Основы организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях
В. Голощапов, Е. Дедков, В. Якимов. "Бюджетный учет"
Изд-во "Финансы", М., 1969 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями.
Задачи и организация бухгалтерского учета. Государство направляет из бюджета огромные средства на содержание широкой сети социально-культурных учреждений и организаций (детских дошкольных учреждений, детских домов, школ, училищ, высших и средних специальных учебных заведений, библиотек, амбулаторий, поликлиник, диспансеров, больниц, клиник, научно-исследовательских институтов и др.). За счет средств государственного бюджета содержатся также органы государственной власти и государственного управления, суда и прокуратуры.
Учреждения, которые свои расходы покрывают полностью за счет средств государственного бюджета, принято называть бюджетными.
Каждое такое учреждение в соответствии со своим назначением и подчиненностью получает средства из определенного бюджета. Объем и направление выдаваемых из бюджета средств определяются финансовым планом учреждения, утвержденным вышестоящей организацией. Финансовый план — это годовая смета с поквартальной разбивкой расходов. Средства из бюджета в течение года выдаются по мере фактического выполнения учреждением установленных планов работы с учетом использования ранее отпущенных средств.
В своей деятельности бюджетные учреждения обязаны строго соблюдать финансовую дисциплину — выполнять правила и порядок составления смет и использовать бюджетные средства только на цели, предусмотренные в смете, и в соответствии с ходом выполнения установленных планов. Расходовать средства в размерах, превышающих сметные ассигнования, или на цели, не предусмотренные сметой, не допускается. Некоторые учреждения, кроме средств, получаемых из государственного бюджета, могут иметь и внебюджетные средства.
Основные принципы расходования бюджетных средств регламентированы в законодательных актах, постановлениях правительства, а также в указаниях и инструкциях Министерства финансов СССР.
Руководителям учреждений здравоохранения, просвещения и культуры, состоящих на союзном, республиканских и местных бюджетах, предоставлено право использовать предусмотренные сметами этих учреждений средства по каждому назначению в пределах годовых ассигнований независимо от поквартального их распределения, за исключением ассигнований на заработную плату и капитальные вложения. Увеличение квартальных расходов по одной статье допускается за счёт сокращения расходов до другим статьям, кроме расходов на заработную плату, капитальные вложения, питание и стипендии (а для учреждений, состоящих на союзном бюджете, и расходов на приобретение оборудования и инвентаря), так, чтобы общая сумма квартальных ассигнований по всем статьям сметы в целом не была превышена.
Такой порядок позволяет распорядителям кредитов более правильно и оперативно решать многие вопросы финансовой деятельности.
Важная роль в соблюдении финансовой дисциплины принадлежит работникам учета, которые несут ответственность за правильную постановку, полноту и своевременность учета и отчетности по исполнению смет и использованию государственных средств в бюджетных учреждениях.
Бухгалтерии бюджетных учреждений ведут учет кредитов (ассигнований), денежных средств, материальных ценностей, расходов по бюджету, учет поступлений и расходов специальных средств, систематически контролируют соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, обеспечивают целесообразное и экономное расходование бюджетных средств, сохранность материальных ценностей и денежных средств, выявляют неиспользованные резервы, дают сведения, необходимые для оперативного руководства деятельностью учреждения и составляют установленную отчетность об исполнении смет.
В своей работе бухгалтерии бюджетных учреждений должны руководствоваться Положением о бухгалтерских отчетах и балансах учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, которое утверждено Министерством финансов СССР 15 сентября 1966 г. с изменениями, внесенными письмом Министерства финансов СССР от 31 марта 1967 г. № 99. В нем изложен порядок организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, определены обязанности главных распорядителей кредитов в отношении подведомственных учреждений, установлены правила составления балансов и оценки их статей. В специальном разделе Положения указывается, как яроводить инвентаризацию денежных средств, основных средств, товарно-материальных ценностей и расчетов, как списывать выявленные при инвентаризации потери.
В бюджетных учреждениях учет ведется по двойной или простой системе в зависимости от масштаба их деятельности, объема сметы расходов и количества операций.
Учет по двойной системе должны вести:
учреждения и организации, руководители которых являются главными распорядителями кредитов, — министерства, ведомства, исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся и их отделы (управления); в отдельных случаях, по разрешению финансового органа, учреждения и организации, состоящие на районных бюджетах, руководители которых являются главными распорядителями кредитов, могут вести бухгалтерский учет по простой системе;
учреждения и организации, руководители которых являются распорядителями кредитов второй степени, — главные управления и отделы министерств, центральных учреждений СССР и союзных республик, а также другие учреждения и организации, получающие кредиты от главного распорядителя как для непосредственного расходования, так и для разассигнования между подведомственными учреждениями;
учреждения и организации, руководители которых являются распорядителями кредитов третьей степени — научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения, средние специальные учебные заведения, больницы, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов;
централизованные бухгалтерии, обслуживающие учреждения и организации, состоящие на союзном бюджете, республиканских бюджетах союзных и автономных республик, краевых, областных, окружных, городских (кроме городов районного подчинения) и районных бюджетах.
Все остальные учреждения и организации, руководители которых являются распорядителями кредитов третьей степени, ведут учет по двойной системе или (в исключительных случаях) с разрешения вышестоящей организации — по простой системе.
За учреждения и организации, руководителям которых не предоставлены права распорядителей кредитов, бухгалтерский учет ведут те учреждения, которым они подчинены.
Порядок ведения в бюджетных учреждениях бухгалтерского учета по двойной системе изложен в инструкции Министерства финансов СССР от 17 сентября 1960 г. № 323 (издания 1965 г.), а по простой системе — в инструкции Министерства финансов СССР от 23 июня 1966 г. № 207. В инструкциях приводятся формы документов и учетных регистров, подробно описывается порядок записей в них отдельных операций.
Бухгалтерский учет ведется по разделам, параграфам и статьям бюджетной классификации.
Бюджетные учреждения и организации, а также централизованные бухгалтерии должны вести учет, максимально используя средства механизации как в самих бухгалтериях, так и путем сдачи на договорных началах на механизированную обработку учетно-отчетной документации машиносчетным станциям (бюро) статистических управлений, предприятий и организаций.
За организацию бухгалтерского учета, контроля и отчетности в подведомственных бюджетных учреждениях несут ответственность главные распорядители кредитов и главные (старшие) бухгалтеры. Главные (старшие) бухгалтеры бюджетных учреждений и организаций в своей работе руководствуются положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 6 ноября 1964 г. № 923.