Государственные заготовительные цены


Экономический оборот продукции сельского хозяйства в современных условиях имеет своей основой развитие социалистического производства в двух основных формах: государственной (общенародной) и колхозно-групповой. Промышленные предприятия, в том числе предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственное сырьё, а также изготовляющие орудия производства и потребительскую продукцию для деревни, за исключением некоторого числа кооперативных предприятий, составляют общенародную собственность; их продукцией полновластно распоряжается государство, распределяя её в соответствии с потребностями материальной жизни общества.
Что касается сельского хозяйства, то основная часть его продукции производится в колхозах. Колхоз же, как известно, есть предприятие необычное. Колхоз работает на земле, являющейся общенародной собственностью. Он осуществляет свою производственную деятельность при помощи основных орудий производства, также представляющих общенародную собственность. По мере укрепления общественного хозяйства и роста технического прогресса в колхозном производстве всё большая часть работ, выполняемых в колхозах, осуществляется при помощи орудий производства, сосредоточенных в государственных машинно-тракторных станциях (МТС). Вместе с тем колхоз является групповым, кооперативным предприятием. Ему принадлежит часть средств производства: семена, которые ежегодно возобновляются и идут в производство, рабочий и продуктивный скот. Он пользуется трудом своих членов и оплачивает их труд за счёт доходов, распределяя эти доходы по трудодням.
Поскольку колхоз осуществляет производство трудом своих членов и за свой счёт, результаты производства -продукция непосредственно принадлежит колхозу и может быть вовлечена в общегосударственный оборот лишь путём обмена её на продукцию государственных предприятий. Отсюда необходимость в использовании товарно-денежной формы связи между колхозами и государственной промышленностью.
Однако товарное обращение не является единственной, универсальной формой экономического оборота продуктов колхозного производства. Наличие государственной собственности на основные средства производства и действие закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства не могут не вести к известному ограничению сферы действия товарного обращения в обороте продукции колхозов.
Участие государственных машинно-тракторных станций в производственном процессе колхозов предполагает прямое возмещение связанных с этим затрат государства в форме натуральной оплаты колхозами услуг МТС. Продукция, поступающая государству в порядке возмещения производственных затрат МТС, не принимает внешнего облика товара, здесь имеет место взаимный обмен деятельностью, не опосредствуемой товарно-денежными отношениями.
Экономический оборот сельскохозяйственного сырья между колхозами и государственной промышленностью опосредствуется товарно-денежными отношениями (контрактация сырья по государственным ценам). Однако он основан не на свободной игре спроса и предложения, а на твёрдо установленных планом размерах производства сельскохозяйственного сырья. Поставки последнего непосредственно включены в систему государственного планирования и служат материальным обоснованием плана производства предметов потребления и плана товарооборота. Также непосредственно включены в систему государственного планирования обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов.
Система обязательных поставок исходит из того факта, что колхозы работают на принадлежащей государству земле и при огромной производственной помощи государства. Это является основанием для установления таких отношений между государством и колхозами в экономическом обороте потребительской продукции колхозов, при которых одновременно обеспечивается прочная, устойчивая база продовольственного снабжения населения и создаются стимулы непрерывного роста и совершенствования колхозного производства. Обязательные поставки определяются в виде твёрдых норм на гектар закреплённой за колхозами земельной площади.
Они охватывают только известную часть потребительской продукции колхозов и предполагают, что все излишки этой продукции после выполнения обязательств перед государством остаются в полном распоряжении колхозов. «Все излишки хлеба после выполнения обязательств по сдаче зерна и риса государству остаются в полном распоряжении колхозов, колхозников и единоличников». Колхозы распоряжаются этими излишками по своему усмотрению, руководствуясь Уставом сельскохозяйственной артели.
Примерный Устав сельскохозяйственной артели предусматривает следующий порядок распределения колхозной продукции, остающейся в распоряжении колхозов после выполнения обязательств перед государством по поставкам и возврату семенных ссуд и уплаты натурой за работу МТС.
Прежде всего артель образует общественные фонды (семенной, кормовой и др.). Далее, артель выделяет в размерах, определяемых общим собранием членов артели, часть продуктов для продажи кооперации (или государственным органам) и на рынке. Всю остальную массу урожая и продуктов животноводства артель распределяет между своими членами по трудодням. Таким образом, закон об обязательных поставках и Устав сельскохозяйственной артели предполагают право колхозов на продажу товарных излишков, остающихся после выполнения обязательств перед государством, кооперации (или государственным органам) и на рынке.
