Планирование уровня оптовых цен и ценностных отношений
Из того, что было сказано выше о структуре оптовых цен на средства производства, следует, что они определяются в конечном счёте себестоимостью и прибылью. Следовательно, для перехода от себестоимости к оптовой цене необходимо учесть образование прибыли.
В отличие от товаров массового потребления средства производства, в подавляющей своей массе, потребляются в пределах государственного хозяйства. Здесь нет места для товарного обмена, средства производства не отчуждаются, право собственности на них не уступается. Поэтому от оптовых цен на средства производства не требуется, чтобы они возмещали полные издержки общества, связанные с их производством. Величина денежных накоплений, реализуемая в оптовых ценах на средства производства, ограничивается минимумом прибыли, необходимым для обеспечения нормальной деятельности отрасли промышленности в условиях хозяйственного расчёта.
Выше, во второй главе настоящей работы, мы указывали на условия, определяющие величину прибыли в отдельных отраслях промышленности. При этом отмечалось, что для нормального развития отрасли в условиях хозяйственного расчёта достаточно, чтобы собственные источники накопления обеспечивали возможность прироста собственных оборотных средств на действующих предприятиях, известное долевое участие в финансировании капитальных работ и образовании оборотных средств на новых, вводимых в эксплуатацию предприятиях. Расчёты, произведённые применительно к условиям 1950 г., показывают, что уже при рентабельности в размере от 1,5 до 3% обеспечивается за счёт собственных накоплений весь прирост собственных оборотных средств основных отраслей промышленности (включая и образование оборотных средств на новых предприятиях).
Означает ли это, однако, что, после того как исчислен процент прибыли, который можно считать в среднем нормальным для данной отрасли промышленности, вся дальнейшая работа по построению оптовых цен сведётся к тому, чтобы механически присоединить эту прибыль к установленной ранее себестоимости продукции? Такое представление было бы до крайности упрощённым. На самом деле построение оптовых цен есть дело куда более сложное. Цены отдельных видов продукции не представляют собой чего-то изолированного друг от друга. В своей совокупности они составляют единую систему цен, отражающую в денежной форме все взаимодействия и связи, существующие между отраслями народного хозяйства в процессе расширенного социалистического воспроизводства. Вот почему нельзя правильно решить вопрос о цене отдельного изделия вне связи данной отдельной цены со всей системой цен.
Прежде всего, в процессе расширенного воспроизводства отдельные отрасли промышленности могут выступать как последовательные фазы единого процесса производства, например: добыча руды, плавка чугуна, плавка стали, производство проката, производство метизов. Цены на продукцию, производимую в каждом из этих производств, должны обеспечивать возмещение издержек и минимальную прибыль. Это означает, что цена чугуна должна находиться в определённом соотношении с ценой стали, цена стали — с ценой проката, цена проката — с ценой метизов. Игнорирование этих связей, реально существующих в металлургическом производстве, и механическое построение цен на отдельные виды продукции применительно к сложившейся их себестоимости без учёта действующих цен на другие виды продукции могли бы привести к заведомому искажению цен. Могло бы, например, оказаться, что цена товарного чугуна сравняется с ценой стальных слитков, цена стальных слитков -с ценой рельсов. Цены на минеральные удобрения должны находиться в определённом соотношении с ценами на сельскохозяйственные продукты: прирост доходов от внесения удобрений должен превышать затраты на эти цели и т. д.
При определении оптовых цен необходимо, однако, учитывать и соотношения более сложных порядков. Речь идёт о ценностных соотношениях между различными видами продукции, которые могут быть замещены друг другом в процессе потребления. Возможность выбора в известных пределах того или иного вида продукции, возникающая в таком случае для потребителя, делает крайне актуальной задачу активного использования цен в интересах проведения хозяйственной политики Советского государства.
Рассмотрим конкретно, в каких формах могут быть использованы оптовые цены в интересах стимулирования рационального использования материальных ресурсов.
