В. Голощапов, Е. Дедков, В. Якимов. "Бюджетный учет"
Изд-во "Финансы", М., 1969 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями.
Основная часть средств государственного бюджета СССР (в 1969 г. 81,6%) используется на финансирование народного хозяйства и социально-культурных мероприятий. Это способствует повышению жизненного уровня народа, более полному удовлетворению постоянно растущих материальных и культурных потребностей трудящихся на основе непрерывного роста социалистической экономики и совершенствования общественного производства.
Задача финансовых орланов состоит в том, чтобы обеспечить своевременное и полное финансирование всех мероприятий, предусмотренных в утвержденном бюджете. Чтобы выполнить эту задачу, необходим правильный учет финансирования и расходов бюджета в соответствии с их назначением.
Средства из бюджета отпускаются хозяйственным и бюджетным организациям только в пределах установленных бюджетом сумм. Утвержденные пю бюджету суммы на финансирование отдельных мероприятий называются бюджетными ассигнованиями.
Финансовые органы предоставляют распорядителям кредитов право на получение средств из бюджета на расходы, предусмотренные бюджетом. Размер сумм, на которые предоставлено право распорядителям кредитов расходовать средства бюджета, называется бюджетными кредитами.
Финансирование из бюджета предприятий, организаций и учреждений осуществляется через учреждения Госбанка или Стройбанка СССР.
Существуют два метода финансирования из бюджета: 1) открытие кредитов (с выпиской расходных расписаний); 2) перечисление средств местных бюджетов с основного текущего счета бюджета на текущие счета распорядителей кредитов по поручениям финансовых органов (без выписки расходных расписаний).
Первый метод финансирования применяется при исполнении союзного и республиканских бюджетов союзных республик, второй — при исполнении республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов по мероприятиям, которые финансируются через учреждения Госбанка.
По союзному бюджету и республиканским бюджетам союзных республик министерства финансов не могут перечислять средства по поручениям со своих счетов в Госбанке на счета распорядителей кредитов, так как эти счета рассредоточены во многих учреждениях Госбанка: по союзному бюджету — на всей территории страны, а по республиканским бюджетам союзных республик — на территории данной союзной республики. Кроме того, министерства финансов не получают от учреждений Госбанка сведения об остатках средств бюджета на своих счетах по состоянию на каждый день.
Средства бюджетов автономных республик и местных бюджетов в учреждениях Госбанка сосредоточиваются на одном счете. Сведения об остатках средств на этих счетах учреждения Госбанка ежедневно посылают финансовым органам. Таким образом, местные финансовые органы имеют возможность перечислять по поручениям средства со счетов исполняемых ими местных бюджетов на счета распорядителей кредитов.
Право на пользование кредитами по союзному бюджету и республиканским бюджетам союзных республик получают главные распорядители кредитов — руководители министерств, ведомств и центральных учреждений. Основанием для открытия кредитов служит роспись соответствующего бюджета.
Через Госбанк кредиты открываются на финансирование предприятий и хозяйственных организаций, социально-культурных мероприятий и содержание органов государственного управления по расходным расписаниям (см. формы № 13 и 15). В учреждениях Стройбанка СССР кредиты открываются на финансирование капитальных вложений, операционных расходов, затрат на формирование основного стада и некоторых других мероприятий всех предприятий и организаций, кроме сельскохозяйственных, по расходным расписаниям — планам финансирования (ф. № 12) с поквартальной разбивкой кредитов. Ассигнования на капитальные вложения по сельскому хозяйству выдаются через учреждения Госбанка и оформляются также расходными расписаниями — планами финансирования (ф. № 12).
В расходных расписаниях приводятся: наименование главного распорядителя кредитов, сумма кредита, соответствующие подразделения бюджетной классификации, символ отчетности Госбанка. В расходных расписаниях — планах финансирования капитальных вложений указываются объем работ, сумма пополнения оборотных средств строительства и источники покрытия — прибыль, амортизация, экономия от снижения стоимости строительства и мобилизация внутренних ресурсов средства бюджета.
Расходные расписания составляются главными распорядителями кредитов в четырех экземплярах и направляются: по союзному бюджету — в Министерство финансов СССР, а по республиканским бюджетам союзных республик — в министерства финансов союзных республик.
