В. Голощапов, Е. Дедков, В. Якимов. "Бюджетный учет"
Изд-во "Финансы", М., 1969 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями.
В процессе составления и утверждения бюджетов устанавливается, что у одних бюджетов доходы превышают расходы, а у других, наоборот, расходы выше доходов. Это объясняется неодинаковой экономической базой бюджетов. Поскольку каждый бюджет должен располагать средствами, необходимыми для финансирования запланированных мероприятий, вышестоящий бюджет может изъять излишние средства у одних нижестоящих бюджетов и передать их другим, у которых своих средств недостаточно. Все это порождает необходимость расчетов между бюджетами, которые осуществляются после утверждения бюджета.
Расчеты между бюджетами возникают и в процессе исполнения бюджетов, когда они вступают во взаимоотношения друг с другом. Взаимоотношения между бюджетами появляются в связи с изменениями законодательства о государственных и местных налогах и доходах, административно-территориального деления, а также из-за изменения подчиненности учреждений, предприятий и хозяйственных организаций и перераспределения лимитов капитальных вложений между объектами строительства разной подчиненности. Возникающие при этом расчеты между бюджетами называются взаимными расчетами.
Следовательно, расчеты между бюджетами можно разделить на два вида: на расчеты, необходимость котуорых выявляется в процессе планирования, в период составления и утверждения бюджета, и на расчеты, которые возникают в процессе исполнения бюджета, т. е. взаимные расчеты.
Взаимные расчеты осуществляются на основании указов Президиума Верховного Совета СССР, Президиумов Верховных Советов союзных республик, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, а также решений местных Советов депутатов трудящихся или их исполнительных комитетов.
Эти расчеты ведутся только между вышестоящими и нижестоящими бюджетами, например между областными или краевыми и районными бюджетами, между республиканскими бюджетами союзных республик и областными или краевыми бюджетами, между союзным и республиканскими бюджетами союзных республик.
Расчеты между бюджетами, намечаемые в период составления и утверждения бюджета, отражаются на счетах по учету доходов и расходов бюджета.
Например, выданную из областного бюджета районному бюджету дотацию, которая предусмотрена в утвержденном бюджете, областной финансовый отдел отражает в расходах, составляя такую запись:
Д-т сч. 020 «Расходы бюджета» К-т сч. 011 «Текущий счет (основной) местного бюджета».
Районный финансовый отдел полученную дотацию зачисляет в доходы и отражает следующей записью:
Д-т сч. 011 «Текущий счет (основной) местного бюджета» К-т сч. 040 «Доходы бюджета».
При выдаче дотации, предусмотренной в утвержденном бюджете, из республиканского бюджета союзной республики областному бюджету министерство финансов союзной республики показывает эту сумму в расходах бюджета, для чего делает такую запись:
Д-т сч. 020 «Расходы бюджета» К-т сч. 010 «Средства бюджета в Госбанке».
В свою очередь областной финансовый отдел зачислит эту сумму в доход бюджета, отразив ее по дебету счета 011 и кредиту счета 040.
На сумму излишков доходов, изъятых у районного бюджета областным бюджетом, будут произведены следующие записи:
в районном финансовом отделе
Д-т хч. 020 «Расходы бюджета» К-т сч. 011 «Текущий счет (основной) местного бюджета»;
в областном финансовом отделе
Д-т сч. 011 «Текущий счет (основной) местного бюджета» К-т сч. 040 «Доходы бюджета».
Суммы изъятых излишков доходов в районном бюджете будут отражены как расходы в разделе 219 «Излишки доходов, переданных в вышестоящие бюджеты», а в областном бюджете — как доходы в разделе 28 «Поступление излишков доходов из нижестоящих бюджетов» в соответствующих параграфах.
Аналитический учет дотации и изъятий излишних доходов, предусмотренных в утвержденном бюджете, ведется в тех же книгах, что и аналитический учет доходов и расходов. В этих книгах открывается отдельный счет по каждому бюджету, получающему или передающему средства.
Иной порядбк учета операций по взаимным расчетам, возникающим в процессе исполнения бюджета. Такие расчеты не отражаются на счетах по учету доходов и расходов бюджета, так как это может привести к искусственному увеличению доходов и расходов бюджета в целом.
При возникновении взаимных расчетов между бюджетами финансовый орган, на который возложено исполнение вышестоящего бюджета, определяет суммы этих расчетов и сроки платежей. Сроки платежей по взаимным расчетам устанавливают с учетом того, что все эти расчеты необходимо полностью завершить до конца отчетного года и что должно быть обеспечено нормальное финансирование переданных учреждений, предприятий и хозяйственных организаций, а также своевременно погашена задолженность.