1. Соотношение цен на цветные металлы и заменяющие их чёрные металлы. При установлении цен на цветные металлы учитывается необходимость стимулирования замены их чёрными металлами или сплавами с меньшим содержанием дефицитных цветных металлов. С этой целью сознательно предусматривается более высокий уровень рентабельности по цветным металлам, чем по чёрным металлам.
2. Соотношение цен на взаимозаменяемые виды чёрных металлов. Для одних и тех же производственных или строительных целей могут быть применены различные марки чёрных металлов. Например, в производстве металлоконструкций могут быть использованы рядовой прокат и низколегированные стали, в производстве шарикоподшипников могут быть использованы листовая сталь и трубы и т. д. Ввиду возможности одновременного использования для одних и тех же целей различных видов и марок чёрных металлов необходимо обеспечить при построении оптовых цен проведение определённой хозяйственной линии, рассчитанной на поощрение потребления одних видов и марок чёрных металлов и на ограничение других. Например, цены на низколегированные стали устанавливаются выше цен на рядовые стали, однако на таком уровне, который поощряет внедрение в народное хозяйство низколегированных сталей, отличающихся повышенной прочностью.
3. Соотношение цен на дальнепривозные и местные виды топлива. Сокращение дальности перевозок каменноугольного топлива представляет вопрос большого народнохозяйственного значения, так как при транспортировке топлива на большие расстояния значительная часть его сжигается в топках локомотивов. Отсюда следует необходимость всемерно стимулировать потребление местного топлива. Серьёзным препятствием к решению этой задачи служит относительно высокая себестоимость местных углей (в переводе на условное топливо) ввиду их высокой зольности. Поэтому приходится в ряде случаев итти на установление оптовых цен на местные угли ниже их себестоимости, возмещая возникающие в связи с этим убытки угольной промышленности за счёт более высоких цен на дальнепривозные угли. Этим же целям служит установление льготных тарифов на перевозку местного топлива в зоне рационального его потребления.
4. Соотношение цен на твёрдое, жидкое и газообразное топливо. Определение цен на твёрдое и жидкое топливо на уровне их себестоимости, без учёта ценностных соотношений между различными видами топлива привело бы к поощрению расходования высококачественного нефтетоплива, добыча которого относительно дешевле, чем каменного угля. Так как это противоречило бы общегосударственным интересам, требующим всемерной экономии нефтетошшва, то при определении оптовых цен на нефтепродукты в яих был включён налог с оборота, что привело к более высокому уровню цен на нефть и продукты её переработки в сравнении с другими видами топлива.
В свою очередь в целях рационального использования ресурсов высококалорийного природного газа цены на газ устанавливаются применительно к ценам на жидкое горючее.
5. Соотношение цен на дальнепривозные и местные виды лесной продукции. В отличие от каменноугольного топлива рациональное использование ресурсов древесины предполагает всемерное поощрение заготовок лесопродук-ции в относительно отдалённых лесоизбыточных районах при одновременном ограничении местных заготовок древесины в лесопотребляющих районах. Решение этой задачи требует, чтобы затраты на древесину, заготовляемую в лесоизбыточных районах, включая расходы по её перевозкам в лесопотребляющие районы, не превышали цен на древесину местных заготовок в месте их потребления. Избыток цены на местную древесину по сравнению с её себестоимостью плюс нормальная прибыль поступает в доход государственного бюджета в форме попённой платы и частично в порядке отчислений от прибылей.
6. Соотношение цен на различные виды строительных материалов. Одним из важных вопросов, решаемых при построении оптовых цен, является установление правильных соотношений между различными видами строительных материалов: кирпич и древесина, кровельное железо и черепица, бетон и железные конструкции. Механическое равнение на себестоимость каждого отдельного вида строительных материалов без учёта ценностных соотношений между ними может привести к тому, что цены вступят в противоречие с интересами рационального потребления материальных ресурсов. Например, может оказаться более выгодным применять железные конструкции там, где целесообразно применение железобетона, кровельное железо вместо черепицы, деловую древесину вместо кирпича и т. д.