Продажа указанных товарных излишков осуществляется на основе свободной купли-продажи. При этом потребительская кооперация (или производящая закупки государственная организация) ограничена в своих закупках уровнем предельных закупочных цен. Колхозы же решают вопрос о желательности и размерах продажи товарных излишков по своему усмотрению, с учётом своих экономических выгод.
Следовательно, экономический оборот колхозной продукции осуществляется в различных формах:
1) в форме возмещения производственных затрат государственных предприятий, обслуживающих колхозное производство (натуроплата МТС);
2) в форме обязательных поставок государству сельскохозяйственных продуктов;
3) в форме поставок колхозами сельскохозяйственного сырья государству в порядке контрактации;
4) в форме свободной продажи товарных излишков кооперации (или государственным организациям) и на рынке.
В экономических отношениях между государственной промышленностью и колхозами, опосредствующихся оборотом колхозной продукции, Советское государство учитывает необходимость обязательного соблюдения принципа материальной заинтересованности колхозов и колхозников в развитии и совершенствовании колхозного производства.
Принцип материальной заинтересованности каждого предприятия и каждого работника в результатах своего труда является одним из коренных принципов социалистического хозяйствования. Социалистическое общество устанавливает прямую зависимость между результатами труда каждого работника и его долей в совокупном фонде потребления и тем самым создаёт условия личной материальной заинтересованности работника в повышении производительности его труда. Совмещая, таким образом, индивидуальные интересы с интересами общественными, социалистическое общество превращает личную материальную заинтересованность в могучую движущую силу общественного производства.
В. И. Ленин в статье «К четырехлетней годовщине Октябрьской революции» указывал, что подготовить пере-од к коммунизму можно «не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчете...».
Выступая с докладом на II Всероссийском съезде политпросветов, В. И. Ленин вновь указывал: «...надо построить всякую крупную отрасль народного хозяйства на личной заинтересованности».
Если принцип материальной заинтересованности работников в результатах своего труда представляет собой один из коренных принципов социалистического хозяйствования, то он не может не найти последовательного своего выражения в экономических отношениях между двумя родственными классами социалистического общества — рабочим классом и крестьянством, союз между которыми служит прочной основой социалистического государства рабочих и крестьян.
Практика социалистического строительства в СССР свидетельствует, что строгое соблюдение этого принципа социалистического хозяйствования является могучим двигателем в развитии сельскохозяйственного производства. Вместе с тем в тех областях сельского хозяйства, где нарушается принцип материальной заинтересованности колхозов и колхозников в результатах своего труда, это неизбежно приводит к отставанию в развитии сельскохозяйственного производства.
Социалистическое государство использует в интересах осуществления социалистического хозяйствования закон стоимости, форму стоимости. Это проявляется:
во-первых, в необходимости учёта при образовании цен на сельскохозяйственные продукты возмещения затрат колхозов «а их производство: сумма всех доходов колхозов как в денежной, так и в натуральной форме должна возмещать в целом их затраты на производство, обеспечивать условия накопления в колхозах и прогрессивное увеличение доходов колхозников от общественного хозяйства;
во-вторых, в необходимости обеспечения соотношений в ценах на различные виды сельскохозяйственной продукции с учётом различий в затратах труда на их производство;
в-третьих, в необходимости во всех случаях, когда заготовка сельскохозяйственных продуктов осуществляется на условиях встречной продажи государством товаров («отоваривание»), установления ценностных соотношений между взаимообмениваемыми продуктами, отвечающих соотношениям между ними по затратам труда.
При этом вопросы заготовительных цен нельзя рассматривать вне связи с осуществлением политики последовательного снижения государственных розничных цен на товары народного потребления.
Установление заготовительных цен на сельскохозяйственные продукты и сырьё на таком уровне, при котором сделалось бы невозможным снижение государственных розничных цен на товары народного потребления, не отвечало бы коренным интересам народа.
В соответствии с различными формами экономического оборота сельскохозяйственной продукции в экономике СССР существуют следующие виды заготовительных цен на сельскохозяйственные продукты и сырьё, поставляемые и продаваемые государству:
заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию, поставляемую государству в порядке обязательных поставок;
заготовительные цены на сельскохозяйственное сырьё, поставляемое государству в порядке контрактации;
закупочные цены на сельскохозяйственные продукты, закупаемые у колхозов и колхозников после выполнения ими обязательств перед государством.
