Планирование себестоимости как исходный момент определения цены
Как мы указывали выше, возмещение издержек предприятий по производству продукции является первым, элементарным условием воспроизводства. Себестоимость является базой цены. Определение государственных цен на средства производства начинается поэтому с планирования их себестоимости.
Говоря об определении цен, мы имеем в виду:
а) определение общего уровня цен на продукцию данной отрасли;
б) определение цен на отдельные виды изделий.
В первом случае предполагается планирование уровня себестоимости продукции отрасли в целом, во втором — калькулирование себестоимости отдельных видов изделий. Каждый сколько-нибудь массовый пересмотр цен обязательно включает оба эти момента.
В том случае, когда в основу определения цен принимается себестоимость периода, на который уже утверждён план, все расчёты, связанные с разработкой проекта цен, исходят из этого утверждённого плана.
Если же на период, принятый в качестве исходного для определения себестоимости, план не утверждён, определение цен включает составление плановых расчётов по себестоимости так называемой товарной продукции отрасли. Составление таких расчётов начинается с разработки плана по затратам на производство. Этот план включает следующие элементы затрат: 1) затраты на сырьё, материалы, полуфабрикаты и готовые комплектующие изделия; 2) затраты на топливо, электрическую и тепловую энергию; 3) заработная плата и начисления на неё; 4) амортизационные отчисления; 5) износ быстроизнашивающихся и малоценных инструментов и инвентаря; 6) прочие денежные расходы.
Установленная таким образом сумма затрат на производство не может быть, однако, непосредственно использована для определения общего уровня цен на продукцию данной отрасли. Прежде всего не все издержки, предусмотренные этим планом, действительно связаны с производством того круга продукции, на который устанавливаются цены.
Известно, что отдельные звенья промышленного предприятия могут попутно с основной своей деятельностью выполнять работы, не имеющие отношения к выполнению производственной программы. Так, силами производственных цехов предприятия может осуществляться капитальный ремонт зданий и сооружений. Связанные с этим затраты возмещаются из особого, самостоятельного источника доли амортизационных отчислений, направляемой на капитальный ремонт. Транспортный цех предприятия, состоящий на общезаводском балансе, может оказывать услуги непромышленным звеньям данного предприятия или другим предприятиям. Стоимость этих услуг не включается в валовую продукцию предприятия и возмещается из особых доходных источников. Конструкторские бюро и лаборатории предприятия могут выполнять работы, не овеществлённые в готовых изделиях (работы по проектированию и конструированию, опытные работы, лабораторные анализы, производимые в порядке оказания услуг другим предприятиям и организациям, и т. д.). Расходы, связанные с оказанием всех этих услуг, поскольку они не воплощаются в созданной предприятием промышленной продукции (так называемые услуги, не входящие в валовую продукцию), должны быть вычтены из состава затрат на производство. После вычета из суммы затрат на производство стоимости услуг, не входящих в валовую продукцию, мы получаем величину фабрично-заводской себестоимости валовой продукции.
Но для целей ценообразования этот показатель не является ещё достаточным. Когда говорят об источнике доходов предприятия или отрасли промышленности, то всегда имеют в виду реализацию товарной продукции, т. е. такой продукции, которая может быть продана по установленным ценам. Между тем в состав валовой продукции помимо товарной продукции включаются элементы незавершённого производства. Для того чтобы процесс производства осуществлялся непрерывно, предприятие должно постоянно иметь задел полуфабрикатов, деталей, сборочных узлов, словом — поддерживать на известном уровне незавершённое производство.
Расходы, связанные с изготовлением в плановом периоде элементов незавершённого производства, необходимо вычесть из общей суммы фабрично-заводской себестоимости валовой продукции, поскольку эти расходы не связаны с созданием товарной продукции в данном плановом периоде. Вместе с тем часть товарной продукции будет создана в плановом периоде из задела незавершённого производства, изготовленного в отчётном периоде. Очевидно, себестоимость задела незавершённого производства, созданного в отчётном периоде и затраченного на изготовление товарной продукции в плановом периоде, должна быть присоединена к фабрично-заводской себестоимости валовой продукции. Следовательно, для перехода от себестоимости валовой продукции к себестоимости товарной продукции необходимо в объём валовой продукции по фабрично-заводской себестоимости внести поправку на изменение незавершённого производства к концу планового года по сравнению с началом года: прирост незавершённого производства, оценённый по себестоимости, вычесть, а убыль незавершённого производства прибавить.
