Государственные розничные цены на товары государственной промышленности
Конечные цены, по которым население и колхозы приобретают товары в государственной и кооперативной розничной торговле, — это государственные розничные цены. Как указывалось уже выше, государственные розничные цены на товары имеют следующую структуру:
а) себестоимость товара,
б) прибыль предприятия,
в) налог с оборота,
г) издержки и прибыль оптовых организаций промышленности (скидка или накидка на покрытие расходов сбыта) в тех случаях, когда оптовый сбыт товаров осуществляется сбытовыми организациями промышленности,
д) издержки обращения и прибыль оптовой и розничной торговли (торговая скидка или накидка).
Розничная цена используется социалистическим государством как один из важнейших рычагов распределения совокупного общественного продукта на накопление и потребление. С движением розничных цен связано повышение уровня реальной заработной платы рабочих и интеллигенции, уровня денежных доходов колхозников.
Соотношение денежных доходов трудящихся и государственных розничных цен выражает пропорции, в которых национальный доход распределяется на накопляемую и потребляемую части.
Изменение розничных цен означает изменение покупательной силы советского рубля. Покупательная сила рубля изменяется в обратном отношении к изменению цен: она повышается при снижении розничных цен.
Покупательная сила рубля связана с движением цен на все товары, обращающиеся в стране, в том числе на колхозном рынке. Поскольку, однако, в руках государственной и кооперативной торговли сосредоточивается подавляющая масса товаров, покупательная сила рубля прежде всего связана с уровнем государственных розничных цен на предметы потребления.
Повышение покупательной силы рубля означает, что при том же объёме денежных доходов население получает от государства большую массу материальных благ. В денежной форме это проявляется в том, что государство теряет часть своих денежных доходов, за счёт чего соответственно выигрывает население.
Так, снижение цен с марта 1950 г. означало потерю доходов для государства в размере не менее 80 млрд. руб. (из расчёта на год) и выигрыш для населения в той же сумме. Снижение цен с 1 марта 1951 г. означало дополнительную потерю доходов государством и соответствующий выигрыш для населения в размере 27,5 млрд. руб. (из расчёта на год). Эти потери государства возмещаются на основе роста массы реализуемых товаров и снижения их себестоимости в результате повышения производительности труда в промышленности.
Розничные цены на товары социалистической промышленности используются Советским государством для активного воздействия на колхозный рынок. Сосредоточение в руках государства подавляющей массы товаров и обращение их в каналах государственной и кооперативной торговли по устойчивым государственным ценам является решающим фактором, определяющим движение цен на колхозном рынке.
Уровень государственных розничных цен в конечном счёте определяется величиной общественных издержек производства товаров, с одной стороны, и устанавливаемыми в плановом порядке отношениями распределения национального дохода на накопляемую и потребляемую части — с другой.
Систематическое снижение издержек производства является прочной экономической основой для последовательного снижения розничных цен при социализме. В этом сказываются преимущества социалистического общественного строя, в котором рост производительности труда, экономия (сокращение) издержек производства являются источником одновременного увеличения накопления в народном хозяйстве и подъёма народного благосостояния.
Сокращение общественных издержек производства находит своё выражение в денежной форме в виде снижения себестоимости производства и издержек обращения товаров, что является одной из решающих предпосылок осуществления советской политики последовательного снижения розничных цен. Без соблюдения этого условия снижение розничных цен неизбежно привело бы к уменьшению масштабов накопления, т. е. к подрыву той экономической базы, опираясь на которую только и можно осуществлять серьёзный длительный подъём производства народного благосостояния.
Снижение уровня пен предполагает обеспечение правильного соотношения между объёмом товарных масс, пускаемых в товарооборот по плановым ценам, и размерами денежных доходов трудящихся. Для снижения цен необходимо такое соотношение между размерами рыночных фондов товаров (т. е. массами товаров, которые могут быть направлены государством в товарооборот) и совокупными денежными доходами трудящихся, при котором рост рыночных фондов в действующих ценах опережает рост денежных доходов.
Важным инструментом, служащим для проверки складывающихся соотношений между объёмом рыночных фондов и совокупными денежными доходами трудящихся, является баланс денежных доходов и расходов населения. Доходная часть этого баланса включает все виды текущих денежных доходов, получаемых трудящимися от государства, в том числе таких доходов, как: а) заработная плата; б) пособия по временной нетрудоспособности; в) доходы от продажи государству сельскохозяйственной продукции, пушнины, рыбы, дичи; г) пенсии и стипендии; д) доходы, выплачиваемые Госстрахом; е) выигрыши по госзаймам и др.
