Отчетность финансовых органов об исполнении бюджета


В. Голощапов, Е. Дедков, В. Якимов. "Бюджетный учет"
Изд-во "Финансы", М., 1969 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями.

Отчетность финансовых органов содержит приведенные в определенную систему учетные данные об исполнении бюджета в сопоставлении с плановыми показателями. Сроки и порядок представления отчетности об исполнении бюджетов устанавливаются вышестоящими финансовыми органами. Каждый финансовый орган составляет отчет об исполняемом им бюджете и направляет его вышестоящему финансовому органу, а годовой отчет, кроме того, — соответствующему Совету Министров или исполкому Совета депутатов трудящихся.
Отчетность об исполнении республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов составляют соответственно министерства финансов автономных республик, краевые, областные, окружные, городские и районные финансовые органы. Месячная отчетность подготавливается по установленной схеме в шифрованном виде и посылается по почте или телеграфу в сроки, зависящие от местных условий. В отчетах применяются шифры для сокращения количества передаваемых знаков.
Месячная отчетность содержит лишь основные показатели об исполнении доходной и расходной части бюджета.
По доходам показываются отчисления от прибыли, плата за производственные фонды, фиксированные платежи, взносы свободных остатков прибыли, поступившие от промышленности, строительства, сельского и водного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, автомобильного и дорожного хозяйства, торговых и других организаций. Отдельно отражаются подоходный налог с предприятий и организаций, государственная пошлина, налог со зрелищ, местные налоги и сборы, арендные доходы от имуществ местных Советов, поступления средств от местной промышленности, а также отчисления от общесоюзных государственных доходов и налогов, остатки бюджетных средств на начало года, обращаемые на покрытие расходов. Кроме того, в отчете отражаются расчеты с вышестоящим бюджетом по дотациям, средства, полученные от других бюджетов, краткосрочные ссуды, полученные из вышестоящего бюджета, позаимствования из оборотной кассовой наличности.
Расходы на финансирование народного хозяйства приводятся по отраслям. Затраты на просвещение, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, содержание органов государственного управления и прочие мероприятия показываются по разделам. Из общей суммы расходов выделяются затраты на капитальные вложения по государственному плану капитальных работ. Месячные отчеты об исполнении бюджета финансовые органы составляют на основании данных бухгалтерского учета исполняемого ими бюджета, данных месячных отчетов главных распорядителей кредитов и учреждений Стройбанка и Госбанка, справок учреждений Госбанка, выполняющих поручения учреждений Стройбанка, месячных отчетов об исполнении бюджетов, представляемых нижестоящими финансовыми органами и исполкомами сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся.
Приступая к подготовке месячного отчета, финансовые органы по данным учета исполняемого ими бюджета предварительно проверяют, соответствуют ли суммы отчислений от государственных налогов и доходов в местные бюджеты данным месячной отчетности учреждений Госбанка по кассовому исполнению республиканского бюджета союзной республики. Обнаруженные при проверке расхождения устраняются.
Сводные месячные отчеты об исполнении соответствующего бюджета строятся путем суммирования данных. Так, при составлении сводного отчета об исполнении бюджета района районным финансовым отделам суммируются данные отчета об исполнении районного бюджета с данными отчетов об исполнении бюджетов городов районного подчинения, сельских и поселковых бюджетов.
В квартальную отчетность входят: отчет об исполнении государственных бюджетов автономных республик и местных бюджетов, баланс по исполнению государственных, бюджетов автономных республик и местных бюджетов, отчет об исполнении смет по специальным средствам (только за первое полугодие), отчет о поступлении и расходовании средств, поступающих в дорожные отделы от колхозов, совхозов, промышленных, транспортных, строительных и других предприятий и хозяйственных организаций, которые привлекаются для выполнения дорожных работ, и справка о поступлении и расходовании средств фонда всеобуча. К этим отчетам прилагается объяснительная записка.