7. Соотношение цен на сырьё и отходы производства. В ряде отраслей промышленности наряду с полнокачественным сырьём применяются отходы производства, лом. Так, при производстве стали в шихту идёт и полноценный чугун и чугунный лом. Естественно, что между ценами на полнокачественное сырьё и ценами на отходы производства и лом должно быть определённое соотношение, при котором обеспечивалось бы наиболее рациональное использование сырьевых ресурсов. Цены на отходы производства предприятий союзной и союзно-республиканской промышленности, передаваемые для промышленного использования предприятиям местной промышленности, определяются в пределах до 70% стоимости полноценного сырья.
8. Соотношение цен на различные типы машин и механизмов. Между ценами на различные типы машин и механизмов также необходимо определённое соотношение. Например, существуют грузовые автомобили грузоподъёмностью в 1,5; 3; 5; 7 т. Каким должно быть соотношение цен между этими автомашинами различной грузоподъёмности? Если цены автомашин будут возрастать прямо пропорционально их грузоподъёмности, то для многих потребителей станет выгодным приобретение машин малой мощности, так как использование машин большой грузоподъёмности требует создания широкого фронта работ, что возможно обеспечить не во всех случаях; к тому же здесь потребуются большие первоначальные вложения. Такое построение цен будет неправильным и с точки зрения экономики производства: издержки производства автомашин возрастают не в прямой пропорции к увеличению их грузоподъёмности. Следовательно, цены на автомашины должны быть определены таким образом, чтобы цена автомашин в переводе на тонну грузоподъёмности последовательно снижалась по мере увеличения грузоподъёмности.
Весьма важно правильное определение цен на новые, впервые осваиваемые машины. Нередко встречается такая практика, когда министерства устанавливают временные цены на новые машины исходя из себестоимости первого периода их освоения, не учитывая соотношения этих цен с ценами аналогичных старых машин. В результате затраты заказчиков на приобретение новых типов машин возрастают в большей мере, чем экономия от замены ранее применяемых типов машин. Такой узкокоммерческий подход к определению цен на новые машины затрудняет внедрение новых машин в народное хозяйство и, искусственно ограничивая масштабы производства этих машин, препятствует снижению затрат на их изготовление. Цены на новые машины должны устанавливаться с обязательным учётом интересов стимулирования быстрейшего внедрения их в народное хозяйство.
9. Соотношение цен на новые машины и ремонт действующего парка машин. Цены на ремонт действующего парка машин и запасные части к ним должны устанавливаться в строгом соотношении с существующими ценами на новые машины. Только при этом условии можно обеспечить стимулирование сбережения и ремонта действующего парка машин. В практике ценообразования установилось соотношение между ценой новой машины и ценой комплекта запасных частей и сборочных узлов к ней, как 1:1. Это соотношение означает, что цена комплекта деталей, из которых состоит готовая машина, не должна превышать цены готовой машины. При этом (условии для предприятия делается выгодным производить замену деталей и ремонт машины до полного её физического износа.
До сих пор мы говорили об учёте при установлении оптовых цен правильных соотношений этих цен на различные виды промышленной продукции. Сейчас мы намерены остановиться на другой стороне проблемы ценообразования — на использовании цен в интересах укрепления стимулов роста производства и улучшения качества продукции.
Правильно построенная система цен должна обеспечить:
1) единство цен на одинаковую продукцию, так как только в этом случае цена может выполнить свою функцию единой меры издержек производства и объёма созданной продукции;
2) безубыточную и рентабельную работу основной массы предприятий в каждой отрасли промышленности как важнейшее условие хозяйственного расчёта;
3) планирование рентабельности различных видов продукции, производимых предприятиями данной отрасли промышленности, с учётом интересов улучшения ассортимента и качества продукции.