Расходная часть баланса включает все виды текущих денежных расходов и сбережений населения, в том числе: а) расходы по приобретению товаров; б) налоги и обязательные платежи; в) оплату нетоварных услуг (квартирная плата, коммунальные услуги, транспортные расходы, оплата услуг учреждений связи, расходы по здравоохранению, культуре и др.); г) платежи по займам; д) вклады в сберегательные кассы; е) расходы по добровольному страхованию жизни и имущества.
Из анализа структуры баланса денежных доходов и расходов населения следует, что размеры возможного снижения розничных цен на товары в каждый данный момент зависят в решающей степени от трёх факторов: 1) роста денежных доходов населения; 2) масштабов платных нетоварных услуг, предоставляемых населению; 3) роста массы товаров, направляемых государством в организованный товарооборот.
Характерной чертой социалистической экономики является рост денежных доходов трудящихся на основе опережающего этот рост повышения производительности труда. Рост производительности труда систематически и во всех отраслях народного хозяйства должен опережать рост денежных доходов трудящихся. Только при этом условии могут быть обеспечены как интересы социалистического накопления, так и последовательное снижение цен. Весьма важной материальной предпосылкой снижения цен является всемерное увеличение государственных товарных резервов. Производство предметов потребления должно развиваться в размерах, рассчитанных не только на удовлетворение текущего потребительского спроса ори данных ценах, но и на создание крупных товарных резервов, обеспечивающих снижение розничных цен. Нетоварные услуги, оказываемые населению, служат также одним из важных источников удовлетворения потребительского опроса. Всемерное увеличение сферы нетоварных услуг ведёт к улучшению соотношения между денежными доходами и объёмом товарооборота, поскольку оно ослабляет напряжение потребительского спроса на рынке товаров и тем самым облегчает осуществление снижения розничных цен на товары.
Для определения объёма товарных ресурсов, которые могут быть направлены в каналы государственной и кооперативной розничной торговли (рыночные фонды), используется баланс товарных фондов.
Баланс товарных фондов состоит из двух частей: ресурсы и их распределение.
В первой части баланса определяются все товарные ресурсы, в том числе: а) текущее производство; б) запасы товаров в промышленности и в товаропроводящей сети;
в) поступление товаров из государственных резервов;
г) поступление товаров в порядке импорта; д) прочие поступления товаров.
Во второй части баланса указывается распределение товарных ресурсов по направлениям, в том числе: а) образование товарных запасов; б) пополнение государственных резервов; в) промышленная переработка; г) нужды вооружённых сил; д) нужды бюджетных организаций; е) экспорт; ж) рыночные товарные фонды.
Само собой разумеется, что объём рыночных товарных фондов определяется не как просто« остаток, получаемый в результате вычета из общего объёма товарных фондов внерыночного потребления. Наоборот, все другие статьи баланса определяются с учётом необходимости максимального увеличения рыночных фондов.
Баланс товарных фондов и баланс денежных доходов и расходов населения позволяют определить примерные размеры резерва для снижения розничных цен. Резерв для снижения цен исчисляется как разность между объёмом рыночных фондов по действующим ценам и размерами денежных средств, которые могут быть направлены населением на приобретение товаров (т. е. за вычетом оплаты услуг и тому подобных расходов).
Однако для снижения розничных цен необходимо обеспечение не только должного соотношения между размерами товарооборота и совокупными денежными доходами населения. Здесь крайне важен учёт соотношения товарооборота и потребительского спроса по основным ассортиментным группам товаров, притом обязательно в районном разрезе.
Для изучения (потребительского спроса используются:
а) балансы денежных доходов и расходов населения, исчисленные в отдельных краях, областях и республиках;
б) материалы обследования бюджетов трудящихся;
в) данные наблюдения за потребительским спросом в государственной торговой сети;
г) материалы о динамике цен на кооперативном и колхозном рынках в различных центрах и районах СССР.