Данные в квартальных отчетах приводятся нарастающими итогами с начала года. Сводные квартальные бухгалтерские отчеты об исполнении бюджетов автономной республики, «рая, области (сельских и промышленных), округа, района и города с внутригородскими районами составляются по этим же формам с включением данных об исполнении всех нижестоящих бюджетов. Квартальный отчет об исполнении государственных бюджетов автономных республик и местных бюджетов состоит из четырех частей, в которых показываются доходы, расходы, расходы по фонду заработной платы нештатного (несписочного) состава бюджетных учреждений, введения о сети, штатах и кон-тингентах бюджетных учреждений. Отчет подписывают руководитель финансового органа, начальник бюджетного отдела или старший инспектор по бюджету и главный бухгалтер.
В первой части отчета приводятся суммы поступивших доходов по разделам, главам и параграфам и бюджетной классификации, отчисления от общесоюзных государственных доходов и налогов, поступления излишков доходов из нижестоящих бюджетов, дотации, полученные из вышестоящих бюджетов, остатки бюджетных средств на начало года, обращаемые на покрытие расходов, средства, полученные из других бюджетов по взаимным расчетам, краткосрочные ссуды, полученные из вышестоящих бюджетов, и позаимствования из оборотной кассовой наличности.
Во вторую часть «Расходы» включаются расходы на финансирование народного хозяйства по разделам, главам и параграфам бюджетной классификации. Расходы на просвещение и здравоохранение показываются по разделам, параграфам и главам с выделением некоторых статей, а расходы на социальное обеспечение — по параграфам. Из расходов на управление выделяется заработная плата.
Ив общей суммы расходов по бюджету выделяются затраты на заработную плату, капитальные вложения, установленные народнохозяйственным планом и осуществляемые вне государственного плана капитальных работ. Кроме того, во второй части отчета отражаются излишки доходов, передаваемые в вышестоящие бюджеты, дотации нижестоящим бюджетам, средства, переданные другим бюджетам, и краткосрочные ссуды, выданные нижестоящим бюджетам, превышение доходов над расходами, оборотная кассовая наличность и свободные остатки бюджетных средств.
В третьей части отчета приводятся данные о фонде заработной платы нештатного (неописочного) состава бюджетных учреждений отдельно по народному хозяйству, просвещению, здравоохранению, социальному обеспечению, управлению, прочим мероприятиям, по сельским и поселковым бюджетам.
В четвертой части проставляется фактическое число школ, классов, коек, койко-дней, штатных единиц, приводятся и другие показатели по сети, штатам и контингентам на конец отчетного периода.
Баланс по исполнению республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов составляется финансовыми органами в соответствии с установленной номенклатурой счетов на основании данных оборотных ведомостей по балансовым счетам. Предварительно данные оборотных ведомостей сверяются с соответствующими данными книги журнал-главная.
В балансе остатки средств, переданных и полученных из других бюджетов, на конец отчетного периода отражаются в развернутом виде: дебетовые — в активе, а кредитовые — в пассиве в суммах годовых - расчетов, возникших в процессе исполнения бюджета. В отчете об исполнении смет по специальным средствам показываются: по доходам — остатки специальных средств на начало года, в том числе остатки денежных средств и поступления за отчетный период, по расходам — общая сумма расходов, в том числе заработная плата и капитальные вложения, при этом обязательно выделяется заработная плата нештатного персонала; приводятся суммы средств, внесенных в доходы бюджета, суммы списанных безнадежных долгов, недостач и материалов, принятых за счет учреждения; после этого указывается остаток специальных средств на конец отчетного периода.
Квартальную отчетность об исполнении бюджета финансовые органы составляют на основании данных бухгалтерского учета исполняемого ими бюджета, данных квартальных отчетов главных распорядителей кредитов, отчетов учреждений Стройбанка и Госбанка по финансированию капитальных вложений и других мероприятий за счет средств бюджета, а также справки учреждения Госбанка, выполняющего поручения учреждения Стройбанка, о суммах поступивших и выданных средств ла финансирование капитального строительства.