Освоение производства новых изделий обычно связано со значительными затратами на его подготовку: конструирование изделий, разработку технологических процессов, изготовление опытных экземпляров изделия и т. д. Затраты, связанные с освоением новых изделий, возмещаются на протяжении срока до 2 лет с момента выпуска первой партии продукции, распределяясь равномерно в соответствии с выпуском готовых изделий. Таким образом, затраты и их возмещение, как и во всех других случаях, когда речь идёт о так называемых «расходах будущих периодов», не совпадают во времени. Затраты по освоению, произведённые в данном плановом периоде, если они не возмещаются на протяжении этого периода, исключаются из фабрично-заводской себестоимости. В свою очередь затраты по освоению, произведённые в прошлом периоде, но отнесённые на товарную продукцию данного планового периода, должны быть прибавлены к объёму валовой продукции по фабрично-заводской себестоимости.
Таким образом, для перехода от себестоимости валовой продукции к себестоимости товарной продукции необходимо также учесть сальдо расходов по освоению: если сумма затрат по освоению в плановом периоде больше, чем возмещение этих затрат, то разность вычитается из себестоимости валовой продукции; если сумма возмещения больше, чем сумма затрат, то разность присоединяется к себестоимости валовой продукции.
В результате произведённых уточнений определяется фабрично-заводская себестоимость товарной продукции. Для исчисления полной себестоимости товарной продукции нужно прибавить внепроизводственные расходы предприятий, связанные со сбытом продукции.
В общем виде схема расчёта полной себестоимости товарной продукции может быть представлена следующим образом:
1. Затраты на сырьё, материалы, полуфабрикаты и готовые изделия, комплектующие продукцию.
2. Затраты на топливо, электрическую и тепловую энергию.
3. Заработная плата и начисления на неё.
4. Амортизационные отчисления.
5. Износ быстроизнашивающихся и малоценных инструментов и инвентаря.
6. Прочие денежные расходы.
Итого затрат на производство.
7. Услуги, не входящие в валовую продукцию (вычитаются).
Итого фабрично-заводская себестоимость валовой продукции.
8. Прирост (убыль) незавершённого производства, остатков штампов, моделей, инструментов собственного изготовления.
9. Сальдо издержек по освоению производства новых видов продукции.
10. Внепроизводственные расходы.
Итого полная себестоимость товарной продукции.
Разность между товарной продукцией в оптовых ценах предприятий и по себестоимости определяет сумму прибыли.
Сумма прибыли, отнесённая к полной себестоимости товарной продукции, определяет уровень рентабельности продукции отрасли. Эти же расчёты могут быть произведены в разрезе главных управлений и важнейших предприятий, входящих в состав соответствующих министерств, что позволит ещё более точно определить направление и масштабы изменения цен.
Однако пересмотр цен предполагает не только определение общего направления и масштабов изменения цен, но и установление цен на отдельные изделия. Проведение этой работы требует, чтобы сводные экономические расчёты по отрасли в целом были дополнены калькулированием себестоимости отдельных изделий.
Калькулирование себестоимости отдельного изделия имеет свои особенности по сравнению с планированием себестоимости всей товарной продукции предприятия или отрасли в целом.
В плане предприятия или отрасли, как было сказано выше, общая сумма затрат на производство диференцируется в соответствии с основными факторами процесса труда: орудия труда (амортизация), предмет труда (затраты сырья, материалов, топлива), аам труд (заработная плата). Единственной комплексной статьёй затрат, не разлагаемой на первичные экономические элементы, являются прочие денежные расходы по оплате услуг, связанных с управлением производством.
Иначе обстоит дело, когда речь идёт об определении затрат на единицу продукции. Все затраты предприятия в этом случае распределяются по своему экономическому назначению на две группы: 1) затраты, непосредственно овеществляющиеся в том или ином отдельном изделии; 2) затраты, связанные с обеспечением всего процесса производства в целом. Такая группировка затрат определяется самым характером организации процесса производства в современной индустрии, и она не может быть отменена той или иной системой калькулирования. Поэтому в калькуляции единицы продукции в отличие от сметы затрат всего предприятия или отрасли большое место занимают комплексные статьи затрат. При этом размер затрат, входящих в комплексные статьи, может быть определён для каждого отдельного изделия только косвенным, условным путём.
Особенности экономики отдельных отраслей промышленности находят своё отражение в номенклатуре статей затрат, применяемой при калькулировании себестоимости продукции.
Так, типовая номенклатура статей калькуляции в отраслях машиностроения имеет следующий вид:
1. Сырьё и основные материалы.
2. Вспомогательные материалы, используемые в производстве определённых изделий.
3. Полуфабрикаты, комплектующие изделия и услуги кооперированных предприятий.
4. Отходы (стоимость реализуемых отходов, вычитаемая из суммы перечисленных выше материальных затрат).
5. Топливо на технологические цели.
6. Энергия на технологические цели.
7. Заработная плата производственная (основная).
8. Заработная плата дополнительная.
9. Отчисления на социальное страхование.
10. Расходы по содержанию и обслуживанию оборудования и рабочих мест.