Здесь мы встречаемся с одной из наиболее сложных проблем ценообразования: как обеспечить в условиях существующих различий в уровне себестоимости продукции между предприятиями единство оптовых цен на одинаковую продукцию и одновременно рентабельную работу предприятий каждой данной отрасли промышленности?
Прежде всего нужно установить, что следует понимать под единством цен. Означает ли этот принцип единства цен обязательное во всех случаях установление одинаковых цен для всех районов Советского Союза, без учёта особенностей в экономике производства и реализации продукции? Означает ли это, например, что цена на древесину должна быть одинаковой, например, в Донбассе, где отсутствуют заготовки древесины, и в Карело-Финской ССР, являющейся одним из основных районов лесозаготовок?
Такое «единство» цен означало бы, что цены оторвались от издержек производства продукции. Пр>и таком построении цен оказалось бы, например, одинаково целесообразным размещение деревообрабатывающих предприятий в пунктах заготовки древесины и в безлесных районах. Очевидно, что единство цен вовсе не исключает, а даже предполагает установление диференцированных поясных цен на продукцию в тех случаях, когда условия её производства и транспортировки в разных экономических районах существенно отличаются друг от друга.
Установление поясных цен решает задачу единства оптовых цен для всех предприятий, расположенных в данном пункте производства, и одновременно позволяет учесть районные (поясные) различия в уровне себестоимости продукции. Однако различия между предприятиями в уровне себестоимости одинаковой продукции не могут быть сведены только к поясным различиям. В ряде случаев предприятия, находящиеся в одном и том же экономическом районе, имеют различную себестоимость одной и той же продукции. Причины, вызывающие такие существенные различия в себестоимости одинаковой продукции на разных предприятиях, могут быть сведены к следующим:
1) влияние природных и транспортных факторов: размещение предприятий по отношению к источникам сырья и топлива, а также районам потребления; мощность сырьевой и топливно-энергетической базы и связанные с этим масштабы производства; качество сырья и топлива, создающее для отдельных предприятий в своём роде «монопольные» условия более высокой производительности труда и пониженных издержек производства;
2) различия между предприятиями в уровне их технического оснащения;
3) различия между предприятиями в степени (стадии) освоения новых видов продукции;
4) различия в затратах на сырьё;
5) недостатки в планировании и организации производства:
а) недостатки в планировании производственной программы предприятий, сводящиеся к тому, что министерства в отдельных случаях размещают заказы между предприятиями без должного учёта их специализации и технической
подготовки;
б) недостатки в организации межзаводской кооперации предприятий-смежников;
в) недостатки хозяйствования на том или ином предприятии, приводящие к тому, что зачастую предприятия, рядом расположенные и находящиеся примерно в равных условиях, всё же имеют разные издержки на единицу одной и той же продукции.
Возникает вопрос: каким образом в практике ценообразования могут быть учтены эти различия в себестоимости продукции на отдельных предприятиях или, иначе, каким образом могут быть при единстве цен на одинаковую продукцию устранены резкие колебания уровней рентабельности по предприятиям и группам продукции в пределах каждой данной отрасли промышленности?
Прежде всего, поскольку оптовые цены выступают как критерий общественно-необходимых затрат на производство товаров, эти цены не могут учитывать повышенных издержек, связанных с недостатками хозяйствования на отдельных предприятиях. Эти повышенные издержки не могут участвовать в образовании отраслевой плановой себестоимости, на базе которой определяются оптовые цены. Предприятия, допускающие такие излишние издержки, приводящие к потерям для социалистического общества, естественно, должны иметь убытки.
Оптовые цены не мопут также ориентироваться на повышенные издержки, возникающие у отдельных предприятий в результате недостаточно рационального планирования их производственной программы, размещения министерствами заказов между предприятиями без должного учёта их специализации.
