Задачи и организация учета исполнения сельских бюджетов


В. Голощапов, Е. Дедков, В. Якимов. "Бюджетный учет"
Изд-во "Финансы", М., 1969 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями.

Сельские Советы депутатов трудящихся, как органы государственной власти на объединяемой ими территории, решают в пределах прав, предоставленных законом, все вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов трудящихся. Они руководят хозяйственным и социально-культурным строительством на территории Совета, составляют и исполняют сельский бюджет.
Составление и исполнение бюджета — важный участок работы сельского Совета. Исполняются бюджеты непосредственно исполкомами сельских Советов.
Одним из условий успешной работы по составлению и исполнению сельского бюджета является правильно организованный бухгалтерский учет. Он дает возможность систематически следить за ходом исполнения бюджета, наблюдать за своевременным и полным поступлением доходов, контролировать расходование средств в соответствии с утвержденным бюджетом и сметами, обеспечивать сохранность денежных средств, инвентаря и материальных ценностей.
На сельские Советы возложен учет исполнения не только бюджета и сметы самого сельского Совета, но и смет всех учреждений, состоящих на данном сельском бюджете, а также учет средств самообложения сельского населения.
Учет исполнения сельского бюджета, смет бюджетных учреждений, сметы по самообложению ведется по простой системе в соответствии с инструкцией Министерства финансов СССР от 31 октября 1968 г. № 263. В ней определен порядок учета отдельных операций и записи их в книгах, приведены формы документов и книг.
На сельские Советы также возложен прием денег от населения, проживающего на территории данного Совета, в уплату сельскохозяйственного и подоходного налогов, налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, налога со» строений и земельной ренты, а также платежей по обязательному страхованию. Учет этих поступлений сельские Советы ведут в соответствии с инструкцией Министерства финансов; СССР от 28 февраля 1956 г. «О порядке приема от населения и внесения в учреждения Госбанка налоговых, страховых и других платежей сельскими Советами депутатов трудящихся».
Бухгалтерский учет исполкомов сельских Советов осуществляется централизованными бухгалтериями, возглавляемыми главными (старшими) бухгалтерами и секретарями (счетоводами). Главный (старший) бухгалтер централизованной бухгалтерии, секретарь (счетовод) наряду с председателем сельского Совета отвечают за соблюдение бюджетной дисциплины, правильное ведение учета и составление отчетности. Он постоянно следит за своевременным и полным поступлением доходов, правильным расходованием средств, проверяет законность каждой операции, следит за правильным составлением и оформлением документов и безусловным соответствием расхода его назначению. Ни одна денежная операция не совершается без ведома главного (старшего) бухгалтера, секретаря (счетовода). Все документы по расходам подписываются главным (старшим) бухгалтером централизованной бухгалтерии или секретарем (счетоводом) и утверждаются председателем сельского Совета.
Учет исполнения бюджета, отдельных смет учреждений и операций со средствами самообложения ведется в следующих книгах: регистрации бухгалтерских операций (ф. № 30), кассовой книге (ф. № К-6), доходов (ф. № 16), расходов (ф. № 17), расчетов (ф. № 18), учета материалов, продуктов питания (ф. № 296-6), учета основных средств и малоценного инвентаря (ф. № 19-а). Книга ф. № 30 служит для регистрации бухгалтерских операций, связанных с исполнением бюджета, смет расходов учреждений, операций по средствам самообложения и другим внебюджетным средствам в хронологическом порядке, а также для систематизации этих операций по отдельным группам бухгалтерского учета. Кроме того, она обеспечивает контроль за правильностью записей операций в отдельные книга учета.