11. Цеховые расходы.
12. Общепроизводственные (общезаводские) расходы.
13. Расходы по подготовке и освоению производства новых видов продукции.
14. Износ инструментов, штампов и приспособлений целевого назначения.
15. Специальные расходы.
16. Потери от брака (в отчётной калькуляции).
Все эти элементы затрат дают в итоге фабрично-заводскую себестоимость. Прибавляя к ней внепроизводственные расходы, получаем полную себестоимость продукции.
По характеру возмещения затраты, перечисленные в калькуляции, могут быть объединены в следующие группы:
а) Затраты, которые не только могут быть непосредственно отнесены на себестоимость определённого вида продукции, но даже на данную партию или единицу изделий. К ним относятся затраты, предусмотренные следующими статьями калькуляции: сырьё и основные материалы; вспомогательные материалы, используемые в производстве определённых изделий; полуфабрикаты, комплектующие изделия и услуги кооперированных предприятий; отходы; топливо на технологические цели; энергия на технологические цели; основная производственная заработная плата; специальные расходы, кроме части затрат по специальным испытаниям, производимым в выборочном порядке; потери от брака продукции (в части внутреннего брака).
б) Затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на себестоимость определённого вида продукции, но не на себестоимость данной партии или единицы изделия. К ним относятся затраты, предусмотренные следующими статьями калькуляции: расходы по подготовке и освоению новых видов продукции; износ инструментов, штампов и приспособлений целевого назначения; потери от брака продукции (в части внешнего брака).
в) Затраты, которые не могут быть отнесены на себестоимость определённого вида продукции, поскольку они имеют отношение к обслуживанию и управлению процессом производства в целом. К ним относятся затраты, предусмотренные следующими статьями калькуляции: заработная плата дополнительная; отчисления на социальное страхование; расходы по содержанию и обслуживанию оборудования и рабочих мест, в том числе затраты вспомогательных материалов, не связанные с изготовлением определённых изделий; цеховые расходы; общепроизводственные расходы; внепроизводственные расходы.
Очевидно, в вопросе о порядке возмещения первой группы затрат не существует никаких неясностей. Несколько сложнее обстоит дело со второй группой затрат. Поскольку эти затраты не могут быть непосредственно отнесены на себестоимость данной партии или единицы изделия, должен быть обеспечен определённый порядок распределения затрат между отдельными изделиями данного вида продукции. Установление этого порядка не связано с решением каких-либо сложных методологических вопросов.
Основное требование, которое должно быть предъявлено к такому регламентируемому министерством порядку, заключается в том, что он должен обеспечить равномерность распределения затрат между изделиями и исключить возможность искусственного регулирования предприятием уровня себестоимости путём произвольного погашения затрат во времени.
Что касается третьей группы затрат, то вопрос о порядке их распределения между отдельными видами продукции представляет собою одну из наиболее сложных проблем калькулирования себестоимости продукции. Исходным для решения этой проблемы следует принять экономическое назначение соответствующего вида затрат — установление того, с какой стороной процесса производства или обращения они по преимуществу связаны. С учётом этой методологической предпосылки комплексные затраты, перечисленные нами в третьей группе, могут быть распределены между отдельными изделиями:
а) пропорционально основной производственной заработной плате (дополнительная заработная плата; отчисление на социальное страхование; цеховые расходы; общепроизводственные расходы), исходя из того, что решающая часть затрат, включаемых в эти расходы, нормируется пропорционально численности производственных рабочих или фонду их заработной платы (численность ИТР и младшего обслуживающего персонала, расходы по охране труда и др.);
б) пропорционально времени работы оборудования (расходы по содержанию и обслуживанию оборудования и рабочих мест);
в) пропорционально объёму продукции по фабрично-заводской себестоимости (внепроизводственные расходы).
Определение уровня себестоимости продукции начинается с составления отчётной калькуляции изделия. Однако составление отчётной калькуляции следует рассматривать только как средство, при помощи которого можно правильно определить плановую себестоимость.
Отчётные калькуляции одних и тех же изделий, производящихся на разных предприятиях, помогают выявить передовые условия производства, на которые следует ориентировать все предприятия данной отрасли промышленности.
Для того чтобы отчётные калькуляции одного и того же изделия, производимого на разных предприятиях, а также плановые и отчётные калькуляции могли быть сравнимы друг с другом и из анализа их могли быть сделаны достоверные выводы, необходимо соблюдение следующих двух условий: 1) полная сопоставимость продукции; 2) полное соответствие применяемой методики калькулирования.
Элементарное предварительное условие, которое должно быть соблюдено при анализе калькуляций, заключается в проверке сопоставимости продукции по следующим признакам: ОСТ или техническое условие, по которым выпускается изделие, комплектация изделия, сортность.