Сводные квартальные отчеты об исполнении соответствующего бюджета финансовые органы составляют путем суммирования данных отчета исполняемого ими бюджета с данными отчетов об исполнении нижестоящих бюджетов.
Годовые бухгалтерские отчеты по сравнению с месячными и квартальными отчетами содержат больший круг показателей и более подробно характеризуют процесс исполнения бюджета.
Для обеспечения составления годового отчета высокого качества и в установленные сроки проводится ряд подготовительных мероприятий. Так, вышестоящие финансовые органы организуют инструктивные совещания по вопросам составления годовых отчетов с главными бухгалтерами нижестоящих финансовых органов, с бухгалтерами бюджетных учреждений и секретарями (счетоводами) исполкомов сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся. Особое внимание они уделяют окончанию взаимных расчетов между бюджетами. Для этого заблаговременно принимаются меры, обеспечивающие погашение задолженности как по взаимным расчетам, так и по краткосрочным бюджетным ссудам.
Районные финансовые отделы заботятся об обеспечении полного восстановления сумм, позаимствованных из целевого бюджетного резерва для выплаты заработной платы учителям сельских школ, медицинским работникам, специалистам сельского хозяйства и др.
Поступающие от главных распорядителей кредитов и нижестоящих финансовых органов отчеты тщательно проверяются. При этом финансовые органы обязаны установить полноту (наличие всех форм) и правильность их составления, увязку показателей, приведенных в отдельных формах и балансе, а также точность арифметических подсчетов. Кроме того, финансовые органы осуществляют экономический анализ отчетов главных распорядителей кредитов.
Годовые бухгалтерские отчеты об исполнении государственных бюджетов автономных республик и местных бюджетов включают следующие формы: «Баланс по исполнению республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов», «Доходы и расходы бюджета», «Доходы и расходы по видам бюджетов», «Исполнение смет по специальным средствам», «Выполнение плана по сети, штатам и контингентам учреждений, состоящих на республиканских бюджетах автономных республик и местных бюджетах», «Расходы по фонду заработной платы нештатного (несписочного) состава учреждений, состоящих на республиканских бюджетах автономных республик и местных бюджетах», «Отчет о поступлении и расходах по самообложению», «Отчет о поступлении и расходовании средств, поступающих в дорожные отделы от колхозов, совхозов, промышленных, транспортных, строительных и других предприятий и хозяйственных организаций, привлекаемых на дорожные работы».
Кроме того, к годовому отчету прилагаются объяснительная записка и следующие справки: об остатках денежных средств бюджета на конец года на текущих счетах в банках, заверенные учреждениями Госбанка и Стройбанка; о суммах отчислений в местные бюджеты от государственных налогов и доходов, заверенные учреждением Госбанка; о задолженности бюджета по долгосрочным ссудам на конец года и сведения об остатках средств бюджетных учреждений в расчетах и материалах и об основных средствах, о расходах за счет дополнительно выявленных и полученных в процессе исполнения бюджета доходов; о расходах за счет резервного фонда Совета Министров союзной республики; о поступлении и расходовании средств фонда всеобуча.
Годовые отчеты об исполнении бюджетов финансовые органы составляют на основании данных бухгалтерского учета исполняемого ими бюджета, годовых отчетов главных распорядителей кредитов, отчетов учреждений Стройбанка и Госбанка по финансированию капитальных вложений и других мероприятий за счет средств соответствующего бюджета.
Сводные отчеты об исполнении бюджета автономной республики, края, области, округа, города с районным делением, района составляются путем суммирования данных отчетов об исполнении бюджетов с данными отчетов, представляемых нижестоящими финансовыми отделами.
