами. Раздался характерный щелчок лука и еще два человека князя упали на окровавленный пол. Следом прозвучал хруст позвонков, безжизненное тело Бюрке-Чилгира упало у ног полководца.
- Взять остальных,- приказал он,- казнить в назидание остальным тайджиутам.
- Десять лет назад я покарал их князей за подлое нападение, но они забыли об этом.
Теперь ты, брат, будешь их господином, - указал Чингисхан на Хасара.
- И помни, что недержание слова со стороны правителя является гнусностью.

7.

Вот и пришло время собираться Тимуру обратно в дорогу. Взяв всё необходимое, он заключил мать в объятия и отправился поставить точку в получении образования. Хотя юноша чувствовал уверенность в своих силах и знаниях, он начал понимать, что формальные знания еще далеко не все. Чтобы разобраться в жизни, понять её суть, нужно искать истину повсюду, постоянно, возможно потратив на это все свои годы.
Для более комфортного провождения времени Тимур начал просматривать последние данные. Его заинтересовали статьи доктора исторических наук Кадырбаева А.Ш. об Орде, как предтече Российской империи. Он писал: "…Русь имела в лице метрополии, каковой для нее была Золотая Орда, духовную и военную поддержку в многочисленных войнах со своими северо-западными соседями, такими как Шведское королевство и немецкий Тевтонский орден, Польша и Великое княжество Литовское, Венгерское королевство. Галицкая Русь, Волынь, Черниговское и другие княжества, бывшие вне покровительства Орды, стали жертвой католической Европы, объявившей крестовый поход против Руси и ордынцев".
Спорная теория, подумал Тимур, поначалу все было не так. Может, впоследствии политика изменилась, ведь многие Чингизиды приняли другое вероисповедание со временем. Тем не менее, некоторые ученые действительно так считают.
"По мнению российских историков, сторонников теории евразийства (П.Н.Савицкого, Г.В. Вернандского, Гумилева Л.Н.), русские были спасены от физического истребления и культурной ассимиляции Запада лишь благодаря включению в Монгольский улус". Тимур перешел к исследованиям других авторов. Ремизовым найдены на Енисее образцы древнетюркского рунического письма, напоминающие обнаруженные в местах проживания булгар, река Волга. Аналогичная письменность обнаружена Н.М.Ядринцевым на месте развалин Хара-Хорина (Каракорума, основанного Чингисханом в 1220 году), расположенных на правом берегу реки Орхон. Юноша задумался. Равномерное покачивание вагона и стук колес немного отвлекли от мыслей. Когда же он вновь сосредоточился, то понял, что грезит.
Вновь ему привиделся старик, который тогда, в первый раз, махал ему рукой.
Теперь он спокойно разговаривал с Тимуром, понимающим его речь.
- Наши шаманы пользовались древним тюркским языком, пока мы не перешли на уйгурское письмо. Твой отец нашел стелы, где была написана правда о Чингисхане, но хитрые сунцы узнали об этом и пленили его. Они преследуют меня и после смерти.
Знай, что твой отец жив, а я никогда не стремился к роскоши и следовал умеренности, заботясь о народе, как о своих детях. - Помни, мой дальний предок, только поняв свою природу, можно приблизиться к Небу и Земле. Прощай.
- Куда вы теперь, Повелитель?- спросил юноша видение, но образ растаял, как дымок от свечи.
Но Тимур уже знал, куда направить свои силы после окончания института. Перед тем как отбыть на место после распределения, он попробует заняться поисками отца. В наш век это не так сложно, а в свободное время можно писать роман, ведь материала у него предостаточно.
- Пока же попробую выразить свои чувства в стихах,- решил он.

Слова, слова, таинственные звуки,
Я раскрываю вам протянутые руки.
Тревожная капель стучит в окно,
Темные тона ложатся в полотно.
Весь в ожиданье перемен и света
Плыву, как в Космосе планета.
Мерцает блеск звезды далекой,
Тайною наполненный глубокой.
Протяжный вздох доносится оттуда;
Живу надеждой, в упованье чуда.


Конец.

Мурадов Ю.В.





Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.