В. Голощапов, Е. Дедков, В. Якимов. "Бюджетный учет"
Изд-во "Финансы", М., 1969 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями.
Государственный бюджет СССР — это основной финансовый план, в соответствии с которым образуется и используется централизованный фонд денежных средств Советского государства. В нем находит отражение социалистическая природа нашего государства, экономическую основу которого составляет социалистическая система хозяйства и общественная собственность на средства производства.
В бюджете концентрируются огромные денежные ресурсы страны, которые натравляются на планомерное развитие социалистической экономики, на повышение материального благосостояния и культурного уровня трудящихся, на укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и государственного управления.
Как указывается в Программе КПСС, важная роль государственного бюджета в распределении общественного продукта и национального дохода страны сохраняется на весь период развернутого строительства коммунизма. Чтобы обеспечить полное и своевременное поступление доходов и использование средств бюджета по целевому назначению, необходима правильная организация бухгалтерского учета исполнения бюджета.
Большое значение учета и контроля для социалистической системы хозяйства неоднократно подчеркивал В. И. Ленин. В своей работе «Государство и революция» он писал: «Учет и контроль — вот главное, что требуется для «налажения», для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества» (В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 33, стр. 101).
Бухгалтерский учет наполнения бюджета, или бюджетный учет, — одна из важнейших частей единой системы народнохозяйственного учета. Он дает необходимые сведения о ходе и результатах исполнения бюджета, служит средством контроля
за поступлением доходов, за выполнением расходной части бюджета и использованием государственных средств по целевому назначению. Тем самым бюджетный учет содействует рациональному распределению и перераспределению национального дохода на цели расширенного социалистического воспроизводства, соблюдению необходимых пропорций в развитии отраслей народного хозяйства, мобилизации средств в бюджет и выявлению дополнительных доходов, правильному расходованию государственных средств и обеспечению их сохранности. Все это делает бюджетный учет важным орудием планового руководства процессом исполнения государственного бюджета.
Бюджетный учет организуется в соответствии с существующим в стране бюджетным устройством. Он отражает исполнение как государственного бюджета СССР в целом, так и союзного, республиканских и местных бюджетов в отдельности. С его помощью учитываются исполнение смет расходов бюджетных учреждений (органов управления, школ, больниц и т. п.), операции учреждений Госбанка по кассовому исполнению государственного бюджета, операции Стройбанка и Госбанка по расходованию средств бюджета на капитальные вложения, а также операции по бюджету государственного социального страхования.
В сферу бюджетного учета входит около 50 тыс. самостоятельных бюджетов (республиканских, краевых, областных, городских, районных, сельских, поселковых, включая и государственный бюджет СССР), около 800 тыс. смет расходов бюджетных учреждений.
Бухгалтерский учет исполнения бюджета отражает доходы и расходы бюджета, средства бюджета на счетах в учреждениях Госбанка и Стройбанка, средства в расчетах, фонды и резервы, образуемые в процессе исполнения бюджета, а также материальные ценности бюджетных учреждений.
Следовательно, объектами бюджетного учета являются доходы, расходы и денежные средства бюджета и их движение в процессе исполнения бюджета, а также материальные ценности бюджетных учреждений.
Доходы бюджета подразделяются на начисленные и кассовые, а расходы — на кассовые и фактические.
Начисленными называются доходы, которые до поступления в бюджет должны быть начислены финансовыми органами. К ним относятся сельскохозяйственный налог, подоходный налог с кустарей и ремесленников, подоходный налог с колхозов и др.
Кассовые доходы — это доходы, фактически поступившие в кассу бюджета, т. е. в учреждения Госбанка. Кассовые доходы за вычетом возвращенных называются чистыми кассовыми доходами.
Плательщики бюджета причитающиеся с них суммы налога могут вносить в кассовый орган бюджета наличными деньгами или путем безналичных расчетов, т. е. перечислением со своих расчетных или текущих счетов в учреждениях Госбанка.
Кассовые доходы характеризуют степень выполнения доходной части бюджета, чего не могут дать начисленные доходы, поэтому исполнение доходной части бюджета можно показывать только в кассовых доходах.
Все фактически поступившие в бюджет средства учитываются учреждениями Госбанка. Исполнением отдельных бюджетов, входящих в состав государственного бюджета СССР, занимаются соответствующие финансовые органы, поэтому они также должны вести учет поступивших доходов. Необходимые для учета кассовых доходов данные финансовые органы получают от учреждений Госбанка.
Раздельный учет начисленных и кассовых доходов позволяет финансовым органам контролировать своевременность поступления доходов в бюджет, принимать в необходимых случаях меры, способствующие выполнению доходной части бюджета.
В кассовый орган бюджета не только поступают доходы. Из него выдаются денежные средства на расходы, предусмотренные бюджетом как наличными деньгами, так и путем безналичных расчетов. Всякая выдача средств из кассы бюджета является кассовым расходом бюджета.
Кассовые расходы имеют важное значение, они характеризуют степень исполнения расходной части бюджета. Например, оплата учреждениями Госбанка за счет средств бюджета счетов за материальные ценности, выполненные работы, предъявленные поставщиками и организациями бюджетным учреждениям. Однако по ним нельзя судить о фактическом использовании средств. Они не включают такие расходы, которые начислены за выполненные работы или произведены, но еще не оплачены (например, начисленная заработная плата, причитающиеся кредиторам суммы за выполненные работы и др.). Поэтому необходимо вести учет и фактических расходов. Таким образом, фактические расходы — это действительно израсходованные средства бюджета на мероприятия, предусмотренные при его утверждении (например, использование материалов на капитальный и текущий ремонт зданий). Фактические расходы дают более полное представление об окончательно произведенных расходах, чем кассовые. Только посредством фактических расходов имеется возможность правильно определить, например, стоимость обучения одного учащегося в школе, содержания одной койки в лечебном учреждении и т. п.
Если из кассовых расходов вычесть суммы неиспользованных и сданных в банк средств, то получим чистые кассовые расходы. В тех случаях, когда кассовые расходы по времени их производства совпадают с фактическими, они называются прямыми.
Учет фактических расходов можно вести только по месту их возникновения, т. е. в бюджетных учреждениях. Данные о фактических расходах финансовые органы получают от бюджетных учреждений.
Начисленные и кассовые доходы, кассовые и фактические расходы характеризуют процесс исполнения бюджета на различных его стадиях. Отражение этого процесса в учете обеспечивается наличием единой системы бюджетного учета во всех органах, участвующих в исполнении бюджета.
В основе учета доходов и расходов бюджета лежит бюджетная классификация. Она отражает структуру бюджета, в ней в определенной системе показаны все подразделения его доходов и расходов. В строгом соответствии с бюджетной классификацией организуется планирование бюджета, аналитический учет доходов и расходов, составляется отчетность об исполнении бюджета. Следовательно, бюджетная классификация имеет важное значение для планирования, правильного ведения учета, составления отчетности и организации контроля за исполнением бюджета.
В Советском Союзе действуют две бюджетные классификации. Одна установлена для союзного и республиканских бюджетов союзных республик, а другая — для республиканских бюджетов автономных реопублик и местных бюджетов.