При этом важно не только изучать положение с потребительским спросом к моменту снижения цен, но и определить, как он сложится в результате этого снижения. Дело в том, что увеличение спроса населения не обязательно соответствует размерам снижения цен на те или иные виды продукции. Например, чем больше снижаются цены на товары повседневного спроса, тем больше увеличивается спрос на дорогостоящие товары, в том числе на изделия длительного пользования. На эти тенденции потребительского спроса обратил внимание т. Микоян в своей речи на собрании избирателей Ереванского — Сталинского избирательного округа 10 марта 1950 г. Сообщив, что во время очередного снижения розничных цен с 1 марта 1950 г. на товары повседневного спроса цены снижены в наибольших размерах, в том числе на хлеб и муку от 20 до 30%, на мясо — от 24 до 35%, на масло животное и маргарин — от 30 до 35%, т. Микоян добавляет:
«Интересно, какие сдвиги и изменения вызвало снижение цен в характере спроса населения и в развитии товарооборота. Еще рано иметь окончательное суждение по этому вопросу, однако за первую неделю со дня снижения цен уже выявились интересные явления в этой области. По данным, поступившим из 60 крупнейших городов, всех сортов хлеба продано в среднем за день всего лишь на 2% больше, чем в феврале. При этом уменьшилась покупка со стороны населения ржаного хлеба и увеличилась покупка и спрос на белый пшеничный хлеб. Таким образом, лишь только часть экономии, полученной населением от снижения цен на хлеб, используется здесь для увеличения потребления белого хлеба, а большая часть экономии направляется на усиленную покупку более ценных продуктов питания, как мясо, колбасные изделия, животные жиры, консервы и другие, а также на усиление покупок таких товаров, как часы, велосипеды, мотоциклы, радиоприемники, патефоны, туалетное мыло.
Эти тенденции являются вполне закономерными и предъявляют нашей промышленности требования больше увеличить производство именно тех товаров, на которые предъявляется наибольший опрос населения после снижения цен, чтобы полностью удовлетворить новый возросший спрос».
Помимо указанных двух факторов, определяющих общий уровень государственных розничных цен в стране, в установлении цен на единичные товары или группы товаров важное значение имеет обеспечение правильных ценностных соотношений между различными группами товаров.
Значение этого фактора покажем та примере определения цены единичного товара. Допустим, на одном из заводов радиоизделий начато производство радиоприёмника; плановая себестоимость радиоприёмника определена в размере 600 руб. Прибыль по аналогичным изделиям на том же заводе составляет 5%, налог с оборота по группе радиоизделий установлен в 20%, наконец, по группе радиотоваров действует скидка на покрытие расходов торгующих организаций в размере 8%.
Используя эти данные, исчислим основные элементы, образующие розничную цену (заранее предупреждаем об условности цифр, приводимых в расчёте). Если оставить на новый тип радиоприёмника тот же уровень прибыли, что и на другие аналогичные изделия, то сумма прибыли на единицу составит 30 руб.
В таком случае оптовая цена предприятия определится следующим образом:
себестоимость радиоприёмника ........ 600 руб.
прибыль .................. 30 »
Оптовая цена предприятия на радиоприёмник 630 руб.
Мы уже знаем, что по группе радиотоваров действует ставка налога с оборота в размере 20%. Налог с оборота исчисляется с полной оптовой цены промышленности (или, что то же самое, с розничной цены за вычетом тортовой скидки), включая и налог с оборота. Следовательно, оптовая цена предприятия составляет часть оптовой цены промышленности, она меньше последней на долю налога с оборота. Зная это, мы легко можем исчислить оптовую цену промышленности на радиоприёмник; она будет равна:
(630/100-20) х 100 = 787 руб. 50 коп
Теперь остаётся только включить в состав цены скидку на покрытие расходов торгующих организаций. Торговая скидка исчисляется в процентах к полной розничной цене, включая и торговую скидку. Поскольку по группе радио
товаров установлена скидка в размере 8%, полная розничная цена радиоприёмника определится в следующем размере 856 руб. (с округлением).
Таким образом, путём калькулирования мы определили цену на новый тип радиоприёмника в размере 856 руб. Однако сможет ли он быть продан по этой цене? Ведь помимо данного типа радиоприёмника, только ещё начатого производством, существуют и другие типы радиоприёмников, на которые уже утверждены розничные цены. В каком отношении находится определённая нами на основе калькуляции розничная цена на данный радиоприёмник с розничными ценами на другие, ранее освоенные типы радиоприёмников?
Посмотрев в прейскурант радиоприёмников, мы убедимся в том, что на новый радиоприёмник нельзя установить цены в 856 руб. В самом деле, на более мощный радиоприёмник действует цена 900 руб. С учётом разницы в мощности, а также в отделке на новый радиоприёмник нельзя установить цены больше 725 — 735 руб. Для того, чтобы снизить цену на радиоприёмник, придётся пойти на следующие меры:
а) на период освоения производства радиоприёмника отказаться от получения по нему прибыли;
б) на это же время, примерно на год, установить по радиоприёмнику льготную ставку налога с оборота, допустим, 10% вместо 20%.