В первой части этой книги учитывается исполнение бюджета и смет расходов по бюджету, во второй части — средства самообложения, в третьей — исполнение смет по специальным средствам учреждений и в четвертой — суммы по поручениям. Записи в книгу регистрации бухгалтерских операций делаются на основании оправдательных документов: счетов за купленный инвентарь, материалы, продукты питания, выполненные работы и оказанные услуги, авансовых отчетов подотчетных лиц, накопительных ведомостей по расходованию материалов, продуктов питания, ведомостей на выдачу заработной платы рабочим и служащим, ведомостей на выплату пособий по временной нетрудоспособности, пенсий, второго экземпляра (копий) квитанций по приему платежей, документов, послуживших основанием для зачисления денежных средств с текущего счета, приложенных к выписке из текущих счетов сельского Совета в Госбанке или сберегательной кассе, актов, утвержденных председателем сельского Совета, на выбывший инвентарь, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
В графе 1 книги указывается месяц и число совершения операции, в графе 2 — порядковый номер, присвоенный документу при регистрации. Нумерация производится с № 1 в последовательном порядке за каждый месяц. В графе 3 — краткое содержание операции, в графе 4— сумма операции, связанной с кассовым исполнением бюджета и смет расходов по бюджету. В этой графе не отражаются движение материалов, продуктов питания, расчеты с подотчетными лицами, учреждениями и организациями и отдельными лицами, а также малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и основные средства. В графах 5 и 6 показывается движение средств, находящихся на текущем счете, в графах 7 и 8 — движение средств, находящихся в кассе сельского Совета, в графах 9 и 10 — кассовые расходы. Кассовыми расходами считаются все суммы, выданные банком (сберегательной кассой) с текущего счета как путем безналичной оплаты счетов, так и наличными, за исключением денежной наличности, получаемой с текущего счета в кассу сельского Совета. К этим расходам относятся также суммы, выданные из кассы сельского Совета, за исключением сумм, сданных на текущий счет.
В графах 11 и 12 отражаются операции по доходам бюджета; в графах 13 и 14 — операции по приобретению и расходованию материалов и продуктов питания; в графах 15 и 16 — операции по расчетам; в графах 17 и 18 — движение малоценных и быстроизнашивающихся предметов; в графах 19 и 20 — движение основных средств.
Суммы оборотов данного месяца по мере заполнения каждой страницы книги подсчитываются, и итоги записываются на последней строке. Общий итог оборотов за месяц определяется сложением проверенных постраничных итогов. На следующей строке после оборотов за месяц выводятся остатки на начало следующего месяца.
Выведенные в книге регистрации бухгалтерских операций остатки на начало следующего за отчетным месяца по отдельным группам сверяются: по текущему счету — с данными выписки банка или сберегательной кассы; по кассе сельского Совета — с данными книги ф. № К-6; кассовых расходов — с данными книги ф. № 17; по доходам — с данными книги ф. № 16; материалов и продуктов питания — с данными книги ф. № 296-6; в расчетах — с данными книги ф. № 18; малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а также основных средств — с данными книги ф. № 19-а.
Для проверки правильности записей по счетам доходов, расходов, расчетов с подотчетными лицами, учреждениями, организациями и отдельными лицами, учета материалов и продуктов питания, а также малоценных и быстроизнашивающихся предметов и основных средств составляются проверочные ведомости по каждой группе учета такой формы.
На расходных документах до их оплаты указывается раздел, параграф, статья сметы и делаются пометки о записи их в соответствующие книги. Затем они подшиваются в хронологическом порядке в папки. Ведомости на выплату заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности и больничные листы подшиваются в отдельные от других документов папки. Документы по средствам самообложения, специальным средствам, суммам по поручениям хранятся отдельно от документов по бюджету.
По окончании бюджетного года после отражения в книгах учета всех операций, относящихся к истекшему году, кассовые расходы списываются. Для этого в книге регистрации бухгалтерских операций сумма кассовых расходов относится на уменьшение доходов. Разность между доходами и кассовыми расходами показывает остаток средств бюджета, переходящих на начало следующего года. Большую помощь сельским Советам оказывают районные финансовые отделы, которые систематически инструктируют работников сельского Совета и оказывают им практическую помощь в составлении и исполнении бюджета, в организации учета и подготовке отчетности, повышении квалификации работников сельских Советов. Финансовые отделы обязаны своевременно-снабжать сельские Советы книгами, квитанциями и бланками. Они ежегодно осуществляют документальную ревизию исполнения сельских бюджетов, а также ревизуют в установленные сроки работу сельских Советов по приему платежей от населения.
По лицевым счетам учета расчетов в ведомости остатки выводятся раздельно: долг сельскому бюджету и долг сельского бюджета учреждениям и организациям.