Учет материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и основных средств
В. Голощапов, Е. Дедков, В. Якимов. "Бюджетный учет"
Изд-во "Финансы", М., 1969 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями.
Материалы (ремонтно-строительные, топливо, продукты питания и т. п.), которые находятся в непосредственном распоряжении сельского Совета и в подчиненных ему бюджетных учреждениях, учитываются в книге регистрации бухгалтерских операций (ф. № 30) в целом по всем учреждениям и в книге ф. № 296-6, где для каждого вида (сорта) материалов открывается отдельный лицевой счет. Операции по лицевым счетам отражаются в целом по всем учреждениям, имеющим этот вид ценностей, с выделением по отдельным учреждениям материально ответственным лицам количества и стоимости остатка их. Поступившие материалы записываются по цене их приобретения на основании счетов (накладных) с указанием даты их поступления.
Учет поступления продуктов питания можно вести в ежемесячных накопительных ведомостях ф. № 300, открываемых для каждого учреждения, имеющего операции по этим ценностям. Записи в накопительные ведомости делаются по мере совершения операции. По окончании месяца каждая ведомость подсчи-тывается как по количеству, так и по сумме, выводятся итоги за месяц; которые записываются в книгу ф. № 296-6.
Расход продуктов питания оформляется ежедневными меню-требованиями (ф. № 299), в строгом соответствии с наличием числа довольствующихся, установленными нормами питания. Меню-требования составляются в самом учреждении и не реже трех раз в месяц представляются в сельский Совет, где их проверяют и данные записывают в ежемесячные накопительные ведомости (ф. № 399-мех), которые ведутся по каждому учреждению.
Расход кормов и фуража для кормления животных и рабочего скота отражается ежемесячными накопительными ведомостями (ф. № 397), расход прочих материалов — ежемесячными накопительными ведомостями (ф. № 410), расход топлива — ежемесячными актами обмера остатков. По окончании месяца эти ведомости подсчитываются как по количеству, так и по сумме. Итоги записываются в книгу регистрации бухгалтерских операций (ф. № 30) в графе 14 и в книгу ф. № 296-6 в графах 7, 8 и соответственно меняется остаток в графах 9, 10, а по каждому учреждению — в графах 11 и 12.
У материально ответственных лиц (в учреждениях) учет материалов и продуктов питания ведется в книге по сортам (видам) и количеству.
Основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы сельского Совета и учреждений, состоящих на данном бюджете, отражаются в книге регистрации бухгалтерских операций (ф. № 30) и книге учета основных средств и малоценного инвентаря (ф. № 19-а), открываемой на пять лет.
Каждому учреждению и сельскому Совету в книге ф. № 19-а отводится отдельный лицевой счет. На лицевой стороне счета записывается количество и стоимость переходящих остатков инвентаря на начало года по группам однородных предметов. На правой стороне по мере совершения операций отражается движение ценностей в течение года. По окончании года подсчитываются суммы оборота за отчетный год и выводятся остатки на начало года. В таком же порядке ведется учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов, но раздельно от основных средств.
Поступившие основные средства, а также малоценные и быстроизнашивающиеся предметы вносятся в книгу ф. № 30 в графу 17 или 19 и в книгу ф. № 19-а на основании счетов (товарных чеков), актов приема, утвержденных председателем сельского Совета. Выбывшие основные средства или малоценные и быстроизнашивающиеся предметы отмечаются в этих же книгах в соответствии с актом, утверждаемым руководителем бюджетного учреждения (при стоимости предмета до 200 руб.), председателем сельского Совета (при стоимости предмета от 200 до 500 руб. за единицу) и исполкомом сельского Совета (стоимостью свыше 500 руб. за единицу). Материально ответственные лица учитывают эти ценности в книге-описи инвентаря (ф. № 400), малоценные и быстроизнашивающиеся предметы стоимостью до 2 руб. за единицу — в ведомости оперативного (количественного) учета (ф. №412).
В конце года ценности инвентаризуются комиссией, назначаемой председателем сельского Совета. Выявленные при инвентаризации излишки ценностей приходуются, а недостачи списываются. Кроме того, стоимость недостающих материалов или инвентаря записывается на счета виновных лиц и взыскивается с них.