В министерствах финансов проверяется правильность составления расходных расписаний, соответствие затребованных кредитов утвержденным бюджетным назначениям по годовой росписи расходов на данный квартал с учетом внесенных изменений. Если главными распорядителями кредитов в расходных расписаниях завышены суммы затребованных средств или кредиты запрошены на цели, не предусмотренные утвержденными сметами или балансами доходов и расходов, то такие расходные расписания министерствами финансов к исполнению не принимаются.
Первый экземпляр принятых к исполнению расходных расписаний направляют в контору Госбанка, второй — возвращают главному распорядителю как уведомление об открытии ему кредитов, третий — остается в бухгалтерии министерства финансов и четвертый — передается управлению или отделу отраслевого финансирования министерства финансов.
Таким образом, расходное расписание представляет собой требование главного распорядителя кредитов на открытие ему кредитов по бюджету, а по получении разрешения от министерства финансов оно становится распоряжением последнего учреждению Госбанка или Стройбанка на оплату расходов в пределах сумм, указанных в расходном расписании.
Суммы открытых кредитов учреждениями Госбанка зачисляются на бюджетные счета главных распорядителей кредитов. Им открывается два бюджетных счета: один — для расходов центрального аппарата, другой — для перевода средств подведомственным учреждениям и на расходы по централизованным мероприятиям. Распорядителям кредитов второй степени в учреждениях Госбанка открываются также два счета тех же наименований, а распорядителям кредитов третьей степени — один счет на расходы учреждения.
При изменении сумм открытых кредитов по отдельным сметным подразделениям министерства финансов посылают главным распорядителям кредитов уведомления ф. № 9; если кредиты закрываются, направляют поручение о закрытии кредитов ф. № 10 соответствующему учреждению Госбанка. Изменения плана финансирования и закрытие кредитов на расходы по финансированию капитальных вложений, оплачиваемые через Стройбанк и Госбанк, производятся по расходным расписаниям — планам финансирования.
Расходные расписания — планы финансирования также составляются главными распорядителями кредитов в четырех экземплярах. После их проверки министерство финансов направляет первый экземпляр в соответствующую контору Стройбанка СССР, второй — возвращается главному распорядителю кредитов, третий — остается в бухгалтерии министерства финансов и четвертый — передается управлению или отделу отраслевого финансирования министерства финансов.
После открытия кредитов министерства финансов перечисляют учреждениям Стройбанка средства из бюджета на оплату расходов по финансированию капитальных вложений и других мероприятий, которые учитываются на счете 013 «Средства бюджета в учреждениях Стройбанка на финансирование капитальных вложений и других мероприятий».
Финансовые органы перечисляют средства учреждениям Стройбанка по заявкам банка в счет общей суммы открытых кредитов в соответствии с ходом выполнения плана финансирования капитальных вложений и других мероприятий.
При перечислении средств республиканского бюджета союзной республики на оплату расходов по открытым кредитам делают запись:
Д-т сч. 013 «Средства бюджета в учреждениях Стройбанка на финансирование капитальных вложений и других мероприятий» К-т сч. 010 «Средства бюджета в Госбанке».
Отзыв средств бюджета из учреждений Стройбанка оформляется обратной корреспонденцией счетов, т. е. дебетуется счет 010 и кредитуется счет 013.
На счете 013 по данным месячного отчета учреждений Стройбанка учитываются также поступившие в Стройбанк доходы (остатки неиспользованных аккредитивов, выставленных в прошлом году за счет кредитов на капитальные вложения, и другие суммы). При этом составляется запись: Д-т сч. 013 «Средства бюджета в учреждениях Стройбанка и Госбанка на финансирование капитальных вложений и других мероприятий» К-т сч. 040 «Доходы бюджета».
Суммы кассовых расходов по финансированию капитальных вложений и других мероприятий, оплаченных банками за счет средств бюджета, отражаются в учете на основании месячных отчетов учреждений Стройбанка и Госбанка следующим образом:
Д-т сч. 020 «Расходы бюджета» К-т сч. 013 «Средства бюджета в учреждениях Стройбанка и Госбанка на финансирование капитальных вложений и других мероприятий».
Открытые кредиты по союзному бюджету и республиканским бюджетам союзных республик на расходы, оплачиваемые через Госбанк, учитываются на забалансовом счете 130 «Открытые кредиты на расходы, оплачиваемые через Госбанк», а на капитальные вложения, оплачиваемые через Стройбанк и Госбанк,— на забалансовом счете 140 «Открытые кредиты на финансирование капитальных вложений и других мероприятий через Стройбанк и Госбанк».
