Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Русская ли ВОДКА?


Антиалкогольный гоп-стоп

Восемнадцать лет назад СССР тряхануло очередной гоп-стоп-кампанией правителей страны. Члены Политбюро ЦК, хоть сами были не прочь пригубить на различных приёмах и торжествах, а всё же в этот раз решили бороться с пьянством и алкоголизмом. Разумеется, по давней нашей традиции - с широким российским размахом. То есть прибыльные плодоносящие виноградники Крыма и Кавказа - под корень, образовавшиеся многомиллионные прорехи в бюджете государства и регионов - ну и хрен с ними, а начавшие источать сивушный запашок подъезды жилых домов стали с помощью милиции очищать от "злостных самогонщиков". Что, впрочем, не помешало во всех городах страны отладить полуподпольную сеть "ям", в которых продавался как самодельный спирт, так и вполне легальные - до семи часов вечера - бутылки водки. Эта "ямная" торговая сеть в дальнейшем быстро перестроилась на реализацию анаши, гашиша и прочих запредельных "удовольствий". Но то отдельная тема.
Работяги же ту затею вождей сначала приняли на веру: авось, лучше заживём? Даже безалкогольные свадьбы пробовали устраивать. Самыми легковерными оказались женщины, начавшие было наведываться в роддома чаще обычного. Однако вскоре выяснилось, что чего-то в нашей унылой жизни стало не хватать. А когда же народ понял, чего - озлобился. И самогонку начал гнать не столько из-за потребностей, сколько по идейным чувствам протеста: сосед гонит из картошки, чем я хуже? Буду гнать из помидоров! Или: Михайлу Горбачёву в заграничных поездках наливают, а мы на нашей свадьбе, чё - рыжие?
Так очередная непродуманная гоп-кампания закончилась очередным политическим провалом Политбюро ЦК, старчески теряющего нити управления государством. Талонами на водку ли, ящиками оной по специальным справкам на свадьбы и на похороны, но власть угрюмо шла на попятную.
А теперьча нам в открытую по телевизору кажут, что будто бы оказывается, молоденьким девчонкам дозволительно пиво из горла булькать, не сбавляя при том пешего ходу. Кто такой этикет придумал - не сознаётся. Однако картинку ту уже не только по телевизору, но и во всех практически бульварах и скверах российских городов показывают. Особо по вечерам наши будущие российские мамы и папы вытягивают содержимое непрозрачных бутылок внутрь себя, отправляя затем, под настроение, опустевшую тару куда-нибудь подальше от дороги. Видимо, проявляя таким образом заботу о будущих археологах: должны же те будут лет через 400 какой-нибудь "культурный слой" откопать! Правда, это не всегда понимают отдельные личности помятой наружности, которые на следующий день на приёмных пунктах стеклотары возвращают посуду в хозяйственный оборот.
Так что же, будем смиренно созерцать, как летом хмелеют от пива, а зимой - от водки наши девчонки-красавицы? Это я к тому, что все мы, конечно, небезгрешные. Однако приходит же время, когда разбросанные по случаю булыжники кто-то берётся обратно в кучу собирать. Кажется, Экклезиаста так вольно процитировал. Предвижу, догадываюсь о реакции большинства читателей: "Ты опять на борьбу с пьянством намекаешь? Полно, наш народ всегда пил и будет пить. И это непобедимо также, как ни француз, ни немец нас победить не смог!"
А я говорю, можно победить. Если не пьянку, то алкоголизм в России искоренить можно. "Где же ты увидел разницу между пьянством и алкоголизмом?" - А вот и есть разница. У пьяницы по утрам голова не болит, он в любой миг из загула выйти может. Алкаш - не может. Если по какой случайности хоть полрюмки водки ему перепадёт, то пока до нужной кондиции не "догонится", а затем из запоя пока не начнёт "отходить", имя ему - алкаш, и окрас у него синий, "фирменный". Другое дело, что не всякий пьяница сможет остановиться в этой своей, безусловно, промежуточной стадии на пути к алкоголизму. Большинство российских пьющих, не останавливаясь, идут дальше - на регулярной основе "бороться" с продукцией ликёро-водочных заводов.
И ведь почему коммунисты восемнадцать лет назад битву за трезвость проиграли? Да потому что действительно, вы правы, в очередной раз "во благо народа" свой собственный народ победить пытались. А если не побеждать людей, да в союзники в борьбе с алкоголизмом пригласить?
То есть, формулируем конкретную социальную задачу:
Возможно ли победить алкоголизм в отдельно взятой стране так, чтобы сам выпивающий народ эту борьбу поддержал?
Представьте себе, у автора имеется положительны ответ на этот вопрос. Более того, завсегдатаи опохмелительных заведений мне так и говаривали: "Да, эту тему мы бы поддержали". Так что, уважаемый читатель, если есть желание выслушать аргументы, то давайте подождём до следующего номера в конце ноября. А продолжит рассказ история. История алкоголизма в России.