В этом случае оптовая цена предприятия будет равна себестоимости, т. е. в нашем примере — 600 руб. Оптовая цена промышленности составит 666 руб. 67 коп
Розничная цена определится в размере 725 руб. (с округлением).
Таким образом, при определении розничных цен на отдельные товары нельзя не учитывать складывающиеся ценностные соотношения с другими товарами. Планирование денежного накопления в цене (прибыль, налог с оборота) является тем инструментом, при помощи которого обеспечиваются правильные ценностные соотношения. Это отнюдь не означает пассивного приспособления к сложившимся ценностным соотношениям. Планируя цены, государство сознательно определяет ценностные соотношения между отдельными группами товаров в интересах активного воздействия на производство и потребительский спрос. Определяя цены на отдельные группы товаров, государство стимулирует увеличение производства особо необходимых населению товаров, расширение ассортимента и повышение качества производимой продукции.
Через розничную цену государство оказывает активное воздействие на характер и структуру потребительского спроса, стимулирует потребление необходимых товаров и нетоварных услуг, делает более выгодным для потребителей приобретение товаров, изготовленных из заменителей дефицитного сырья или местной продукции взамен дальнепривозной, поощряет ремонт и сбережение дефицитных изделий, организует рациональное потребление сезонной продукции, производство которой не может быть обеспечено равномерно в течение всего года. По крайней мере следующие важнейшие соотношения должны быть надлежащим образом учтены при определении розничных цен на отдельные товары.
1. Соотношение цен между различными разновидностями одного и того же товара. Например, различная ширина или плотность одной и той же ткани, различные виды упаковки, развеса или розлива одного и того же продовольственного товара, различные виды оформления парфюмерных или кондитерских товаров и т. д.
При установлении цен на ткани одного и того же артикула, но различной ширины розничные цены определяются с пересчётом на соответствующую ширину.
Иначе обстоит дело при определении цен на продовольственные товары, отпускаемые в различной упаковке и развесе (розливе). Поскольку при отпуске товара в более крупной таре (упаковке) образуется экономия для промышленности в издержках на упаковке, развесе, розливе, розничные цены увеличиваются в меньшей пропорции, чем увеличивается вес товара. Например, цены на консервы мясные — мясо тушёное — 1-го сорта в I и II поясах увеличиваются в зависимости от веса нетто.
2. Соотношение цен между различными сортами одного и того же товара. Правильное определение ценностных соотношений между сортами крайне важно для стимулирования выпуска высококачественной продукции. Соотношение определяется, как правило, таким образом, что при выпуске продукции низких сортов промышленные предприятия не возмещают даже своих издержек; наоборот, при выпуске продукции высоких сортов предприятия не только возмещают полностью себестоимость, но и обеспечивают достаточную прибыль.
Например, цены на говядину жирную и выше средней упитанности во II поясе изменяются следующим образом по сортам: 1-й сорт — 100% ; 2-й сорт — 80,7% ; 3-й сорт — 62,5%; 4-й сорт —21,7%.
В ряде случаев розничные цены на менее качественные для потребителя продукты устанавливаются с понижением, несмотря на то что по условиям производства их выпуск связан с повышенными затратами. Так, затраты по солёной рыбе значительно превышают затраты по охлаждённой рыбе. Тем не менее цены на солёную рыбу (кроме сельдей) ниже, чем на охлаждённую и мороженую рыбу. Так, на судак отборный крупный и средний розничные цены в зависимости от обработки изменяются следующим образом (цена крепкосолёного судака принята за 1,0): крепкосолёный—1,0; слабо- и среднесолёный — 1,16; охлаждённый и мороженый— 1,25.
3. Соотношение цен на одни и те же виды продукции, реализуемые в различные сезоны года: например, цены на ранние и поздние овощи и плоды, сезонные цены на молоко и яйца. Диференциация цен обеспечивает здесь наиболее рациональное использование сезонных видов продукции.
4. Соотношение цен на взаимозаменяемые группы различных видов товаров, например: на ткани и готовую одежду, «а муку и печёный хлеб, на масло животное и масло растительное, на мясо и рыбу, на хлеб и картофель, на крупу и овощи, на товары из натурального сырья и заменителей, на товары из местных видов сырья и дальнепривозных и т. д.
Поскольку массовый пошив одежды обеспечивает наиболее рациональное, с точки зрения интересов народного хозяйства, использование ресурсов тканей, цены на ткани и готовую одежду, пошитую из них, устанавливаются с таким расчётом, чтобы поощрить потребителей к приобретению готовой одежды.