Аналогично, видимо, должен решаться вопрос об учёте повышенных издержек отдельных предприятий, связанных с неправильной организацией — в известных случаях межзаводского кооперирования, приводящей к необоснованному удорожанию полуфабрикатов и комплектующих изделий для предприятий, выпускающих конечную продукцию. Эти повышенные издержки не должны находить отражения в оптовых ценах.
Таким образом, мы приходим к выводу, что при определении оптовых цен не могут учитываться различия в себестоимости продукции, вызываемые недостатками в планировании и организации производства. Иначе, однако, должен решаться вопрос об учёте в ценообразовании таких факторов, как влияние природных и транспортных условий, различия в уровне технического оснащения предприятий, в степени освоения новых видов продукции, в ценах .на сырьё. Эти факторы не зависят непосредственно от предприятия или отрасли промышленности и поэтому не могут быть игнорированы при установлении цен без существенного нарушения интересов хозяйственного расчёта.
В тех случаях, когда отклонения себестоимости продукции на отдельных предприятиях от (уровня отраслевой себестоимости сравнительно невелики, безубыточность и рентабельность основной части предприятий может быть обеспечена путём некоторого повышения среднего уровня рентабельности всей отрасли. Например, при разработке проектов оптовых цен и тарифов, введённых в действие с 1 января 1949 г., оказалось, что при повышении прибыли с 5 до 8% можно обеспечить рентабельность всех электроэнергетических систем.
При более значительных отклонениях себестоимости продукции на отдельных предприятиях от уровня отраслевой себестоимости в ряде случаев оказывается необходимым проведение мер, направленных:
а) к уравнению затрат на производство для различных предприятий, по которым действуют единые цены;
б) к перераспределению накоплений внутри отрасли промышленности.
Так, различия в себестоимости продукции, вызываемые неодинаковыми затратами на сырьё, образующимися у разных предприятий, могут иметь место в случаях, когда:
а) дальность перевозки сырья, а тем самым и величина транспортных расходов не одинаковы на различных предприятиях;
б) существует различный порядок калькулирования затрат на сырьё в зависимости от того, получается ли оно со стороны или изготовляется на данном предприятии.
В направлении уравнения транспортных расходов для всех предприятий, находящихся в одном и том же пункте производства, действует система оптовых цен франко-вагон станция назначения. Применение этой системы цен в отраслях промышленности, отличающихся высоким удельным весом транспортных расходов в себестоимости продукции, может устранить резкие разрывы между уровнями рентабельности на различных предприятиях.
Что касается различий в себестоимости продукции, возникающих в результате разной оценки материалов и полуфабрикатов собственного производства и получаемых со стороны, то этот вопрос может быть решён путём перехода к оценке материалов и полуфабрикатов, независимо от источников их получения, по единым оптовым ценам.
Нужно сказать, что в ряде отраслей промышленности недостатки в калькулировании себестоимости продукции продолжают ещё иметь место.
Так, например, затраты на чёрные металлы на предприятиях машиностроительной промышленности, не имеющих металлургических цехов, определяются по единым оптовым ценам. На заводах же, имеющих собственную металлургическую базу, эти же металлы включаются в калькуляции по заводской себестоимости. Так как масштабы и степень специализации производства чёрных металлов в металлургических цехах машиностроительных заводов существенно отличны от масштабов и степени специализации на заводах чёрной металлургии, то себестоимость продукции этих цехов, как правило, превышает оптовые цены, предусмотренные единым прейскурантом на чёрные металлы.
В результате себестоимость машиностроительной продукции заводов, имеющих собственную металлургическую базу, за этот счёт значительно завышается. Это обстоятельство ставит их в неравное положение с другими машиностроительными предприятиями, искажает финансовые результаты их хозяйственной деятельности и ослабляет стимулы к развитию «малой металлургии».
