Увязка цен различных отраслей промышленности. Баланс изменения цен
До сих пор, говоря о себестоимости продукции как базе планирования оптовых цен, мы ограничивались рассмотрением только таких факторов, определяющих себестоимость продукции, которые непосредственно зависят от качества работы данной отрасли промышленности. Сейчас мы должны дополнительно включить ещё один фактор, существенно влияющий на уровень оптовых цен, — это взаимное влияние на себестоимость продукции в народном хозяйстве изменений цен на средства производства.
Между отраслями народного хозяйства существует неразрывная связь, одни отрасли народного хозяйства потребляют продукцию других отраслей. Поэтому изменение цен на средства производства, производимые одними отраслями промышленности, вызывает изменение затрат на производство в других отраслях. Это обстоятельство является важным дополнительным фактором снижения себестоимости продукции, а следовательно, и оптовых цен. Насколько велико значение этого фактора, можно судить по тому, что при снижении оптовых цен на продукцию тяжёлой промышленности с 1 января 1950 т. на каждые 100 рублей снижения оптовых цен за счёт сокращения в каждой отрасли промышленности собственных затрат на производство приходилось примерно 115 руб. дополнительного снижения вследствие влияния удешевления продукции одной отрасли на себестоимость других отраслей, потребляющих эту продукцию.
Влияние взаимных удешевлений тем больше, чем более значительны размеры снижения оптовых цен в сырьевых и топливно-энергетических отраслях промышленности, стоимость продукции которых многократно возмещается в затратах большинства отраслей народного хозяйства. В силу этого одним из важных моментов определения размеров снижения оптовых цен является учёт влияний указанных взаимных удешевлений. Всякое изменение оптовых цен в народном хозяйстве отражается на финансовом положении отдельных его отраслей и на их расчётах с государственным бюджетом. Например, если оптовые цены какой-либо отрасли снижаются, то это означает: а) снижение выручки в этой отрасли; б) одновременное снижение затрат и увеличение прибылей в других отраслях, потребляющих продукцию, по которой произошло снижение цен. Вместе с тем изменяются взаимоотношения отдельных отраслей хозяйства с бюджетом по линии отчислений от прибылей и приросту оборотных средств. При этом, поскольку изменения оптовых цен не задевают розничных цен, доходы и расходы государственного бюджета в целом не претерпевают изменений. Изменяется лишь распределение фонда накопления между отраслями хозяйства.
Для того чтобы учесть влияние изменений в оптовых ценах на отдельные отрасли народного хозяйства и их взаимоотношения с государственным бюджетом, при всяком существенном изменении цен строится шахматный баланс изменений цен. Он включает:
1) баланс изменений выручки и затрат народного хозяйства; 2) баланс изменений во взаимоотношениях государственного бюджета и хозяйства.
В балансе выручки и затрат народного хозяйства отражаются: изменение выручки вследствие изменения в ценах продукции отдельных отраслей промышленности, распределение этого изменения между потребителями.
Учёт взаимных влияний изменений цен включает:
а) определение суммы изменений цен (изменение выручки) по отдельным отраслям промышленности;
б) распределение суммы изменений цен по отдельным потребителям.
Трудность в проведении таких расчётов заключается в том, что они не могут быть выполнены в виде однократного акта, а требуют ряда последовательных исчислений, поскольку изменение цен в одной отрасли вызывает соответствующее изменение цен в других смежных отраслях промышленности, которое в свою очередь оказывает влияние на первую отрасль. Например, снижение оптовых цен на уголь позволяет осуществить за этот счёт удешевление тарифов на электроэнергию, но снижение тарифов на электроэнергию вызывает дополнительное снижение цен на уголь; дополнительное же снижение цен на уголь в свою очередь приводит к дополнительному снижению тарифов на электроэнергию.
Ввиду такого сложного взаимодействия отделтных отраслей промышленности между собой необходима известная последовательность в проведении расчётов возможного изменения цен (с учётом взаимных удешевлений). Практика подсказывает следующую последовательность.
Вначале должны быть определены масштабы возможного изменения цен на продукцию отдельных отраслей промышленности без учёта влияния взаимных удешевлений. Далее путём ряда приближающихся вариантов определяются масштабы изменения цен на продукцию сырьевых и топливно-энергетических отраслей промышленности (древесина, топливо, электроэнергия, металлы, бумага, химикаты, резина, строительные материалы) с учётом влияния взаимных удешевлений продукции этих отраслей. После этого таким же образом проектируются размеры изменения цен на продукцию смежных и комплектующих отраслей, обслуживающих машиностроение и металлообрабатывающую промышленность (шарикоподшипники, электроосветительная арматура, моторы, дизели, шасси и т. д.). Наконец, с учётом влияния удешевления сырья и комплектующей продукции определяются цены на продукцию машиностроительной и других отраслей обрабатывающей промышленности.