Образование заготовительных цен и роль закона стоимости в этом деле имеют существенные отличия при различных формах экономического оборота продукции колхозного производства. Как уже отмечалось в первой главе, закон стоимости не оказывает регулирующего воздействия на образование цен на сельскохозяйственное сырьё, но является одним из факторов этого дела. В силу национализации промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья и сосредоточения в руках государства основных орудий по производству этого сырья в колхозах сельскохозяйственное сырьё не может продаваться любому покупателю. Единственным потребителем сельскохозяйственного сырья является государственная промышленность. Поэтому заготовительные цены на сельскохозяйственное сырьё, а также другие формы возмещения затрат на производство, применяемые при заготовках этого сырья («отоваривание»), целиком определяют валовые доходы и условия расширенного воспроизводства в колхозах, специализированных на производстве сельскохозяйственного сырья.
Иначе обстоит дело с потребительской продукцией колхозов, поступающей в распоряжение государства в порядке обязательных поставок. Система обязательных поставок предполагает, что в распоряжение государства поступает только часть произведённой колхозами продукции. Основная масса продукции остаётся после выполнения] обязательств перед государством и натуральной оплаты работ МТС в распоряжении колхозов, распределяется в основном по трудодням и в значительных количествах продаётся кооперации (или государственным организациям) и на рынке. Необходимость возмещения общественно-необходимых затрат колхозов, стоимости созданной их трудом продукции, осуществляется в отношении всей массы произведённой продукции, включая и ту, которая потребляется в пределах колхозов, а также продаётся по более высоким ценам потребительской кооперации (или государственным организациям) и на рынке. Поэтому заготовительные цены на продукцию, поступающую в распоряжение государства в порядке обязательных поставок, не определяют и не могут определять при современных условиях всех доходов колхозов от производства этой продукции.
Величина доходов колхозов от сдачи-продажи продукции, по которой существует система обязательных поставок, определяется не только уровнем заготовительных цен, но в решающей степени также тем, какая часть из всей произведённой колхозами продукции поступает государству по обязательным поставкам, а какая остаётся в распоряжении колхозов и может быть использована по их усмотрению, в там числе продана по более высоким закупочным ценам, а также на рынке.
Очевидно, что чем больший удельный вес во всей произведённой колхозами продукции той или иной отрасли сельскохозяйственного производства составляют обязательные поставки, тем больше доходы колхозов непосредственно определяются уровнем заготовительных цен по обязательным поставкам, и наоборот. Вот почему, например, при повышении заготовительных цен на ряд сельскохозяйственных продуктов, проведённом в сентябре 1953 г., вопрос об увеличении доходов колхозного производства был решён по-разному применительно к продукции животноводства, с одной стороны, и к картофелю и овощам — с другой.
По производству мяса, объём обязательных поставок которого с учётом интересов народного потребления был увеличен, рост доходов колхозов был обеспечен путём резкого повышения заготовительных цен и одновременного подтягивания закупочных цен. Что касается картофеля и овощей, то здесь при сложившихся розничных ценах нельзя было пойти на столь значительное повышение заготовительных цен.
Рост доходов колхозов в этих условиях был обеспечен помимо повышения заготовительных цен путём сокращения объёма обязательных поставок. Тем самым была увеличена доля продукции, которая может быть продана по более высоким закупочным ценам, а также на рынке.
Поскольку потребительская продукция колхозов, продаваемая кооперации и государственным организациям, включается в товарное обращение, образование цен на эту продукцию осуществляется при регулирующем воздействии, конечно, в известных пределах, закона стоимости. В отличие от колхозного рынка закупочные цены не складываются стихийно на основе спроса и предложения, а устанавливаются государством. Однако при установлении этих цен государство считается с необходимостью создания условий экономической выгодности продажи продуктов кооперации (или государственным организациям). Для закупочных цен, очевидно, не безразлично, как изменяется уровень цен на колхозном рынке. Чем ниже уровень рыночных цен, тем больше укрепляются у колхозов материальные стимулы к продаже продукции кооперации (или государственным организациям). В целом уровень закупочных цен ниже рыночных цен. И если при существенном различии в ценах кооперация и государственные организации имеют возможность производить значительных paзмерах закупки сельскохозяйственных продуктов, то это объясняется тем, что:
1) закупки крупных партий продукции колхозов освобождают последние от значительных транспортных и торговых расходов, не говоря уже о том, что они приводят k большой экономии в рабочей силе, отвлекаемой обычно для колхозной торговли;
2) закупки сельскохозяйственной продукции сочетаются с выгодной для колхозов встречной торговлей товарами, необходимыми для их производственных и бытовых нужд (автомашины, строительные материалы, корма и др.).
Переходим к изложению вопросов построения заготовительных цен на продукцию, сдаваемую в порядке контрактации и обязательных поставок.
Практика показывает, что принцип материальной заинтересованности колхозов в развитии колхозного производства наиболее последовательно и успешно применяется в отраслях, производящих сельскохозяйственное сырьё,, поставляемое в порядке контрактации (хлопок, сахарная свёкла, чай, виноград и др.), и это обстоятельство в решающей степени определило высокие темпы развития этих отраслей сельского хозяйства.