История алкоголизма в России

Итак, водка. Откуда она взялась? Первое летописное упоминание о столь "ценном" напитке появилось в 1555 году - легко запомнить. Но не в русской летописи, а в литовской. Литва в те времена, конечно, на две трети состояла из русичей, то верно. Но всё же именно в этом факте - первого появления водки на западной окраине географической территории современной России (СНГ) - кроются очень важные тонкости. Чтобы разобрать столь запутанные в тенётах времени обстоятельства, при которых наши прилавки заполонились полулитровыми сосудами, давайте вспомним, что же пили наши предки до обозначенной выше даты. В этом как раз разобраться несложно, поскольку более ранние источники: летописи, археологические отчёты, былины и сказания, - всё сходится в одно. Среди хмельных напитков былых времён упоминаются прежде всего два: пиво и брага, она же медовуха. Всё. Конечно, завозилось ещё и византийское (ромейское) вино. Но, во-первых, оно не было доступно всем слоям русского народа, так как было привозное, а значит, дорогое. По той же причине его и не было в большом количестве. Во-вторых, вино на самом деле не очень-то и любили - голова после него болела. А разбавлять водой, как это делали древние греки, было "не по-хозяйски", к тому же в средние века эта эллинская традиция уже оказалась подзабыта. Просто манер был такой - раз богатый, значит вино на рынке бери, чтоб все соседи видели.
Для полного описания веселящих напитков нужно упомянуть и о яблочном сидре. Он, конечно, был, не могло его не быть. Но первоначальная технология его изготовления напоминала медовуху-брагу, а вторичное выдерживание рассматривалось для наших предков уже как излишнее, так как сивушно-дрожжевой привкус был вполне привычен для гастрономических пристрастий русских. Справедливости ради нужно сказать, что спиртосодержащие пищевые продукты выполняли всё же важную хозяйственную роль в домашнем обиходе, особенно в заготовках продуктов для зимнего хранения. В первую очередь это, конечно, относится к рассолам и квашениям. Если кто из молодых читателей и не знает, что эти продукты содержат спирт, то поясняю. Любое дрожжевое брожение продукта вырабатывает либо спирт, либо сходный с ним уксус, даже если это рассол из-под квашёно капусты, солёных огурцов, груздей или те же мочёные яблоки. Спирт и уксус имеют консервирующие свойства, ведь наши отцы и ведать не ведали про всевозможные канцерогенные бензоат натрия (Е211) и прочую дрянь, которые сейчас прописаны на большинстве магазинных этикеток. Но обычно в продуктах квашения процент спирта, то есть тот самый "градус", держится на уровне 3%.
Ну и конечно квас. В нём содержание спирта тоже около 3%. Делают, бывает, иногда, очень крепкий, "ядрёный" квас. Но и там спирт не превышает 10%. Должен сказать, что наряду с простоквашей для автора - это самые любимые напитки. Так что если злые языки донесут до вас, что, будто у меня от кваса "алкогольная зависимость", то знайте, что это - правда.
Из краткого описания видно, что любой исконно русский напиток имел содержание спирта не более 20%. Просьба отметить сей факт, так как он есть очень важный момент в наших логических рассуждениях.
Конечно, в древности были известны и более крепкие напитки. Например, коньячные вина. Но это уже довольно сложный процесс, причём, для русского человека самое сложное - ходить вокруг бочки с вином три года и ждать, когда же коньяк соизволит выстояться. Согласитесь, что в те времена, когда год на год не приходился, когда то ли степняки прискачут, то ли засуха, а то ли чума, - короче, скучали редко. Так что ждать столь долго было практически немыслимо. Отсюда и наша национальная особенность, которую одна замечательная женщина выразила такими словами: "Только двадцать один день и могут подождать"..