В интересах точного и достоверного учёта влияния взаимных удешевлений необходимо особое внимание обратить на точное распределение суммы снижения цен на тот или иной вид продукции между различными потребителями. Здесь важно не только обеспечить совпадение в целом суммы снижения выручки по поставщикам с суммой удешевлений по потребителям. Это — элементарное требование, несоблюдение которого может привести к потерям для государственного бюджета. Требуется также, чтобы сумма удешевлений была точно распределена по потребителям. Если это не будет обеспечено, то неизбежны существенные нарушения установленных хозяйственных и финансовых планов: одни отрасли перевыполнят план по себестоимости и прибылям, другие же не выполнят эти планы по независящим от них причинам. Но дело не ограничивается только этим. В результате неправильного распределения удешевлений могут быть допущены ошибки в установлении цен на продукцию отдельных отраслей промышленности: чрезмерно высокие цены в одних случаях, заведомо убыточные цены — в других.
Существующая практика в области разработки цен показывает, что чаще всего ошибки здесь проистекают от того, что при расчёте размеров удешевлений не обеспечивается диференцированный подход к различным потребителям: по соображениям технического удобства отраслевые сбыты, представляющие расчёты удешевлений от снижения оптовых цен на реализуемую ими продукцию, зачастую исчисляют снижение цен путём применения одинаковых для всех потребителей средних групповых коэффициентов, между тем как фактические размеры снижения цен по отдельным видам изделий, входящим в пределы одной и той же группы продукции, обычно существенно различны. Таким образом, для того чтобы не ошибиться в расчётах, необходимо исходить не из средних размеров снижения цен для всех потребителей, а из коэфициентов, индивидуально определённых для каждого потребителя в отдельности, с учётом номенклатуры потребляемой им продукции.
Снижение цен сказывается на всех сторонах деятельности и на всех видах затрат, осуществляемых отраслью промышленности: затраты на производство, капитальные вложения, затраты на капитальный ремонт, издержки непромышленных отраслей хозяйства, расходы административно-управленческого аппарата. Поэтому, после того как по каждому министерству определена общая сумма удешевлений, необходимо её распределить по видам деятельности. Обычно это распределение даётся в следующем разрезе:
1) основная деятельность, в том числе затраты на производство;
2) капитальные работы;
3) капитальный ремонт;
4) прочие отрасли хозяйства.
Однако для определения себестоимости продукции нельзя ограничиться одним распределением затрат по деятельности. На этой стадии расчётов мы имеем возможность получить объём затрат на производство с учетом взаимных удешевлений). Для того чтобы определить уровень цен, этого ещё недостаточно. От затрат на производство необходимо перейти к себестоимости товарной продукции.
Выше мы видели, что для определения полной себестоимости всей товарной продукции необходимо учесть ние следующих факторов: затраты на услуги, не входящие в валовую продукцию; изменение объёма незаверенного производства по себестоимости, а также остатков полуфабрикатов, штампов, моделей и инструментов собственного изготовления; изменение расходов будущих периодов; внепроизводственные расходы. Теперь, когда речь б определении полной себестоимости всей товарной продукции, дело сводится к тому, чтобы распределить сумму удешевлений между указанными элементами затрат.
В соответствии с данными баланса изменений выручки и затрат народного хозяйства должны быть произведены следующие изменения в планах:
а) у поставщиков продукции, по которой произошло снижение цен, должен быть уменьшен объём товарной продукции в оптовых ценах и соответственно сумма прибылей или налога с оборота;
б) у потребителей удешевлённой продукции снизятся затраты на производство, капитальный ремонт и капитальное строительство, а также понизится норматив оборотных средств. Соответственно этому у них должна увеличиться сумма прибылей или налога с оборота.
Все эти изменения должны найти отражение во взаимоотношениях государственного бюджета и отраслей хозяйства: сокращение доходов бюджета по отраслям, где снижены цены; сокращение расходов по отраслям хозяйства и бюджетным организациям, потребляющим данную продукцию.
Баланс изменений во взаимоотношениях государственного бюджета и хозяйства представляется в следующем виде:
А. Потери в результате снижения оптовых цен
1. Сокращение выручки от реализации товарной продукции в оптовых ценах предприятий.
2. Уменьшение массы доходов сбытовых организаций.
3. Удешевление мобилизуемых ресурсов в строительстве.
4. Потери от уценки сверхнормативных остатков непро-кредитованных материальных ценностей.
5. Прочие потери.
Итого.
Б. Экономия и прирост доходов в результате снижения оптовых цен
1. Уменьшение себестоимости товарной продукции промышленности.
2. Сокращение эксплуатационных расходов транспорта.
3. Сокращение издержек торговых, сбытовых и заготовительных организаций.
4. Сокращение объёма финансирования капитальных работ.
5. Удешевление геологоразведочных работ, финансируемых за счёт государственного бюджета.
6. Удешевление капитального ремонта.
7. Удешевление прироста оборотных средств в народном хозяйстве.
8. Удешевление производственных затрат МТС.
9. Удешевление стоимости прироста государственных материальных и продовольственных резервов.
10. Удешевление социально-культурных расходов.
11. Удешевление прочих расходов государственного бюджета.
12. Увеличение налога с оборота по товарам массового потребления (в тех случаях, когда снижение оптовых цен на средства производства не сопровождается снижением розничных цен).
13. Прирост прочих доходов.
Итого.