Действие закона стоимости в СССР на данной стадии социалистического развития проявляется в наличии цен в следующих областях социалистической экономики:
а) в сфере обращения потребительских товаров;
б) в сфере оборота сельскохозяйственного сырья между колхозами и государственной промышленностью;
в) в сфере оборота средств производства между государственными предприятиями.
В силу ограничения сферы товарного производства и товарного обращения, а вместе с тем и сферы действия закона стоимости роль закона стоимости в образовании Цен неодинакова в каждой из перечисленных сфер социалистической экономики. В сфере обращения потребительских товаров закон стоимости выступает в качестве регулятора цен товаров (конечно, в известных пределах, о которых будет сказано ниже), причём товарное обращение СССР в условиях существования двух форм социалистической собственности представляет собой два рынка — организованный рынок, на котором обращаются громадные товарные массы, пускаемые государством в товарооборот по устойчивым ценам, и неорганизованный рынок.
Рассмотрим прежде всего, как сказывается регулирующее воздействие закона стоимости на образование цен товаров, обращающихся на организованном рынке (в государственной и кооперативной торговле). Товары, обращающиеся в государственной и кооперативной торговле, продаются по ценам, которые устанавливаются самим государством. Однако государство при этом не может произвольно определять уровень товарных цен.
Уровень цен на товары, обращающиеся в государственной и кооперативной торговле, существенно определяет распределение совокупного общественного продукта и национального дохода между накоплением и потреблением, между долей всего общества и долей, поступающей для личного потребления отдельных членов социалистического общества. Советское государство при определении цен на товары исходит из возмещения издержек общества на их производство, из возмещения их стоимости. Понятно, что при этом речь идёт о возмещении стоимости производства товаров в целом, в пределах всей товарной массы, обращающейся в государственной и кооперативной торговле, или основных товарных групп, а не о точном совпадении цены и стоимости каждого отдельного товара. Как указывалось в начале главы, сама форма цены предполагает возможность количественного несовпадения цены и стоимости отдельного товара. Советское государство учитывает эту особенность формы цены и в необходимых случаях устанавливает цены на товары с отклонением их от стоимостей.
Регулирующее воздействие закона стоимости не может не сказываться определённым образом на ценностных соотношениях между отдельными товарами. В отличие от средств производства, которые непосредственно распределяются между отдельными предприятиями, товары народного потребления приобретаются потребителями (колхозами, населением) в форме свободной купли тех или иных предметов потребления. В силу взаимозаменяемости многих материальных благ покупательный спрос может, в зависимости от соотношения доходов и цен, самым различным образом распределяться между различными группами товаров. Отсюда следует, что, во-первых, цены на товары народного потребления не могут представлять чего-то изолированного друг от друга, а образуют систему цен, связанных между собой известными соотношениями, в основе которых лежит отношение товаров по стоимости, и, во-вторых, установление цен на товары не может производиться без учёта складывающегося на них покупательного спроса.
В результате социалистического обобществления средств производства как в городе, так и в деревне и возникновения на этой базе закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства полностью устранены в пределах организованного рынка стихийные колебания цен, типичные для товарно-капиталистического хозяйства. Присущая последнему анархичность производства проявляется в стихийном, беспорядочном движении рыночных цен, беспрерывно отклоняющихся от стоимостей товаров, не совпадающих с ними или же совпадающих лишь в виде исключения. Закон стоимости прокладывает себе путь сквозь этот беспорядочный хаос товарных цен только как слепо действующий закон средних чисел. Цикличность капиталистического производства находит своё выражение в цикличном движении товарных цен: повышение их — в фазе подъёма, резкое, стремительное, как правило, падение — в фазе кризиса.