Баланс по исполнению республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов характеризует состояние средств бюджета на конец отчетного года. При его заполнении надо иметь в виду, что средства, переданные и полученные из других бюджетов, показываются в суммах остатков на счетах по учету средств переданных и полученных. При этом в активе отражаются средства, фактически переданные, в пассиве — средства, фактически полученные. Такой порядок обеспечивает реальность отчета об исполнении бюджета, так как эти средства наравне с кассовыми доходами и расходами характеризуют исполнение бюджета. При составлении баланса необходимо следить за тем, чтобы показатели были согласованы между собой. Так, остаток средств на счете 015 «Текущий счет целевого бюджетного резерва» должен быть равен остатку забалансового счета 110 «Целевой бюджетный резерв», если нет задолженности по позаимствованным суммам.
Остаток средств на счете 016 «Текущий счет по перераспределению прибыли предприятий промышленности местного подчинения» должен равняться остатку счета 080 «Средства по перераспределению прибыли предприятий промышленности местного подчинения», если все перечисленные средства по перераспределению прибыли предприятий промышленности местного подчинения поступили на счет 016 и не значатся на счете 018 «Суммы в пути».
Остаток средств на счете 017 «Текущий счет по финансированию капитального ремонта городского жилищного фонда» должен соответствовать остатку счета 081 «Фонд финансирования капитального ремонта городского жилищного хозяйства». Остатки средств на конец года по счетам 011, 013, 014, 015, Ю18 за вычетом остатка сумм в пути, относящихся к счетам 016 и 016-а, должны быть равны остатку счета 090 «Результаты пополнения бюджета»; также должны быть равны между собой остатки счетов 016-а и 080-а и счетов 017-а и 083.
В сводном заключительном балансе сумма остатков средств на конец года по указанным выше счетам и средств, приведенных в балансе по статье «Средства сельских и поселковых бюджетов на счетах в сберегательных кассах и в кассах сельских и поселковых Советов», должна соответствовать остатку по счету 090 «Результаты исполнения бюджета».
Отчет о доходах и расходах бюджета состоит из двух частей, в которых доходы и расходы показываются по всем подразделениям бюджетной классификации: доходы —по разделам, главам и параграфам, расходы — по разделам, главам, параграфам и статьям. 278 В первой части отчета поступления по налогу с оборота даются общей суммой, отчисления от прибыли, плата за производственные фонды, фиксированные платежи, взносы свободного остатка прибыли — по главам и параграфам.
Поступления подоходного налога с предприятий и организаций отражаются отдельно по колхозам, предприятиям потребительской кооперации и предприятиям общественных организаций, а налогов с населения — в разрезе отдельных их видов: подоходный налог с населения, сельскохозяйственный налог,, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, государственный налог на лошадей единоличных хозяйств. Отдельно показывается государственная пошлина и налог со зрелищ. Местные налоги и сборы также отражаются по отдельным их видам: налог со строений и земельная рента, сбор с владельцев транспортных средств, сбор с владельцев скота, разовый сбор на колхозных рынках. Выделяются: лесной доход, сборы и разные неналоговые доходы, арендные доходы, поступления по денежно-вещевой лотерее, поступления в бюджет сумм экономии от сокращения административно-хозяйственных расходов, поступления средств целевого назначения и излишков собственных оборотных средств и свободных по плану остатков амортизационных отчислений, возврат средств, полученных и не использованных учреждениями и организациями в прошлом году.
Кроме того, в доходах отражаются поступления излишков доходов из нижестоящих бюджетов, дотации, полученные из вышестоящих бюджетов, средства, обращаемые на покрытие расходов, средства, полученные из республиканского бюджета союзной республики и из других местных бюджетов по взаимным расчетам. После строки «Всего доходов» проставляются остатки: бюджетных средств на начало года.