Материальная заинтересованность колхозов в производстве хлопка и других технических культур обеспечивается прежде всего высоким уровнем основных заготовительных цен, обеспечивающих возмещение издержек колхозного производства.
Далее, особенностью заготовительных цен по этим культурам является применение премий-надбавок, прогрессивно возрастающих по мере увеличения урожайности и размеров поставок продукции с гектара. Эта система премий-надбавок была впервые введена по хлопку в 1935 г. и после успешного её применения была распространена на остальные технические культуры.
Сущность этой системы состоит в прогрессивном росте выручки колхозов по мере увеличения поставок сельскохозяйственного сырья государству. Применение системы премий-надбавок оказало исключительно эффективное влияние на выполнение планов поставки хлопка государству. Если в 1934 г. сбор хлопка по СССР составлял всего 12 млн. ц, то в 1936 г. он составлял уже 24 млн. За два года сбор хлопка удвоился). В последующие годы урожайность и валовой сбор хлопка продолжали безостановочно расти. Успешность применения системы премий-надбавок привела к тому, что она была распространена на все виды сельскохозяйственного сырья. Так, по хлопку советских сортов применяется следующая шкала премий-надбавок для поливных районов: при плане сдачи хлопка-сырца не свыше 6 ц с гектара за каждый центнер, сданный сверх плана, выдаётся надбавка к основной заготовительной цене в размере 50%; при плане сдачи хлопка-сырца больше 6 ц, но не свыше 10 ц с гектара за каждый центнер, сданный сверх плана, выдаётся надбавка к основной заготовительной цене в размере 100%; при плане сдачи хлопка-сырца больше 10 ц, но не свыше 15 ц с гектара за каждый центнер, сданный сверх плана, выдаётся надбавка к основной заготовительной цене в размере 150%. Этот же размер надбавок выплачивается колхозам при плане сдачи хлопка-сырца с одного гектара свыше 15 ц за каждый центнер, сданный сверх 15 ц в пределах утверждённого плана; при плане сдачи хлопка-сырца свыше 15 ц с гектара за каждый центнер, сданный сверх плана, выдаётся надбавка к основной заготовительной цене в размере 200%.
По сахарной свёкле, поставляемой государственной промышленности, также предусматривается выплата премий, прогрессивно возрастающих в зависимости от увеличения сдачи свёклы государству. Так, в старых районах свеклосеяния при плане сдачи свёклы сверх 120 ц с гектара за свёклу, сданную сверх 80 ц до 100 ц с гектара, премии выплачиваются в размере 100% к основной цене; за свёклу, сданную сверх 100 ц до 120 ц с гектара,—в размере 200% к основной цене, а за свёклу, сданную сверх 120 ц- с гектара, —в размере 300%.
По табакам применяется следующая шкала прогрессивных премий-надбавок: при превышении плана контрактации до 25% премии-надбавки выплачиваются в размере 100%, а при превышении плана сверх 25% —в размере 150% за всё количество, сданное сверх плана. Кроме того, в отдельных районах табаководства применяется выплата премий в размере 50% при сдаче табака в пределах плана, но не ниже установленного количества центнеров с одного гектара.
По льну-долгунцу в основных районах льноводства применяются следующие премии-надбавки: при плане контрактации до 100 кг с гектара за всё сданное количество сверх плана выплачивается премия-надбавка в размере 150%; при плане контрактации сверх 100 кг с гектара, но не выше 150 кг за всё количество сверх 100 кг выплачивается премия-надбавка в размере 100%, а за сверхплановую сдачу — в размере 200%; при плане контрактации свыше 150 кг с гектара, но не более 200 кг за всё количество, сданное сверх 100 кг, выплачивается премия-надбавка в размере 100%, а за сверхплановую продукцию — 250% ; при плане контрактации свыше 200 кг с гектара за всё количество, сданное сверх 100 кг, выплачивается премия-надбавка в размере 100%, а за сверхплановую сдачу — в размере 300 %.
Особенностью системы заготовок сельскохозяйственного сырья является также то, что возмещение затрат колхозов при поставке этого сырья производится не только в форме денежной оплаты, но и путём отпуска колхозам продуктов государственной промышленности на льготных условиях. Преимущества, возникающие для колхозов в связи с применением такой системы, заключаются:
1) в гарантированном, преимущественном снабжения колхозов наиболее необходимой для них промышленной продукцией, а также отдельными видами сельскохозяйственных продуктов из централизованных государственных ресурсов;
2) в продаже государством этой промышленной продукции колхозам по более низким ценам, чем те, что действуют для всех покупателей в государственной и кооперативной торговле. Так, колхозы основных свекловичных районов получают от государственной сахарной промышленности за сахарную свёклу, сданную в пределах установленного плана контрактации и натуроплаты за работы МТС, сверх заготовительной цены сахар по цене, составляющей примерно 40% от розничной цены I пояса, и жом — бесплатно. За свёклу, сданную сверх плана, норма выдачи сахара прогрессивно возрастает.