Аналитический учет кредитов, а также бюджетных назначений и внесенных в них изменений по союзному бюджету ведется в книге учета ассигнований и открытых кредитов и в табуляграмме регистрации расходных расписаний. В этой книге ассигнования, открытые кредиты и изменения учитываются по кварталам и подразделениям бюджетной классификации, а в табуляграмме, кроме того, отдельно по Госбанку и Стройбанку.
Для оперативного контроля за использованием кредитов по союзному бюджету учет открытых кредитов, изменений и ассигнований по параграфам и всем статьям бюджетной классификации ведется соответствующими управлениями и отделами отраслевого финансирования Министерства финансов СССР.
По республиканским бюджетам союзных республик для аналитического учета ассигнований, открытых кредитов и изменений служит книга учета ассигнований и открытых кредитов. В этой книге главным распорядителям кредитов открываются отдельные счета. Кредиты на финансирование народного хозяйства учитываются в целом по разделам бюджетной классификации и каждой статье расходов, на финансирование социально-культурных мероприятий и органов государственного управления — по каждому параграфу раздела с выделением внутри счета статей 1, 12 и 15, по управлению — по разделам, параграфам с выделением статьи 1 «Заработная плата».
Для оперативного контроля за использованием ассигнований и открытых кредитов по республиканским бюджетам союзных республик управления и отделы отраслевого финансирования министерств финансов союзных республик ведут учет по всем подразделениям бюджетной классификации.
Как отмечалось выше, по республиканским бюджетам автономных республик и местным бюджетам при финансировании через Госбанк кредиты не открываются, а средства бюджета перечисляются по поручениям финансовыми органами с основного текущего счета бюджета на текущие счета распорядителей кредитов.
Поручения на перечисление средств финансовые органы составляют в трех экземплярах и направляют все три экземпляра в учреждение Госбанка, которое проверяет правильность их заполнения. Первый экземпляр остается в учреждении Госбанка, второй — передают распорядителю кредитов, а третий — возвращают финансовому органу как подтверждение о выполнении поручения.
Министерства финансов автономных «республик и финансовые отделы исполкомов Советов депутатов трудящихся выделяют бюджетные ассигнования на основании годовой с поквартальной разбивкой росписи доходов и расходов бюджета.
Средства на текущие счета распорядителей кредитов перечисляются в соответствии с их финансовыми планами и сводными сметами с учетом выполнения производственных и оперативных планов. При этом учитываются изменения, внесенные в бюджетные ассигнования по решениям Советов Министров автономных республик или исполкомов местных Советов депутатов трудящихся. Кроме того, принимаются во внимание результаты анализа периодической отчетности о состоянии сети, штатов и контингентов бюджетных учреждений, об исполнении смет и финансовых планов за истекший период; учитываются также установленные по годовым отчетам излишки материальных ценностей и средств в расчетах, подлежащих зачету в счет текущего финансирования.
Денежные средства, перечисляемые финансовыми органами бюджетным учреждениям, зачисляются на их текущие счета в Госбанке.
Главным распорядителям кредитов по республиканским бюджетам автономных республик и местным бюджетам в учреждениях Госбанка открываются два текущих счета: один для перечисления средств на расходы по смете данного бюджетного учреждения, другой для перечисления средств на расходы подведомственных учреждений и на расходы по централизованным мероприятиям. Районные и городские отделы народного образования имеют, кроме того, отдельный счет, с которого выплачивают заработную плату учителям начальных, восьмилетних и средних школ.
Распорядителям кредитов третьей степени на все расходы, утвержденные по смете, открывается в Госбанке один счет.
На основании поквартальной разбивки годовой росписи доходов и расходов бюджета бюджетные отделы, секторы или инспектора по бюджету финансовых органов составляют расчет ф. № 5, в котором указывают наименование учреждений, организаций и предприятий, а также сумму, которая должна быть перечислена.
Денежные средства перечисляются финансовыми органами в сроки, обеспечивающие нормальную деятельность бюджетных учреждений.
Перечисление денежных средств распорядителям кредитов оформляется следующей записью:
Д-т сч. 014 «Текущие счета распорядителей кредитов по местному бюджету» К-т.сч. 011 «Текущий счет (основной) местного бюджета».