Во второй части отчета расходы на финансирование народного хозяйства отражаются по отдельным отраслям промышленности, строительству и архитектуре с выделением статей: 24 — «Капитальные вложения хозяйственных организаций и предприятий по государственному плану капитальных работ», 25— «Капитальные вложения хозрасчетных организаций и предприятий вне государственного плана капитальных работ», 28 — «Финансирование прироста норматива собственных оборотных средств», 29 — «Ассигнования на покрытие недостатка собственных оборотных средств против нормативов», 30 — «Государственная дотация», 31—«Операционные расходы», 32 — «Прочие затраты», 42 — «Капитальный ремонт».
Расходы на сельское и водное хозяйство, мелиорацию и орошаемое земледелие, речной и автомобильный транспорт и дорожное хозяйство, торговлю, жилищно-коммунальное хозяйство, а также прочие расходы показываются по параграфам и статьям, применяемым в этих отраслях хозяйства. Отдельные статьи приводятся после общего итога расходов на финансирование народного хозяйства.
Расходы на просвещение и здравоохранение показываются по главам, параграфам и статьям, а на физическую культуру и содиальное обеспечение — по параграфам и соответствующим статьям. Общая сумма расходов на социально-культурные мероприятия отражается по статьям, расходы на содержание органов государственной власти и государственного управления — по главам, параграфам и отдельным статьям.
Кроме того, во второй части отчета записываются дотации, выдаваемые нижестоящим бюджетам, излишки доходов, передаваемые в вышестоящие бюджеты, средства, направленные республиканскому бюджету союзной республики и местным бюджетам, расходы, произведенные за счет резервных фондов Совета Министров автономных республик, фондов непредвиденных расходов крайисполкомов, облисполкомов и горисполкомов и прочие расходы. После строки «Всего расходов» указываются оборотная кассовая наличность и свободные остатки бюджетных средств.
В конце второй части отчета дается распределение расколов по статьям бюджетной классификации и приводятся затраты на пенсии и пособия и расходы, не делящиеся на статьи.
Назначения по доходам и расходам в отчете записываются в суммах, принятых при утверждении бюджета Верховными Советами автономных республик и местными Советами депутатов трудящихся. Изменения, внесенные в процессе исполнения бюджета, отражаются в объяснительной записке к отчету.
Общая сумма доходов, указанная в отчете, должна быть равна остатку на конец года счета 040 «Доходы бюджета» баланса до заключительных оборотов плюс средства, полученные из республиканского бюджета союзной республики и других местных бюджетов. Сумма кассовых расходов должна соответствовать остатку на конец года счета 020 «Расходы бюджета» - баланса до заключительных оборотов плюс средства, переданные республиканскому бюджету союзной республики и другим местным бюджетам.
В отчете о выполнении плана по сети, штатам и континген-там приводятся по показателям, установленным для соответствующего раздела (сельское хозяйство, просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, управление), фактическое наличие на начало и конец года и среднегодовое количество, учтенное в расчетах на год, и их выполнение. Например, по сельскому хозяйству показывается количество станций по борьбе с болезнями животных, участковых ветеринарных лечебниц, ветеринарных участков, пунктов, лабораторий и других учреждений и число штатных единиц в них, с выделением ветеринарных врачей, фельдшеров, техников, лаборантов, зоотехников,, агрономов. По просвещению в отчете проставляется количество: школ, классов, учащихся, фонд заработной платы учителям, число административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного штатного персонала и фонд его заработной платы. В учебных заведениях по подготовке кадров средней квалификации и вузах записывается количество групп, общее число учащихся, прием, выпуск и отсев учащихся. По здравоохранению указывается количество больниц и диспансеров, врачебных и фельдшерских пунктов при предприятиях, фельдшерско-акушерских пунктов, станций скорой медицинской помощи, станций переливания крови, общий штат работников с выделением врачебных должностей и среднего медицинского персонала, фонд их заработной платы и др.
По социальному обеспечению приводятся данные о числе пенсионеров по каждому виду пенсии, общий штат, количество коек или койко-дней в учреждениях, занятых обучением и трудовым устройством инвалидов (профшколы-интернаты, курсы), а также в домах инвалидов.