Очевидно, калькуляции на одну и ту же машину делаются несопоставимыми, если в одном случае в себестоимость изделия, например, включена стоимость мотора, а в другом случае эта стоимость не включена, или же, если в одном случае калькуляция составлена в расчёте на средний сорт, а в другом случае — на первый сорт. Во всех случаях выявления такой несопоставимости продукции необходимо внести поправки в калькуляции, приведя их в сопоставимый вид. Несопоставимость калькуляций на одно и то же изделие может возникнуть при применении различной методики калькулирования. Например, если на одном предприятии затраты на полуфабрикаты собственного производства распределяются по соответствующим статьям калькуляции (сырьё, заработная плата, цеховые и общезаводские расходы), а на другом предприятии эти затраты выделяются в виде комплексной статьи, то сравнение отдельных статей калькуляций, составленных на этих двух предприятиях, делается практически невозможным. Поэтому крайне важным является обеспечение единства в методике калькулирования себестоимости продукции на всех предприятиях данной отрасли промышленности.
Оптовая цена в промышленности строится на базе отраслевой себестоимости, отражающей общественно-необходимые условия воспроизводства товаров данной отрасли промышленности. Означает ли это, что под отраслевой себестоимостью следует понимать просто среднюю взвешенную себестоимость, фактически сложившуюся в данной отрасли? Понятно, нет. Построенная таким образом оптовая цена утратила бы своё прогрессивное значение, так как она ориентировалась бы не на технический прогресс в данной отрасли промышленности, не на её будущее, а на уже достигнутое, на прошлое этой отрасли. Вот почему в определении цен необходимо исходить из такой отраслевой себестоимости, котопая ориентируется на прогрессивную технологию, на прогрессивные методы производства, уже освоенные передовыми предприятиями и могущие быть распространёнными на подавляющую часть предприятий данной отрасли.
Отсюда следует, что определение цен предполагает выявление прогрессивных тенденций в экономике и технике каждой данной отрасли промышленности и ориентацию на них, выявление резервов снижения себестоимости продукции. Задача определения отраслевой себестоимости как базы для построения цены требует конкретного анализа издержек на предприятиях, производящих данный вид продукции. Прежде всего при калькулировании оптовой цены может оказаться, что распределение заказов на производство данного вида продукции произведено нерационально, что к его выпуску привлечены предприятия, не имеющие для этого необходимого технического оснащения. Могут ли повышенные издержки на таких предприятиях участвовать в образовании отраслевой себестоимости? Очевидно, нет, так как такие издержки не могут быть признаны по существу общественно-необходимыми. Они представляют собой потери для общества, потери труда и материальных ресурсов.
Далее, в составе предприятий, выпускающих продукцию, могут оказаться такие, которые впервые приступили к освоению производства изделий. В издержках производства таких предприятий найдут отражение временные обстоятельства периода освоения продукции, а именно: а) повышенный расход сырья вследствие ещё неполного освоения технологического процесса; б) отклонения от проектных норм трудоёмкости, вызывающие относительно высокий расход заработной платы; в) большие потери от брака, связанные с происходящим освоением технологического процесса.
Повышенные издержки таких предприятий не характеризуют действительно необходимого уровня издержек. Построенная на базе такой себестоимости оптовая цена не отражала бы правильно условия производства данного вида продукции, привела бы к необоснованно высоким прибылям и стала бы тормозом на пути усовершенствования производства. Таким образом, при определении постоянной цены, рассчитанной на ряд лет, повышенные издержки предприятий, впервые осваивающих данный вид продукции, не должны, как нам представляется, включаться в отраслевую себестоимость.
Переходим к характеристике основных статей калькуляции себестоимости продукции.
«Затраты на сырьё, основные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия» определяются в основном следующими факторами: а) нормами расхода, б) применяемыми ценами, в) величиной транспортных и заготовительных расходов.
Состав комплектующих изделий определяется на основе спецификации, утверждаемой при проектировании изделий и точно соответствующей предусмотренной в стандарте комплектации готовой продукции.