Колхозы хлопковых районов получают сверх заготовительных цен за каждую тонну сданного хлопка-сырца советских средневолокнистых сортов 350 кг (а при сдаче советских тонковолокнистых сортов — 500 кг) пшеницы по оптовой цене, которая ниже действующей розничной цены.
Льноводческие колхозы за каждый центнер льноволокна (средний № 10), тресты (средний № 1) и семян льна-долгунца, сданный в счёт плана контрактации и натуроплаты МТС, получают от заготовительных организаций сверх заготовительной цены пшеницу в количествах соответственно 150, 20 и 60 кг по оптовой цене, которая ниже действующей е этих областях розничной цены. При этом сдатчики льносемян сверх того получают за каждый центнер льносемян 3 кг растительного масла по цене, составляющей примерно 40% от действующей розничной цены в этих областях, и 15 кг жмыха по цене, составляющей примерно 65% от розничной цены в этих областях.
Таким образом, действующая система заготовительных цен и встречной продажи продуктов государственной промышленности («отоваривание») предусматривает особо выгодные условия для колхозов, поставляющих по контрактационным договорам сельскохозяйственное сырьё государству.
Это находит в конечном счёте своё выражение в высоком уровне доходности колхозов, возделывающих технические культуры. Имеющиеся расчёты, приведённые в докладе секретаря Центрального Комитета КПСС т. Хрущева на сентябрьском Пленуме ЦК 1953 г., показывают, что выручка колхозов от сдачи хлопка государству составляет в расчёте на один затраченный под эту культуру трудодень — по республикам Средней Азии от 17 до 36 руб., а в целом по СССР по всем техническим культурам примерно 18 руб.
Вместе с тем по ряду важнейших видов потребительской продукции, сдаваемых колхозами в порядке обязательных поставок, заготовительные цены не обеспечивали нормальных доходов, К таким видам продукции относились до последнего времени продукты животноводства, картофель и овощи. По расчётам, о которых говорилось выше, выручка на один трудодень, затраченный в животноводстве, составляла в среднем по СССР только 5 руб., а в УССР немногим более 4 руб., т. е. была примерно в 2—2,5 раза меньше доходов от зерновых культур и в 3,5—4 раза меньше доходов от технических культур. Эти расчёты свидетельствуют о том, что животноводство оказалось в невыгодном по сравнению с другими отраслями сельского хозяйства экономическом положении. Так же примерно обстояло дело с картофелем и овощами. Следовательно, принцип материальной заинтересованности работников в результатах своего труда, успешно применяемый в производстве хлопка, сахарной свёклы, чая и ряда Других технических культур, не проводился применительно к животноводству, а также к производству картофеля и овощей. Это обстоятельство не могло не привести к торможению развития таких важнейших отраслей сельскохозяйственного производства.
Как отмечается в постановлении сентябрьского Пленума ЦК КПСС (1953 г.), отставание в развитии животноводства, а также в развитии производства овощей и картофеля в значительной мере явилось результатом недостаточного материального поощрения развития этих отраслей сельского хозяйства.
Как могло случиться, что заготовительные цены по обязательным поставкам продуктов животноводства, картофеля и овощей оказались в явном несоответствии с одним из коренных принципов социалистического хозяйствования и превратились в тормоз развития таких важнейших отраслей сельского хозяйства? Заготовительные цены на продукты животноводства, картофель и овощи были установлены более 20 лет тому назад, исходя из действовавших в то время заготовительных цен на хлеб и с учётом нормальных для того времени ценностных соотношений между хлебом и другими продуктами.
Однако на протяжении всего этого периода с момента установления заготовительных цен условия производства и заготовок продукции животноводства, картофеля и овощей, с одной стороны, и хлеба, с другой стороны, изменились различным образом. По зерновым культурам осуществлена механизация всех основных процессов труда. В 1952 г. были достигнуты следующие уровни механизации работ в производстве зерновых культур: по севу зерновых — 87%; по уборке зерновых комбайнами — 70; по подъёму пара — 96; по подъёму зяби — 97%. В результате механизации труда резко снизились затраты труда, а следовательно, и стоимость производства зерна в колхозах. В то же время в производстве картофеля и овощей ещё не осуществлена механизация основных процессов труда. Например, работы по посадке картофеля были механизированы в 1952 г. всего лишь на 14%, а работы по уборке картофеля — менее чем на 6%.