В противоположность капитализму одной из характерных особенностей экономики социалистического общества является прямое плановое установление цен на товары, обращающиеся в пределах организованного рынка. Возможность для Советского государства непосредственно устанавливать цены на товары явилась результатом национализации промышленности, транспорта, земли, банков; ликвидации частнокапиталистических элементов в экономике на основе социалистического обобществления средств производства в промышленности и сельском хозяйстве; установления монополии внешней торговли; расширения сферы действия закона планомерного, пропорционального развития.
Товары, производимые на государственных предприяиях, непосредственно поступают в распоряжение Советского государства, как владельца этих лредприятий. Через посредство государственных заготовок, контрактации и закупок, а также в результате применения системы натуральной оплаты за работы, выполняемые МТС, Советское государство сосредоточивает в своих руках также основную часть товарной продукции колхозов. В силу монополии внешней торговли в СССР импортные товары, так же как и товары отечественного производства, поступают в организованный социалистический товарооборот. Таким образом, в распоряжении государства сосредоточиваются огромные массы товаров, представляющие подавляющую часть товарного обращения в стране.
Поскольку основная часть средств производства является непосредственной собственностью Советского государства и применяется в государственных предприятиях и поскольку государство приобретает основную массу товарной продукции колхозов, платёжеспособный спрос рабочих, колхозного крестьянства, интеллигенции определяется в основном денежными доходами, получаемыми от государства (заработная плата рабочих и служащих, доходы крестьян от продажи государству сельскохозяйственных продуктов, пенсии, стипендии и т. д.).
Всё это позволяет государству с учётом объективных законов товарного и денежного обращения устанавливать необходимое соответствие между денежными доходами населения и предложением товаров по государственным ценам. Наконец, определение затрат на государственных предприятиях и установление государственных цен на сельскохозяйственную продукцию, поступающую в распоряжение государства, позволяют осуществлять планирование издержек производства и обращения товаров, направляемых в государственную и кооперативную торговлю, необходимое для установления цен.
Так, в условиях товарного обращения в социалистическом обществе возникает новый тип цены, которого до сих пор не знала история, цены, непосредственно устанавливаемой социалистическим государством,— устойчивой цены, не подверженной стихийным колебаниям.
До сих пор мы говорили о характере цен и условиях, определяющих их образование в пределах организованного рынка — государственной и кооперативной торговли. Однако наличие двух форм социалистической собственности находит своё проявление в настоящее время в существовании помимо государственной и кооперативной торгоши также колхозного рынка. На этом рынке продаётся часть излишков колхозной продукции. Здесь же отдельные колхозники реализуют часть своих натуральных доходов, полученных от обобществлённого хозяйства в порядке распределения продукции по трудодням, а также от личного приусадебного хозяйства. Цены на колхозном рынке не определяются государством, а складываются на основе соглашения между продавцами и покупателями. Отсюда стихийные проявления действия закона стоимости на этом рынке, обнаруживающиеся в стихийных колебаниях цен в зависимости от соотношения спроса и предложения товаров.
Таким образом, наличие двух рынков означает существование в пределах товарного обращения в СССР двух цен, различных по своему характеру и формам образования, и возможность расхождений между этими ценами. Расхождения между государственными ценами и ценами колхозного рынка создают возможность известного стихийного перераспределения доходов населения через колхозный рынок. Эта возможность превращается в действительность в тех случаях, когда в том или ином пункте возникает несоответствие между спросом и предложением по отдельным продовольственным товарам. Вот почему диапазон отклонений цен колхозного рынка от государственных цен на продовольственные товары служит важным косвенным показателем состояния государственной и кооперативной торговли продовольственными товарами в отдельных районах СССР.