Расход сырья, основных материалов и полуфабрикатов определяется на основе утверждённых расходных норм. Норма расхода сырья, материалов в конечном счёте зависит от дв,ух величин: от так называемого чистового веса изделий (количество сырья, материала в готовом изделии) и от потерь при обработке. Отсюда следует, что резервы экономии материальных затрат заключаются, во-первых, в уменьшении «материалоёмкости» изделий путём выбора наиболее экономичных в этом отношении конструкций и, во-вторых, в сокращении потерь сырья, материалов в процессе их обработки. Опыт передовиков машиностроительной промышленности показывает многообразие путей решения этих задач. Так, Уральский завод тяжёлого машиностроения добился существенного сокращения материальных затрат в производстве прокатных станов путём выбора весьма экономичных заготовок. Завод «Красное Сормово» избрал в качестве основного средства экономии материальных затрат при производстве судов максимальную унификацию деталей и сборочных узлов, позволившую организовать крупносерийное их производство с минимальными потерями металлов при обработке деталей. Коломенский паровозостроительный завод выявил большие возможности для экономии материальных затрат в рациональном раскрое проката чёрных металлов. Очевидно, при разработке расходных норм необходимо учесть всё то новое, что выдвигается творческой инициативой работников передовых предприятий в их борьбе за экономию материальных затрат. Расходные нормы, устанавливаемые по отдельным изделиям, должны точно соответствовать утверждённому технологическому процессу. Сохранившаяся в предприятиях отдельных отраслей промышленности практика учёта при составлении плановых калькуляций по всем изделиям дополнительных материальных затрат на возможные отклонения от технологического процесса должна быть отвергнута как неправильная и -вредная, поскольку, во-первых, она поощряет излишнее расходование сырья и материалов, не вызываемое технологией производства, и, во-вторых, легализует нарушения технологической дисциплины.
Возможности экономии в затратах на сырьё, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия за счёт фактора цен заключаются прежде всего в наиболее рациональном выборе с точки зрения соотношения цен потребляемых сырья, материалов, топлива. В каждом прейскуранте предусматриваются доплаты за поставку продукции по особым требованиям заказчиков, вызывающим отклонения от нормальных технических условий производства. Вместе с тем соотношения между ценами на различные взаимозаменяемые группы продукции строятся таким образом, что они, как правило, поощряют использование массовых видов продукции, производство которых организовано в размерах, обеспечивающих полностью потребности народного хозяйства, и ограничивают спрос на дефицитные виды продукции.
Рациональный выбор сырья и материалов, обеспечивающий наиболее экономичные условия производства продукции, может, таким образом, стать существенным фактором экономии материальных затрат и снижения на этой основе себестоимости продукции. Это будет экономия не только для отдельных предприятий, применяющих данные виды сырья и материалов, но и реальная экономия для всего народного хозяйства, поскольку она отражает более эффективное использование материальных ресурсов.
К числу факторов экономии на материальных затратах следует также отнести повышение выручки от реализации отходов. Стоимость сырья и материалов в калькуляции определяется за вычетом выручки от реализации отходов. Задача промышленности заключается не только в снижении до минимума отходов от производства, но и в наиболее экономичном использовании образующихся отходов. Поэтому при составлении плановой калькуляции важно такое определение цен на реализуемые отходы, которое ориентировало бы предприятия на сбор и наиболее рациональное использование отходов. По тем отходам, по которым утверждены прейскуранты, выручка определяется по прейскурантным ценам, установленным на отсортированные и приведённые в «ликвидный» вид отходы. По остальным отходам выручка определяется по ценам возможной реализации.
Снижение затрат на сырьё и другие вещественные элементы оборотных производственных фондов может быть обеспечено также за счёт прямого снижения цен. Поскольку вопрос о влиянии на себестоимость промышленной продукции массового изменения цен в народном хозяйстве будет рассмотрен в дальнейшем особо, в связи с методикой построения ценностного баланса, здесь мы коснёмся лишь учёта при калькулировании себестоимости отдельных изделий так называемых текущих изменений цен. Речь идёт в первую очередь о затратах на вновь освоенные виды сырья, материалов, комплектующих изделий, по которым цены устанавливаются на известный период по соглашению сторон. Снижение временных договорных цен, уменьшая затраты предприятий, потребляющих вновь освоенные виды сырья, материалов и комплектующих изделий, вместе с тем активно воздействует на издержки предприятий, впервые осваивающих выпуск данной продукции, побуждая их к сокращению сроков освоения и связанных с ним потерь. Поэтому контроль за ценами поставщикоаи учёт возможностей их снижения при состав-
лении плановых калькуляций имеют большое прогрессивное значение.
По своему экономическому содержанию заготовительные расходы промышленности могут быть подразделены на следующие основные группы затрат: 1) собственно заготовительные расходы, 2) издержки транспорта, 3) издержки хранения. К собственно заготовительным расходам относятся затраты по покупке предприятиями или специальными заготовительными (снабженческими) организациями сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива и т. д. Эти издержки включают расходы по содержанию заготовительного (снабженческого) аппарата, по документообороту, а также по учёту заготовительных операций. К издержкам транспорта относятся затраты по доставке сырья, материалов и т. д. на склады промышленных предприятий. В издержки хранения включаются все расходы по образованию и поддержанию в необходимых размерах материальных запасов, обеспечивающих бесперебойную работу промышленных предприятий.
