Тарифы на грузовые перевозки речного флота отличаются от тарифов железнодорожного транспорта прежде всего большей диференциацией. Диференциация тарифов проведена не только в зависимости от рода грузов, скорости перевозок и расстояния, но также в зависимости от того, каким речным путём осуществляются перевозки, а также от вида перевозок.
Для определения платы все речные пути, по которым производятся перевозки, сгруппированы в 5 классификаций, отличающихся уровнем тарифов. В результате в пределах одного и того же пароходства могут действовать на различных участках пути несколько различных тарифов. Например, в Северо-Западном пароходстве линия Ленинград — Выборг относится ко второй классификации, протяжение между пунктами Выборгского причала — к третьей классификации, протяжение между остальными пристанями пароходства — к первой классификации.
Диференциация тарифов в зависимости от места и направления перевозок имеет своим основанием существую-.щие резкие различия в условиях перевозок на отдельных реках и участках рек, что находит своё отражение на уровне себестоимости. Однако при такой диференциации в пределах даже одного и того же пароходства крайне усложняется порядок расчёта за общее расстояние перевозок. Поэтому введение большего единообразия в системе речных тарифов несомненно является важной задачей.
Диференциация тарифов на речные перевозки в зависимости от вида перевозок связана с тем, что на речном транспорте существуют различные способы доставки грузов: а) перевозка сухогрузов на судах; б) перевозка нефтяных грузов наливом; в) буксировка плотов; г) буксировка судов.
При этом себестоимость речных перевозок в зависимости от способа доставки грузов существенно различна. Так, себестоимость перевозок нефтяных грузов наливом, а также перевозки лесных грузов в плотах значительно ниже себестоимости перевозок этих же грузов на железнодорожном транспорте. Что касается себестоимости перевозок сухогрузов на судах, то в целом она не отличается существенно от себестоимости железнодорожных перевозок, а на ряде направлений даже превышает её.
Действующее тарифное руководство речного флота предусматривает, таким образом, различные тарифы для каждого из перечисленных способов перевозки грузов.
Кроме того, тарифы разделяются на:
а) основные тарифы;
б) исключительные тарифы, применение которых ограничено некоторыми грузами, определённым участком пути или определённым районом действия;
в) местные тарифы (устанавливаются Министерством морского и речного флота по согласованию с исполкомами местных Советов) на перевозку грузов по местным рекам.
Построение тарифов по сухогрузам, перевозимым на судах, производится следующим образом. Отдельные виды грузов, входящие в ту или иную товарную группу, подразделены на позиции.
Тарифы в зависимости от уровня разбиты на 26 тарифных классов, при этом наиболее высокий по уровню тарифов— 1-й класс и наиболее низкий — 26-й класс.
Диференциация речных тарифов в зависимости от расстояний перевозок имеет одну важную особенность по сравнению с железнодорожным транспортом. Если в отношении железнодорожного транспорта задача состоит в ограничении дальности перевозок, то на речном транспорте, наоборот, существенное значение имеет максимальное привлечение дальних грузов, увеличение дальности перевозок. Поэтому типичным для тарифов речного флота является последовательное снижение платы за перевозку 1 т/км грузов по мере увеличения дальности перевозок.
Тарифы на перевозку грузов морским транспортом имеют следующие отличия от тарифов речного флота:
а) диференциация тарифов в зависимости от способа перевозок предусматривает особые тарифы для сухогрузных и нефтеналивных пароходств; плата за буксировку плотов исчисляется исходя из тарифов за перевозку грузов на судах с соответствующей скидкой;
б) диференциация тарифов в зависимости от того, в пределах каких пароходств осуществляются перевозки, предусматривает существование двух классификаций вместо пяти на речном транспорте: Азовское, Каспийское, Сочинское, Черноморское пароходства относятся к классификации № 1, остальные пароходства — к классификации № 2. В пределах одного и того же пароходства не существует, как это имеет место на речном транспорте, различных тарифов;
в) количество тарифных классов на морском флоте, принято 21 вместо 26 на речном флоте;
г) значительно упрощено по сравнению с речным флотом взимание платы за погрузочно-разгрузочные работы; вместо диференцированных расценок за отдельные операции, как на речном транспорте, на морском транспорте применяются аккордные ставки за тонну груза.