Теперь давайте убедимся в том, что водка, как таковая, просто не могла быть "русским изобретением". Прежде всего по причине своей, по тем временам, "высокой технологичности". Ведь каждому сейчас известно, что для быстрого получения большого количества спирта из вина или браги нужен перегонный (самогонный) аппарат, в котором есть два важных элемента: герметичный котёл для длительного подогрева и змеевик-охладитель. И то и другое четыре с половиной века назад было весьма сложно изготовить. Для них требуется либо металл, либо стекло, ведь в деревянных бочках разогрев невозможен, да к тому же до всего этого сложного устройства надо ещё кому-то додуматься! Конечно, теоретически для этих целей подошла бы и огнеупорная глина, но лишь теоретически. Да и зачем было ломать голову, если спустя 3-4, 21 или 40 дней в деревянных бочках и глиняных чанах всё вырабатывалось само собой? Пусть с меньшим содержанием спирта, зато помногу, да и хватало-то на всех!
Нет, конечно, перегонка, или как её ещё называют, возгонка, на Руси была. Но использовалась та часть продукта, которая оставалась "на дне". Так делали дёготь, мыло, соль, клей, ещё что-нибудь этакое. То есть во всех случаях герметичности не требовалось, и "лишние" составляющие просто улетали в небо вместе с дымом.
Но ведь где-то метод перегонки однако же явился. Где? Очень лёгкий вопрос, если вспомнить, что как раз в Западной Европе в Средневековье был расцвет алхимии. Там всегда была высокая плотность населения и довольно много тех, кто жил в городах, то есть в отрыве от натурального сельского хозяйства, от природы. И многие из них: врачи, дворяне, ремесленники, - располагали временем и финансовыми возможностями для модных тогда алхимических лабораторий. Вот там и появилась перегонка веществ в том виде, в котором мы это знаем сейчас, и не только спирта Так что водка родилась не в России. Правда, называлась она по разному: шнапс, джин, виски, ром. Опять же, горилка. Но название не важно, важна суть. Важно ещё вот что: все технологические секреты средневековая Европа имела обыкновения хранить в строжайшей тайне и передавать либо по наследству, либо за большие деньги. Недоверчивость в отношениях между людьми - это тоже одно из следствий большого перенаселения европейцев, к тому же такому типу поведения способствовали религиозные установки католицизма и народившегося как раз в это время протестантства. Так что в 1555 году на территорию Западной Руси, то есть Литвы, предметом импорта была и водка, то бишь как она там называлась, "по-ихнему", и технология её изготовления. Или как сейчас говорят, "ноу-хау". Конечно, любой наркотик, будь то табак, водка или героин, дело прибыльное. Поэтому многие алхимики забросили свои лаборатории и взялись создавать всевозможные трактиры и таверны.
Правители государств также быстро смекнули доходность этих напитков для казны и быстро наложили на трактирщиков свою налоговую длань. А то и вовсе объявили о государственной монополии на сильнопьянящие напитки. Так что в европейских странах рынок спиртосодержащих товаров и соответствующих публичных заведений был быстро заполнен, и самые рисковые трактирщики отправились на Восток, на российские равнины.
Чтобы лучше ориентироваться во времени, напомню, что середина XVI века, то есть времена описываемых событий - это эпоха царствования на Руси Ивана Грозного. По Волге и по наше Каме гулял в сию пору атаман Ермак, а Европа устремилась колонизировать новый континент, открытый Христофором Колумбом за полвека до того. На Востоке же Турецкий султанат достиг своего расцвета.
В третьей части работы мы с вами исследуем нашествие алкоголя на нашу страну, а также подумаем, что в сегодняшних условиях можно предпринять в борьбе с ним.