Важным резервом экономии в расходах промышленности по заготовке сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий является сокращение излишних звеньев снабженческого аппарата промышленности. При исчислении суммы заготовительных расходов в плановой калькуляции следует исходить из транзитного завоза как главной и преобладающей формы заготовок предприятием необходимых ему сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий. Получение сырья и материалов через сбытовые или снабженческие базы промышленности должно учитываться лишь при заготовках в размерах ниже установленных транзитных норм, с тем, однако, чтобы в этих случаях возмещались дополнительные расходы только одного звена сбытовой или снабженческой организации. Таким образом, плановая калькуляция должна исходить из рационального продвижения товаров, исключающего многозвенность сбытового и снабженческого аппарата промышленности.
Экономия на транспортных расходах, занимающих решающее место во всех заготовительных расходах промышленности, предполагает прежде всего сокращение Дальности перевозок сырья (материалов, топлива и т. д.) от поставщика к потребителю. Плановая калькуляция, поскольку она является базой для определения оптовой цены, не может ориентироваться на фактически сложившиеся условия транспортировки сырья и материалов, в которых, естественно, находят отражение имеющиеся недостатки в работе снабженческого и сбытового аппарата промышленности, а также в организации грузовых перевозок различными видами транспорта. Дальность транспортировки должна определяться на основе рациональных схем перевозок, утверждённых по отдельным грузам. Величина транспортных расходов помимо дальности перевозок определяется выбором видов транспорта. Соотношение транспортных тарифов, установившееся в результате реформы оптовых цен и тарифов в 1949 г. и последующего их снижения, обеспечивает относительно более низкий уровень затрат при перевозке грузов речным транспортом в параллельных с железнодорожными направлениях.
Это означает, что при прочих равных условиях в перевозках массовых грузов предпочтение должно быть отдано речному транспорту.
На коротких расстояниях целесообразно как с точки зрения рационального использования подвижного состава железных дорог, так и с точки зрения экономии на транспортных расходах потребителей использование для перевозки грузов автомобильного транспорта.
Существующие транспортные тарифы помимо основной платы за тонно-километр перевезённого груза включают в ряде случаев повышенные запретительные тарифы. Значение этих тарифов заключается в том, чтобы экономически заинтересовать грузоотправителей в сокращении перевозок по нерациональным направлениям, а также в наиболее эффективном использовании ими различных видов транспорта. Уплата такого запретительного тарифа приравнена к непроизводительным расходам. Поэтому при исчислении плановой калькуляции в неё не должна включаться уплата повышенных исключительных тарифов. Как нам представляется, эти непроизводительные расходы по перевозке грузов не должны вообще относиться на грузополучателей, поскольку они являются результатом неправильной организации перевозок грузов поставщиками.
На статьи калькуляции «Топливо на технологические цели» и «Энергия на технологические цели» относятся: затраты всех видов топлива и энергии, связанные непосредственно с производством определённых изделий (например, топливо для выработки электроэнергии, электроэнергия, потребляемая в электрохимических производствах, и т. д.).
Затраты топлива и электроэнергии, связанные с обслуживанием работы оборудования, а также рабочих мест, относятся на соответствующую статью калькуляции. Основные факторы снижения расходов по этой статье затрат те же, что и по сырью и материалам.
Затраты по статье «Основная производственная заработная плата», непосредственно относимой на единицу продукции, определяются: величиной рабочего времени, потребного на производство данной продукции; средней тарифной ставкой за час работ; дополнительными приплатами сверх основной заработной платы по тарифной ставке (в тех случаях, когда эти приплаты могут быть непосредственно отнесены на определённое изделие).
Величина рабочего времени, потребного на производство единицы данной продукции, не является чем-то неизменным для всех предприятий данной отрасли. В ней находят непосредственное отражение: уровень технического оснащения отдельных предприятий, квалификационный состав рабочих кадров, организация технологического процесса, управления и производственного обслуживания, рост политической сознательности и производственной активности трудящихся, их отношение к труду и развитие среди них социалистического соревнования. Все эти факторы производительности труда в социалистической промышленности находят своё воплощение в нормах затрат рабочего времени (трудоёмкость изделий). Эти нормы рабочего времени, на основе которых исчисляются затраты заработной платы в плановых калькуляциях, должны быть нормами прогрессивными, ориентироваться на опыт передовых предприятий, цехов, бригад и тем самым стимулировать все предприятия данной отрасли промышленности к экономии затрат по сравнению с уже достигнутым уровнем.
В ряде отраслей промышленности существует практика включения в общий фонд рабочего времени, определённый на основе нормального технологического процесса, дополнительных затрат труда, вызываемых якобы неизбежными отклонениями от технологии и стандартного качества производимых изделий. Такая практика не может быть признана правильной, поскольку она ослабляет значение плановой себестоимости в борьбе за внедрение в народное хозяйство передовой технологии.
