Задачи и организация учета исполнения бюджета в финансовых органах


В. Голощапов, Е. Дедков, В. Якимов. "Бюджетный учет"
Изд-во "Финансы", М., 1969 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями.

Основная функция финансовых органов в части исполнения бюджета — обеспечить выполнение плана доходов и расходов бюджета. Этим определяются задачи бюджетного учета в финансовых органах. К ним относятся: отражение доходов и расходов бюджета, денежных средств бюджета, находящихся в учреждениях Госбанка и Стройбанка СССP, открытых кредитов и ассигнований по бюджету, взаимных расчетов между бюджетами, фондов и резервов; контроль за правильным распределением учреждениями Госбанка доходов по отдельным бюджетам, за использованием распорядителями кредитов бюджетных средств; обеспечение сохранности бюджетных средств; составление месячных, квартальных и годовых отчетов об исполнении бюджета и определение результатов исполнения бюджета.
Учет исполнения бюджета и составление отчетности в финансовых органах возложены на бюджетную бухгалтерию, которую возглавляет главный бухгалтер. Главный бухгалтер финансового органа в своей работе руководствуется Положением о главных (старших) бухгалтеpax государственных, кооперативных, общественных учреждений, организаций и предприятий, а также инструкциями и другими нормативными документами Министерства финансов СССР по вопросам учета и отчетности об исполнении бюджета.
Бухгалтерский учет исполнения бюджета в финансовых органах ведется по двойной системе согласно установленному плану счетов текущего учета.
План счетов представляет собой систематизированный перечень всех счетов текущего бухгалтерского учета, необходимых для отражения операций по исполнению бюджета.
Применяемый в местных финансовых органах для текущего учета исполнения бюджета план счетов имеет девять разделов, объединяющих однородные группы счетов, каждый из них содержит один счет первого порядка и обычно несколько счетов второго порядка. Так, в разделе 1 «Денежные средства» — один счет первого порядка и девять счетов второго порядка, в разделе 4 «Доходы» — один счет первого порядка и при счета второго порядка да т. д. Каждый счет имеет определенный шифр, причем шифры счетов первого порядка двузначные, а счетов второго порядка трехзначные.
Во всех финансовых органах применяется единый план счетов учета исполнения государственного бюджета СССР. Для учета исполнения бюджета в финансовых органах применяется форма журнал-главная. Учетными регистрами служат бухгалтерские книги. По исполнению республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов к ним относится книга журнал-главная, книга текущих счетов, фондов и резервов, книга кредитов, текущих счетов распорядителей кредитов и кассовых расходов, книга расчетов с другими бюджетами, книга доходов. Все эти книги применяются в министерствах финансов автономных республик и местных финансовых органах.
Книга журнал-главная служит для синтетического учета. В ней делаются одновременно хронологические и систематические записи. Во всех остальных книгах ведется аналитический учет.
По окончании каждого месяца в бухгалтерских книгах подсчитывают по каждому счету итоги оборотов и выводят остатки на начало следующего месяца.
В связи с подсчетом итогов в книге журнал-главная отпадает необходимость в составлении оборотной ведомости по счетам синтетического учета.
По каждой же однородной группе счетов аналитического учета составляются оборотные ведомости. Итоги этих ведомостей сопоставляются с данными соответствующих счетов синтетического учета. Оборотные ведомости служат для обобщения бухгалтерских записей и для проверки правильности записей на счетах синтетического и аналитического учета.
Записи в книге делаются на основании документов. Бухгалтерские документы в письменной форме подтверждают факт совершения операции. Операции исполнения бюджета оформляются различными документами. Например, для открытия кредитов применяются расходные расписания, для перечисления средств распорядителям кредитов из местного бюджета — платежные поручения, для оформления взаимных расчетов — уведомления о взаимных расчетах. Учет доходов мастных бюджетов ведется на основании платежных документов, а учет расходов — на основании отчетов распорядителей кредитов, отчетов банков и других документов. Все бухгалтерские документы должны быть надлежащим образом оформлены. Документы являются не только основанием для бухгалтерских записей, но и важнейшим средством контроля за правильностью исполнения бюджета, за сохранностью бюджетных средств.
Все бухгалтерские документы, поступающие в бухгалтерию финансового органа, подлежат тщательной проверке о точки зрения правильности заполнения реквизитов, законности и целесообразности отражаемых в них операций, правильности арифметических подсчетов. После их обработки по ним составляют мемориальные ордера и записывают операции в соответствующие бухгалтерские книги.
Было бы неправильным рассматривать бухгалтерские записи как чисто технический прием, помогающий отразить операции в учетных регистрах. Каждая бухгалтерская запись отражает экономическое содержание совершаемой операции. Например, запись: Д-т сч. 011 «Текущий счет (основной) местного бюджета», К-т сч. 040 «Доходы бюджета» — отражает определенный момент процесса исполнения бюджета, а именно: увеличение денежных средств бюджета и доходов бюджета в связи с внесением плательщиками налогов в бюджет.
На основании записей остатков на начало следующего месяца, выведенных в книге журнал-главная по каждому счету синтетического учета, составляется бухгалтерский баланс по исполнению бюджета. В нем в обобщенном виде отражаются все денежные средства данного бюджета по их видам или размещению и источникам образования на определенную дату.
Баланс состоит из двух частей — актива и пассива. Актив баланса характеризует состав, размещение и использование бюджетных средств. В нем показываются денежные средства бюджета, хранящиеся в учреждениях Госбанка и Стройбанка СССР, расходы бюджета, краткосрочные ссуды, выданные из бюджета, средства, переданные другим бюджетам, и расчеты с другими бюджетами. В пассиве баланса указываются источники образования средств бюджета: доходы бюджета, полученные ссуды, средства, поступившие из других бюджетов, расчеты, фонды и результаты исполнения бюджета.
Следовательно, в активе и пассиве бухгалтерскою баланса по исполнению бюджета отражаются одни и те же средства бюджета только с двух сторон: с одной стороны, по их размещению и использованию, с другой — по источникам их образования. Поэтому итали актива и пассива будут всегда равны, что является основным свойством бухгалтерского баланса.
Поскольку бухгалтерский баланс финансовых органов по исполнению бюджета является обобщающим документом, его достоверность и объективность зависят от правильной организации и ведения текущего бухгалтерского учета.
В связи с тем, что финансовые органы ведут учет только кассового исполнения бюджета, то и в балансе отражается состояние кассового исполнения бюджета. Исполнение смет расходов на содержание аппарата финансовых орланов, как и бюджетных учреждений, учитывается на отдельном балансе по исполнению сметы расходов.
Бухгалтерский баланс по исполнению бюджета имеет единую для всех финансовых органов структуру. Этим обеспечивается возможность сравнения и обобщения отчетных показателей об исполнении союзного, республиканских и местных бюджетов. Вместе с другой отчетностью финансовых органов об исполнении бюджета баланс является важным орудием контроля и руководства процессом исполнения бюджета.