По управлению показывается число должностей в соответствии со штатным расписанием, среднегодовое число работников и фактическое наличие работников на конец года.
На основании данных годового отчета можно проанализировать выполнение плана по сети, штатам и контингентам в сопоставлении с размером освоения бюджетных средств; контролируется соблюдение установленных норм затрат по питанию, медикаментам и сметно-штатной дисциплины, расходование фонда заработной платы по отдельным категориям работников.
Отчет о доходах и расходах по видам бюджетов составляется министерствами финансов автономных республик, краевыми, областными, окружными, городскими и районными финансовыми отделами по сокращенной номенклатуре подразделений бюджетной классификации. Доходы показываются по всем разделам бюджетной классификации с выделением отдельных параграфов, а расходы — по разделам и главам бюджетной классификации также с выделением отдельных параграфов.
В отчете об исполнении смет по специальным средствам приводятся данные об исполнении смет по этим средствам бюджетными учреждениями. При заполнении этой формы используются отчеты, получаемые от главных распорядителей кредитов, а вышестоящими финансовыми органами, кроме того, — отчеты, представляемые нижестоящими финансовыми органами.
В отчете о фактических расходах по фонду заработной платы нештатного (несписочного) состава учреждений, состоящих на республиканских бюджетах автономных республик и местных бюджетах, отдельно дается фонд заработной платы на народное хозяйство, просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, управление, прочие мероприятия, по бюджетам сельских и поселковых Советов. В графе «Утверждено с учетом внесенных изменений» отражается фонд заработной платы нештатного состава бюджетных учреждений, принятый при утверждении смет, с учетом внесенных изменений, а в графе «Исполнено» — фактические расходы по этому фонду на основании годовых отчетов бюджетных учреждений, при этом не указываются начисления на заработную плату, причитающиеся органам государственного социального страхования.
Почасовая заработная плата педагогического персонала и заработная плата нештатных работников предприятий, хозяйственных организаций, а также детских садов и яслей в этой форме отчета не показывается.
Отчет о поступлении и расходах по самообложению составляется районными финансовыми отделами на основании отчетов о поступлении и расходах по самообложению, представляемых сельскими Советами, министерствами финансов АССР, краевыми, областными и окружными финансовыми отделами — на основании отчетов нижестоящих финансовых органов.
Сведения об остатках средств бюджетных учреждений в расчетах и материалах и об основных средствах, прилагаемые к годовому отчету, составляются по данным отчетов главных распорядителей кредитов и отчетов нижестоящих финансовых органов. В этих сведениях указываются остатки задолженности за подотчетными лицами, дебиторами и кредиторами, расчеты с рабочими и служащими, по платежам в бюджет, остатки основных средств, материалов и продуктов питания. Данные о наличии материалов, продуктов питания и дебиторской задолженности используются для зачета при текущем финансировании.
В объяснительной записке к годовому отчету дается краткая характеристика исполнения бюджета в целом и отдельно по доходам и расходам, при этом указываются причины отклонений от плана выполнения доходной и расходной частей бюджета, а также мероприятия, направленные на обеспечение полного и своевременного исполнения бюджета.
Годовые сводные отчеты об исполнении местных бюджетов представляются в исполком соответствующего Совета депутатов трудящихся и в вышестоящий финансовый орган. Так, районный финансовый отдел направляет годовой отчет об исполнении бюджета района исполкому районного Совета депутатов трудящихся и областному финансовому отделу. Этот отчет рассматривается планово-бюджетной комиссией районного Совета депутатов трудящихся и утверждается сессией районного Совета.