Отсутствие прямого планирования цен на товары, обращающиеся в колхозной торговле, не означает, однако, что действие закона стоимости как регулятора цен в этой торговле совершенно ничем не ограничено. Основное и решающее место в товарном обращении занимает государственная и кооперативная торговля. Колхозный рынок выполняет роль дополнительного источника продовольственного снабжения. Поэтому цены, складывающиеся на колхозном рынке, не являются чем-то изолированным, независимым от устойчивых плановых цен, по которым продаётся подавляющая масса товаров, обращающихся в стране. Используя закон стоимости, Советское государство оказывает воздействие на уровень колхозного рынка реализацией имеющихся в распоряжении масс товаров по устойчивым, последовательно снижаемым государственным ценам. Рост производства товаров, образование в распоряжении государства значительных продовольственных резервов, всемерное развитие государственного и кооперативного товарооборота являются теми решающими средствами, при помощи которых государство оказывает влияние на колхозный рынок я складывающиеся на нём цены.
Экономический оборот сельскохозяйственного сырья между колхозами и государственной промышленностью связан с существованием цен, по которым это сырьё сдаётся государству. Что представляют собою эти цены, оказывает ли на эти цены регулирующее воздействие закон стоимости, подобно тому как это имеет место в отношении цен, по которым колхозы продают излишки своей потребительской продукции на колхозном рынке?
Сельскохозяйственное сырьё в отличие от излишков потребительской продукции не продаётся колхозами любому покупателю, а поставляется только государству.
И. В. Сталин указывает, что «воздействие закона стоимости на цену сельскохозяйственного сырья никак не может быть регулирующим. Во-первых, цены у нас на сельскохозяйственное сырьё твёрдые, установленные планом, а не «свободные». Во-вторых, размеры производства сельскохозяйственного сырья определяются не стихией и не какими-либо - случайными элементами, а планом. В-третьих, орудия производства, необходимые для производства сельскохозяйственного сырья, сосредоточены не в руках отдельных лиц, или групп лиц, а в руках государства. Что же остаётся после этого от регулирующей роли закона стоимости? Выходит, что сам закон стоимости регулируется указанными выше фактами, свойственными социалистическому производству».
Но, не являясь регулятором цен, закон стоимости оказывает воздействие на образование цен на сельскохозяйственное сырьё, является одним из факторов этого дела. Оборот сельскохозяйственного сырья между колхозами и государственной промышленностью совершается таким образом, что колхозы уступают государству право собственности на эту часть своей продукции, а государство приобретает право собственности на неё. Цены, по которым колхозы поставляют сырьё, а государственная промышленность его приобретает, определяют денежные доходы колхозов по этой части их продукции, с одной стороны, и размеры издержек, а также накопления государственной промышленности — с другой. Вот почему, определяя цены на сельскохозяйственное сырьё, государство не может поступать произвольно, не считаясь со стоимостью производства продукции отдельных отраслей сельского хозяйства. Оно не может не сопоставлять цены и затраты труда на производство различных видов сельскохозяйственного сырья, производимого в пределах одной и той же сельскохозяйственной зоны, одного и того же вида сырья в различных зонах, а также не учитывать складывающихся ценностных соотношений на сельскохозяйственное сырьё, поставляемое колхозами государству, с одной стороны, и промышленные товары, отпускаемые государственной промышленностью колхозам, — с другой.
Поскольку оборот средств производства внутри страны не связан с действительными отношениями купли-продажи, цены в сфере производства средств производства не выполняют функций распределения общественного продукта и национального дохода между производственными секторами социалистической экономики, а также между накоплением и потреблением. Изменения цен сказываются здесь лишь на отношениях внутри государственного хозяйства (сокращение прибылей у одних отраслей и снижение затрат у других, сокращение отчислений от прибылей в государственный бюджет, с одной стороны, и уменьшение расходов государственного бюджета — с другой), не вызывая перераспределения национального Дохода между фондом накопления и фондом потребления, а также между государственным и колхозным секторами хозяйства. При каждом очередном снижении цен на средства производства в промышленности баланс расчётных отношений между государственным бюджетом и государственным хозяйством обычно сводится и без потерь и без выигрыша для государственного бюджета. Единственным
включением являются потери от снижения цен на конный сельскохозяйственный инвентарь и животноводческое оборудование, отпускаемые колхозам по оптовым пенам с торговой накидкой.