Животноводство также осталось отраслью с явным преобладанием ручного труда. Отсюда следует, что заготовительные цены на продукты животноводства, картофель и овощи, установленные более чем 20 лет тому назад, перестали отражать реальные стоимостные отношения в сельском хозяйстве и оказались тем самым несправедливыми в отношении колхозов, производящих эти виды продукции.
Следует также учесть, что условия заготовок продуктов животноводства существенно изменились в сравнении с тем временем, когда на эти продукты были установлены заготовительные цены. Если в момент установления заготовительных цен общественное животноводство колхозов не играло существенной роли в образовании государственных ресурсов мяса и молочных продуктов, то в настоящее время оно является основным источником государственных ресурсов животноводческих продуктов. Заметно вырос за эти годы удельный вес обязательных поставок во всей животноводческой продукции колхозов.
Заготовительные цены, поскольку они не отражали происшедших изменений в условиях заготовок продуктов животноводства, не могли не привести к ослаблению экономических стимулов у колхозов и колхозников к развитию животноводства. Учитывая важное значение заготовительных цен как экономического стимула роста урожайности сельскохозяйственных культур и развития животноводства, Совет Министров СССР и Президиум Центрального Комитета партии признали необходимым поправить действующие заготовительные цены на продукты животноводства, картофель и овощи. Заготовительные цены на скот и птицу, сдаваемые государству в порядке обязательных поставок, были повышены со второго полугодия 1953 года более чем в 5,5 раза, на молоко и масло — в 2 раза, на картофель — в 2,5 раза и на овощи -в среднем на 25—40 %.
Наряду с прямым повышением заготовительных цен был осуществлён ряд мер дополнительного материального стимулирования сельскохозяйственного производства. Так, по примеру стимулирования, применяемого по техническим культурам, введена продажа зерна с государственных складов колхозам пригородных районов Москвы, Ленинграда и городов Донбасса, а также колхозам других районов, специализированным на производстве картофеля и овощей, по единым розничным поясным ценам со скидкой в размере 40%, из расчёта 1 ц зерна за каждые 10 ц картофеля и овощей, сданных в счёт обязательных поставок и натуроплаты за работы МТС, а в районах Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья и Крымской области — из расчёта 1 ц зерна за каждые 5 ц картофеля и овощей.
Вместе с тем введены льготные условия снабжения колхозов минеральными удобрениями под картофель и овощи. Минеральные удобрения под посевы этих культур в 1953 и 1954 гг. отпускаются колхозам в кредит с последующей оплатой натурой из урожая текущего года картофеля или одной из овощных культур.
Государство приняло на себя расходы по доставке овощей и картофеля: на заготовительные пункты, которые ранее относились за счёт колхозов. При перевозке овощей и картофеля транспортом колхозов или привлечённым транспортом эти услуги оплачиваются заготовительными организациями по единым тарифам автомобильного транспорта. Одновременно с этим введён порядок отпуска транспорту колхозов я привлечённому транспорту, занятым перевозкой картофеля и овощей на заготовительные пункты, бензина и смазочных масел по оптово-отпускным ценам, а не по розничным ценам, как имело место раньше.
Докладывая на Пленуме ЦК КПСС о мероприятиях, проведённых Советским правительством и Центральным Комитетом партии в интересах усиления материальной заинтересованности колхозов и колхозников в дальнейшем подъёме сельского хозяйства, т. Хрущев указал, что эти мероприятия надо правильно экономически оценить. Их важность и необходимость в настоящее время очевидны. Но они не определяют главного пути развития колхозного производства.
Характерной особенностью экономики социалистического общества является систематическое снижение цен на товары народного потребления. Линия на снижение цен на предметы народного потребления будет неуклонно проводиться и впредь. А это предполагает устойчивость заготовительных цен на сельскохозяйственные продукты. Вот почему, после того как в результате произведённого исправления заготовительных цен укреплены экономические стимулы роста животноводства, производства картофеля и овощей, главный путь дальнейшего мощного подъёма всех отраслей сельского хозяйства состоит в повышении уровня колхозного производства, увеличении производительности труда, снижении затрат на единицу производимой продукции. Новые заготовительные цены в условиях систематического снижения государственных розничных цен и непрерывного увеличения валовой и товарной продукции сельского хозяйства обеспечивают крутой подъём доходов колхозов и колхозников. Определение государственных закупочных цен осуществляется при неуклонном соблюдении политики снижения государственных розничных цен на предметы народного потребления. Это означает, что закупочные цены должны обеспечивать возможность реализации закупленных государственными организациями и потребительской кооперацией сельскохозяйственных продуктов без убытка по государственным розничным ценам. Вместе с тем они должны учитывать перспективу снижения государственных розничных цен на сельскохозяйственные продукты.
