Значительные изменения, происшедшие в австрийской экономике в послевоенный период, привели к серьезным изменениям структуры внешней торговли страны. В довоенные годы внешняя торговля Австрии отражала экономику страны со значительным развитием обрабатывающей промышленности, в ее экспорте преобладали готовые изделия, а в импорте - сырье и полуфабрикаты. После войны преимущественное развитие получили отрасли промышленности, такие, как горная, черная металлургия, алюминиевая и др., производящие сырье и полуфабрикаты. С другой стороны, объем капиталовложений на модернизацию и переоснащение предприятий обрабатывающей промышленности относительно сократился. Это привело к тому, что отрасли, производящие сырье и полуфабрикаты, уже не могли сбыть всей своей продукции на внутреннем рынке, а обрабатывающая промышленность стала менее конкурентоспособной на внешних рынках. В результате произошло изменение структуры внешней торговли Австрии: в экспорте увеличился удельный вес сырья и полуфабрикатов, а в импорте - готовых изделий. В 1937 г. удельный вес сырья и полуфабрикатов в экспорте составлял 50,4%, а в 1956 г.- 53,6%. С другой стороны, удельный вес готовых изделий в импорте страны в 1937 г. составлял 20,7%, а в 1956 г. - 34,2%.
Экспорт. Послевоенная структура австрийского экспорта характеризуется увеличением удельного веса сырья и полуфабрикатов в общем вывозе страны. «Важнейшим фактом является переключение с экспорта продукции обрабатывающей промышленности на вывоз сырья и полуфабрикатов», - так определяет сущность послевоенных изменений в структуре австрийского экспорта лондонский журнал «Экономист».
Эти изменения вызваны, с одной стороны, структурными сдвигами в австрийской экономике, о чем говорилось ранее, с другой стороны, изменением направления австрийской внешней торговли. Сокращение торговли со странами Центральной и Восточной Европы, которые до войны были основными потребителями готовых изделий, вывозимых из Австрии, заставило австрийских экспортеров выйти на западноевропейские рынки, где они столкнулись с серьезной конкуренцией высокоразвитой промышленности Западной Германии, Италии, Швейцарии и др. Конкурентная борьба на рынке готовых изделий не принесла успеха австрийским экспортерам, в результате чего они стали переключаться на экспорт сырья и полуфабрикатов.
В 1953 г. удельный вес сырья и полуфабрикатов увеличивается до 55,3% по сравнению с 50,4% в 1937 г.
С оживлением конъюнктуры австрийские экспортеры стремятся использовать все возможности для увеличения экспорта готовых изделий, и поэтому в 1954 и 1955 гг. удельный вес сырья и полуфабрикатов в экспорте несколько сокращается.
Обратное явление наблюдается при экспорте готовых изделий - ухудшение конъюнктуры неизбежно приводит к уменьшению их удельного веса в общем экспорте страны, а в период оживления удельный вес готовых изделий несколько возрастает. В целом за последние два-три десятилетия наблюдается тенденция постоянного сокращения удельного веса готовых изделий в экспорте. В 1923 г. их удельный вес составлял около 80%, в предвоенные годы - около 46%, а в послевоенные годы - около 42-44%. Большинство австрийских экономистов считают, что необходимо изменить внешнеторговую политику страны с тем, чтобы стимулировать экспорт готовых изделий и ограничить вывоз сырья. «Главная задача австрийской внешнеторговой политики состоит в том, чтобы ограничить вывоз сырья до разумных с точки зрения всего хозяйства, размеров и позаботиться об увеличении экспорта готовых изделий», - пишет д-р Рейхард в книге «Мост к миру. Австрийская внешняя торговля вчера, сегодня завтра».
В австрийском экспорте около половины всей стоимости приходится на четыре группы товаров. Если в 1937 г. на долю этих четырех групп товаров приходилось около 40% всего австрийского экспорта, то в 1956 г. их доля увеличилась до 48% Наиболее значительным был рост удельного веса лесоматериалов и черных металлов, которые относятся к группе сырья и полуфабрикатов. С другой стороны, удельный вес текстиля сократился почти в два раза по сравнению с довоенным уровнем.
Ориентация австрийского экспорта на вывоз нескольких групп сырьевых товаров и полуфабрикатов ставит его в зависимость «от международной конъюнктуры строительства, инвестирования и вооружения, которая может неожиданно измениться». Трезво оценивая создавшееся положение, журнал «Ди Арбейт» писал: «К слабости нашей внешней торговли следует отнести прежде всего большую зависимость австрийского экспорта от вывоза леса, чугуна и стали».
Экспорт лесоматериалов еще в довоенный период занимал значительное место в австрийском вывозе (около одной десятой всей стоимости австрийского экспорта). В послевоенные годы лесоматериалы стали ведущей статьей экспорта страны - около одной пятой его стоимости приходится на лесоматериалы. Усиленному росту вывоза леса способствовал ряд обстоятельств.