Предприятия, хозяйственные организации и учреждения, являющиеся плательщиками бюджета, при передаче их из одного подчинения в другое рассчитываются с бюджетом в соответствии с их новой подчиненностью. При передаче предприятия, являющегося плательщиком бюджета, из одного подчинения в другое на взаимные расчеты между бюджетами относится вся годовая сумма платежей. Бюджет, в который предприятие вносило платежи ранее, лишается части запланированных доходов, а у бюджета, в который предприятие будет вносить платежи в дальнейшем, появляется новый источник доходов. Чтобы обеспечить нормальный процесс исполнения того и другого бюджета, возникающие между ними взаимоотношения регулируют посредством взаимных расчетов.
Доходы, которые поступили в бюджет от предприятий или хозяйственных организаций, до их передачи полностью перечисляются в доходы бюджета в соответствии с их новой подчиненностью. Эти доходы перечисляются из одного бюджета в другой по расчетным чекам финансовых органов.
При передаче предприятия (учреждения, организации) из одного подчинения в другое вышестоящий финансовый орган выписывает уведомление по взаимным расчетам ф. № 11, приводимое ниже. В нем отмечается, с каким бюджетом и на основании какого законодательного акта (какого документа) возникли взаимные расчеты, показываются сумма и сроки уплаты, проставляются номера счетов, на которые должна быть записана данная операция нижестоящим финансовым органом. К уведомлению прилагается расчет по суммам, отнесенным на взаимные расчеты, — по платежам в бюджет передаваемого предприятия или по расходам бюджета на финансирование этого предприятия.
Перерасчеты с указанными предприятиями и хозяйственными организациями по платежам в бюджет ведутся по новой подчиненности.
Предположим, что по решению исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся предприятие передается из районного подчинения в областное. В течение года оно должно было внести в районный бюджет плату за производственные фонды в размере 34 000 руб.; на день передачи внесено 14 000 руб.
Областной финансовый отдел выписывает в двух экземплярах уведомление по взаимным расчетам, в котором на взаимные расчеты относит всю годовую сумму платежа в бюджет — 34 000 руб. Один экземпляр уведомления направляют в районный финансовый отдел, который относит на взаимные расчеты всю годовую сумму платежа в бюджет — 34 000 руб. и перечисляет в областной бюджет сумму, поступившую от предприятия до момента его передачи,— 14 000 руб.
Областной бюджет в установленный срок передает районному в возмещение доходов, изъятых у районного бюджета, в связи с передачей предприятия 34 000 руб. В результате районный бюджет полностью получит предусмотренную в нем сумму доходов.
Для учета взаимных расчетов между бюджетами финансовые органы применяют следующие счета:
министерства финансов союзных республик — счет 060 «Взаимные расчеты с союзным бюджетом»;
Министерство финансов СССР, министерства финансов автономных республик и местные финансовые органы — счет 061 «Взаимные расчеты с республиканским бюджетом союзной республики»;
министерства финансов союзных и автономных республик и местные финансовые органы — счет 062 «Взаимные расчеты с местными бюджетами».
Эти счета активнонпассивные. В дебете их отражаются суммы задолженности других бюджетов данному бюджету, а в
кредите — суммы задолженности данного бюджета другим бюджетам.
Учет средств, переданных и полученных по взаимным расчетам между бюджетами, финансовые органы ведут на таких счетах:
министерства финансов союзных республик — на счете 070 «Средства, переданные и полученные из союзного бюджета»;
Министерство финансов СССР, министерства финансов автономных республик и местные финансовые органы — на счете 071 «Средства, переданные и полученные из республиканского бюджета союзной республики»;
министерства финансов союзных и автономных республик и местные финансовые органы — на счете 072 «Средства, переданные и полученные из местных бюджетов»;
районные финансовые отделы, кроме того, — на счете 073 «Средства, переданные и полученные сельскими бюджетами».
Эти счета также активно-пассивные.
В дебете счетов 070, 071 и 072 отражаются средства, переданные и подлежащие передаче другим бюджетам, а в кредите — средства, полученные и подлежащие получению из других бюджетов. По дебету счета 073 показываются суммы, переданные бюджетам сельских и поселковых Советов, а также бюджетам городов районного подчинения, а по кредиту — суммы, полученные из бюджетов сельских и поселковых Советов, а также из бюджетов городов районного подчинения.