Отчетность об исполнении государственных бюджетов союзных республик составляют министерства финансов союзных республик. Месячная отчетность об исполнении государственных бюджетов союзных республик составляется по установленной; Министерством финансов СССР схеме и представляется по телеграфу. Доходы в месячном отчете показываются по разделам бюджетной классификации с выделением некоторых параграфов. Расходы на финансирование народного хозяйства даются по отраслям; расходы на финансирование социально-культурных мероприятий — отдельно на просвещение, здравоохранение и физическую культуру, на социальное обеспечение, государственные пособия многодетным и одиноким матерям. Отдельно отражаются расходы на управление и прочие, мероприятия.
Из общей суммы расходов по государственному бюджету республики выделяются расходы на капитальные вложения по государственному плану капитальных работ.
Расходы за счет резервного фонда Совета Министров союзной республики в месячной отчетности приводятся по соответствующим разделам бюджетной классификации. Расходы, произведенные за счет резервного фонда Совета Министров СССР, в месячную отчетность не включаются и отражаются только в годовом отчете об исполнении государственного бюджета союзной республики. Основанием для составления месячного отчета об исполнении государственного бюджета союзной республики являются данные бухгалтерского учета исполнения республиканского бюджета, данные месячного отчета республиканской конторы Госбанка по кассовому исполнению республиканского бюджета, месячных отчетов республиканских контор Стройбанка и Госбанка по финансированию капитальных вложений и других мероприятий за счет средств бюджета, месячных отчетов об исполнении республиканских бюджетов автономных республики местных бюджетов.
Квартальная отчетность состоит из баланса и отчетов: об исполнении государственного бюджета союзной республики; об исполнении смет по специальным средствам учреждений, состоящих на государственном бюджете союзной республики; о расходах по фонду заработной платы нештатного состава учреждений, состоящих на государственном бюджете союзной республики; о поступлении и расходовании средств, поступающих в дорожные отделы от колхозов, совхозов, промышленных, транспортных, строительных и других предприятий и хозяйственных организаций, используемых на дорожных работах; справки о поступлении и расходовании средств фонда всеобуча. К квартальному отчету прилагается объяснительная записка. Баланс составляется по установленной номенклатуре счетов.
Квартальный отчет об исполнении государственного бюджета союзной республики состоит из четырех частей: доходы, расходы, распределение отдельных видов расходов по параграфам и статьям бюджетной классификации, сведения о сети, штатах и контингентах учреждений, финансируемых по государственному бюджету союзной республики.
Доходы (первая часть отчета) показываются по всем разделам и параграфам бюджетной классификации.
Во второй части отчета расходы на финансирование народ- яого хозяйства, социально-культурных мероприятий, содержание органов государственного управления и судебных органов заполняются по разделам бюджетной классификации.
Расходы на просвещение и здравоохранение (третья часть отчета) записываются по параграфам с выделением статей: заработная плата, расходы на питание, приобретение оборудования и инвентаря, мягкого инвентаря и обмундирования, капитальный ремонт зданий и сооружений. Расходы на социальное обеспечение отражаются по параграфам, расходы на управление — по видам бюджетов с выделением заработной платы.
В четвертой части отчета приводятся сведения о сети, штатах и контингентах учреждений, финансируемых из государственного бюджета союзной республики, отдельно по сельскому хозяйству, просвещению, здравоохранению, государственному социальному страхованию, социальному обеспечению и управлению.
Кроме того, к отчету об исполнении государственного бюджета союзной республики за первое полугодие прилагается справка, в которой отражаются расходы на сельское и жилищно-коммунальное хозяйство.
Остальные формы квартального отчета об исполнении государственного бюджета союзной республики аналогичны формам отчета об исполнении местных бюджетов.
Квартальный бухгалтерский отчет об исполнении государственного бюджета союзной республики составляет министерство финансов республики на основании данных бухгалтерского учета исполнения республиканского бюджета союзной республики, сводных квартальных отчётов министерств и центральных учреждений республики об исполнении смет расходов по бюджету и специальным средствам; отчетов об исполнении государственных бюджетов автономных республик и местных бюджетов; республиканской конторы Госбанка по кассовому исполнению республиканского бюджета союзной республики; республиканских контор Стройбанка и Госбанка по финансированию капитальных вложений и других мероприятий за счет средств бюджета.