Поскольку решающая часть накоплений социалистического хозяйства сосредоточивается в руках Советского государства и распределяется им в соответствии с потребностями всего общества, масштабы и темпы воспроизводства в отдельных предприятиях и отраслях промышленности не определяются уровнем цен на средства производства. Функция цены на средства производства, если не считать внешней торговли, сводится к роли её в качестве экономического инструмента для калькуляции, для расчётов, для определения доходности и убыточности предприятий, для проверки и контроля предприятий.
Таким образом, закон стоимости не играет роль регулятора при образовании цен на средства производства. Но это не значит, что закон стоимости вообще не имеет никакого отношения к образованию этих цен, что при определении их можно совершенно обойтись без учёта действия закона стоимости. Цены на средства производства потому и могут служить для проверки и контроля предприятий, калькуляции и экономических расчётов, что они устанавливаются не произвольно, а имеют своим объективным основанием затраты прошлого и живого труда, учтённые в денежной, стоимостной форме. Цены на средства производства базируются на издержках государственной промышленности, связанных с производством продукции; при этом в качестве издержек производства выступают не единичные издержки отдельных предприятий, а общественно-необходимые издержки целой отрасли промышленности. Очевидно также, что, хотя вопросы соответствия покупательного спроса и предложения товаров не имеют отношения к образованию цен на средства производства, однако при определении и этих цен не отпадает необходимость в обеспечении правильных ценностных соотношений между различными видами промышленной продукции. Как будет показано далее, необходимость в планировании ценностных соотношений между различными видами средств производства связана с использованием цен в качестве орудия хозяйственного расчёта, в интересах дополнительного стимулирования роста производства и экономии затрат.
Таким образом, новые экономические условия, возникшие в СССР в результате социалистического обобществления средств производства как в городе, так и в деревне, привели к ограничению сферы действия закона стоимости
и к изменению содержания цены, её роли в экономике, а также характера движения цен. Прежде всего, с ограничением сферы действия закона стоимости в социалистическом обществе отпала присущая капитализму всеобщность, универсальность категории цены. Ликвидация системы эксплуатации наёмного труда капиталом повлекла за собой исчезновение категории стоимости и цены рабочей силы. Денежная заработная плата в СССР не выражает отношений купли-продажи рабочей силы. Она представляет выраженную в денежной форме долю занятого в том или ином государственном предприятии или учреждении работника социалистического общества, получаемую им из совокупного общественного фонда личного потребления в соответствии с количеством и качеством затраченного им труда.
В результате национализации земля также перестала быть объектом купли-продажи, а тем самым был положен конец иррациональной чформе цены земли. Оборот основных фондов в пределах государственного хозяйства не связан с товарно-денежными отношениями: передача основных фондов одной хозяйственной организацией другой хозяйственной организации не связана с какими-либо денежными расчётами между ними. В социалистической экономике отсутствуют такие категории, как цена завода, шахты, железной дороги. В СССР существует весьма широкая сфера социально-культурных услуг, оказываемых безвозмездно государством членам социалистического общества. К этой сфере услуг также неприменима категория
цены.
В экономическом обороте подавляющей части общественной продукции закон стоимости уже не является регулятором цен. Так, средства производства, изготовляемые государственными предприятиями, поскольку их никак нельзя подвести под категорию товара, выходят за пределы действия закона стоимости. Цены на средства производства утратили функции, свойственные условиям товарного обращения, и приобрели новые функции, отвечающие потребностям развития общенародной (государственной) формы социалистического производства. Эти потребности развития общенародной (государственной) формы социалистического производства заключаются в необходимости бщественного контроля за деятельностью и издержками отдельных предприятий. Цена и служит той необходимой и целесообразной формой, при помощи которой социалистическое общество может осуществлять этот контроль в условиях, когда непосредственное измерение затрат труда рабочим временем является невозможным.