Наличие картельных объединений позволило поддерживать высокие цены на лесоматериалы внутри страны, за счет чего австрийские лесоэкспортеры стали продавать товары на внешних рынках по заниженным ценам. Успеху австрийского экспорта немало способствовал послевоенный рост цен на лесоматериалы, вследствие чего транспортные расходы утратили первостепенное значение при продаже леса на отдаленных рынках. Изменения в географической направленности мировой торговли австрийские лесоэкспортеры также использовали для расширения своего влияния на некоторых рынках. В результате сокращения Италией закупок леса в Балканских странах Австрия превратилась в основного поставщика лесоматериалов на итальянский рынок.
Все эти обстоятельства способствовали выдвижению Австрии в последние годы в число крупнейших лесоэкспортеров.
До войны объем австрийского экспорта пиломатериалов в несколько раз уступал вывозу этого товара из Скандинавских стран - основных поставщиков леса на европейские рынки. В послевоенный период положение резко изменилось. По экспорту пиломатериалов Австрия уже вплотную подошла к этим странам. В 1954 г. Австрия экспортировала 704 тыс. стд., Швеция - 898 тыс. стд., Финляндия - 729 тыс. стд. Значительно
увеличился удельный вес Австрии в мировом экспорте пиломатериалов, в 1954 г. он составил 14,2%, в то время как в 1937 г. он был равен 7,6%. Несмотря на некоторое сокращение объема экспорта лесоматериалов из Австрии в 1955-1956 гг., вследствие ряда экспортных ограничений, Австрия остается одним из крупнейших поставщиков леса на западноевропейские рынки.
Экспорт черных металлов не занимал значительного места в общем вывозе страны в довоенные годы. Их удельный вес в экспорте составлял 3-5% и только в 1937 г. увеличился до 9,8%. Металлургическая промышленность находилась в депрессивном состоянии, работала на старом оборудовании и дорогом импортном коксе, вследствие чего ее конкурентная способность на внешних рынках была крайне незначительной. В абсолютных цифрах экспорт металла в 1937 г. составлял: чугун - 54 тыс. т, сталь и прокат - 64 тыс. т. В стоимостном выражении доля проката в общем экспорте металлургической продукции составляла около 80%.
В послевоенные годы значение черных металлов в экспорте сильно возросло. В 1952 г. их удельный вес достиг 18%. Преимущественное развитие чугунолитейной промышленности и отсутствие производственных мощностей для дальнейшей обработки металла вынудило австрийские металлургические фирмы вывозить чугун в больших количествах. В 1952 г. экспорт чугуна достиг 530 тыс. т, и тем самым Австрия вышла на первое место в капиталистическом мире по его экспорту. Чугун направлялся в основном в Англию.
Немалое значение для расширения австрийского экспорта металлов сыграла обстановка «холодной войны» и гонка вооружений, которая создала большой спрос на черные металлы на мировых рынках. Австрийский металл - наиболее дешевый в Западной Европе, мог довольно легко конкурировать на европейских рынках. В четвертом квартале 1953 г. австрийский чугун продавался по 49,6 долл. за т, а бельгийский - по 73,5 долл. Следует учесть к тому же, что основные металлопроизводящие страны реализовывали свою продукцию в основном на внутреннем рынке.
В 1953 г. экспорт металла в абсолютных цифрах составлял: чугун - 528 тыс. т, сталь - 84 тыс. т и прокат - 263 тыс. т. Если в 1937 г. экспорт чугуна в общем тоннаже вывоза черных металлов составлял 45,7%, то в 1953 г. его удельный вес увеличился до 60,3%. Такое однобокое развитие металлургической промышленности Австрии было обусловлено включением страны в систему «плана Маршалла», по которому средства отпускались на расширение и модернизацию австрийской металлургии, с целью обеспечения военной промышленности Запада чугуном - важнейшим стратегическим сырьем.
В последние годы удельный вес металла в австрийском экспорте несколько сократился, причем изменилась и структура экспорта продукции металлургической промышленности.
В 1955 г. экспорт чугуна уменьшился до 323 тыс. т, а вывоз проката значительно увеличился, достигнув 471 тыс. т.
Эти изменения вызваны вступлением в строй новых обрабатывающих мощностей в австрийской металлургии (конверторы с кислородным дутьем стали и полунепрерывный широкополосный прокатный стан в г. Линце), вследствие чего потребность в чугуне на внутреннем рынке сильно возросла. С другой стороны, усилилась конкуренция стран «Европейского объединения угля и стали», на рынке которых сбывается около 46% всего австрийского экспорта металлов.
В октябре 1956 г. стало известно, что Австрия намеревается вступить в «Европейское объединение угля и стали». Министр иностранных дел Австрии Фигль заявил в связи с этим, что «венское правительство изучает сейчас, к какому времени представится возможность стать полноправным членом».