Таким образом, на счетах 060, 061, 062 учитываются суммы, относимые на взаимные расчеты, а на счетах 070, 071, 072 и 073 — средства, получаемые из других бюджетов или передаваемые другим бюджетам.
Операции по взаимным расчетам оформляются соответствующими бухгалтерскими записями.
При переводе учреждений, предприятий и хозяйственных организаций из одного подчинения в другое передается и финансирование с одного бюджета на другой.
Например, учреждение, переданное из областного подчинения в районное, будет финансироваться из районного бюджета. При переводе учреждения, предприятия или хозяйственной организации, финансируемых через Госбанк, из одного подчинения в другое на взаимные расчеты между бюджетам и относится вся годовая сумма ассигнования, предусмотренная на финансирование учреждения, и вся сумма финансирования на день передачи, т. е. средства, перечисляемые финансовым органом с текущего счета (основного) местного бюджета на текущий счет учреждения, включая остатки на текущем счете учреждения на начало года, а также неиспользованные остатки средств на этом счете в Госбанке. Финансовый орган, который финансировал учреждение до его передачи, направляет отделению Госбанка распоряжение закрыть текущий счет учреждения по своему бюджету и перечислить неиспользованный остаток, если он есть,- на текущий счет, открытый учреждению, бюджету, из которого оно будет финансироваться после передачи.
Такой порядок расчетов обеспечивает полную передачу финансирования с одного бюджета на другой.
После передачи учреждения, предприятия или хозяйственной организации из одного подчинения в другое произойдут изменениями в соответствующих бюджетах. В бюджете, из которого учреждение или предприятие финансировалось до его передачи, часть средств окажется свободной, а в бюджете, из которого оно будет финансироваться, появится дополнительная потребность в средствах. Для того чтобы процессы исполнения того и другого бюджета протекали нормально, возникшие между бюджетами отношения регулируются посредством взаимных расчетов.
Рассмотрим на примере, как будут отражены эти расчеты на счетах бухгалтерского учета в финансовых органах.
Согласно решению исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся передается больница из областного подчинения в районное. Годовая смета ассигнований больницы утверждена в сумме 75 000 руб. С начала года до момента передачи на содержание больницы было перечислено из областного бюджета 25 000 руб. Остаток средств на текущем счете больницы на начало года составил 600 руб. Неиспользованный остаток денежных средств на день передачи на текущем счете — 1100 руб. Кассовый расход будет равен 24 500 руб. (25 000 руб. + 600 руб. — 1100 руб.).
В результате передачи больницы из областного подчинения в районное возникнут взаимные расчеты между областным и районным бюджетами. На взаимные расчеты относится вся сумма годовых ассигнований — 75 000 руб. Областной бюджет эту сумму должен передать районному.
Областной финансовый отдел на сумму взаимных расчетов составляет и высылает районному финансовому отделу уведомление по ф. № 11, в котором указывает сумму, отнесенную на взаимные расчеты, поквартальные сроки погашения обязательств и дает указание учреждению Госбанка о закрытии текущего счета больницы по областному бюджету и перечислении остатка средств на текущий счет больницы, открытый по районному бюджету. Районный финансовый отдел на основании уведомления отразят взаимные расчеты на счетах бухгалтерского учета и даст распоряжение учреждению Госбанка об открытии текущего счета больнице по районному бюджету.
Операции, связанные с передачей больницы из областного подчинения в районное, финансовые органы отражают на счетах, учитывающих взаимные расчеты и средства, переданные другим бюджетам и полученные из других бюджетов. Эти операции оформляются соответствующими записями.
Учреждения, предприятия и хозяйственные организации, финансирование которых передано с одного бюджета на другой, составляют бухгалтерский отчет на дату передачи и представляют его своему вышестоящему органу как по прежней, так и по новой подчиненности. В дальнейшем отчет представляется только по новой подчиненности.
При передаче от одного бюджета другому какого-либо объекта строительства или мероприятий, которые финансируются через учреждения Стройбанка или Госбанка, на взаимные расчеты относится вся годовая сумма финансирования этого объекта или мероприятия, предусмотренная при утверждении бюджета. Для оформления такой передачи финансовый орган, передающий расходы, направляет в учреждение банка расходное расписание — план финансирования (ф. № 12) на закрытие открытых с начала года кредитов по бюджету, который он исполняет. Финансовый орган, исполняющий бюджет, которому передается финансирование капитальных вложений, направляет банку расходное расписание — план финансирования на открытие кредитов по этому бюджету.
