Баланс и план счетов текущего учета


В. Голощапов, Е. Дедков, В. Якимов. "Бюджетный учет"
Изд-во "Финансы", М., 1969 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями.

В отличие от хозяйственных организаций бюджетные учреждения не наделяются уставным фондом и не получают банковского кредита. Они не учитывают износа основных средств и не имеют амортизационного фонда: основные средства восстанавливаются за счет специальных ассигнований из бюджета.
Актив и пассив баланса состоят из следующих разделов:
Актив
I. Основные средства
II. Мятериальные запасы
III. Производство
IV. Денежные средства
V. Расчеты
VI. Расходы
VII. Убытки
VIII. Затраты на капитальное строительство
Пассив
I. Фонды
II. Финансирование
III. Внутриведомственные расчеты
IV. Расчеты
V. Доходы
VI. Прибыли
VII. Финансирование капитального строительства
В активе баланса отражаются: основные средства, принадлежащие бюджетному учреждению, в том числе сданные в аренду; запасы материалов, как поступившие на склад, так и находящиеся в пути; денежные средства на счетах в банке, в кассе учреждения; расчеты с подотчетными лицами и дебиторами; расходы на содержание учреждения; затраты на капитальное строительство. Кроме того, бюджетные учреждения в активе баланса показывают затраты производства и убытки входящих в их состав неуставных подсобных хозяйств.
В пассиве баланса отражаются источники образования средств — бюджетное финансирование, специальные доходы. В пассиве баланса показываются также фонд в основных средствах (равный сумме основных средств, числящейся в активе), фонд в малоценных и быстроизнашивающихся предметах (равный сумме их, числящейся в активе), расчеты по финансированию с вышестоящей организацией, неоконченные расчеты с рабочими и служащими по заработной плате, стипендиатами, аспирантами по стипендиям, расчеты с кредиторами, прибыли научно-исследовательских учреждений и бюджетных учреждений, имеющих неуставные подсобные хозяйства.
Текущий учет операций бюджетного учреждения ведется по установленной системе счетов. Операции регистрируются в первичных документах, затем записи из документов разносятся по счетам и обобщаются в балансе.
Для текущего бухгалтерского учета установлен план счетов. Он содержит перечень счетов, необходимых для отражения всех операций бюджетных учреждений. Все счета сгруппированы в 10 разделах и подразделяются на счета первого и счета второго порядка или субсчета.
Счета первого порядка имеют двузначный шифр, а счета второго порядка — трехзначный шифр. Синтетический учет операций в бюджетных учреждениях ведется по счетам второго порядка, поэтому в текущем учете, как правило, указывается трехзначный шифр.
Если счета первого порядка не подразделяются на субсчета, то к двум знакам их шифра добавляется нуль. Приведенный ниже план счетов текущего учета содержит перечень всех балансовых и забалансовых счетов, которые могут открываться при учете операций в бюджетных учреждениях.
В учете открываются только те счета, которые необходимы для данного бюджетного учреждения, в точном соответствии с установленной в плане счетов нумерацией и наименованиями.