Новое в области системы закупок и закупочных цен сельскохозяйственных продуктов состоит в следующем.
Во-первых, в порядке оказания) помощи колхозам в реализации товарных излишков потребительской продукции, остающихся у колхозов и колхозников после выполнения ими обязательств перед государством, значительно расширены государственные и кооперативные закупки сельскохозяйственных продуктов по закупочным ценам.
Во-вторых, осуществляется переход от ныне действующего порядка закупок к контрактации, которая позволяет государству заранее планировать количество продукции, поступающей сверх обязательных поставок, а колхозам и колхозникам — иметь гарантированный сбыт продукции и пользоваться рядом преимуществ, связанных с проведением контрактации (право на получение денежных авансов и на приобретение необходимых промышленных товаров в порядке встречной их продажи). В-третьих, наряду с повышением заготовительных цен, несколько повышены закупочные цены на отдельные продукты животноводства: цены на мясо повышены в среднем на 30% и на молоко — на 50%.
В заключение рассмотрим вопросы использования заготовительных цен в интересах расширения сельскохозяйственного производства в новых районах, обеспечения экономически правильного сочетания отраслей сельского хозяйства в пределах каждого данного района, повышения качества сельскохозяйственного производства, а также организации поставок продукции в отдельные периоды года в соответствии с потребностями товарооборота.
Важное значение заготовительных цен состоит в том, что при правильном их построении, с учётом действия закона стоимости, они могут быть с успехом использованы в качестве мощного материального стимула к расширению сельскохозяйственной продукции в соответствии с государственным планом и улучшению её качества. Это относится, в частности, к новым районам развития отдельных сельскохозяйственных культур, где создаётся сырьевая база для отраслей перерабатывающей промышленности или же расширяется собственная база продовольственного снабжения крупных промышленных центров. В этих целях в новых районах освоения сельскохозяйственных культур заготовительные цены, а также другие виды экономического стимулирования устанавливаются на более высоком уровне, чем в старых районах. Например, заготовительные цены на сахарную свёклу, установленные в новых районах свеклосеяния, выше цен, существующих в старых районах (Украинская ССР, Курская и Воронежская области), в следующих размерах:

по Средней Азии, Закавказью, Поволжью на 40%
по Молдавской ССР и западным областям УССР................. » 60%
по Приморскому краю, Бурят-Монгольской АССР и Алтайскому краю....... в 2,2 раза
по Белорусской ССР, Литовской ССР и Латвийской ССР............. » 2,5—2,8 раза.

Вместе с тем нормы отпуска сахара в новых районах свеклосеяния на 100—350 г больше (на центнер сданной свёклы), чем в старых районах. Заготовительные цены на картофель, установленные для районов Дальнего Востока, превышают в 3—4 раза уровень цен на картофель, действующих в центральных областях РСФСР, по УССР и БССР.
На овощи, возделываемые в пригородных зонах крупных городов и промышленных центров, установлены поощрительные заготовительные цены, превышающие на 25—50% уровень заготовительных цен, установленных для других районов соответствующих областей. При этом со 2-го полугодия 1953 г. все районы Ленинградской, Московской, Сталинской и Ворошиловградской областей отнесены к пригородным зонам.
Экономическим основанием для определения более высокого уровня цен на сельскохозяйственные культуры в новых районах их возделывания, а также в пригородных зонах вокруг крупных промышленных центров является следующее:
1) заготовительные цены должны учесть повышенные первоначальные затраты на освоение сельскохозяйственных культур в новых районах;
2) внедрение тех или иных сельскохозяйственных культур в новые районы предполагает, что доходность по этим культурам не будет ниже доходности по другим сельскохозяйственным культурам, ранее освоенным в тех же районах;
3) в заготовительных ценах учитывается также получаемая государством экономия на транспортных расходах и от сокращения потерь при перевозках в результате приближения сельскохозяйственных баз к центрам потребления продуктов и к пунктам промышленной переработки сельскохозяйственного сырья.
Заготовительные цены строятся с учётом стимулирования колхозов к всемерному повышению качества продукции. С этой целью предусмотрены следующие мероприятия:
1. По многим видам сельскохозяйственной продукции (хлопок, табак, чай, овощи, семечковые и косточковые плоды, шерсть и др.) установлены диференцированные цены по сортам.