Учреждения Стройбанка или Госбанка на суммы произведенных с начала года расходов по финансированию объектов, передаваемых в другое подчинение, уменьшают расходы бюджета по прежней подчиненности объектов и увеличивают расходы того бюджета, которому передается финансирование.
В дальнейшем отчетность о расходах по переданным объектам банки представляют по новой подчиненности нарастающим итогом с начала года.
Финансовый орган, исполняющий бюджет, которому передается финансирование объектов, должен получить от соответствующего распорядителя кредитов по передаваемым объектам: утвержденную смету, баланс доходов и расходов (финансовый план) или план финансирования капитальных вложений и отчет на дату передачи.
Таким образом, в связи с передачей из одного бюджета в другой объекта строительства, финансируемого через учреждения Стройбанка или Госбанка, произойдут изменения в соответствующих бюджетах, которые вызовут взаимные расчеты между ними.
Как уже отмечалось, взаимные расчеты между бюджетами возникают в результате изменения законодательства о налогах и неналоговых доходах. Если меняется законодательство о налогах и неналоговых доходах, то изменяются и суммы налога или дохода, поступающие в бюджет. При увеличении размера налога или дохода по новому законодательству возрастут доходы, поступающие в соответствующий бюджет, и у него появятся излишки средств. Если размер налога или дохода будет уменьшен, то сократится поступление доходов в соответствующий бюджет. Поэтому вышестоящий бюджет регулирует в порядке взаимных расчетов возникшие отклонения от утвержденного бюджета: изымает образовавшиеся излишки и пополняет недостающую сумму доходов.
Размер дополнительных доходов, изымаемых из нижестоящих бюджетов и относимых на взаимные расчеты, определяется как разница между суммой доходов, исчисленной по новым ставкам и нормам, и суммой доходов, предусмотренной в том же бюджете на отчетный год.
Если изменяется расходная часть утвержденного бюджета в связи с решениями правительства или исполкомов местных Советов депутатов трудящихся, на взаимные расчеты между бюджетами относится сумма, на которую увеличиваются или уменьшаются расходы бюджета.
В областном финансовом отделе сумма средств, передаваемых в районный бюджет из областного, будет оформлена такими же записями, что и сумма доходов, подлежащая возмещению районному бюджету в связи с изменением законодательства. При изменении административно-территориального деления на расчеты между бюджетами относятся суммы средств, подлежащие передаче из одного бюджета в другой согласно разделительному акту. В разделительном акте приводятся данные о доходах и расходах бюджета с указанием контингентов и процентов отчислений от государственных доходов и налогов. При этом должны быть правильно разделены средства бюджета как по назначению, так и по фактическому исполнению, а также установлены проценты отчислений от доходов и налогов.
Если объединяются две области, для которых были установлены одинаковые процентные отчисления от государственных доходов и налогов, то размер этих отчислений может оставаться прежним. Если же проценты отчислений от доходов и налогов для этих областей были различны, то определяются новые проценты отчислений.
В тех случаях, когда район полностью передается в другую область, никаких поправок в бюджет данного района не вносится, так как его доходы и расходы не изменяются. Изменения затронут областной бюджет; путем взаимных расчетов эти изменения проводят через республиканский бюджет. Останется прежним и бюджет сельского Совета, полностью передаваемого из одного района в другой. Возникшие в связи с этим изменения районного бюджета относят на взаимные расчеты и осуществляют через областной бюджет.
Если упраздняемая административно-территориальная единица разделена между несколькими административно-территориальными единицами, то бюджетные назначения по доходам распределяются между бюджетами этих административно-территориальных единиц в соответствии с теми источниками доходов, которые им переданы. Например, упраздняемый район передается нескольким другим районам, следовательно, бюджетные назначения по отдельным видам доходов будут разделены в следующем порядке: по налогу с оборота — в зависимости от того, как распределены между районами фонды и реализация товаров, которые обеспечивают поступление по району контингента налога, установленного до его упразднения; по отчислениям от прибыли, плате за производственные фонды, взносам свободного остатка прибыли, по подоходному налогу с колхозов, с кооперации и хозяйственных организаций — в зависимости от распределения плательщиков по новому административно-территориальному делению; по подоходному налогу с населения, налогу на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, сельскохозяйственному налогу — в соответствии с новым административно-территориальным подчинением населенных пунктов.