Поэтому при определении затрат рабочего времени на производство единицы продукции следует исключать дополнительные затраты рабочего времени, вызываемые нарушениями технологической дисциплины.
Поскольку размер тарифной ставки связан с квалификационным уровнем рабочей силы, занятой на производстве изделия, весьма важна проверка необходимости привлечения к производству данного изделия рабочей силы именно такой квалификации. На отдельных заводах машиностроительной промышленности нередко встречаются факты использования рабочей силы высокой квалификации на производстве сравнительно простой по конструкции продукции и по технологии её изготовления, что приводит к необоснованному завышению затрат на заработную плату. Такого рода излишества должны быть исключены при построении плановой калькуляции.
На статью «Заработная плата дополнительная» относятся все виды дополнительной оплаты рабочих и служащих за непроработанное на производстве (неявочное) время: оплата отпусков, выплата компенсации за неиспользованный отпуск, оплата перерывов в работе кормящих матерей, оплата времени, связанного с выполнением государственных обязанностей. В эту статью включаются также все виды премий и приплат к заработной плате, которые не могут быть непосредственно отнесены на определённое изделие. Эти затраты распределяются между изделиями пропорционально основной производственной заработной плате.
В статью затрат «Отчисления на социальное страхование» включаются отчисления органам социального страхования. Эти отчисления определяются в установленном проценте от сумм основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих и распределяются между изделиями пропорционально затратам основной производственной заработной платы.
Расходы по содержанию и обслуживанию оборудования и рабочих мест включают в себя затраты, связанные с нормальным функционированием производственных фондов предприятия. К этим затратам относятся:
1) заработная плата и начисления на заработную плату рабочих, занятых обслуживанием оборудования;
2) затраты на материалы, расходуемые на содержание производственного оборудования (смазочные материалы, обтирочные материалы, огнеупорные материалы, крепёжные детали и мелкие запасные части и т. д.);
3) расходы по текущему ремонту производственного оборудования;
4) амортизация производственного оборудования и транспортных средств;
5) износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и инвентаря;
6) силовая энергия и вода для производственных нужд.
Назначение всех этих затрат состоит в обеспечении бесперебойной работы предприятия. Экономия на этих расходах достигается главным образом в результате того, что рост производства продукции опережает рост затрат по обслуживанию оборудования, что приводит к систематическому снижению затрат на единицу продукции.
В отличие от затрат на материалы и основную производственную заработную плату расходы, связанные с работой оборудования, не могут прямо относиться на изготовляемые изделия. Они могут распределяться только косвенным путём. Критерием распределения расходов, связанных с работой оборудования, между отдельными изделиями может служить время использования оборудования при производстве того или иного вида продукции и определённые нормативным путём затраты по содержанию и обслуживанию оборудования в единицу времени.
Цеховые и общепроизводственные расходы включают затраты по управлению цехом, предприятием и обслуживанию их деятельности в целом.
К цеховым расходам относятся:
1) заработная плата и управленческие расходы общецехового персонала (инженерно-технических работников, служащих, младшего обслуживающего персонала, вспомогательных рабочих);
2) амортизация, текущий ремонт и содержание основных средств цехов;
3) износ малоценного и быстроизнашивающегося хозяйственного инвентаря;
4) топливо, энергия и вода для отопления, освещения и прочих хозяйственных нужд;
5) расходы по содержанию цеховых лабораторий;
6) расходы тго охране труда, спецодежде и спецпитанию;
7) цеховые расходы по рационализации и изобретательству;
8) разные денежные расходы.
По общепроизводственным (общезаводским) расходам проходят:
1) заработная плата и управленческие расходы аппарата заводоуправления;
2) амортизация, содержание и текущий ремонт общезаводских основных средств;
3) содержание заводских складов;
4) расходы по охране труда общезаводского значения;
5) расходы по набору и подготовке рабочей силы, относимые на себестоимость;
6) расходы предприятия в целом по рационализации, изобретательству и научным исследованиям;
7) содержание конструкторских бюро;
8) проценты за кредит;
9) разные денежные расходы.
В цеховых и общепроизводственных расходах сосредоточивается решающая часть административно-управленческих расходов предприятий. Всемерная экономия на этих расходах имеет большое прогрессивное значение для народного хозяйства, потому что помимо сбережения значительных денежных средств она ведёт к упорядочению управленческого аппарата предприятий и к ликвидации всякого рода излишеств.
Основными факторами экономии на цеховых и общепроизводственных расходах являются следующие:
1. Увеличение объёма производства, не связанное (до известных пределов) с соответствующим увеличением цеховых и общепроизводственных расходов. Например, размеры заработной платы и управленческих расходов аппарата заводоуправления и цехов, амортизация, ремонт и содержание основных средств могут оставаться теми же или же изменяться незначительно при увеличении масштабов производства. В этом смысле принято относить, цеховые и общепроизводственные расходы к непропорциональным расходам, т. е. к расходам, возрастающим не в прямой пропорции к росту объёма производства.