Использование цены для проверки и контроля работы предприятия находит своё проявление в том, что масштабы производственной деятельности отдельных предприятий измеряются косвенным путём, как денежные доходы от произведённой продукции по установленным государственным ценам. Затраты предприятий на изготовление продукции также калькулируются на основе действующих государственных цен на вещественные элементы производства. Поскольку оценка результатов хозяйственной деятельности предприятия, определяющая материальное стимулирование предприятия и его работников, осуществляется на основе сопоставления денежных доходов и денежных расходов предприятия, создаётся возможность использования цен в качестве дополнительного стимула роста производства и экономии затрат.
В результате социалистического обобществления средств производства как в городе, так и в деревне закон стоимости утратил также своё значение в качестве регулятора цен на сельскохозяйственное сырьё, хотя и является одним из факторов их образования. Поскольку оборот сельскохозяйственного сырья между колхозами и государственной промышленностью связан с распределением общественного продукта и национального дохода между производственными секторами социалистического общества, заготовительные цены на сельскохозяйственное сырьё существенно определяют доходы колхозов и колхозников, с одной стороны, и накопления государственной промышленности — с другой. В силу этого заготовительные цены выступают в качестве важного стимула расширения производства сельскохозяйственного сырья в соответствии с государственными планами роста урожайности и продуктивности в сельскохозяйственном производстве.
В сфере товарного обращения закон стоимости сохраняет роль регулятора цен. Но так как это регулирующее воздействие закона стоимости существенно ограничено социалистическим обобществлением средств производства и плановым ведением хозяйства, то при социализме не существует «свободной» игры цен и на потребительские товары, обращающиеся на организованном рынке.
Плановое установление цен на потребительские товары превращает систему розничных цен наряду с системой заработной платы в инструмент планового распределения созданного национального дохода страны на накопление и потребление, а также совокупного фонда потребления между рабочим классом, крестьянством и интеллигенцией.
Соотношение между ценами на услуги и на товары, приобретаемые рабочим классом и интеллигенцией, и денежной оплатой их труда определяет уровень реальной заработной платы. Соотношение цен на товары государственной промышленности, с одной стороны, и заготовительных и закупочных цен на сельскохозяйственные продукты— с другой, является наряду с натуральными доходами важным показателем уровня реальных доходов колхозного крестьянства.
Уровень розничных цен самым непосредственным образом связан с покупательной силой рубля и ёмкостью внутреннего рынка. Чем ниже уровень цен, тем выше покупательная сила рубля, тем больше платёжеспособный спрос на товары, тем больше ёмкость внутреннего рынка. То обстоятельство, что наши предприятия не могут обойтись без учёта действия закона стоимости, без использования формы стоимости, делает необходимым широкое использование в практике народнохозяйственного планирования наряду с натуральными показателями стоимостных (ценностных) показателей, имеющих в своей основе систему действующих цен. При помощи ценностных измерителей определяются: масштабы, темпы развития, а также структура общественного производства; объёмы и темпы роста валовой и товарной продукции отраслей народного хозяйства; соотношение между производством средств производства и производством предметов потребления; пропорции в развитии смежных и взаимосвязанных отраслей производства. Все синтетические проблемы народнохозяйственного плана — планирование совокупного общественного продукта, планирование национального дохода и его распределение на накопление и потребление, планирование капитальных работ, планирование издержек производства и обращения, планирование товарооборота, финансовая программа плана — связаны с использованием ценностных измерителей.
Для данной стадии развития Советского государства владение законом стоимости, умение учитывать его требования в хозяйственной деятельности, умение осуществлять правильную политику цен являются одной из важнейших задач нашей хозяйственной практики. Поэтому изучение существующей системы цен, её всемерное улучшение и умелое применение являются неотложным делом наших хозяйственных и плановых кадров.