Что ожидает австрийскую металлургическую промышленность и всю экономику после вступления страны в это объединение?
Возможно, что со вступлением Австрии в объединение для металлургической промышленности страны создадутся более благоприятные условия (устранение высоких пошлин на продукцию стран, не входящих в объединение) для продажи металла на рынках Италии и Южной Германии. Это произойдет в том случае, если немецкие стальные промышленники не устранят австрийской конкуренции путем введения благоприятных фрахтовых тарифов на металл, идущий из Рура на юг. Что касается остальных рынков стран объединения, то они по-прежнему будут недоступны для австрийской металлургии в связи с большими транспортными расходами. Такое же положение и с рынками стран - не членов объединения. Там, где австрийские транспортные расходы не выше расходов на транспортировку стран объединения, австрийская металлургия успешно конкурирует с металлургической промышленностью этих стран.
Вступление Австрии в объединение лишит страну возможности проведения самостоятельной экспортной политики и осуществления такой политики инвестирования, которая отвечает экономическим интересам страны. Не случайно австрийский экономический журнал писал, что «объединение могло бы, например, препятствовать строительству в Австрии трубопрокатного заводa», который нужен стране, но строительство которого нецелесообразно с точки зрения объединения в связи с наличием этой отрасли металлургии в соседней Италии. Кроме того, австрийская машиностроительная промышленность лишится льготной скидки с цен на металлы, поскольку устав объединения запрещает какую-либо «дискриминацию потребителя». Повышение цен на металл и проводимая «либерализация» импорта поставит эти отрасли промышленности в неравные условия конкурентной борьбы на внешних и внутренних рынках с более сильными в техническом и финансовом отношении западногерманскими и французскими фирмами.
Следовательно, присоединение Австрии к «Европейскому объединению угля и стали» не принесет выгод австрийской экономике, а лишь ухудшит ее положение.
Экспорт текстиля по сравнению с довоенным временем значительно сократился. Его удельный вес в общем вывозе Австрии упал почти вдвое. Это явилось следствием медленного развития текстильной промышленности в послевоенные годы, а также потерей рынков в Центральной и Восточной Европе, куда до войны направлялось около 40% всего австрийского текстильного экспорта.
Импорт. Структура австрийского импорта претерпела серьезные изменения в послевоенный период.
До войны основное место в австрийском импорте занимали продовольствие и сырье, которые по стоимости составляли около двух третей всего ввоза страны. В послевоенный период удельный вес обеих позиций в импорте страны значительно сократился.
С другой стороны, сильно возросло значение готовых изделий в импорте страны. До войны на их долю приходилось около одной пятой стоимости импорта, а в послевоенный период удельный вес готовых изделий составил уже более одной трети.
Еще в 1952 г. товарная структура австрийского импорта мало чем отличалась от довоенного времени. Но с началом проведения
«либерализации» импорта в 1953 г. товарная структура ввоза сильно изменяется - ввоз готовых изделий превращается в главную статью австрийского импорта. За 1952-1956 гг. их удельный вес увеличился почти на 16%. Импортные готовые товары заполнили внутренний австрийский рынок, поставив в трудное положение местных производителей.
Для страны с высокоразвитой обрабатывающей промышленностью усиленный ввоз готовых изделий, которые могут быть произведены в стране, не вызывается экономической целесообразностью. «Из хозяйственно-политических соображений, ввоз готовых изделий, которые внутри страны могут быть изготовлены также качественно и дешево, должен быть сокращен в пользу импорта сырья и ценных сельскохозяйственных продуктов», - пишет австрийский экономист д-р Рейхард.
В импорте страны около половины всей стоимости приходится на четыре товарные группы.
В последние годы значительно сократился в импорте удельный вес зерна, что вызвано увеличением производства зерна внутри страны и уменьшением потребления в среднем на одного человека.
До войны основная масса зерна поступала из стран Дунайского бассейна, в послевоенный период их удельный вес значительно сократился. Сейчас зерно ввозится главным образом из стран Северной и Южной Америки.
Ввоз угля продолжает оставаться серьезной статьей австрийского импорта, и его удельный вес по сравнению с довоенным временем несколько увеличился, достигнув в 1956 г. 14%.
Торговля текстилем значительно сократилась - удельный вес его в импорте страны снизился в 1956 г. до 7,1% по сравнению с 9,0% в 1937 г. Снижение доли текстиля во внешнеторговом обороте страны происходит в связи с уменьшением значения текстильной промышленности, как одной из ведущих отраслей австрийской экономики.
Характерной чертой товарной структуры послевоенного импорта Австрии является сильное увеличение удельного веса машин и транспортных средств.
Удельный вес этих товаров в импорте страны увеличился почти в 4 раза, но особенно значительным был рост позиции «транспортные средства» - в 14 раз.
Импорт автомашин привел к усиленной конкурентной борьбе на местном австрийском рынке, что вызвало сокращение производства в этой отрасли промышленности.