Расходы по бюджету отдельных предприятий, учреждений, организаций относят к тому району, которому переданы эти предприятия. Расходы на заработную плату учителей делятся между районами в соответствии с распределением школ. Расходы по пенсиям распределяются в зависимости от местожительства пенсионеров по новому административно-территориальному делению.
После окончания распределения доходов и расходов бюджета упраздняемого района облисполком Совета депутатов трудящихся по предложению областного финансового отдела выносит решение об изменении объемов бюджетов тех районов, которым переданы доходы и расходы упраздненного района. На основании этого решения областной финансовый отдел составляет уведомления по расчетам с районными бюджетами, в которых указываются суммы увеличения годовых назначений по доходам и расходам бюджетов районов. Один экземпляр уведомления посылается соответствующему районному финансовому отделу.
На основании уведомления областного финансового отдела районный финансовый отдел отражает изменения в годовых назначениях доходов и расходов бюджета, составляя соответствующие бухгалтерские записи. Сумма увеличения годовых назначений по доходам учитывается на дебете счета 062 «Взаимные расчеты с местными бюджетами» и кредите счета 072 «Средства, переданные и полученные из местных бюджетов», а сумма уве личения годовых назначений по расходам — на этих же счетах, но с обратной их корреспонденцией.
Областной финансовый отдел расчеты с бюджетами районов также отражает у себя на счетах по учету средств переданных и полученных и взаимным расчетам. При этом корреспонденция счетов будет обратная той, которую дают районные финансовые отделы. Следует иметь в виду, что не обязательно производить платежи по взаимным расчетам немедленно после их возникновения в полной сумме. Бюджет-плательщик часто не в состоянии сделать такой платеж, а бюджет-получатель в данный момент может и не нуждаться в этих средствах. Кроме того, у бюджетов возникает задолженность друг другу, в связи с чем появляются взаимные встречные обязательства. В таких случаях перечислять средства должен тот бюджет, у которого образовалась разница в пользу другого бюджета. Задолженность погашается в поквартальные сроки, установленные вышестоящим финансовым органом. Последний обязан следить за тем, чтобы расчеты между бюджетами осуществлялись своевременно, так как от этого зависит исполнение бюджета. Взаимные расчеты должны быть погашены до конца года. Поэтому финансовые органы» заблаговременно в декабре выверяют их и принимают меры, обеспечивающие погашение задолженности по взаимным расчетам.
Аналитический учет взаимных расчетов ведется в книге расчетов с другими бюджетами, в которой на каждый бюджет открывается отдельный счет. Рассмотрим, как записываются в этой книге операции по расчетам с районным бюджетом в областном финансовом отделе.
Состояние взаимных расчетов между бюджетами отражается в отчете об исполнении бюджета, в котором средства, полученные из других бюджетов, показываются в составе доходов, а средства, переданные другим бюджетам,— в составе расходов. Данные в отчете приводятся за период с начала года до конца текущего квартала.
Для определения суммы средств, фактически переданных другому бюджету, необходимо из суммы дебетового оборота за текущий квартал счета по учету средств переданных и полученных (гр. 6 книги ф. № 4-ф) вычесть сумму кредитового остатка за этот квартал счета «Взаимные расчеты» (гр. 21).
Чтобы исчислить сумму средств, фактически полученных из другого бюджета, нужно из суммы кредитового оборота за текущий квартал счета по учету средств переданных и полученных (гр. 7 книги) вычесть сумму дебетового остатка счета «Взаимные расчеты» за этот же период (гр. 20).
Следовательно, если на конец отчетного периода нет остатка по дебету или кредиту счета «Взаимные расчеты» за текущий квартал, то суммой средств, фактически полученных из другого бюджета, будет сумма кредитового оборота, а суммой средств, фактически переданных другим бюджетам, — сумма дебетового оборота счета по учету средств переданных и полученных за текущий квартал.
В балансе взаимные расчеты и средства переданные и полученные показываются в развернутом виде: в активе — дебетовые остатки счетов по учету взаимных расчетов и средств переданных и полученных, а в пассиве — кредитовые остатки тех же счетов за год.
Остатки на счетах по учету средств переданных и полученных и взаимных расчетов в активе баланса по исполнению вышестоящего бюджета и в пассиве баланса по исполнению нижестоящих бюджетов или остатки на указанных счетах в пассиве баланса по исполнению вышестоящего бюджета и в активе баланса по исполнению нижестоящих бюджетов должны быть равны.