Цены на отборный сорт хлопка в 3—4 раза выше цен на 6-й сорт. Цена на табак 1-го сорта примерно в 7 раз выше цены на табак 5-го сорта. Цена на чай 1-го сорта выше цены на чай 3-го сорта более чем в 3 раза.
2. На отдельные виды сельскохозяйственных продуктов (картофель, молоко и др.), идущих для промышленной переработки, заготовительные цены установлены в зависимости от содержания основного вещества. Так, по картофелю, используемому для производства спирта и крахмала, заготовительные цены установлены пропорционально процентному содержанию крахмала. По молоку заготовительная цена изменяется пропорционально содержанию жира. По винограду заготовительная цена изменяется в зависимости от сахаристости.
3. По зерну и маслосеменам, где стандартами не предусмотрено деление по сортам, действует система надбавок и скидок (бонификация и рефакция) в зависимости от качества сырья.
Очень важное значение в построении заготовительных цен имеет обеспечение правильных соотношений в ценах на различные виды сельскохозяйственной продукции в пределах одного и того же района (зоны). Определяющими при этом являются следующие моменты:
1. Уровень доходности по основной (для данного района или данной зоны) сельскохозяйственной продукции. Очевидно, для районов зернового хозяйства определяющим будет уровень доходности по зерну, для районов Средней Азии — уровень доходности по хлопку. Цены на все остальные виды продукции определяются таким образом, чтобы обеспечить максимальное стимулирование основного вида продукции.
2. Соотношение доходности и трудоёмкости возделывания отдельных сельскохозяйственных культур. При этом в качестве одного из критериев доходности принимается показатель чистого дохода на гектар посевной площади. Чистый доход подсчитывается как разность между всей суммой доходов от одного гектара посевов данной сельскохозяйственной культуры (денежные доходы от продажи продукции государству, кооперации и на рынке, доходы от натурального стимулирования, натуральное потребление продукции) и затратами — денежными и материальными, связанными с её возделыванием (расходы на семена и удобрения, содержание рабочего скота, амортизация инвентаря и др.). Трудоёмкость определяется в человеко-днях труда, затрачиваемого на один гектар посевной площади. Относительная доходность различных культур может быть выражена в виде показателя — чистый доход на один человеко-день затрат труда.
С учётом сезонности сельскохозяйственного производства, а также необходимости стимулирования поставок сельскохозяйственной продукции в соответствии с потребностями товарооборота по отдельным видам продукции установлены диференцированные цены по периодам года.
Так, закупочные цены на мясо предусматривают выплату сверх установленной цены денежной надбавки при продаже скота и птицы во II квартале в размере: 1 руб. за килограмм живого веса крупного рогатого скота и овец и 1 р. 50 к. за килограмм живого веса свиней и домашней птицы.
По молоку также предусмотрена выплата надбавки при продаже его в порядке государственных закупок в осенне-зимний период (с 1/Х по 1/V).
Заготовительные цены на яйца, сдаваемые по обязательным поставкам, диференцированы по периодам года. Если цены в апреле принять за 100, то в мае — июле они составят 75, в августе — сентябре — 100, в октябре - марте — 125.
Советское государство, как это было указано выше, устанавливает диференцированные заготовительные цены для отдельных сельскохозяйственных районов (поясов). При этом учитываются трудности освоения отдельных сельскохозяйственных культур в новых районах, а также различия в уровне урожайности, связанные с природными условиями. Однако даже в пределах одного и того же пояса заготовительных цен существуют резкие различия между колхозами в условиях возделывания сельскохозяйственной продукции: в естественном плодородии используемых ими земель; в местоположении колхозов по отношению к крупным промышленным центрам, транспортным путям и заготовительным пунктам; в эффективности добавочных вложений прошлого и живого труда в одну и ту же земельную площадь.
Поскольку потребности общества в сельскохозяйственных продуктах не могут быть обеспечены только за счёт лучших участков земли, Советское государство устанавливает размеры заготовок и заготовительные цены на продукцию сельского хозяйства с учётом необходимости возмещения издержек колхозов, работающих в относительно худших природных условиях. При этом у колхозов, работающих в относительно лучших условиях, возникают дополнительные доходы. Дополнительные доходы, возникающие в результате различий в естественном плодородии и местоположении разных земельных участков, образуют диференциальную ренту I. Дополнительные доходы, возникающие в результате различной эффективности добавочных вложений прошлого и живого труда в одну и ту же земельную площадь, образуют диференциальную ренту II.
Так как в СССР не существует частной земельной собственности, образующаяся в сельском хозяйстве диференциальная рента поступает государству и колхозам.

Вернуться в оглавление книги...