Эта запись отражает движение денежных средств на текущих счетах местного бюджета: увеличение средств на текущем счете распорядителей кредитов и уменьшение их на основном текущем счете бюджета.
Некоторые расходы по местным бюджетам финансовые органы оплачивают непосредственно с основного текущего счета местного бюджета. Это — расходы на пополнение собственных оборотных средств хозяйственных организаций; суммы, перечисленные вышестоящему бюджету в счет утвержденного по бюджету изъятия излишков доходов; суммы дотаций, перечисленные нижестоящим бюджетам; суммы, предназначенные для погашения долгосрочных ссуд банков. На эти расходы финансовые органы выписывают поручения учреждениям Государственного банка.
Порядок финансирования капитальных вложений через учреждения Стройбанка СССР по местным бюджетам такой же, что и по союзному и республиканским бюджетам союзных республик, т. е. кредиты открываются по расходным расписаниям — планам финансирования (ф. № 12), в которых указываются годовые суммы ассигнований с поквартальной разбивкой. Однако расходные расписания — планы финансирования главными распорядителями кредитов составляются в этом случае не в четырех, а в трех экземплярах: первый экземпляр посылается финансовым органом в соответствующее учреждение Стройбанка или Госбанка для исполнения, второй — остается в бухгалтерии финансового органа и третий — возвращается главному распорядителю кредитов.
Путем выписки расходных расписаний — планов финансирования финансовые органы сообщают учреждениям Стройбанка и Госбанка и об изменениях, внесенных в планы финансирования капитальных вложений на основании решения исполкомов Советов депутатов трудящихся. Таким же путем оформляется закрытие кредитов на капитальные вложения.
Финансирование капитальных вложений по местным бюджетам путем открытия кредитов (с выпиской расходных расписаний — планов финансирования) позволяет осуществлять контроль за правильностью использования средств бюджета на капитальные вложения со стороны не только финансовых органов, но и учреждений Стройбанка и Госбанка, а также главных распорядителей кредитов.
После открытия кредитов на финансирование капитальных вложений по местным бюджетам финансовые органы перечисляют периодически средства бюджета учреждениям Стройбанка. Средства перечисляются по поручениям в счет общей суммы открытых кредитов в соответствии с ходом выполнения плана финансирования капитальных вложений и других мероприятий.
Для учета денежных средств бюджета, перечисленных учреждениям Стройбанка на капитальные вложения и другие затраты, служит счет 013 «Средства бюджета в учреждениях Стройбанка и Госбанка йа финансирование капитальных вложений и других мероприятий».
Аналитический учет открытых кредитов на капитальные вложения и денежных средств местных бюджетов, находящихся в Госбанке и Стройбанке, ведется в книге кредитов, текущих счетов распорядителей кредитов и кассовых расходов. В ней на учреждения Стройбанка и Госбанка открываются отдельные счета. В этих счетах записываются на каждый квартал суммы открытых кредитов, суммы, перечисленные финансовыми органами в счет открытых кредитов бюджета. Записи в книге позволяют контролировать использование средств местных бюджетов, перечисленных учреждениям Стройбанка и Госбанка на капитальные вложения.
Ассигнования по местным бюджетам на расходы, оплачиваемые через Госбанк, учитываются внесистемно на забалансовом счете 130 «Ассигнования на расходы, оплачиваемые через Госбанк», а открытые кредиты на расходы по капитальным вложениям, оплачиваемым через Стройбанк и Госбанк, — на забалансовом счете 140 «Открытые кредиты на финансирование капитальных вложений и других мероприятий через Стройбанк и Госбанк».
Аналитический учет ассигнований по местным бюджетам на расходы, оплачиваемые через Госбанк, и денежных средств на текущих счетах распорядителей кредитов в учреждениях Госбанка ведется в книге кредитов, текущих счетов распорядителей кредитов и кассовых расходов, в которой по каждому текущему счету главного распорядителя кредитов, имеющемуся в учреждениях Госбанка, открывается отдельный счет.