В настоящее время, видимо, наступил момент, для того чтобы ввести в промышленности единую практику калькулирования затрат основных видов сырья и полуфабрикатов, по которым существуют утверждённые правительством СССР единые оптовые пены. Эти виды сырья и полуфабрикатов должны калькулироваться всеми предприятиями по единым государственным ценам.
В отраслях машиностроения при определении цен оказывается необходимым учесть различия в себестоимости одинаковой продукции на отдельных предприятиях, связанные с освоением новых видов продукции. Обычно в этих отраслях промышленности освоение нового ,вида продукции начинается на одном-двух заводах (так называемые головные заводы), и только после полной конструктивной и технологической отработки изделия оно передаётся для изготовления на заводы-дублёры. Так как затраты по постановке новых производств, а также стоимость износа специальных приспособлений и инструмента распределяются равномерно между изделиями, выпускаемыми на протяжении определённого периода, то себестоимость продукции отдельных предприятий существенно зависит от того, на какой стадии освоения нового изделия находится то или иное предприятие и в каких масштабах осуществляется серийный выпуск изделий. Головной завод, выпускающий изделие в серийном порядке более двух лет, не будет уже иметь в своей отчётной калькуляции расходов по постановке новых производств, затраты же по специальным приспособлениям и инструментам составят у него относительно небольшую сумму на единицу продукции, так как первоначальные издержки на эти цели уже возмещены, а текущие затраты по возобновлению специальной оснастки распределяются между большим количеством выпускаемых изделий. Иное дело, когда речь идёт о заводе-дублёре, только что приступившем к выпуску новой продукции. Здесь повышенные затраты, связанные с освоением новой продукции, распределяются между небольшим числом выпускаемых изделий, что приводит к резкому повышению себестоимости единицы изделия.
Такие различия в себестоимости продукции отдельных предприятий являются неизбежными, поскольку они определяются современным уровнем развития техники, в частности существующими условиями освоения новых видов продукции. Как объективно неизбежные издержки общественного производства, они должны быть возмещены. Практика ценообразования выдвинула следующие две формы возмещения диференцированных издержек предприятий по освоению новых видов продукции.
Во-первых, в некоторых ограниченных случаях проектируется установление временно (на период освоения) повышенных цен по отдельным группам предприятий, впервые приступающих к выпуску новой продукции. Эти исключения допускаются в случаях, когда: а) речь идёт о конечных изделиях, не направляющихся для дальнейшей переработки или укомплектования продукции; б) изделия поступают одному и тому же заказчику; в) оплата изделий производится в централизованном порядке за счёт государственного бюджета. Такая практика применяется в некоторых отраслях машиностроения, где по предприятиям, впервые осваивающим тот или иной вид продукции, устанавливается временная надбавка к оптовым ценам.
Второй путь заключается в том, что при установлении единых цен на одинаковую продукцию обеспечивается возмещение в централизованном порядке затрат предприятий, связанных с освоением новых видов изделий. Так, в 1945 г. был установлен порядок, которым предусмотрено, что при организации на новом заводе производства изделия, ранее освоенного на другом предприятии, на этот новый завод распространяется оптовая цена, установленная для предприятия, первоначально освоившего выпуск данного изделия. При этом разница между плановой себестоимостью изделия на новом предприятии плюс 3% рентабельности и единой оптовой ценой должна была возмещаться в порядке целевого финансирования из государственного бюджета. Этот порядок исходил из существования системы государственных дотаций тяжёлой промышленности и потому не отвечает новым условиям работы промышленности. Однако сам принцип централизованного возмещения дополнительных издержек предприятий, связанных с освоением новых видов продукции, сохраняет своё значение и в настоящее время.
После изложенного нам остаётся рассмотреть вопрос о влиянии на уровень рентабельности продукции отдельных предприятий различий в их техническом оснащении, а также в природных и транспортных условиях производства. Этот вопрос имеет особо важное значение для современной практики ценообразования. И то обстоятельство, что он рассматривается нами последним по счёту, объясняется исключительно методическими соображениями.