2. Упорядочение управленческого аппарата и его удешевление — таков второй источник сокращения цеховых и общепроизводственных расходов. В этом отношении имеет большое значение ликвидация излишеств в управленческом аппарате, в частности излишнего дробления производственных участков и цехов, ведущего к росту расходов и усложняющего управление производством.
3. Ликвидация непроизводительных расходов, в частности штрафов за невыполнение обязательств по договорам с поставщиками и заказчиками, повышенных затрат за пользование заёмными средствами в результате невыполнения обязательств перед Государственным банком, штрафов за простои вагонов и судов, потерь в результате недостач и порчи продукции, материалов и т. д.
Расходы по подготовке и освоению новых видов продукции включают в себя затраты, связанные с проектированием и конструированием нового изделия, разработкой технологического процесса его изготовления, проектированием и конструированием инструментальной оснастки, разработкой и документальным оформлением расходных нормативов, перепланировкой, перестановкой и наладкой оборудования, испытаниями материалов, полуфабрикатов, инструментов и приспособлений для производства нового изделия, а также с изготовлением опытного образца нового изделия.
Погашение этих расходов производится, как сказано выше, в течение срока до 2 лет с момента перехода на серийный или массовый выпуск новых изделий путём равномерного отнесения соответствующей суммы на каждое изготовленное изделие.
При определении расходов по подготовке и освоению новых видов продукции, относимых на единицу изделия, должны быть учтены возможности существенной экономии по этой статье затрат за счёт рационального использования уже имеющегося опыта в освоении таких же или аналогичных изделий на других предприятиях. Так как затраты по подготовке и освоению производства новых видов продукции, относимые на единицу изделия, обратно пропорциональны общему количеству изделий, подлежащих изготовлению в период возмещения этих затрат, крайне важно правильно определить объём продукции, изготовляемой на протяжении всего этого периода. Особенно большое значение это имеет при калькулировании себестоимости изделий, подвергающихся быстрой модернизации. Неточное определение масштабов производства за первые два года выпуска изделий в одном случае может приводить к завышению рентабельности, а в другом случае — к необоснованным убыткам в результате неполного списания затрат по подготовке и освоению новых видов продукции.
По статье «Износ инструментов, штампов, моделей и приспособлений целевого назначения» отражается погашение стоимости инструментов, специально предназначенных для использования в производстве отдельных типов изделий. Погашение стоимости износа инструментов, штампов, моделей и приспособлений целевого назначения производится обычно по специальному сметному расчёту, с учётом стоимости набора инструментов и сроков их службы.
Возможности экономии по этой статье затрат заключаются, во-первых, в снижении затрат по изготовлению инструментов, штампов, моделей и приспособлений; во-вторых, в улучшении их качества и в связи с этим в увеличении сроков службы; в-третьих, в использовании остатков инструментальной оснастки, предназначавшихся ранее для изготовления изделий, снятых в настоящее время с производства.
По статье «Специальные расходы» в серийном и массовом производстве показываются затраты, связанные с изготовлением изделий по отдельному заказу (затраты по документальной подготовке, стоимость моделей, штампов и приспособлений, затраты по монтажу и испытаниям). Вместе с тем на эту статью калькуляции относятся затраты по специальным испытаниям изделий серийного и массового производства.
Поскольку затраты по специальным испытаниям имеют в себестоимости отдельных изделий довольно значительный удельный вес, необходимо обеспечить строгое нормирование этих затрат по согласованию с аппаратом заказчиков, ведающих приёмом и контролем качества готовых изделий. Из плановой калькуляции должны быть исключены испытания, вводимые поставщиками сверх установленных нормативов, в связи с неудовлетворительным состоянием межоперационного внутризаводского контроля за качеством.
К внепроизводственным расходам относятся затраты предприятия по сбыту продукции. Величина этих затрат непосредственно связана с условиями поставки продукции. Меньше всего эти расходы в отраслях промышленности, сдающих свою продукцию на месте её производства (например, у кирпичных заводов, отпускающих продукцию франко-склад завода). Наиболее высоки эти затраты у предприятий, обязанных доставлять свою продукцию до места нахождения потребителя. Основными источниками экономии на внепроизводственных расходах являются:
а) сокращение затрат по транспортировке продукции путём более рационального её продвижения от поставщиков к потребителям;
б) экономия на расходах по погрузке и разгрузке продукции путём механизации погрузочно-разгрузочных работ;
в) экономия на расходах по автомобильному и гужевому транспорту за счёт ликвидации простоев и более полного использования транспортных средств;
г) уменьшение затрат по хранению путём своевременной отгрузки изготовленной продукции.