Для учета расходов бюджета во всех финансовых органах применяется один счет 020 «Расходы бюджета». На дебете этого счета отражаются суммы кассовых расходов, оплачиваемые через учреждения Госбанка и Стройбанка или перечисленные непосредственно финансовыми органами со счетов бюджета, а также кассовые расходы учреждений и предприятий, переданные в течение года из других бюджетов по взаимным расчетам. По кредиту счета 020 «Расходы бюджета» показываются суммы остатков неиспользованных средств бюджета, возвращенные в конце года учреждениями Стройбанка, суммы кассовых расходов учреждений, переданные в течение года на другие бюджеты по взаимным расчетам, и суммы кассовых расходов бюджета, списываемые в конце года на счет «Результаты исполнения бюджета».
Операции, отражаемые на этом счете, оформляются следующими бухгалтерскими записями:
списание кассовых расходов местных бюджетов, оплаченных через учреждения Госбанка:
Д-т сч. 020 «Расходы бюджета»
К-т сч. 014 «Текущие счета распорядителей кредитов по местным бюджетам»;
списание кассовых расходов союзного бюджета или республиканских бюджетов союзных республик:
Д-т сч. 020 «Расходы бюджета» К-т сч. 010 «Средства бюджета в Госбанке»;
списание кассовых расходов на капитальные вложения и другие мероприятия:
Д-т сч. 020 «Расходы бюджета»
К-т сч. 013 «Средства бюджета в учреждениях Стройбанка и Госбанка на финансирование капитальных вложений и других мероприятий»;
перечисление средств вышестоящему местному бюджету в счет утвержденного по бюджету изъятия излишков доходов; оплата расходов согласно поручению финансового органа непосредственно с текущего счета местного бюджета; перечисление в банк средств бюджета, направляемых в соответствии с планом финансирования на капитальный ремонт городского жилищного фонда:
Д-т сч. 020 «Расходы бюджета» К-т сч. 011 «Текущий счет (основной) местного бюджета»;
возврат учреждениями Стройбанка в конце года остатков неиспользованных средств бюджета:
Д-т сч. 013 «Средства бюджета в учреждениях Стройбанка и Госбанка на финансирование капитальных вложений и других мероприятий» К-т сч. 020 «Расходы бюджета»;
списание сумм кассовых расходов бюджета, произведенных в отчетном году:
Д-т сч. 090 «Результаты исполнения бюджета» К-т сч. 020 «Расходы бюджета».
Основанием для учета расходов бюджета служат отчеты главных распорядителей кредитов об исполнении сметы расходов, отчеты учреждений Стройбанка и Госбанка, платежные поручения финансовых органов на оплату расходов бюджета. Аналитический учет расходов по местным бюджетам ведется в книге кредитов, текущих счетов распорядителей кредитов и кассовых расходов, в которой на кассовые расходы, оплачиваемые через учреждения Госбанка, открываются отдельные счета по каждому текущему счету главного распорядителя кредитов. Записи расходов в книге делаются общими суммами без распределения их по параграфам и статьям бюджетной классификации. Расходы, оплачиваемые через Госбанк, учитываются по всем подразделениям бюджетной классификации в соответствующих бюджетных учреждениях.
Для учета расходов на капитальные вложения, оплачиваемые через учреждения Стройбанка, в книге кредитов, текущих счетов распорядителей кредитов и кассовых расходов открывается отдельный счет. Расходы на этом счете записываются общими суммами. Учет расходов на капитальные вложения, оплачиваемые через учреждения Стройбанка, по всем подразделениям бюджетной классификации ведут учреждения Стройбанка.
На расходы, оплачиваемые непосредственно с основного текущего счета местного бюджета, в книге открываются отдельные счета по каждому подразделению бюджетной классификации. Суммы в эти счета записываются по каждой операции отдельно.
Аналитический учет расходов ло союзному бюджету и республиканским бюджетам союзных республик ведут учреждения Госбанка по подразделениям бюджетной классификации.
Для оперативного учета расходов по республиканским бюджетам союзных республик служит ведомость доходов и расходов. Расходы бюджета в ведомости учитываются по символам отчетности Госбанка отдельно по каждому банку. Оперативный учет расходов по союзному бюджету ведется в книге расходов отдельно по каждому банку и по символам отчетности Госбанка.
Таким образом, учет расходов в финансовых органах позволяет осуществлять оперативный контроль за исполнением расходной части бюджета как в целом, так и по отдельным мероприятиям. Используя данные учета, финансовые органы в необходимых случаях могут принимать меры, способствующие обеспечению своевременного финансирования всех мероприятий и использованию средств бюджета в соответствии с целевым назначением.