Необходимо с самого начала оговориться, что, когда мы говорим об учёте в ценообразовании различий в техническом уровне отдельных групп предприятий, то имеем в виду вовсе не возмещение чрезмерно высоких издержек предприятий, заведомо отставших по своему техническому развитию от нормальных для данной отрасли условий производства. Такие издержки не могут быть возмещены оптовыми ценами, ориентирующимися на общественно-необходимые условия производства. Речь идёт о таких случаях, когда в отдельных отраслях промышленности при единых оптовых ценах, определённых на базе средней для данной отрасли себестоимости продукции, в число убыточных попадают даже вполне современные в техническом отношении предприятия. Такое положение существует, например, в чёрной металлургии, где на уровень средней себестоимости основных видов продукции оказывают решающее влияние несколько предприятий, являющихся уникальными по масштабам выпуска и техническому уровню производства продукции (Кузнецкий металлургический комбинат, Магнитогорский металлургический комбинат и др.). Исключительно крупные масштабы производства и пониженная стоимость сырья или топлива, в определённой степени связанные с природными факторами (большие запасы высокоценного сырья и топлива), обеспечивают особенно низкий уровень издержек производства на этих предприятиях, что приводит к понижению отраслевой себестоимости продукции ниже того уровня, на котором находятся затраты других предприятий, тоже технически передовых, но работающих в менее выгодных в смысле масштабов производства условиях.
В условиях, когда для части предприятий в силу непосредственного или косвенного влияния особо благоприятных природных и транспортных факторов создаётся резко пониженный уровень затрат на производство, возникают два возможных метода построения цен.
1. Оптовая цена определяется на основе отраслевой себестоимости, в образовании которой не участвуют предприятия с исключительно благоприятными условиями производства. Следовательно, отраслевая себестоимость выражает в данном случае не средние, а более худшие, чем в среднем, условия производства. Отраслевая себестоимость, «а базе которой образуется единая цена, превышает действительные затраты на производство этой продукции. Здесь заключена материальная основа извлечения предприятиями, работающими в более благоприятных условиях, добавочной (диференциальной) прибыли. Эта диференциальная прибыль направляется в государственный бюджет в своеобразной форме рентных платежей.
Такой метод построения цен принят в лесозаготовительной промышленности. Особенность этой отрасли состоит, в частности, в том, что заготовку древесины осуществляют лесозаготовительные организации, подчинённые самым различным министерствам, центральным и местным учреждениям. Здесь не существует также единой централизованной сбытовой организации. В силу этого отсутствует возможность возмещения издержек всех лесозаготовительных организаций путём централизованного перераспределения накопления.
В лесозаготовительной промышленности с 1949 г. введена система взимания попённой платы за древесину, диференцированной с учётом различия в природных и транспортных условиях лесозаготовителей. Эта попённая плата является одним из элементов, образующих оптовые цены на древесину.
Попённая плата, уплачиваемая лесозаготовителями, диференцирована по лесоэксплуатационным зонам и породам древесины, а также с учётом расстояния.
Необходимо отметить, что такой метод построения цен не получил распространения в добывающей промышленности СССР. Это объясняется интересами снижения цен на продукцию добывающих отраслей тяжёлой индустрии, поставляющих основные виды промышленного сырья. Наличие в большинстве добывающих отраслей тяжёлой промышленности возможности централизованного перераспределения накоплений (сосредоточение управления подавляющим числом предприятий отрасли в одном министерстве; реализация всей продукции отрасли через единый централизованный сбыт) создаёт условия, позволяющие обеспечить возмещение издержек предприятий добывающей промышленности, не прибегая при этом к повышению уровня цен.