Доисторический анекдот:
- Слышь, а у тебя белая горячка, - говорит один собутыльник другому.
- С чего ты взял?
- А по тебе, вишь, чёртики бегают!


Иго зелёного змия…

Нашествие на Русь водка начала с юга. Первый удар, равно ото всякой вражины, как в ту пору и водилось, приняло "на грудь" казачество: запорожское и донское. Все мы с детства помним ранние рассказы Николая Васильевича Гоголя, такие как "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Вий" и другие. Ни одной истории в них не случилось без употребления горилки. Так же изобильно была представлена всяческая чертовщина. Утверждаю, что это не случайное совпадение. Ведь Николай Васильевич писал свои рассказы со слов своих земляков, закрепляя на бумаге местные легенды и предания. Так что выдумка писателя лишь украшала литературным слогом то, что для многих окраинных жителей было вовсе не выдумка, а самая что ни есть правда.
Сейчас изъясню, почему так. Вот, допустим, в нашей городской наркологической клинике у какого-либо особенно перепившего пациента случилась белая горячка. Таких во время приступа, насколько мне известно, в большинстве случаев успокаивают соседи по палате (которые заодно и соседи по несчастью), привязывая полотенцами к койке. А на следующий день, когда человек приходит в себя, ему объясняют, что да как было. Если тот, конечно, выжил. И перенёсший белую горячку начинает понимать: всё пережитое вчерашнего дня есть не более, чем галлюцинации, и что никаких чертей на самом деле не было. Но тогда, в XVI-XVIII веках, никто из сельчан не знал про алкогольно-психические расстройства от горилки. Поэтому те, кто после белой горячки выживал, рассказывали о "произошедшем" с ними, совершенно искренне веря, что именно так на самом деле и было.
К тому же всё подкреплялось тем, что хозяева трактиров, которые на Украине назывались "корчма", были инородцами. Об этом уже говорилось ранее. То есть людьми в большинстве своём неправославной веры, не посещавшими сельские церкви. И поэтому для простого люда воочию видно было, что все они - "нехристи", тем более, что спившийся крестьянин или казак спускал своё имущество за глоток горилки не хуже, чем случалось после набега крымских татар, ногайцев или польской шляхты.
Вот мы и подошли к самому моменту появления алкогольной зависимости от перегонного напитка на российских равнинах. Нет, конечно же, Московская Русь сопротивлялась агрессии долго и стойко. Причём, не столько великокняжеская, либо царская власть была этому причиной, сколько сами великорусские мужики сопротивлялись весьма. Чтобы понять этот, на сегодняшний взгляд, "феномен", нужно опять углубиться в давнюю давь.
Наркотические свойства различных трав и напитков, приводящие к зависимости, русичам были известны давно, ещё в дохристианскую пору. Не зря дошли до нас отголоски поговорок: "белены объелся", "дурь", как производная от дурмана (или наоборот). Да и языческое волховство обязывало знахарям знавать о травах. Ещё древнегреческий Геродот писал про скифов, что те любили париться в банях, забрасывая на каменку, помимо воды, кваса и пива, также и семена конопли. И выходили из парной - догадываетесь - развесёленькие. Но то были скотоводы, то есть свободного времени имевшие вдосталь, особенно, если скифское кочевье владело рабами. Крестьянам же, жившим в лесах Новгородчины и лесостепях близ Киева, ежедневно, особенно летом, когда как раз всё, в том числе и "дурь", произрастает, нужно было с темна до темна кланяться земле, обливаясь потом. Иначе было не прокормиться. Поэтому во всех городских торговых рядах простой люд гонялся за всяческими иноплеменными торговцами, пытавшимися втихую соблазнять народ "приворотными" и прочими снадобьями, в том числе на основе опиумного мака.. И оных дубасили когда кулаком, когда камнями, когда другим, что попадалось. А вы думали, что так называемые "БАДы" (биологически активные добавки) - выдумка последних времён? Нет, конечно, просто назывались они давеча в Европе - бальзамами, а на Руси - зельями. И русское название было более точным, ибо происходило с санскритских корней древних арийцев так: зло-зело-зелье. Поэтому наркотические свойства сначала горилки, а потом и водки, были быстро крестьянским народом невозлюблены. Тем более, что бок о бок с нами жили мусульмане, которые от спиртного вообще воздерживались, и житейский опыт которых взаимно перенимался.