В интересах экономного использования продовольственных ресурсов устанавливаются относительно пониженные цены на хлеб печёный по сравнению с мукой, на картофель по сравнению с хлебом, на овощи по сравнению с крупой. В целях ограничения потребления водки розничные цены на неё установлены значительно выше, чем на виноградное вино. Цена 1 л водки превышает в настоящее время почти в 2 раза цену 1 л марочного портвейна. Соотношение цен я а промышленные товары обеспечивает более выгодные условия для потребителей при приобретении товаров, произведённых из заменителей дефицитных видов сырья, или продукции, изготовленной из местных видов сырья.
5. Соотношение цен на новые и реставрированные товары. Цены на ремонт изделий, а также на реставрированные изделия должны строиться таким образом, чтобы обеспечивать выгодность ремонта, а также приобретения реставрированных изделий.
6. Соотношение цен на товары однократного потребления и длительного пользования. Цены на товары длительного пользования (автомобили, холодильники, музыкальные инструменты, телевизоры, радиоприёмники и т. д.) не могут определяться без учёта уровня цен на продовольственные и промышленные товары массового потребления.
При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен на продовольственные и промышленные товары массового потребления, тем более благоприятные условия создаются для реализации товаров длительного пользования.
Особенность государственной розничной цены состоит в том, что это единая цена. Денежные средства, получаемые трудящимися от своего государства и выражающие их долю в совокупном фонде потребления, имеют единую покупательную силу на организованном рынке. Единые цены устанавливаются: а) в пределах всего СССР (такие цены установлены по всем основным видам промышленных товаров и по ряду продовольственных товаров); б) в пределах пояса. По всем основным продовольственным товарам установлены 2—3 поясные цены. При установлении поясов учтена в основном разность в расходах по транспортировке продовольствия из районов заготовки в районы потребления. Как правило, цены ниже в основных сельскохозяйственных районах и выше в районах, покрывающих часть потребительского спроса за счёт ввоза продовольствия из других районов. При отнесении отдельных районов к поясу относительно пониженных цен (среднеазиатские республики) учтена необходимость стимулирования возделывания хлопка пониженными ценами на зерно.
По отдельным товарам, с учётом различий в транспортных расходах, установлены диференцированные розничные цены для городской и сельской торговой сети. При этом в некоторых случаях сельской потребительской кооперации, находящейся в пунктах, отдалённых от железных дорог и речных пристаней, разрешено сверх розничных цен взимать в строго ограниченных (размерах надбавки на покрытие авто-гужевых расходов по завозу товаров.
Как правило, по всем предметам потребления единые цены распространяются также и на внерыночных потребителей. При этом внерыночные потребители, получающие предметы потребления в порядке оптовых закупок, оплачивают их по розничным ценам за вычетом тортовых скидок. Исключение допущено только в отношении отдельных видов продовольственного сырья, отпуск которых для промышленного потребления производится по оптовым ценам предприятий (масло растительное для лакокрасочной промышленности, соль для рыбной и химической промышленности и др.).
Установление государственных розничных цен производится в следующем порядке:
1. По всем основным видам продовольствия и промышленных товаров массового потребления Советом Министров СССР устанавливаются розничные цены и размеры скидок на покрытие расходов торговли. Сосредоточение в руках правительства СССР дела утверждения государственных розничных цен на все основные виды товаров массового потребления объясняется тем, что эти цены определяют собой в решающей степени уровень реальной заработной платы рабочих и служащих и доходы крестьян, покупательную силу советского рубля.
2. На товары производства союзной и союзно-республиканской промышленности, не включённые в утверждённые правительством СССР прейскуранты, оптовые и розничные цены устанавливаются Министерством торговли СССР по согласованию с соответствующими министерствами-поставщиками или по их поручению местными органами. Министерству торговли СССР разрешено также утверждать по представлению соответствующих министерств - потребителей розничные цены на новые виды предметов потребления, относящиеся к товарным группам, предусмотренные действующими прейскурантами. При этом цены на новые виды предметов потребления устанавливаются исходя из уровня действующих цен на аналогичные изделия.
3. На остальные виды товаров производства республиканской и местной промышленности, ие включённые в
утверждённые правительством СССР прейскуранты, оптовые цены устанавливаются соответственно — Советами
Министров союзных республик, Советами Министров АССР, исполкомами краевых (областных) Советов, а также Советов городов республиканского подчинения.
При этом розничные цены образуются путём присоединения к оптовым ценам торговых накидок в местах реализации этих товаров.
Советское законодательство гарантирует устойчивость государственных розничных цен. Министерства и местные органы не имеют права повышения цен даже по той продукции, цены на которую они первоначально устанавливают.