2. Оптовая цена определяется на основе средней отраслевой себестоимости продукции всех предприятий данной отрасли промышленности. В этом случае становятся убыточными даже предприятия, достигшие уровня отраслевой себестоимости продукции, образуемой без (участия предприятий с особенно благоприятными условиями производства. Здесь целесообразно использование в интересах перераспределения накоплений внутри соответствующих отраслей промышленности метода так называемых расчётных цен. Сущность этого метода заключается в том, что наряду с едиными оптовыми ценами промышленности, по которым производится отпуск продукции потребителям, устанавливаются особые диференцированные цены для расчётов между отраслевыми сбытами и отдельными группами предприятий. Типичным в этом отношении может быть признано построение цен в нефтяной промышленности. В этой отрасли промышленности в пределах средних цен по объединениям установлены диференцированные цены по трестам. Главнефтесбыт отпускает продукцию потребителям по поясным оптовым ценам франко-вагон станция назначения, а рассчитывается с предприятиями нефтяной промышленности по трестовским ценам. Тем самым обеспечивается рентабельность по каждому тресну. Применение расчётных цен не может быть рекомендовано в качестве универсальной меры в силу следующих соображений.
В отличие от единых (в том числе поясных) оптовых, цен, построенных на базе отраслевой себестоимости продукции в пределах всей отрасли промышленности или данного экономического района и потому являющихся в этих пределах едиными для всех поставщиков и потребителей, расчётные цены имеют своим основанием единичную себестоимость отдельных предприятий и потому могут быть различными для разных поставщиков в одном и том же районе производства. Эта характеристика остаётся в силе и в том случае, если путём группировки предприятий с примерно одинаковым уровнем себестоимости продукции устанавливаются групповые расчётные цены.
Введение расчётных цен, таким образом, означает, что наряду с единой общественной мерой,. находящей своё выражение в государственных оптовых ценах промышленности, появляется единичная, индивидуальная мера. При этом результаты работы предприятия измеряются не единой общественной мерой, а единичной мерой. Это может приводить к ослаблению планово-регулирующей роли оптовой цены.
Отсюда следует, что применение расчётных цен может считаться обоснованным лишь в тех случаях, когда существующие разрывы между уровнями рентабельности производства одной и той же продукции на разных предприятиях не могут быть устранены путём уравнения затрат на производство, а также теми или иными мерами упорядочения действующих оптовых цен промышленности. Такое положение может существовать, в частности, в отраслях добывающей промышленности, где уровень себестоимости существенно обусловливается влиянием природных факторов. При этом базой применяемых расчётных, цен должны быть действующие оптовые цены предприятий. Это означает, что:
а) применение так называемых расчётных цен мыслится в виде надбавок или скидок к действующим оптовым: ценам предприятий;
б) эти надбавки (скидки) должны быть достаточно стабильными и меняться, как правило, с изменением базы, на которой они построены, т. е. оптовых цен предприятий;
в) надбавки (скидки) применяются для целой группы предприятий, близких по уровню плановой себестоимости;
г) применение надбавок (скидок) не должно вести к искажению ценностных соотношений, предусмотренных действующими оптовыми ценами.
Использование оптовых цен в интересах стимулирования роста производства и (улучшения качества продукции предполагает такое построение цен, при котором каждое предприятие соответствующей отрасли промышленности было бы одинаково заинтересовано в выполнении плана по всему ассортименту продукции. Это означает необходимость исключить резкие разрывы в уровне рентабельности между различными группами продукции, выпуск которых предусмотрен планом. Вместе с тем целесообразно стимулирование несколько повышенным размером рентабельности дефицитных видов продукции, отличающихся большой трудоёмкостью или требующих для своего выпуска значительных первоначальных затрат. Также целесообразно в необходимых случаях установление пониженной рентабельности или даже убыточных цен по изделиям, которые в силу устарелости конструкции и неэкономичности их в изготовлении и эксплуатации должны быть сняты с производства и заменены другими, более совершенными видами продукции.
При установлении посортных цен на один и тот же вид продукции должно быть обеспечено поощрение — более высоким размером прибыли — выпуска продукции повышенного качества и ограничение производства изделий пониженной сортности.