А, между прочим, ведь само название нашей главной героини - "водки" -есть уменьшительно-уничижительное от слова "вода". Как в своё время немцам, покорившим родственное славянам племя пруссов, присвоили унизительное наименование "пруссак". И иначе не именовали последних, вплоть до 1945 года!
Чтобы понять, насколько русское городское, и сельское население сопротивлялось нашествию водки, можно произвести мысленный опыт. Давайте попробуем перенести сегодняшний уровень алкоголизма в стране скажем, так, в XVI или XVII век, допустим, в Москву. Напомню, что стольный град, включая многие здания внутри Кремля, был в ту пору деревянной застройки. И противопожарные правила были весьма суровы, под страхом жестокого взыскания. Например, в летнее время категорически воспрещалось разводить огонь во внутридомовых печах. Только на дворе, в специально отведённых местах, дозволялось готовить пищу. А представьте себе, как часто могли случаться пожары, если б нынешними алкашами заместить тогдашних горожан! Согласитесь, что "красные петухи" гуляли бы по Москве кажный год и не по разу.
Даже когда Екатерина II произнесла историческую фразу "пьяным народом легче управлять", и тогда мужиками не однажды были подняты "водочные бунты" - история такие факты сохранила. Но когда государственный аппарат и водка объединились против России, народ всё же оказался слабее.
И спустя век после "золотого века Екатерины" Дмитрий Иванович Менделеев писал уже своё знаменитое исследование "О винокурении и алкоголометрии" (1862 г.) про то, сколько должно быть в водке "градусов". Относительно этой работы есть одна историческая неточность, которую, к сожалению, множат народные сказы. Дело в том, что Дмитрию Ивановичу вовсе не ради "гастрономических" вкусовых свойств или "лёгкости пития" была поставлена от российского правительства задача вычислить процент содержания спирта.. А проблема та была, что водка в середине XIX века производилось по разным стандартам, с разным содержанием спирта: от 20 градусов и до известных 70-ти. Это было неудобно и для унификации производства, поскольку была объявлена государственная монополия на водку, и для налогообложения, то бишь подсчётов доходности государственных спиртных заводов. Вкусовые качества в зависимости от содержания спирта, конечно же, тоже играли не последнюю роль. Но и не первую. Потому что гораздо важнее был вывод о том, что степень опьянения от 40 градусов вполне оптимальна, "достаточна", и дальнейшее увеличение ведёт лишь к удорожанию себестоимости производства, а степень опьянения растёт уже не столь пропорционально, чтобы было выгодно для казны.
Данное утверждение доказывает тот факт, что сейчас мировой и российский алкогольные рынки вовсе не собираются "унифицироваться" вокруг цифры 40. Зайдите в вино-водочный магазин, в котором широко были бы представлены разные сорта импортного алкоголя. Легко убедиться, что сладкие ликёры колеблются от 30% до 60%, ром имеет 70%, будто наша самогонка. Виски и джины тоже не зацикливаются на сорокоградусной отметке. Кроме того, в продаже широко представлены креплёные вина и пиво, имеющие 30%, но вовсе не 40 градусов. Причём, в летнее время пиво наша молодёжь предпочитает водке. А самые "ушлые" спецы по алкоголю со стажем вовсе не воротят носа от одеколона, композиции, разных стеклоочистителей и настойки боярышника, в которых также 70%. Кстати, медицинские настойки предпочитают не только алкоголики, но и те, в которых есть жилка практичности на предмет соотношения цены и "удовольствия".