Годовой отчет об исполнении государственного бюджета союзной республики по своему содержанию значительно шире квартальных отчетов и имеет большее количество форм. В нем доходы и расходы государственного бюджета союзной республики отражаются по разделам с выделением параграфов, глав и статей. Отдельно показываются доходы и расходы государственных бюджетов автономных республик и местных бюджетов, при этом доходы и расходы местных бюджетов даются по разделам и параграфам.
Расходы на финансирование капитальных вложений, прироста нормативов и покрытие недостатка собственных оборотных средств и на государственную дотацию по бюджету в отчете отражаются по отраслям народного хозяйства и ведомствам.
Кроме того, в годовом отчете дается исполнение росписи доходов и расходов республиканского бюджета союзной республики и росписи доходов и расходов государственных бюджетов автономных республик и местных бюджетов. Затем приводятся данные о выполнении плана по сети, штатам и контингентам бюджетных учреждений, о расходах по фонду заработной платы этих учреждений. Отчет содержит данные об исполнении сметы по специальным средствам бюджетных учреждений, об исполнении смет на содержание детских садов и детских яслей, о поступлении и расходовании средств на дорожные работы, о поступлении и расходовании средств фонда всеобуча, о расходах за счет дополнительно полученных в процессе исполнения бюджета доходов, о расходах, произведенных за счет резервных фондов Совета Министров СССР и Совета Министров республики и фондов непредвиденных расходов крайисполкомов, облисполкомов и горисполкомов. К отчету прилагается объяснительная записка.
Годовой отчет об исполнении государственного бюджета союзной республики министерства финансов союзных республик составляют на основании данных бухгалтерского учета исполнения республиканского бюджета союзной республики и сводных годовых отчетов; финансовых органов об исполнении государственных бюджетов автономных республик и местных бюджетов, министерств и центральных учреждений союзной республики об исполнении смет расходов по бюджету и специальным средствам; республиканской конторы Госбанка по кассовому исполнению республиканского бюджета союзной республики; республиканских контор Стройбанка и Госбанка по финансированию капитальных вложений и других мероприятий за счет средств бюджета.
Отчет об исполнении государственного бюджета союзной республики представляется в Совет Министров союзной республики, а в копии — Министерству финансов СССР. Совет Министров союзной республики рассматривает годовой отчет и представляет его Верховному Совету республики, который в свою очередь рассматривает его на планово-бюджетной комиссии и утверждает.
Годовые отчеты об исполнении союзного бюджета и государственного бюджета СССР составляются по особым, формам. Годовой отчет об исполнении государственного бюджета СССР составляет Министерство финансов СССР на основании годовых отчетов: об исполнении государственных бюджетов союзных республик; об исполнении союзного бюджета и об исполнении бюджета государственного социального страхования.
Годовой отчет об исполнении государственного бюджета СССР Министерство финансов СССР представляет в Совет Министров СССР, а в копии — Госплану СССР и ЦСУ СССР. Совет Министров СССР рассматривает, одобряет отчет и представляет его Верховному Совету СССР. После рассмотрения отчета Планово-бюджетными комиссиями Совета Союза и Совета Национальностей он утверждается Верховным Советом СССР.

Контрольные вопросы
1. Какое значение имеет бухгалтерская отчетность об исполнении бюджета?
2. Какой существует порядок для составления и представления отчетности?
3. На какие виды делится отчетность бюджетных учреждений, состоящих на республиканских бюджетах автономных республик и местных бюджетах?
4. Какую отчетность представляют бюджетные учреждения, состбящие на союзном и республиканских бюджетах союзных республик?
5. Каково содержание месячной, квартальной и годовой отчетности финансовых органов об исполнении республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов, государственных бюджетов союзных республик?