…И как с ним бороться.

Обещанный читателям, предлагаемый механизм борьбы с алкоголизмом достаточно прост, если понять тот факт, что страшен прежде всего алкоголизм, хотя и пьянство тоже не желательно. Сама идея возникла, когда ушей достигла фраза "пивной алкоголизм". Автору это выражение показалось абсурдным, поскольку, хоть я и не нарколог, но, по-моему, вся мировая наркология ещё не зафиксировала ни одного случая белой горячки среди любителей пива (уточню: среди любителей исключительно пива, но не сочетании с водкой или чем-нибудь покрепче 20 градусов). Поэтому можно говорить о "пивном алкоголизме" лишь, в основном, как о психической или гастрономической зависимости, но алкогольная зависимость здесь явно на втором плане. И если уважаемые наркологи всё же настаивают на понятии "пивной алкоголизм" именно в смысле алкогольной зависимости, то автор в прошлый раз чистосердечно признался, что является в таком случае "простоквашно-квасным алкоголиком", несмотря на то, что в употреблении иных, кроме только что названных, спиртных напитков не был замечен последние 12 лет.
Но ближе к сути. Итак, при регулярном употреблении напитков, спиртосодержащих менее 20 градусов, современной наркологией не наблюдалось (по мнению автора) случаев белой горячки. Отсюда и будем исходить. И то, что далее будет предложено, уже легко для понимания.
Давайте, как сказал один мой выпивающий время от времени товарищ, "методом научного тыка" помечтаем о том, как было б замечательно, если бы все спиртные напитки вдруг, по мановению какого-нибудь фокусника (только не Копперфильда), стали содержать спирта не более 20%. В том числе и водка. Неплохо, казалось бы, но все мы понимаем, что это невозможно, поскольку "нас не поймут". Тогда давайте ещё разок "ткнём научным образом" - а если уменьшение содержание алкоголя произвести не сразу, а постепенно? Так, чтоб наш народ:
1) Не воспринял это как ущемление своих потребительских прав.
2) Алкогольно-гастрономические свойства напитков изменялись бы настолько незаметно, что не смогли бы повлиять ни на одну из сфер жизни общества (праздники, традиции "соображать на троих" и так далее).
3) Разумеется, данная компания не должна проходить в тайне от народа, следовательно, уменьшение алкоголя должно быть настолько постепенным, что народ даже захотел бы и поддержать новацию.
И вот здесь уже смышлёный читатель вполне способен, как в детективе, обогнать автора и догадаться о сути предлагаемого решения. Да, верно, теперь всё можно изложить вполне доступно для понимания. Предлагается:
Ежегодно, законодательным решением руководства страны, подобно ежегодному утверждению законом государственный бюджета на следующий год - уменьшать максимально допустимое содержание алкоголя в водке и других спиртных напитках на 1%.
Конечно, всякий стандарт предполагает известное отклонение от номинала. К примеру, если номинально мы будем иметь 40%, то в отдельных партиях бутылок может оказаться 42,5% или 37,5%. Поэтому, допустим, в 2005 году законодательно пусть будет закреплён номинал в 40%, а максимально возможный процент, соответственно, 42,5. Тогда в 2006 году номинал уже будет 39 градусов, а максимально допустимое содержание спирта, выше которого начинается прокурорское преследование - 41,5%. Чтобы все были счастливы, в том числе и государственный бюджет, предлагается в течение по крайней мере 5 лет сохранить цены на спиртное на прежнем уровне, словно если бы было 40 градусов. В предлагаемом материале автор прежде всего преследовал цель показать читателям саму суть предлагаемой идеи. Поэтому, на мой взгляд, вторичен тот факт, что некоторые импортные напитки содержат 60 и более процентов спирта. Потому что всё это не для широких слоёв населения, и если наши богатенькие буратины хотят спиваться, то пусть спиваются - их проблемы. Хотя тоже жалко. Так же, думаю, нужно оставить в покое тех, кто уже перешёл или собирается перейти на одеколон. Надеюсь и верю, что при постепенном снижении до 30 градусов, а случится это лет через 10, часть любителей одеколона естественным образом оставит общество, а молодёжь уже гораздо реже будет становиться клиентами наркологических клиник.
Уверен также, что через 20 лет, то есть когда водка станет крепостью не более 20%, можно будет подвести итоги, всенародно подумать и оглядеться, как быть дальше со спиртным. Уверен, что в стране останется самый мизер больных алкоголем, да и то среди тех, кто сохранит верность поговорке "сами гоним, сами пьём". И что меня особенно укрепляет, это то, что мои знакомые, имеющие, к сожалению, пристрастие к водке, говаривали: "Мы бы эту тему поддержали".

Мужики!

Мужчины российские, слышь чё скажу!
Это всё понятно, что водка с пивом, и в обнимку, и по-врозь, давно уже стали "народными" напитками. Но давайте-ка взглянем на наших детей, особо на девчонок. Мы-то ладно, нам от рода положено первыми лезть в драку с той, что костлява и с косой. Не с похмелья, так в войну, не в войну, так в опохмелье. Но будущих защитников страны рождать же должен кто-то, коли мы сами не обучены! Поэтому наших дочерей обязаны просто оградить от водочно-пивной заразы.
Вот сами посудите, какими вырастут ваши внуки, если дети будут признаваться друг другу в любви сквозь пивную отрыжку, а то и делая небольшой антракт до кустиков в вечернем сквере? Ведь пиво не любит ждать!
Поэтому надо что-то делать. Сидеть, сложа руки, не след. Не нравится моё предложение - давайте свою придумку. Но сидеть и ждать чего-то, словно курица на яйцах, нельзя. Помните, что заграница спит и видит в мечтаньях своих, как мы сами собой разваливаемся, и наши красавицы, вместе с приданным в виде природных российских богатств, им достаются. Ну а мы, мужчины, на что?

Серб Вантала.





Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.